Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охарактеризуйте типы международных корпораций на основе культуросодержащих критериев.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Международные корпорации последней четверти XX в. являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Бурное развитие международных корпораций в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. К началу XXI в. в мире функционировало около 83 тыс. международных компаний. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний. Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Эксперты ООН, которая традиционно изучает деятельность международных корпораций, долгое время относили к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн долл., и филиалы более чем в шести странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует такой фактор, как размер процента ее продаж, товаров, реализуемых за пределами страны происхождения компании. В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Известный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти международные корпорации. Российскими экономистами предлагается другая классификация. 1) Транснациональные компании (ТНК) - национальные монополии с зарубежными активами. ТНК можно было бы определить как крупные финансово-промышленные, научно-технические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органичное сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом. ТНК начали свою деятельность с конца XIX в. и претерпели за этот продолжительный период значительную эволюцию. ТНК первого поколения действовали, как правило, в границах существующих тогда колониальных империй и были ориентированы прежде всего на выкачивание из них сырьевых ресурсов. ТНК второго поколения активизировались между двумя мировыми войнами, они специализировались прежде всего на производстве вооружений. Начиная с 60-х гг. обозначилось третье поколение ТНК, деятельность которых ориентирована на широкое использование достижений НТП для завоевания рынков сбыта. В 80-е гг. деятельность транснациональных компаний привела к тому, что были созданы экономические предпосылки формирования действительно международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала, рабочей силы и научно-технических услуг. Таким образом, стали зарождаться глобальные ТНК, т. е. ТНК четвертого поколения. 2) Многонациональные корпорации (МНК) - международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. К ним относятся фирмы, интернациональные как по капиталу, так и по среде их действия, т. е. капитал такой фирмы формируется за счет участия не менее двух стран. Вообще границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.
13 Назовите критерии сопоставления национальных моделей бизнеса в рамках сравнительных исследований международного бизнеса. В настоящее время выделяют 5 типов моделей предпринимательского бизнеса, которые применяются на национальных рынках различных стран. Примером инициативной модели предпринимательства являются Соединенные Штаты Америки. Принцип свободы и независимости всегда имел решающее значение для американских предпринимателей. Либеральное инициативное предпринимательство было и остается в США ключевым общественным идеалом деловых отношений. На протяжении веков американский бизнес развивался за счет инициативы самих предпринимателей при относительно незначительной роли государства в регулировании бизнеса. Государственная собственность была во все времена ограничена в США лишь учреждениями социального предназначения (больницы, образовательные учреждения). Именно в США родилась одна из наиболее известных сегодня научных экономических школ — монетаризм, в основе которой лежат представления о необходимости обеспечения предпринимателям максимально широкого «коридора независимости». В 30-е гг. прошлого века Америка в целях выхода из Великой депрессии (мирового экономического кризиса 1929-1932 гг.) согласилась на широкомасштабное государственное вмешательство в развитие предпринимательства, получившее название «нового курса президента Рузвельта». Однако и сегодня свобода и независимость предпринимателей продолжает почитаться в качестве основной ценности современной человеческой цивилизации. Монетаристские взгляды лежали в основе «рейганомики» — экономического курса президента Рональда Рейгана, который, по всеобщему признанию, обеспечил США невиданное экономическое процветание в 80-е гг. XX в. В настоящее время признаки инициативной модели предпринимательства можно наблюдать не только в США и Великобритании, но и в Канаде, большинстве стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Бразилия), некоторых государствах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Филиппины). Прямой противоположностью инициативной модели предпринимательства являются национальные модели бизнеса, важную направляющую роль в развитии которых, наряду с самими предпринимателями, играют органы государственной власти и управления. Такие системы имеют распространение, прежде всего, в ряде стран Западной Европы (Франция, Италия, Бельгия, Португалия). Их сущность можно выразить термином «дирижизм», вошедшим в лексикон благодаря популярным во Франции теориям благотворного государственного влияния на бизнес. Данная модель базируется на представлениях о том, что противоречия деловых интересов субъектов предпринимательства имеют непреодолимый характер, но их негативное влияние может быть успешно нивелировано при условии, что в национальной экономике мощно представлен государственный сектор. Такой сектор работает, прежде всего, на выполнение государственных заказов и заданий. Он является уравновешивающей силой для конкурентов — негосударственных предпринимателей и стабилизирует рынок труда, содействует занятости населения. Неслучайно многие флагманы современного предпринимательского бизнеса во Франции и в Италии имеют организационно-правовую форму государственных предприятий. Модель дирижизма не отвергает самостоятельности субъектов предпринимательского бизнеса, не отказывает им в праве на инициативу, активность и предприимчивость. Но главными достижениями современной предпринимательской цивилизации она полагает включение государства непосредственно в предпринимательскую деятельность, жесткость централизованного регулирования бизнеса, прежде всего в сфере налогообложения и контроля легализации подозрительных доходов, а также лояльность к властям и законопослушность предпринимателей. Третий тип национальной модели бизнеса представлен в государствах, тяготеющих к так называемой социальной рыночной экономике. Ее можно определить как модель социально ответственного бизнеса. Она возникла в послевоенной Федеративной Республике Германия, позднее получила распространение в Норвегии, Дании и Швеции. Ее главной особенностью является признание в качестве основного достижения современной цивилизации взаимной ответственности между субъектами предпринимательского бизнеса и обществом. Данная модель базируется не на выделении государственных предприятий в качестве приоритетных субъектов национального бизнеса, а на обеспечении всем предпринимателям наилучших возможностей проявления деловых способностей и талантов, при этом социально ответственный бизнес вынужден делиться доходами со всем обществом. Делается это с помощью налогообложения. Благодаря этому обеспечивается социальная стабильность в обществе. Четвертым типом национальной модели бизнеса является патерналистская модель сотрудничества в бизнесе. Ее родиной является Япония. Именно ей современная Япония обязана неправдоподобно высокими темпами экономического развития во второй половине XX в., ставшими основой так называемого «японского экономического чуда». Японские предпринимательские фирмы доминируют сегодня во многих областях современного мирового предпринимательства. В десятке ведущих коммерческих банков земного шара 8 мест уверенно держат японские банки. Особенностями национальной модели бизнеса по-японски являются: инициативное негосударственное предпринимательство, жесткая конкуренция, диверсификация деятельности крупных предпринимательских фирм с целью рассредоточения рисков, сотрудничество между предпринимателями-владельцами бизнеса, а также рабочими и служащими их компаний в деле достижения успехов; процветание родной фирмы объявляется важнейшей жизненной установкой, владельцы бизнеса принимают на себя обязательства по оказанию постоянного внимания своим сотрудникам, они заботятся об их благосостоянии, о повышении ими своей профессиональной квалификации, о здоровье и благополучии их детей, демонстрируя тем самым предпринимательский патернализм. Модель социалистической рыночной экономики получила развитие в Китайской Народной Республике (китайская модель бизнеса). Данная модель сочетает инициативное предпринимательство с политической монополией одной партии — Коммунистической партии Китая (КПК). Особенности современного бизнеса по-китайски: развитие совместного предпринимательства в крупном производственном бизнесе, поддержание особых экономических зон на территории страны, которые могли бы выполнять функцию мировых центров бизнеса (например Гонконг), активное привлечение инвестиций в национальную экономику со стороны состоятельных этнических китайцев, постоянно проживающих за рубежом (хуацяо), поощрение выезда китайцев за рубеж для ведения систематической предпринимательской деятельности, массовое мелкое предпринимательство внутри Китая. На протяжении почти трех десятилетий КПК сохраняет политическую власть в стране, выступает главным мотором проводимых реформ и старается быть эффективным дирижером деятельности всех субъектов предпринимательского бизнеса. В современном мире национальные модели предпринимательского бизнеса постепенно интегрируются в единую мировую систему предпринимательства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.011 с.) |