Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Якая спецыфіка адбору літаратуры для бібліятэк ВНУ?↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос формирования библиотечных фондов вузовских библиотек в силу того, что открываются новые направления в науке, новые специальности, утрачены привычные для библиотеки гарантии, предоставляемые государством, то есть финансирование и централизованное книгоснабжение, отсутствует стройная система книгоиздания и книгораспространения, а стало быть, и комплектование библиотек как система. Еще одна проблема, которую приходится решать библиотеке, — это комплектование в условиях перехода к рыночным отношениям, когда издательская информация становится коммерческой тайной. Особенностями отбора традиционных документов в настоящее время является то, что библиотеки су- жают круг материалов для приобретения, перекладывая ответственность за приобрете- ние некоторых материалов на другие библиотеки, архивы, информационные учрежде- ния. Тенденция к сокращению поступлений ведет к качественному ухудшению фондов, которое из-за определения тиража в соответствии с заказом делает невозможным до- укомплектование источником, который вовремя не был приобретен. Поэтому такие пропуски вряд ли когда-нибудь можно восполнить. Отсутствие перспективных темпла- нов сближает перспективное и текущее комплектование. Комплектаторы всегда сталкиваются с проблемой — чему отдавать предпоч- тение: качеству или спросу? Спрос на имеющиеся издания известен, а вот прогнозиро- вать спрос на отсутствующие нелегко. Библиотеки высших учебных заведений обеспе- чивают учебный процесс, но должны, кроме того, помогать научно-исследовательской работе преподавателей, аспирантов, докторантов и одновременно предоставлять неко- торые досуговые материалы студентам, преподавателям и сотрудникам учебного заве- дения. Следующая проблема, настигшая всех библиотечных работников — это информационный взрыв, который захлестывает общество, а библиотеки, стремясь обеспечить доступ к информации, сталкиваются с проблемами роста цен и нехватки площадей для хранения. К тому же новые носители информации требуют соответствующего оборудования. Участие в межбиблиотечной кооперации ведет к повышению уровня специализации фондов в рамках нестабильного финансирования. Следует помнить о дестабилизирующем характере влияния внешних факторов на состояние современного фондообразования. 3. Асаблівасці адбору дакументаў у фонд дзіцячай і юнацкай бібліятэцы? До 1995 г. комплектование библиотек педагогических колледжей осуществлялось из нескольких источников: · учебники общеобразовательной школы по бланку заказа на год библиотеки получали через учебно-методические кабинеты округа (по месту расположения колледжа); · учебно-методическую литературу для ссузов, справочную, художественную, общественно-политическую, научную и другую литературу заказывали по тематическим планам в магазине "Педагогическая книга"; · в коллекторе школьных библиотек (с 1993 г. в коллекторе массовых библиотек) зав. библиотеками собирались один раз в месяц на обзор и заказ новой литературы; · литературу, необходимую для учебного процесса, библиотеки могли покупать и по безналичному расчету в книжных магазинах Москвы ("Молодая гвардия", "Библио-Глобус", "Высшая школа", "Дом книги", "Новая школа", "Аккорд" и др.); · библиотеки имели возможность ежегодно выписывать до 100 наименований газет и журналов; специальные журналы и сборники документов - в нескольких экземплярах. Итак, школьные учебники библиотеки педколледжей получали через Московский комитет образования, другую литературу приобретали по безналичному расчету, выписывая счета, оплачиваемые централизованной бухгалтерией. С 1996 г. Московский комитет образования решил осуществлять комплектование библиотек педагогических колледжей централизованно. Что это означает? Библиотеки лишились права самостоятельно выписывать счета и приобретать литературу индивидуально. На двух (из 17) заведующих библиотеками педагогических колледжей практически возложили обязанности коллектора, не оговорив это ни в каких регламентирующих документах. В чем заключается эта работа? Один раз в год (в ноябре) централизованно собираются заказы со всех 17 колледжей, а двое заведующих библиотеками должны свести все заказы в единый и сдать главному специалисту Московского комитета образования. Затем эти же два человека должны проконтролировать выполнение заказа по всем колледжам и при наличии изменений внести их в общий заказ. На учебники для общеобразовательной школы выдаются бланк-заказы Московского комитета образования. В течение года АО "Московские учебники" развозит заказанную литературу по педагогическим колледжам. К сожалению, сюда не входят альтернативные учебники, методическая литература к учебникам и пособия для учителя, программы по общеобразовательным дисциплинам, а также рабочие тетради и демонстрационные материалы. Перечисленную литературу школы покупают за наличный расчет (на средства родителей) для каждого ученика индивидуально. У библиотек педколледжей такой возможности нет, но именно эта литература необходима студентам как будущим педагогам для полноценного овладения методикой преподавания школьных дисциплин. В связи с изменением учебных программ и введением новых дисциплин и специальностей в средних специальных педагогических учебных заведениях в 1990-х гг. назрела необходимость как в соответствующих новых учебниках, так и в замене старых учебных пособий по основным дисциплинам (психология, педагогика, анатомия и др.). Московский комитет образования заключил договор с издательским центром "Академия" на выпуск учебной литературы по новым программам. (Это было особенно актуально в связи с требованием Минобразования РФ обеспечивать учебные заведения учебниками с грифом министерства.) Библиотеки начали активно пополняться литературой, издаваемой ИЦ "Академия". Однако частично заказы составлялись на еще не изданную литературу, что вносило сбои в работу по комплектованию. Нередко библиотеки, не получив заказанную литературу вовремя, т.е. в течение года, заказывали ее повторно и в конце концов получали в двойном количестве. Централизованное комплектование через Московский комитет образования свело комплектование библиотек педагогических колледжей к одному издательству и лишило их возможности приобретать литературу, во-первых, в иных организациях (коллекторе, других издательствах) и во-вторых, конкретные издания, необходимые тому или иному педагогическому колледжу индивидуально. Здесь нужно оговориться. Бывший куратор педколледжей Л.В. Борикова пыталась индивидуально подойти к комплектованию их библиотек, но это не удалось, так как каждой библиотеке хотелось приобретать литературу в разных издательствах и в малых количествах. 4. Адбор ва ўмовах фінансавых цяжкасцей. Изменение социально-экономической ситуации в стране, политики книгоиздания и книгораспространения и как следствие сокращение потока зарубежных и отечественных изданий приводят к огромным и постоянно увеличивающимся пробелам в библиотечных фондах, банках и базах данных. Из-за недостаточного финансирования и отсутствия нормативных актов, касающихся формирования Бронированного фонда Президиума РАН, в котором хранятся издания Академии наук с 1728 г., под угрозой само существование уникального фонда РАН. Возможности хранилищ библиотек давно исчерпаны, они не могут вместить постоянно растущие фонды и тем более обеспечить им нормальный режим хранения и безопасности, соответствующий существующим стандартам. Практически во всех библиотеках отсутствуют условия для выполнения самых элементарных требований существующих нормативов. Как правило, хранилища библиотек расположены в малопригодных помещениях, зачастую находящихся в аварийном состоянии. Бронированный фонд Президиума РАН хранится в непригодных складских помещениях в Коломягах. Эта проблема существовала всегда. Так, в начале ХХ в. в отчете Академии наук за 1914 г., составленном исполнявшим в то время обязанности ученого секретаря академиком А.А. Шахматовым, указывалось: "Вся история академических изданий есть история постоянных странствований из одних, совершенно не отвечающих своему назначению помещений, в другие, "временные", кое-как приспособленные помещения" (Отчет о деятельности Академии наук за 1914 г. СПб., 1915. С. 428). Сегодня, в конце ХХ в. проблема все та же. Книгохранилища отдела биологической литературы БЕН РАН из-за постоянных аварий водопровода заражены грибком. В семи библиотечных подразделениях ИНИОН фонды хранятся в полуподвальных и подвальных помещениях. Часть фондов библиотеки Института мировой литературы из-за отсутствия помещения для его хранения передана в резервно-обменный фонд библиотеки ИНИОН, в том числе документы XIX в. Фонды складированы в ангаре вместе с изданиями, пораженными грибком и плесенью, что создает опасность их заражения при резких колебаниях температуры и влажности. Условия же хранения в этом ангаре определяются климатическими условиями внешней среды (в июле 1998 г. относительная влажность воздуха в помещении ангара достигала 67,8%). Помещения почти всех библиотек нуждаются в ремонте. Реальная загрузка многих хранилищ превышает нормативную. Резервные площади имеются только в научной библиотеке Уфимского научного Центра РАН и в библиотеке С.-Петербургского отделения Российского химического общества им. Д.И. Менделеева.
№4 Крыніцы і сродкі камплектавання БФ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.201 (0.008 с.) |