Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Мировоззрение в современную эпоху. Идеология и демократия
Складывается общечеловеческое мировоззрение –оно характеризует все человечество в целом
| Растет понимание ответственности человека ставшего планетарной силой.
| Демократия - динамическая система, способна к постоянному движению, готовности к решению новых задач. Все люди должны принимать участие в обсуждении проблем и принятии решений, по особо важным вопросам.
| Идеология - система взглядов на мир, через призму классовых, государственных, религиозных интересов.
Тотальная идеология -захват одной группой людей власти в обществе и навязывание своей идеологии.
| Деидеологизация - разрушение тотальных идеологий, и появление плюрализма.
Плюрализм – философское направление, признающее множество первоначал мира.
|
4.Задачи философии. Понятие рефлексии. Основной вопрос философии и варианты его решения
Рефлексия – самонаблюдение, размышление над самим собой.
| · обоснование, оценка системы ценностей
· -подвергать всё сомнению
· -опираться на научные данные
· -объединять, обобщать накопленные знания
· -доказательство того, что должно быть
| Основной вопрос философии
Отношение бытия к мышлению и мышления к бытию. Он необходим для классификации и обзора различных философских учений
|
Основной вопрос философии
Ставит вопрос: «Что является первичным: сознание или материя?»
| Гносеологическое отношение
| Ставит вопрос: «Познаваем ли мир?»
|
4.1. Задачи философии. Понятие рефлексии. Основной вопрос философии и варианты его решения
Решение онтологической стороны вопроса
| Что первично: материя или сознание?
| Материя - первична, сознание – вторично.
| Материя зависит от духовного начала.
| Материальное и духовное начала существуют независимо друг от друга.
| Отрицание познаваемости мира
| Всеобщность связей и развития в мире
| Мир неразумен, хаотичен, и его невозможно познать
| Способ познания – деятельность разума, мир устроен разумно
| Сомнения в познавании мира
| Надличностное, надмировое сознание (Бог, Абсолютная идея и т. д.)
| Мир существует благодаря сознанию человека.
| Решение гносеологической стороны вопроса
| Что первично: материя или сознание?
| Достоверное познавание мира невозможно
| 5. Структура философии. Многообразие типов философствования. Роль философии в жизни общества
Роль философии в жизни общества.
На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы. Отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Философия способствует научному и техническому прогрессу.
|
Причины и условия появления философии
| 6. Происхождение философии
1. Возрастает степень свободы человека.
2. Появляются богатые и бедные, рабы и рабовладельцы.
3. В VI-VII вв. происходил переход от патриархального рабовладения к развитому: рабство из случайного попутного воина начало превращаться в основную производительную силу общества.
4. Происходит разделение труда на физический и умственный.
5. У древних греков появилась наука, но знания были эмпирическими.
Научное знание постепенно приобретает теоретическую абстрактную форму
Появляется слой людей, обладающих достаточным досугом (политика, торговля)
| Одновременно философия возникла в трёх центрах мировой цивилизации:
· Древняя Индия,
· Древний Китай,
· Древняя Греция
| Корни философии - в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философических категорий - материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей - отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже - в мистику.
Философия вышла из мифологии, но её становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди платили своей жизнью. У истоков философии стоял Пифагор.
|
Характерная черта - космоцентризм(под ним понимается мир как живой космос, а человек часть него, т.е. мир понимается как целое)
| 7. История философии и ее связь с историческим процессом
Античная философия Древней Греции и Древнего Рима с VII в. до н.э. и до V в. н.э
| Этапы Древнегреческой философии:
- Досократики (VI-V вв. до н.э) «Милетская школа» Объяснение рассматриваемых явлений природы, сущности космоса, поиски начала бытия.
- Фалес (утверждал что всё вышло из воды, был гилозоистом, одушевлял всё сущее, допускал наличие множества богов, он учил во всё полагаться только на разум, и не ссылаться на веру)
- Анаксимандр (считал что началом всего сущего была вечная и бесконечная субстанция, из которой всё состоит и в которую всё обратится
- Анаксимен (считал что всё возникло из воздуха «воздух®вода®ил®почва®камень»)
-«Пифагорейская школа» (основатель Пифагор, считал первопричиной всего число)
- Гераклит «Школа Гераклита»(родоначальник диалектики, в основе всего сущего – огонь, который то разгорается, то гаснет, обеспечивая непрерывность рождения и исчезновения; причины изменений- борьба противоположностей, считал основой объективных законов- логос) «Всё течёт, всё изменяется..»
- Парменид «Элейская школа»(считал, что природа бездвижна и не развивается, выдвинул тезис: «Бытие есть, бытия нет..», создал апории- непреодолимые логические доказательства)
-Школа атомистов»
Демокрит, Левкип, Эпикур (создали общую картину мира- атом, вещественную, неделимую частицу, вечную и неизменную)
| Ученик Платона- Аристотель систематизировал науки и теории, основатель фил. Школы «Ликей». Создатель метафизики. Его формула:
Единичное бытие= форма + материя
Мир вечен, находится в вечном движении, а первым двигателем выступает Бог.
| Классический период античной философии (V-IV вв. до н.э)
-обучали граждан ораторскому искусству, философии и рассматривали этикосоциальные проблемы воспитания человека
-смысл жизни- самопознание, философствование
-философия должна учить жить достойно
| Платон и Аристотель- классики античной мысли, родоначальники объективного идеализма.
По Платону первоосновы мира – эйдосы, прообразы вещей. Идея – смысл, сущность вещи, она вечна и неразрушима.
Платон разрабатывал учение об идеальном государстве.
| Основные черты античной философии:
· Синкретична (нерасчлененные проблемы)
· Космоцентрична (человек + космос)
· Вышла на понятийный уровень (смысл жизни, понятия Платона)
· Понятие формы Аристотеля
· Понятие смысла
|
Распространение принципа креанционизма – сотворения мира Богом из ничего
| Главнаязадача - рациональное обоснование бытия Божия
| 7.1. История философии и ее связь с историческим процессом
Средневековая философия (V-XV вв)
| Основнойпринцип философствования -теоцентризм -источник Бог.
| «Философия – служанка богословия» - Фома Аквинский
| Разработка учения – эсхатологии - учении о конце света
| Патристика- философское учение отцов церкви, философ Августин
| Схоластика - философское обоснование религиозного учения в школах, университетах
| Апологетика - философское обоснование и защита христианства
| РЕАЛИЗМ- подлинно существуют не сами вещи, а УНИВЕРСАЛИИ
| НОМИНАЛИЗМ- подлинно существуют лишь конкретные вещи, а не общие понятия- имена вещей.
| Многие философы были представителями духовенства:
· Тертуллиан (выступ
ротив философии и веры,
· Евангелие-
динственный источник познания),
· Ориген(стремился
соед. христианство с философией),
· Фома Аквинский, Пьер Абеляр,
Эриуген, Августин, Боэций и др.
| Основная проблема: соотношение разума и веры, науки и религии
| В центре внимания оказывается проблема: «Сотворён мир Богом или существует сам по себе? Как сочетаются свобода, воля человека и божественная необходимость?»
| Главным становится проблема внутреннего
совершенствования.
Человек- это единство веры, надежды и любви.
Идеал человека- Бог.
|
Главная задача: обоснование господства человека над природой, разработка научного метода познания; вскрытие законов мышления
| 7.2. История философии и ее связь с историческим процессом
Философия Нового времени(XVII-XVIII вв.)
|
Эмпирическое направление- в основе прогресса познания должен лежать человеческий опыт, основанный на данных наших органов чувств.
| Рационалистическое направление- утверждает, что данные чувствительного восприятия не всегда точны, а потому отдают предпочтения теоретическим приёмам получения истинного знания
| Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.) – английский философ, основоположник эмпирического познания. Главный метод познания – индукция – обобщение множества частных явлений и получение общих выводов. «Новый органон», классификация искаженных представлений о действительности:
-идолы рода (сложные представления о мире);
-идолы пещеры (заблуждения, связанные с индивидуальным воспитанием человека);
- идолы рынка (сложные взгляды из-за неправильного употребления слов);
-идолы театра (заимствованные положения из различных философских систем);
| Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ отвергал возможность врожденных идей, признавал, что в основе познания лежит только опыт. Источником опыта выступает внешний мир. Первый выдвинул идею о государстве, построенном на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и федеративную.
| Д. Юм (1711 – 1776 гг.) – шотландский философ. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования выводятся из опыта. Опыт – поток «впечатлений», причины, которые неизвестны и непостижимы.
| Б. Спиноза – нидерландский философ. Его учение о единой субстанции, по которой не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и сотворенными им другими субстанциями. Единичные вещи являются всего лишь проявлениями единой субстанции – природы Бога. Природа выступает как субстанция, а протяженность и мышление - атрибуты. Его девиз: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».
| Г. Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ. Полагал, что мир состоит из монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью, изменчивостью. Опыт как опора нашего знания всегда относителен, условен.
| Р. Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Главную роль в процессе познания отводил разуму и самосознанию. Основатель рационализма; обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
| Сенсуализм- познание мира с помощью ощущений
| 7.3. История философии и ее связь с историческим процессом
Философия Возрождения(XV – XVIIвв)
| Основные аспекты - антропоцентризм и эстетическое начало. Формируется новый вид мышления –гуманизм.
| Эстетизм- основан на искусстве, где главным объектом является Человек, его тело, любование его красотой
| Панпсихизм- одушевление природы
| Направления:
-гуманистическое
-неоплатоническое
-натурфилософское
-реформационное
-политическое
-социально-утопическое
| Происходило расшатывание авторитарного мышления. Оспаривалась идея бессмертия души. Творчество – первостепенное достоинство человека. Доминирующий аспект философии- эстетическое начало.
| Гилозоизм- оживление природы
| Гуманизм- воззрение, основанное на признании человека личностью, его свободу, счастье.
| Пантеизм- отождествление природы и Бога.
| В основе миропонимания эпохи лежит принцип Антропоцентризма- человек стоит в центре мира и считается подобным Богу, своей способностью творить.
|
Проблемы наилучшего устройства общества
| Стремиться распространиться через книги, пьесы, театры
| Мировоззренческая основа Просвещения- культ разума
| Основная задача - создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.
| Основная задача - создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.
| Философия эпохи Просвещения
| Основная задача - создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.
| Основная задача - создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.
| 7.4. История философии и ее связь с историческим процессом
Философия эпохи Просвещения
| Мировоззренческая основа Просвещения- культ разума
| Стремиться распространиться через книги, пьесы, театры
| Проблемы наилучшего устройства общества
| Французское просвещение
-Вольтер считал Бога творцом мира, связующим началом всего сущего. Никакая теория и практика не смогут доказать ни его наличие, ни его отсутствие. Резко критикует феодальную идеологию, религию, особенно католицизм.
-Жан Жак Руссо уделял наибольшее внимание социально-политическим проблемам. По его мнению, главная причина противоречий в обществе – частная собственность.
- С именами Гольбаха, Гельвеция, Ламетри связано построение материалистического миропонимания. Они обосновывали идею соц. справедливости
| Английское просвещение
-В центре просветительских теорий – теория естественного права общественного договора
- Джон Локк подчёркивал, что всё наше знание основано на опыте и должно быть выведено из опыта
-Джордж Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем только свойства вещей, которые зависят от наших органов чувств.Он считал, что вещи-комбинации наших ощущений.
-Д. Юм поставил проблему причинности, как философскую проблему
|
Высочайший уровень философского творчества. Философия поднялась до самопознания, поставив вопрос об основах и условиях существования и развития, сделав попытку исследования мышления и бытия.
| Иммануил Кант (1724-1804 гг.)
Является основоположником немецкой классической философии. Выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познания внутренней сущности вещей («вещь-в-себе»). Выдвинул учение о категориях общих понятий.
1. Делил знания на опытное и доопытное
2.Сформулировал закон «категорический императив»: поступок становится моральным, если он основан на следовании долгу и уважении морального закона.
3. Сформулировал идею о вечном мире в будущем, основанном на неэффективности войны, её правовом запрете.
4. Определил центральные проблемы: -Что я могу знать? -Что я могу делать?- На что я могу надеяться? -Что такое человек?
| 7.5. История философии и ее связь с историческим процессом
Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.):
1. Критик идеализма, выдвинул целостную и последовательную картину мира, материалистическую.
2. Выступал как атеист, доказывал отсутствие Бога.
3. Выдвинул новую религию «любви человека к человеку
| Немецкая классическая философия
| Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.)
1.Выдвинул учение об абсолютной идее, которая не зависит от нашего сознания. В основе действительности лежит деятельное начало – мировой разум.
2.Впервые представил весь исторический, духовный и природный мир в виде процесса.
3.Создатель теории диалектики- учении о всеобщем развитии его основных законов и принципов.
4.Отождествил бытие и мышление
| Иоганн Фихте (1762 – 1814 гг.):
1. Внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание.
2. Стремился понять реальное взаимодействие объекта и субъекта в познании «Я» - субъект, «Не Я» - объект.
| Основная идея
-все сущее есть системы, развивающиеся на основе идеального первоначала, которое разворачивается в мир и наиболее адекватно представляется как способ человеческой деятельности. Человек – культурно-историческое существо.
Основная проблема
-определение отношения между мышлением и бытием.
| 7.6. История философии и ее связь с историческим процессом
Немецкая неклассическая философия
| Вульгарный материализм - это философское течение, в котором отвергается специфика сознания, происходит отождествление с материей, осознание является химическим процессом.
Представители: К.Фохт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер.
| Бессознательное- вся совокупность всех психических явлений и процессов, лежащих вне зоны разума, неосознаваемых, неподдающихся сознательному, волевому контролю.
| Позитивизм-философское направление, представители которого считали, что философия, подобно науке, должна заниматься анализом и систематизацией фактов и отбросить абстрактные, неразрешимые проблемы. Основатель позитивизма – Огюст Конт (согласно Конту, только позитивные знания обладают подлинной ценностью, философия должна отвечать не на вопрос «почему», а на вопрос «как»). Главная особенность позитивизма- анализ научного познания.
| Неопозитивизм
Выдвигали программу очищения языка»обыденного, научного, философского» от неточных двусмысленных предложений.
Представители: Б.Рассел, Л. Витгенштейн
| Постпозитивизм
Занимались развитием сознания, факторами, влияющими на него. Обнаружили неустроенную роль философии в этом процессе. Представители: Т.Кун, П.Фейерабенд.
| Экзистенциализм
Западноевропейское философское направление, особенно популярное в середине 20 века. Главной задачей философии считает анализ повседневного существования человека и эмоциональной структуры его бытия. Человек-это уникальное особое бытие, которое нельзя выразить на языке общих понятий. Представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Х. Ортега-и -Гассет, С. Кьекегор, Н. Бердяев
| Аналитическая философия- философское направление, изучающее философию языка, основная задача- создание непротиворечивого, однозначного, логического метаязыка науки.
Верификация- опытная проверка на основе опыта логического доказательства.
| Эмпириокритицизм(критика опыта) (к. XIX- н.XX)
Они пытались свести философию к теории познания, к анализу соотношения объекта и субъекта психического и физического.
Ппредставители: Мах, Авенариус
| Позитивистская традиция философии
| Психоанализ (фрейдизм)
Термин философии З.Фрейда: способ решения психологических проблем путем частичного осознания бессознательного.
| Марксистская философия
Основоположники: К.Маркс, Ф. Энгельс соединили воедино материализм и диалектику, сделав упор на революционно-практическую роль философии. Создали проект радикального переустройства общества на началах соц. справедливости и равенства.
Главная теоретическая ошибка К.Маркса- капитализм. Он рассматривал человека как совокупность производственных отношений, Маркс подчёркивал социальную сущность человека и его функцию социальных отношений. Данная функция трактуется как закономерное и необходимое. Человек выступает как типичный представитель класса, это является недооценкой личностного начала в марксизме. Человек в марксизме –глубоко нравственное существо, находящееся в тени.
|
Бытие
· Фил.термин, который означает то, что гарантирует существование, совокупность всех состояний мира в прошлом, настоящем и будущем.
· Реально существующая субстанция, которая объективна, вечна, бесконечна
· Как философская категория, означает реальность, не зависящей от нашего сознания
· Всё то, что существует (природа, человек, общество)
Онтология - учение о бытии, о первоосновах бытия, о сущем.
Небытие - абсолютное ничто, полное отсутствие чего-либо.
| 8.Проблема бытия в истории философии
· Если философия признаёт бытие, тем самым она утверждает, что всё происходящее предсказуемо и сводится к случайности.
· Если философия признаёт ценность проблемы бытия, тогда человек защищён в этом мире и тем самым имеет смысл к существованию.
· Если утверждает, что бытия не существует, то человеку не на кого надеяться и у него нет надежды.
|
Реальное - это есть то существование, всё то, что существует вне времени и пространства.
| Основные формы бытия:
· Бытие вещей
· Бытие человека
· Бытие духовного (идеальное)
· Бытие социальное
| Мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально презадана сознанию, действию отдельных индивидов и отдельных людей.
| Идеальное- сущность, существующее вне времени и пространства.
|
|