Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения историиСтр 1 из 2Следующая ⇒
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ Методические указания для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения Часть 1
Могилёв 2011 УДК 94 (470+571) ББК 63.3 (2 Бел) М 74 Рекомендовано к опубликованию учебно-методическим управлением ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 31 мая 2011 г., протокол № 13
Составитель канд. филос. наук, доц. Ю. Н. Лопацкий
Рецензент канд. филос. наук, доц. В. Д. Подошевко
Теоретический материал изложен в соответствии с типовой и рабочей программами по политологии и может быть использован студентами заочной формы обучения при написании контрольной работы, подготовке к лекциям, семинарским занятиям и зачету.
Учебное издание
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ Часть 1 Ответственный за выпуск С. Е. Макарова
Технический редактор И. В. Голубцова
Компьютерная верстка Н. П. Полевничая
Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ № 99
Издатель и полиграфическое исполнение Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет» ЛИ № 02330/375 от 29. 06. 2004 г. 212000, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУ ВПО Белорусско-Российский университет, 2011
Содержание 1Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории…….3 2 Предмет изучения истории Беларуси. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Беларуси……………………………2 3 Древнейшее население на территории Беларуси……………………….6 4 Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтов…………………………………………………………………………………..7 5 Формирование раннеклассового общества. Общественный строй восточных славян в VIII – IX вв………………………………………………………8 6 Уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья. Формирование раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь (IX-XII вв.)………………………………………………………………………….9 7 Полоцкое и Туровское княжества и их взаимоотношения с Киевом и Новгородом………………………………………………………………………..11
8 Духовная жизнь восточных славян IX-XII вв. Принятие христианства и распространение письменности………………………………………………….12 9 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ………………………………………………………………………………...13 10 Особенности социально-экономического развития белорусских земель в ВКЛ (XIII – первая половина XVI вв.)…………………………………………14 11 Политика централизации и укрепление власти великих князей (XIII-XVI вв.)…………………………………………………………………………….15 12 Кревская уния. Борьба с Тевтонским орденом, противоборство с Московским государством……………………………………………………………16 13 Основные концепции происхождения белорусского народа. Формирование этнической территории Белорусов в XIV- XVI вв………………………17 14 Экономические и политические факторы консолидации белорусского этноса (народности)………………………………………………………………18 15 Особенности духовной культуры белорусских земель в ВКЛ (XIV- XVI вв.)…………………………………………………………………………………19 16 Эволюция форм государственного и социально-политического строя белорусских земель после Люблинской унии. Статуты ВКЛ…………………20 17 Социально-экономическая жизнь ВКЛ (вторая половина XVI - XVIII вв.). Аграрная реформа 1557 г……………………………………………………21 18 Особенности формирования конфессиональных отношений на территории Беларуси в XVI - XVIII вв. образование униатской церкви…………….22 19 Этническая структура населения Беларуси в XVI - XVIII вв………..23 20 Этнические и политические факторы формирования белорусской нации в XIX - XX вв…………………………………………………………………24 21 Роль и место белорусской культуры в европейском культурно-цивилизационном процессе (XVII - XVIII вв.)…………………………………25 22 Основные направления политики самодержавия в Беларуси (первая половина XIX в.)……………………………………………………… 27 23 Кризис феодально-крепостнической системы. Отмена крепостного права…………………………………………………………………………….. 28 24 Место экономики Беларуси на общероссийском рынке. Возникновение индустриального общества. Формирование пролетариата и буржуазии (вторая половина XIX – начало XX в.)………………………………………….29
25 Шляхетские восстания и их влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях…………………………………………………………….31 26 Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. в XIX в., особенности их проведения в Беларуси……………………………………………………………………32
Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории Методология науки – это учение о методах и принципах научной деятельности. Методология, в прикладном смысле, это система принципов и подходов, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе познания объективной реальности, в данном случае, исторического процесса. Цель познания - раскрыть общественные законы и закономерности, в соответствии с которыми развивается исторический процесс. Достижение данной цели свидетельствует о развитии научных знаний об истории. Если история изучается с других позиций, например, идеологических, что характерно для тоталитарных режимов, то общество получает мифологизированное, искаженное представление о происходивших и происходящих исторических событиях. ? Приведите примеры, иллюстрирующие данное суждение. Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами, методами, с помощью которых ученые должны проводить исследования. Целесообразно указать на принципы историзма, объективности, альтернативности, социального подхода и другие. В исследовании истории применяются общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция и т. д. Существуют и социально-исторические методы исследования: хронологический, синхронный, статистический, исторический метод моделирования. Вывод. Только в сочетании всех принципов и методов может быть достигнута научность и достоверность исторических знаний. Периодизация истории Беларуси. Ее можно осуществлять по различным основаниям. Рассмотрим периодизацию на примере становления и развития государственности на территории Беларуси: IX - XII вв. - древние княжества; XIII - первая половина XVI вв. - ВКЛ; вторая половина XVI – конец XVIII вв. – ВКЛ в составе Речи Посполитой; XIX в. - начало XX в.- белорусские земли в составе Российской империи; начало XX в. – 1990 г. - БНР, БССР; с 1991 г. – Республика Беларусь. Формационный подход к изучению истории обосновывается К. Марксом и Ф. Энгельсом с сер. XIX в. и воплощается в материалистическом понимании истории. Каждая формация - первобытно-общинный строй, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, отличаются, прежде всего, способом производства материальных благ. Прогресс осуществляется в виде смены общественно-экономических формаций и обусловлен экономическим детерминизмом. Переход к каждой последующей формации происходит в виде социальных революций. Формационный подход преодолел недостатки идеализма в объяснении истории. Цивилизационный подход к изучению истории основан на установлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культурах, общественном сознании различных народов, что предполагает вариативность характера исторического развития. Термин «цивилизация» понимается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; как синоним культуры; как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса; как определенная стадия в развитии локальных культур (Человек и общество. Минск: 1998. с. 117-131).
Изложенные факты свидетельствуют, что кризис феодально-крепостнической системы выражался в сокращении возможностей крестьян платить налоги, выполнять повинности, увеличении количества крестьянских выступлений. Возрастание спроса на зерно, развитие товарно-денежных отношений заставляло помещиков идти на вырубку лесов, распашку пустующих земель и расширение своих земель за счет крестьянских наделов. На этом фоне более ярко проявлялся процесс разорения основной массы крестьян. Неурожаи в сер. 40-х г. XIX в. привели к массовому падежу скота (до 50 % поголовья), что значительно углубило кризис сельского хозяйства Беларуси. В первой половине XIX в. начинает проявляться специализация сельскохозяйственного производства в губерниях Беларуси. Расширяются посевы картофеля, сахарной свеклы, льна, конопли и других технических культур. Открываются винокуренные и сахарные заводы. Очень медленно, но и животноводство постепенно становится товарной отраслью. Эти тенденции также свидетельствовали об обострении кризиса феодально-крепостнического строя, так как происходило становление товарно-денежных отношений, но эти процессы сдерживались господствующими феодальными производственными отношениями. В обществе постепенно начинает формироваться мнение о бесперспективности крепостничества и необходимости проведения соответствующих преобразований. Участились случаи освобождения крестьян от личной зависимости самими помещиками. Исторический факт. 19 февр. 1961 г. проекты «Положений», одобренные Государственным советом и подписанные Александром II, получили силу закона. Закон об отмене крепостного права состоял из манифеста, общего и местных положений, дополнительных правил, касающихся отдельных групп населения. В Беларуси реформа осуществлялась на основе «Общего положения» и двух местных «Положений». Они декларировали следующее: крепостное право на помещичьих крестьян и дворовых людей отменяется навсегда; помещик лишается права распоряжаться крестьянами как своей собственностью; помещики не имели права вмешиваться в личную жизнь крестьян, продавать и наказывать их. Крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли заключать сделки, заниматься торговлей и промыслами, владеть движимым и недвижимым имуществом. Помещики являлись собственниками всей земли, принадлежавшей им до реформы; часть этой земли они обязаны были отвести за выкуп крестьянам.
В связи с отменой крепостного права появляется новая категория крестьян – «временнообязанные», так как до заключения выкупной сделки крестьяне были обязаны выполнять повинности в пользу помещика. Выплатить помещику единовременно всю сумму за полевые наделы крестьяне не могли. Заботясь об интересах помещиков, 75-80 % выкупной суммы им выплачивало государство, а крестьянин на протяжении 49 лет должен был выплачивать этот долг, который именовался «выкупными платежами». Политические события 1963 г. вынудили правительство пересмотреть землеустройство и государственных крестьян. Они переводились с оброка на выкуп и становились собственниками своих земельных наделов. Вывод. Реформа открыла для России возможность развития по капиталистическому пути.
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ Методические указания для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения Часть 1
Могилёв 2011 УДК 94 (470+571) ББК 63.3 (2 Бел) М 74 Рекомендовано к опубликованию учебно-методическим управлением ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 31 мая 2011 г., протокол № 13
Составитель канд. филос. наук, доц. Ю. Н. Лопацкий
Рецензент канд. филос. наук, доц. В. Д. Подошевко
Теоретический материал изложен в соответствии с типовой и рабочей программами по политологии и может быть использован студентами заочной формы обучения при написании контрольной работы, подготовке к лекциям, семинарским занятиям и зачету.
Учебное издание
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ Часть 1 Ответственный за выпуск С. Е. Макарова
Технический редактор И. В. Голубцова
Компьютерная верстка Н. П. Полевничая
Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ № 99
Издатель и полиграфическое исполнение Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет» ЛИ № 02330/375 от 29. 06. 2004 г. 212000, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУ ВПО Белорусско-Российский университет, 2011
Содержание 1Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории…….3 2 Предмет изучения истории Беларуси. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Беларуси……………………………2 3 Древнейшее население на территории Беларуси……………………….6 4 Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтов…………………………………………………………………………………..7 5 Формирование раннеклассового общества. Общественный строй восточных славян в VIII – IX вв………………………………………………………8
6 Уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья. Формирование раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь (IX-XII вв.)………………………………………………………………………….9 7 Полоцкое и Туровское княжества и их взаимоотношения с Киевом и Новгородом………………………………………………………………………..11 8 Духовная жизнь восточных славян IX-XII вв. Принятие христианства и распространение письменности………………………………………………….12 9 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ………………………………………………………………………………...13 10 Особенности социально-экономического развития белорусских земель в ВКЛ (XIII – первая половина XVI вв.)…………………………………………14 11 Политика централизации и укрепление власти великих князей (XIII-XVI вв.)…………………………………………………………………………….15 12 Кревская уния. Борьба с Тевтонским орденом, противоборство с Московским государством……………………………………………………………16 13 Основные концепции происхождения белорусского народа. Формирование этнической территории Белорусов в XIV- XVI вв………………………17 14 Экономические и политические факторы консолидации белорусского этноса (народности)………………………………………………………………18 15 Особенности духовной культуры белорусских земель в ВКЛ (XIV- XVI вв.)…………………………………………………………………………………19 16 Эволюция форм государственного и социально-политического строя белорусских земель после Люблинской унии. Статуты ВКЛ…………………20 17 Социально-экономическая жизнь ВКЛ (вторая половина XVI - XVIII вв.). Аграрная реформа 1557 г……………………………………………………21 18 Особенности формирования конфессиональных отношений на территории Беларуси в XVI - XVIII вв. образование униатской церкви…………….22 19 Этническая структура населения Беларуси в XVI - XVIII вв………..23 20 Этнические и политические факторы формирования белорусской нации в XIX - XX вв…………………………………………………………………24 21 Роль и место белорусской культуры в европейском культурно-цивилизационном процессе (XVII - XVIII вв.)…………………………………25 22 Основные направления политики самодержавия в Беларуси (первая половина XIX в.)……………………………………………………… 27 23 Кризис феодально-крепостнической системы. Отмена крепостного права…………………………………………………………………………….. 28 24 Место экономики Беларуси на общероссийском рынке. Возникновение индустриального общества. Формирование пролетариата и буржуазии (вторая половина XIX – начало XX в.)………………………………………….29 25 Шляхетские восстания и их влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях…………………………………………………………….31 26 Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. в XIX в., особенности их проведения в Беларуси……………………………………………………………………32
Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории Методология науки – это учение о методах и принципах научной деятельности. Методология, в прикладном смысле, это система принципов и подходов, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе познания объективной реальности, в данном случае, исторического процесса. Цель познания - раскрыть общественные законы и закономерности, в соответствии с которыми развивается исторический процесс. Достижение данной цели свидетельствует о развитии научных знаний об истории. Если история изучается с других позиций, например, идеологических, что характерно для тоталитарных режимов, то общество получает мифологизированное, искаженное представление о происходивших и происходящих исторических событиях. ? Приведите примеры, иллюстрирующие данное суждение. Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами, методами, с помощью которых ученые должны проводить исследования. Целесообразно указать на принципы историзма, объективности, альтернативности, социального подхода и другие. В исследовании истории применяются общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция и т. д. Существуют и социально-исторические методы исследования: хронологический, синхронный, статистический, исторический метод моделирования. Вывод. Только в сочетании всех принципов и методов может быть достигнута научность и достоверность исторических знаний. Периодизация истории Беларуси. Ее можно осуществлять по различным основаниям. Рассмотрим периодизацию на примере становления и развития государственности на территории Беларуси: IX - XII вв. - древние княжества; XIII - первая половина XVI вв. - ВКЛ; вторая половина XVI – конец XVIII вв. – ВКЛ в составе Речи Посполитой; XIX в. - начало XX в.- белорусские земли в составе Российской империи; начало XX в. – 1990 г. - БНР, БССР; с 1991 г. – Республика Беларусь. Формационный подход к изучению истории обосновывается К. Марксом и Ф. Энгельсом с сер. XIX в. и воплощается в материалистическом понимании истории. Каждая формация - первобытно-общинный строй, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, отличаются, прежде всего, способом производства материальных благ. Прогресс осуществляется в виде смены общественно-экономических формаций и обусловлен экономическим детерминизмом. Переход к каждой последующей формации происходит в виде социальных революций. Формационный подход преодолел недостатки идеализма в объяснении истории. Цивилизационный подход к изучению истории основан на установлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культурах, общественном сознании различных народов, что предполагает вариативность характера исторического развития. Термин «цивилизация» понимается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; как синоним культуры; как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса; как определенная стадия в развитии локальных культур (Человек и общество. Минск: 1998. с. 117-131).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.065 с.) |