Методические указания к изучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к изучению



Рег. № М-110/бак

 

История архитектуры

И градостроительства

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

 

Направление подготовки 080100 - Экономика

Профиль подготовки – Экономика предприятий и организаций

Отраслевая специализация – строительство

 

Квалификация - бакалавр

 

Н.А. Половникова

 

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

Составитель

канд. экон. наук, доц. Н.А. Половникова

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Т.В. Малеева

 

 

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в строительстве

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленого составителем

 

Ó СПбГИЭУ, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 4

2. Методические указания к изучению дисциплины.. 4

3. Методические указания к выполнению контрольной работы.. 6

4. Контрольные задания. 7

5. Требования к оформлению контрольной работы.. 8

6. Список литературы.. 8

Приложение 1 Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины) 11

Приложение 2 Пример оформления титульного листа контрольной работы 15

Приложение 3 Перечень контрольных вопросов для проверкизнаний по дисциплине. 16

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель дисциплины «История архитектуры и градостроительства» - получение студентами знаний об основных архитектурных стилях и их особенностях, о тенденциях развития архитектуры и градостроительства, памятниках древней и современной архитектуры, а также знакомство с основными терминами архитектурной и градостроительной деятельности.

Дисциплина «История архитектуры и градостроительства» относиться к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, связана с такими дисциплинами как история и культурология.

Форма итогового контроля подисциплине – зачет с оценкой.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «История архитектуры и градостроительства» осуществляется студентами в логической последовательности в соответствии с приложением 1 «Содержание дисциплины».

Архитектура – это часть истории. Развитие человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражалось в памятниках архитектуры. История зодчества на материале памятников архитектуры дает достоверную картину развития строительной техники, конструкций, материалов и художественных принципов. По ним можно судить о характере эпохи, об особенностях материальной и духовной культуры общества, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроениях времени.

Понятие архитектура включает в себя искусство проектировать и строить, и всю совокупность материальных структур, которые уже осуществлены и образуют основу предметно-пространственной среды.

Архитектурное творчество не замыкается в рамках отдельного объекта, оно связано с образованием систем объектов-комплексов сооружений, ансамблей, целых населенных пунктов и городов. Тем не менее, формирование городских структур и расселение на обширных территориях нашло отражение в понятии «градостроительство», хотя граница между градостроительством и архитектурой весьма условна. С одной стороны, решение проблем архитектуры всегда начинается на градостроительном уровне, так как никакая часть системы не может решаться вне целого; с другой стороны, материальная реализация градостроительных проблем связана с уровнем, традиционным для архитектуры.

Изучая историю архитектуры, важно знать строительную технику, материалы и конструкции, применявшиеся в минувшие эпохи. Конструкции во многом зависят от технологических особенностей строительных материалов и изменяются с их развитием. В античной Греции несущие конструкции монументальных зданий возводились из мраморных блоков. В античном Риме монументальные сооружения строили из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, что расширяло композиционные возможности. В Средние века достигла совершенства техника обработки камня (готика). Эпоха Ренессанса снова вернулась к кирпичу, облицованному камнем и штукатуркой. Эта традиционная техника лишь в ХХ в. сменилась индустриальной техникой монолитных и сборных железобетонных конструкций.

Для понимания исторического развития архитектуры и градостроительства необходимо выяснить их зависимость в различные эпохи от характера общественного устройства, его экономики, искусства и всего характера культуры данного времени. Их развитие в большей степени зависит также от климатических условий, национальных особенностей быта, местных художественных традиций и т.п.

В каждом из типов производственно-общественных отношений в определенный исторический период на основе материально-технических и идеологических предпосылок складывалась своя характерная система архитектурно-художественных образов - свой стиль, представляющий собой характерную устойчивую общность функционального содержания, материально-конструктивной схемы и художественного образа, сооружений конкретного периода. Во все времена и у всех народов существовали особые представления о красоте и художественной гармонии архитектурного стиля. В каждой эпохе развития зодчества вырабатываются типы сооружений, в которых тот или иной стиль выражается наиболее ярко и полно. В соответствии с этими характерными особенностями рассматривается и история архитектуры с древних времен до наших дней. При изучении памятников архитектуры необходимо четко понимать их место в ходе исторического развития, как общей архитектурной композиции, так и отдельных ее элементов.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение контрольной работы предусматривается рабочим учебным планом в целях закрепления у студентов заочной формы обучения теоретических знаний и приобретения практических навыков по дисциплине «Архитектура и градостроительство». Выполнение контрольной работы является важным этапом в подготовке к зачету по дисциплине.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта определяется по номеру зачетной книжки, исходя из двух последних цифр при помощи таблицы 1.

В контрольной работе, в рамках своей темы, студент должен полностью раскрыть основные признаки архитектурного стиля, подробно рассмотреть от 3 до 5 памятников архитектуры, с обязательной их иллюстрацией, а также изложить основные особенности градостроительной деятельности.

При рассмотренииархитектурных процессов и явлений, необходимо помнить, что они происходили на историко-социальном фоне в конкретных природных и общественно-политических условиях рассматриваемого периода; понимать обусловленность строительства зданий и сооружений функциональной сущностью, конструктивно-техническими возможностями, свойствами строительных материалов и художественными принципами; анализировать монументальную архитектуру на примерах характерных для каждого исторического этапа.


Таблица 1

Выбор варианта контрольной работы

Предпоследняя цифра номера зачетной книжки Номер вопроса Последняя цифра номера зачетной книжки
                   
1,2 Номер вопроса 1                    
Номер вопроса 2                    
3,4 Номер вопроса 1                    
Номер вопроса 2                    
5,6 Номер вопроса 1                    
Номер вопроса 2                    
7,8 Номер вопроса 1                    
Номер вопроса 2                    
9,0 Номер вопроса 1                    
Номер вопроса 2                    

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Жилая архитектура доклассового общества

2. Монументальная архитектура доклассового общества

3. Архитектура Древнего Египта

4. Архитектура Ирана

5. Архитектура Вавилона и Ассирии

6. Мусульманская архитектура

7. Архитектура Древней Америки

8. Архитектура Древней Греции

9. Архитектура Древнего Рима

10. Архитектура Византии

11. Архитектура Древней Руси

12. Архитектура Закавказья

13. Романская архитектура

14. Готическая архитектура

15. Архитектура эпохи Возрождения

16. Архитектура Барокко

17. Архитектура Классицизма

18. Архитектура Америки XV-начала XIX веков

19. Архитектура Московского государства XII-XVII веков

20. Архитектура эпохи Российской Империи

21. Архитектура Ближнего и Среднего Востока

22. Архитектура стран Южной Азии (Индии, Непала, Индонезии, Цейлона) или Архитектура Индии

23. Архитектура стран Дальнего Востока (Китая, Японии)

24. Эклектизм

25. Неоклассицизм

26. Архитектура Модерна и Постмодернизм

27. Хай-тек

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполненная и оформленная в печатном виде контрольная работа сдается для проверки на кафедру экономики и менеджмента в строительстве до начала экзаменационной сессии.

Оформление титульного листа контрольной работы выполняется в соответствии с Приложением 2. Все страницы работы (кроме первой - титульного листа) должны быть пронумерованы. На титульном листе обязательно должна стоять личная подпись студента выполнившего работу.

Таблицы, графические материалы, сноски, приложения должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 7.32.-2001.

Завершается выполнение контрольной работы списком использованной литературы, оформленным в соответствии с правилами, закрепленными ГОСТ 7.1.-2003.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендуемая литература

Основная

1. Половникова Н.А., Николихина С.А. Архитектура и градостроительство. Конспект лекций. - СПб.: СПбГИЭУ. - 2010. - 136 с.

2. Малеева Т.В. Инженерно-экономические основы градостроительства: Учебник. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 343 с.

Дополнительная

3. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Бондарь В.В. История архитектуры градостроительства и дизайна. Курс лекций. – М. Издательство АСВ, 2004. – 448 с.

4. Атлас чудес света. – М.: АО БММ, 1997. – 240 с.

5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 1. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 400 с.

6. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 2.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 450 с.

7. Вазари Джорджо. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т./ Пер. и комент. А.И. Венедиктова; Редакция пер. А.Г. Габричевского. – ТЕРРА, 1996.

8. Ионина Н.А. 100 великих дворцов мира. – М.: Вече, 2001. – 480 с.

9. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 159 с.

10. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры: Учебник. - 4-е изд. - М: Высшая школа, 2005. - 159 с.: ил.

11. Низовский А.Ю. 100 великих шедевров архитектуры/ А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2005. – 432 с.

12. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – М.: Архитектура – С, 2004. – 512 с.

13. Популярная история архитектуры / Авторы-сост. К.А. Ляхова, Г.В. Дятлева, О.В. Лапшова, Е.В. Доброва, Ю.В. Рычкова. – М.: Вече, 2001. – 528 с.

14. Саваренская Т.Ф. и др. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм / Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А. Петров. Учебник для вузов – М.: Архитектура – С, 2004. – 392 с.

15. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный период/. Саваренская Т.Ф. Учебник для вузов – М.: Архитектура – С, 2004. – 376 с.

16. Смолицкая Т.А. Мировая художественная культура. Раздел «Архитектура и градостроительство» / Смолицкая Т.А. Учебно-методическое пособие - М.: Архитектура–С, 2005. – 256 с.

 

17. Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. – Konemann, 2001.

18. Хасиева С.А. Архитектура городской среды: Учеб. для вузов. – М.: Стройиздат, 2001. – 200 с.

Интернет-ресурсы

Электронная библиотека Попечительского совета механико-математического факультета Московского государственного университета. Куликов А.С. История архитектуры, градостроительства и дизайна. Часть 1. Всеобщая история архитектуры. Учебное пособие//http://lib.mexmat.ru/books/69382

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)

 

Периоды расцвета в разных западноевропейских странах. Особенности архитектурных сооружений и строительный материал. Памятники романской архитектуры во Франции. Памятники романской архитектуры в Германии. Памятники романской архитектуры в Италии. Памятники романской архитектуры в других странах Западной Европы. Города средневековья.

И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример оформления титульного листа контрольной работы

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра экономики и менеджмента в строительстве

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

Санкт-Петербург

20__

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рег. № М-110/бак

 

История архитектуры

И градостроительства

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

 

Направление подготовки 080100 - Экономика

Профиль подготовки – Экономика предприятий и организаций

Отраслевая специализация – строительство

 

Квалификация - бакалавр

 

Н.А. Половникова

 

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

Составитель

канд. экон. наук, доц. Н.А. Половникова

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Т.В. Малеева

 

 

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в строительстве

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленого составителем

 

Ó СПбГИЭУ, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 4

2. Методические указания к изучению дисциплины.. 4

3. Методические указания к выполнению контрольной работы.. 6

4. Контрольные задания. 7

5. Требования к оформлению контрольной работы.. 8

6. Список литературы.. 8

Приложение 1 Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины) 11

Приложение 2 Пример оформления титульного листа контрольной работы 15

Приложение 3 Перечень контрольных вопросов для проверкизнаний по дисциплине. 16

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель дисциплины «История архитектуры и градостроительства» - получение студентами знаний об основных архитектурных стилях и их особенностях, о тенденциях развития архитектуры и градостроительства, памятниках древней и современной архитектуры, а также знакомство с основными терминами архитектурной и градостроительной деятельности.

Дисциплина «История архитектуры и градостроительства» относиться к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, связана с такими дисциплинами как история и культурология.

Форма итогового контроля подисциплине – зачет с оценкой.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «История архитектуры и градостроительства» осуществляется студентами в логической последовательности в соответствии с приложением 1 «Содержание дисциплины».

Архитектура – это часть истории. Развитие человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражалось в памятниках архитектуры. История зодчества на материале памятников архитектуры дает достоверную картину развития строительной техники, конструкций, материалов и художественных принципов. По ним можно судить о характере эпохи, об особенностях материальной и духовной культуры общества, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроениях времени.

Понятие архитектура включает в себя искусство проектировать и строить, и всю совокупность материальных структур, которые уже осуществлены и образуют основу предметно-пространственной среды.

Архитектурное творчество не замыкается в рамках отдельного объекта, оно связано с образованием систем объектов-комплексов сооружений, ансамблей, целых населенных пунктов и городов. Тем не менее, формирование городских структур и расселение на обширных территориях нашло отражение в понятии «градостроительство», хотя граница между градостроительством и архитектурой весьма условна. С одной стороны, решение проблем архитектуры всегда начинается на градостроительном уровне, так как никакая часть системы не может решаться вне целого; с другой стороны, материальная реализация градостроительных проблем связана с уровнем, традиционным для архитектуры.

Изучая историю архитектуры, важно знать строительную технику, материалы и конструкции, применявшиеся в минувшие эпохи. Конструкции во многом зависят от технологических особенностей строительных материалов и изменяются с их развитием. В античной Греции несущие конструкции монументальных зданий возводились из мраморных блоков. В античном Риме монументальные сооружения строили из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, что расширяло композиционные возможности. В Средние века достигла совершенства техника обработки камня (готика). Эпоха Ренессанса снова вернулась к кирпичу, облицованному камнем и штукатуркой. Эта традиционная техника лишь в ХХ в. сменилась индустриальной техникой монолитных и сборных железобетонных конструкций.

Для понимания исторического развития архитектуры и градостроительства необходимо выяснить их зависимость в различные эпохи от характера общественного устройства, его экономики, искусства и всего характера культуры данного времени. Их развитие в большей степени зависит также от климатических условий, национальных особенностей быта, местных художественных традиций и т.п.

В каждом из типов производственно-общественных отношений в определенный исторический период на основе материально-технических и идеологических предпосылок складывалась своя характерная система архитектурно-художественных образов - свой стиль, представляющий собой характерную устойчивую общность функционального содержания, материально-конструктивной схемы и художественного образа, сооружений конкретного периода. Во все времена и у всех народов существовали особые представления о красоте и художественной гармонии архитектурного стиля. В каждой эпохе развития зодчества вырабатываются типы сооружений, в которых тот или иной стиль выражается наиболее ярко и полно. В соответствии с этими характерными особенностями рассматривается и история архитектуры с древних времен до наших дней. При изучении памятников архитектуры необходимо четко понимать их место в ходе исторического развития, как общей архитектурной композиции, так и отдельных ее элементов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.085 с.)