Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории



ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов

заочной формы обучения

Часть 1

 

Могилёв 2011


УДК 94 (470+571)

ББК 63.3 (2 Бел)

М 74

Рекомендовано к опубликованию

учебно-методическим управлением

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 31 мая 2011 г., протокол № 13

 

Составитель канд. филос. наук, доц. Ю. Н. Лопацкий

 

Рецензент канд. филос. наук, доц. В. Д. Подошевко

 

Теоретический материал изложен в соответствии с типовой и рабочей программами по политологии и может быть использован студентами заочной формы обучения при написании контрольной работы, подготовке к лекциям, семинарским занятиям и зачету.

 

Учебное издание

 

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

Часть 1

Ответственный за выпуск С. Е. Макарова

 

Технический редактор И. В. Голубцова

 

Компьютерная верстка Н. П. Полевничая

 

 

Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ № 99

 

Издатель и полиграфическое исполнение

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

ЛИ № 02330/375 от 29. 06. 2004 г.

212000, г. Могилев, пр. Мира, 43

 

© ГУ ВПО Белорусско-Российский

университет, 2011

 

Содержание

1Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории…….3

2 Предмет изучения истории Беларуси. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Беларуси……………………………2

3 Древнейшее население на территории Беларуси……………………….6

4 Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтов…………………………………………………………………………………..7

5 Формирование раннеклассового общества. Общественный строй восточных славян в VIII – IX вв………………………………………………………8

6 Уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья. Формирование раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь (IX-XII вв.)………………………………………………………………………….9

7 Полоцкое и Туровское княжества и их взаимоотношения с Киевом и Новгородом………………………………………………………………………..11

8 Духовная жизнь восточных славян IX-XII вв. Принятие христианства и распространение письменности………………………………………………….12

9 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ………………………………………………………………………………...13

10 Особенности социально-экономического развития белорусских земель в ВКЛ (XIII – первая половина XVI вв.)…………………………………………14

11 Политика централизации и укрепление власти великих князей (XIII-XVI вв.)…………………………………………………………………………….15

12 Кревская уния. Борьба с Тевтонским орденом, противоборство с Московским государством……………………………………………………………16

13 Основные концепции происхождения белорусского народа. Формирование этнической территории Белорусов в XIV- XVI вв………………………17

14 Экономические и политические факторы консолидации белорусского этноса (народности)………………………………………………………………18

15 Особенности духовной культуры белорусских земель в ВКЛ (XIV- XVI вв.)…………………………………………………………………………………19

16 Эволюция форм государственного и социально-политического строя белорусских земель после Люблинской унии. Статуты ВКЛ…………………20

17 Социально-экономическая жизнь ВКЛ (вторая половина XVI - XVIII вв.). Аграрная реформа 1557 г……………………………………………………21

18 Особенности формирования конфессиональных отношений на территории Беларуси в XVI - XVIII вв. образование униатской церкви…………….22

19 Этническая структура населения Беларуси в XVI - XVIII вв………..23

20 Этнические и политические факторы формирования белорусской нации в XIX - XX вв…………………………………………………………………24

21 Роль и место белорусской культуры в европейском культурно-цивилизационном процессе (XVII - XVIII вв.)…………………………………25

22 Основные направления политики самодержавия в Беларуси (первая половина XIX в.)……………………………………………………… 27

23 Кризис феодально-крепостнической системы. Отмена крепостного права…………………………………………………………………………….. 28

24 Место экономики Беларуси на общероссийском рынке. Возникновение индустриального общества. Формирование пролетариата и буржуазии (вторая половина XIX – начало XX в.)………………………………………….29

25 Шляхетские восстания и их влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях…………………………………………………………….31

26 Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. в XIX в., особенности их проведения в Беларуси……………………………………………………………………32

 


Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории

Методология науки – это учение о методах и принципах научной деятельности. Методология, в прикладном смысле, это система принципов и подходов, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе познания объективной реальности, в данном случае, исторического процесса. Цель познания - раскрыть общественные законы и закономерности, в соответствии с которыми развивается исторический процесс. Достижение данной цели свидетельствует о развитии научных знаний об истории. Если история изучается с других позиций, например, идеологических, что характерно для тоталитарных режимов, то общество получает мифологизированное, искаженное представление о происходивших и происходящих исторических событиях.

? Приведите примеры, иллюстрирующие данное суждение.

Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами, методами, с помощью которых ученые должны проводить исследования. Целесообразно указать на принципы историзма, объективности, альтернативности, социального подхода и другие. В исследовании истории применяются общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция и т. д. Существуют и социально-исторические методы исследования: хронологический, синхронный, статистический, исторический метод моделирования.

Вывод. Только в сочетании всех принципов и методов может быть достигнута научность и достоверность исторических знаний.

Периодизация истории Беларуси. Ее можно осуществлять по различным основаниям. Рассмотрим периодизацию на примере становления и развития государственности на территории Беларуси: IX - XII вв. - древние княжества; XIII - первая половина XVI вв. - ВКЛ; вторая половина XVI – конец XVIII вв. – ВКЛ в составе Речи Посполитой; XIX в. - начало XX в.- белорусские земли в составе Российской империи; начало XX в. – 1990 г. - БНР, БССР; с 1991 г. – Республика Беларусь.

Формационный подход к изучению истории обосновывается К. Марксом и Ф. Энгельсом с сер. XIX в. и воплощается в материалистическом понимании истории. Каждая формация - первобытно-общинный строй, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, отличаются, прежде всего, способом производства материальных благ. Прогресс осуществляется в виде смены общественно-экономических формаций и обусловлен экономическим детерминизмом. Переход к каждой последующей формации происходит в виде социальных революций. Формационный подход преодолел недостатки идеализма в объяснении истории. Цивилизационный подход к изучению истории основан на установлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культурах, общественном сознании различных народов, что предполагает вариативность характера исторического развития. Термин «цивилизация» понимается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; как синоним культуры; как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса; как определенная стадия в развитии локальных культур (Человек и общество. Минск: 1998. с. 117-131).

 

Изложенные факты свидетельствуют, что кризис феодально-крепостнической системы выражался в сокращении возможностей крестьян платить налоги, выполнять повинности, увеличении количества крестьянских выступлений.

Возрастание спроса на зерно, развитие товарно-денежных отношений заставляло помещиков идти на вырубку лесов, распашку пустующих земель и расширение своих земель за счет крестьянских наделов. На этом фоне более ярко проявлялся процесс разорения основной массы крестьян. Неурожаи в сер. 40-х г. XIX в. привели к массовому падежу скота (до 50 % поголовья), что значительно углубило кризис сельского хозяйства Беларуси.

В первой половине XIX в. начинает проявляться специализация сельскохозяйственного производства в губерниях Беларуси. Расширяются посевы картофеля, сахарной свеклы, льна, конопли и других технических культур. Открываются винокуренные и сахарные заводы. Очень медленно, но и животноводство постепенно становится товарной отраслью. Эти тенденции также свидетельствовали об обострении кризиса феодально-крепостнического строя, так как происходило становление товарно-денежных отношений, но эти процессы сдерживались господствующими феодальными производственными отношениями.

В обществе постепенно начинает формироваться мнение о бесперспективности крепостничества и необходимости проведения соответствующих преобразований. Участились случаи освобождения крестьян от личной зависимости самими помещиками.

Исторический факт. 19 февр. 1961 г. проекты «Положений», одобренные Государственным советом и подписанные Александром II, получили силу закона. Закон об отмене крепостного права состоял из манифеста, общего и местных положений, дополнительных правил, касающихся отдельных групп населения.

В Беларуси реформа осуществлялась на основе «Общего положения» и двух местных «Положений». Они декларировали следующее: крепостное право на помещичьих крестьян и дворовых людей отменяется навсегда; помещик лишается права распоряжаться крестьянами как своей собственностью; помещики не имели права вмешиваться в личную жизнь крестьян, продавать и наказывать их. Крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли заключать сделки, заниматься торговлей и промыслами, владеть движимым и недвижимым имуществом. Помещики являлись собственниками всей земли, принадлежавшей им до реформы; часть этой земли они обязаны были отвести за выкуп крестьянам.

В связи с отменой крепостного права появляется новая категория крестьян – «временнообязанные», так как до заключения выкупной сделки крестьяне были обязаны выполнять повинности в пользу помещика.

Выплатить помещику единовременно всю сумму за полевые наделы крестьяне не могли. Заботясь об интересах помещиков, 75-80 % выкупной суммы им выплачивало государство, а крестьянин на протяжении 49 лет должен был выплачивать этот долг, который именовался «выкупными платежами».

Политические события 1963 г. вынудили правительство пересмотреть землеустройство и государственных крестьян. Они переводились с оброка на выкуп и становились собственниками своих земельных наделов.

Вывод. Реформа открыла для России возможность развития по капиталистическому пути.

 

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов

заочной формы обучения

Часть 1

 

Могилёв 2011


УДК 94 (470+571)

ББК 63.3 (2 Бел)

М 74

Рекомендовано к опубликованию

учебно-методическим управлением

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 31 мая 2011 г., протокол № 13

 

Составитель канд. филос. наук, доц. Ю. Н. Лопацкий

 

Рецензент канд. филос. наук, доц. В. Д. Подошевко

 

Теоретический материал изложен в соответствии с типовой и рабочей программами по политологии и может быть использован студентами заочной формы обучения при написании контрольной работы, подготовке к лекциям, семинарским занятиям и зачету.

 

Учебное издание

 

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

Часть 1

Ответственный за выпуск С. Е. Макарова

 

Технический редактор И. В. Голубцова

 

Компьютерная верстка Н. П. Полевничая

 

 

Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ № 99

 

Издатель и полиграфическое исполнение

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

ЛИ № 02330/375 от 29. 06. 2004 г.

212000, г. Могилев, пр. Мира, 43

 

© ГУ ВПО Белорусско-Российский

университет, 2011

 

Содержание

1Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории…….3

2 Предмет изучения истории Беларуси. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Беларуси……………………………2

3 Древнейшее население на территории Беларуси……………………….6

4 Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтов…………………………………………………………………………………..7

5 Формирование раннеклассового общества. Общественный строй восточных славян в VIII – IX вв………………………………………………………8

6 Уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья. Формирование раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь (IX-XII вв.)………………………………………………………………………….9

7 Полоцкое и Туровское княжества и их взаимоотношения с Киевом и Новгородом………………………………………………………………………..11

8 Духовная жизнь восточных славян IX-XII вв. Принятие христианства и распространение письменности………………………………………………….12

9 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ………………………………………………………………………………...13

10 Особенности социально-экономического развития белорусских земель в ВКЛ (XIII – первая половина XVI вв.)…………………………………………14

11 Политика централизации и укрепление власти великих князей (XIII-XVI вв.)…………………………………………………………………………….15

12 Кревская уния. Борьба с Тевтонским орденом, противоборство с Московским государством……………………………………………………………16

13 Основные концепции происхождения белорусского народа. Формирование этнической территории Белорусов в XIV- XVI вв………………………17

14 Экономические и политические факторы консолидации белорусского этноса (народности)………………………………………………………………18

15 Особенности духовной культуры белорусских земель в ВКЛ (XIV- XVI вв.)…………………………………………………………………………………19

16 Эволюция форм государственного и социально-политического строя белорусских земель после Люблинской унии. Статуты ВКЛ…………………20

17 Социально-экономическая жизнь ВКЛ (вторая половина XVI - XVIII вв.). Аграрная реформа 1557 г……………………………………………………21

18 Особенности формирования конфессиональных отношений на территории Беларуси в XVI - XVIII вв. образование униатской церкви…………….22

19 Этническая структура населения Беларуси в XVI - XVIII вв………..23

20 Этнические и политические факторы формирования белорусской нации в XIX - XX вв…………………………………………………………………24

21 Роль и место белорусской культуры в европейском культурно-цивилизационном процессе (XVII - XVIII вв.)…………………………………25

22 Основные направления политики самодержавия в Беларуси (первая половина XIX в.)……………………………………………………… 27

23 Кризис феодально-крепостнической системы. Отмена крепостного права…………………………………………………………………………….. 28

24 Место экономики Беларуси на общероссийском рынке. Возникновение индустриального общества. Формирование пролетариата и буржуазии (вторая половина XIX – начало XX в.)………………………………………….29

25 Шляхетские восстания и их влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях…………………………………………………………….31

26 Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. в XIX в., особенности их проведения в Беларуси……………………………………………………………………32

 


Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории

Методология науки – это учение о методах и принципах научной деятельности. Методология, в прикладном смысле, это система принципов и подходов, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе познания объективной реальности, в данном случае, исторического процесса. Цель познания - раскрыть общественные законы и закономерности, в соответствии с которыми развивается исторический процесс. Достижение данной цели свидетельствует о развитии научных знаний об истории. Если история изучается с других позиций, например, идеологических, что характерно для тоталитарных режимов, то общество получает мифологизированное, искаженное представление о происходивших и происходящих исторических событиях.

? Приведите примеры, иллюстрирующие данное суждение.

Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами, методами, с помощью которых ученые должны проводить исследования. Целесообразно указать на принципы историзма, объективности, альтернативности, социального подхода и другие. В исследовании истории применяются общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция и т. д. Существуют и социально-исторические методы исследования: хронологический, синхронный, статистический, исторический метод моделирования.

Вывод. Только в сочетании всех принципов и методов может быть достигнута научность и достоверность исторических знаний.

Периодизация истории Беларуси. Ее можно осуществлять по различным основаниям. Рассмотрим периодизацию на примере становления и развития государственности на территории Беларуси: IX - XII вв. - древние княжества; XIII - первая половина XVI вв. - ВКЛ; вторая половина XVI – конец XVIII вв. – ВКЛ в составе Речи Посполитой; XIX в. - начало XX в.- белорусские земли в составе Российской империи; начало XX в. – 1990 г. - БНР, БССР; с 1991 г. – Республика Беларусь.

Формационный подход к изучению истории обосновывается К. Марксом и Ф. Энгельсом с сер. XIX в. и воплощается в материалистическом понимании истории. Каждая формация - первобытно-общинный строй, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, отличаются, прежде всего, способом производства материальных благ. Прогресс осуществляется в виде смены общественно-экономических формаций и обусловлен экономическим детерминизмом. Переход к каждой последующей формации происходит в виде социальных революций. Формационный подход преодолел недостатки идеализма в объяснении истории. Цивилизационный подход к изучению истории основан на установлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культурах, общественном сознании различных народов, что предполагает вариативность характера исторического развития. Термин «цивилизация» понимается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; как синоним культуры; как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса; как определенная стадия в развитии локальных культур (Человек и общество. Минск: 1998. с. 117-131).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.065 с.)