Тема 1. Понятие и сущность предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие и сущность предпринимательства



Основные понятия, термины и их определение. Ж.Б. Сэй и И. Шумпетер о сущности предпринимательства и предпринимательской деятельности. Личность и предпринимательство. Предпринимательство — путь реализации собственной личной значимости человека и достижения экономической независимости. Предпринимательская способность. Определение предпринимательства. Различие экономической и предпринимательской деятельности. Предприниматель и бизнесмен. Предпринимательство — пусть реализации личной значимости человека и достижения экономической и социальной независимости.

Теоретическая основа предпринимательства — экономическая теория динамического неравновесия. Инновационный процесс — важнейший критерий предпринимательства. Источники инноваций. Субъекты и объекты предпринимательства: государство, регионы, отрасли, предприятия; собственники, предприниматели, менеджеры.

Основные черты предпринимательства: риск, мобильность, динамичность, систематическое получение прибыли, имущественная ответственность. Признаки предприимчивости и философия предпринимательства. Схема предпринимательского процесса. Предприниматель в рыночной экономике. Виды предпринимательства: производственный, коммерческий, финансовый, посреднический, страховой; их особенности.

Значение предпринимательства для развития и состояния общества. Саморазвитие общества: основные составляющие и движущие силы. Состояние и перспективы развития предпринимательства в России.

 

Тема 2. Предпринимательские идеи

Цели предпринимательской деятельности. Понятийный аппарат темы: мотивы, задачи, цели, критерии. Мотивы и цели предпринимательства. Потребности как основа мотивации. Индивидуальная и групповая мотивации. Виды целей и ограничений. Классификация целей по значению, охватываемой сфере, по количеству переменных, предмету, месту в иерархии целей, количественному выражению, соотношению целей. «Дерево» целей. Личные и общие цели предпринимательства. Конфликт целей и способы их разрешения. Условия пересмотра целей. Основные цели общества. Сочетание личных и общественных интересов в деятельности предпринимателя.

Определение приоритетов в предпринимательстве. Общественная роль бизнеса. Роль государства в регулировании предпринимательства и обеспечении социально-экономического равновесия. Критерии ограничения предпринимательства.

Формирование, постановка и изменение целей: поиск цели, анализ, испытание на реализуемость, селекция целей, расписание операций, осуществление, пересмотр, ревизия.

 


Тема 3. Инновации в предпринимательской деятельности

Понятие инновации и ее определение. Использование экономических, технических и социальных новшеств как возможности получения временного преимущества предпринимателя и обеспечения монополии на рынке. Инновационная стратегия — непрерывный поиск источников инноваций. Пять областей инноваций по И. Шумпетеру. Проверка качества инноваций на рынке.

 

Тема 4. Изменения — источник инновационных предпринимательских решений

Изменения в качестве источника инноваций предпринимательства. Риск и неопределенность, тенденции происходящих изменений. Предпринимательская база данных. Источники изменений во внешней деловой среде.

Товары (услуги) предпринимательской деятельности: удовлетворение постоянно возобновляемой потребности; массовый продукт, включенный в серийный производственный цикл большого предприятия; единичный или уникальный комплектующий товар; продукт с большой добавленной стоимостью; продукт на основе «ноу-хау».

 

Тема 5. Условия предпринимательской деятельности

Основные термины: система, деловая внешняя среда, микросреда, природные условия. Предпринимательство как открытая система: ее характеристики и свойства, взаимодействие с окружающей средой, контролируемые и неконтролируемые факторы. Внешняя среда бизнеса, значение и общие свойства: взаимозависимость, сложность, динамичность, неопределенность.

Состав внешней среды предпринимательства. Микросреда и макросреда. Переменные факторы внешней среды, их взаимосвязь и влияние на бизнес. Экономическая и научно-техническая среда бизнеса. Макроэкономические условия предпринимательства. Многообразие рынков как важнейших элементов внешней микросреды бизнеса. Организационно-техническая среда бизнеса. Последствия научно-технического прогресса для бизнеса. Социально-политическая среда и социально-культурное окружение бизнеса: нравственные и религиозные нормы, традиции и культурные ценности, образ жизни людей, экономическая политика государства.

Природные условия предпринимательской деятельности и их влияние на бизнес. Обеспеченность природными ресурсами, доступность сырья и энергоресурсов.

 

Тема 6. Как выбрать и оценить сферу предпринимательской деятельности

Ключевые понятия: сфера деятельности, факторы выбора, концепция бизнеса. Анализ пространства возможностей бизнеса. Наиболее эффективные сферы бизнеса. Основные факторы выбора сферы предпринимательства. Учет внутренних и внешних факторов при выборе сферы деятельности. Правовые и экономические ограничения на вхождение в ту или иную отрасль. Характеристика товара (услуги) и его полезность. Новые уникальные свойства товара, их отличие от уже имеющихся на рынке аналогичных товаров (услуг), их жизненный цикл. Патенты, торговые марки. Процесс создания нового продукта.

Концепция бизнеса. Разнообразие предпринимательской деятельности и специфика, сфера деятельности. Пять предпочтительных сфер для начала собственного дела, предпринимательство, растущее наиболее быстрыми темпами; наиболее прибыльные области предпринимательства; области деятельности с большим денежным оборотом. Масштаб производства. Увеличение объемов производства и экономические законы, ограниченность положительного масштаба производства. Минимизация средних издержек. Объем безубыточного производства.

Предпринимательство в различных отраслях. Ценовая конкуренция и неценовая конкуренция, возможность сосуществования малых, средних и больших предприятий. Структура отраслей, особенности внутриотраслевой конкуренции.

 

Тема 7. Малое предпринимательство

Малое предпринимательство, малое предприятие и малый бизнес. Термины и их нормативно-правовое содержание. Стадии роста предпринимательства.

Концепция жизненного цикла организации. Главные области малого предпринимательства: сфера услуг, производство продуктов для удовлетворения постоянно возобновляемых потребностей и комплектующих; наукоемкий сектор экономики. Механизм переноса научных достижений из фундаментальной науки и сферы оборонных технологий в наукоемкий сектор экономики через малое предпринимательство.

Эффективность малого предпринимательства. Значение малого предпринимательства и его влияние на экономику через занятость населения; создание новых больших предприятий; демпфирование спада; реакция на реакции на конъюнктуру рынка; стимулирование научно-технического прогресса.

 

Тема 8. Интрапренерство или внутрифирменное предпринимательство

Термины и их определение. Организация внутрифирменного предпринимательства или интрапренерства. Предпринимательская автономия интрапренеров. Риск, успех и ответственность предпринимателя (интрапренера). Динамичность «бизнеса в бизнесе».

Роль интрапренеров в деле слежения за научно-техническим прогрессом и использования этих достижений в коммерческих целях в монополиях (предприятиях большого бизнеса). Статистика малых фирм и фирм — интрапренеров. Это еще раз указывает на особенность малых предприятий: сложно достичь успеха, начиная с начала. Предоставляя помощь, большие предприятия входят в долю и имеют право на их результаты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.006 с.)