Тема 1. Общие сведения о водных акваториях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общие сведения о водных акваториях



Теоретическое —3 часа. Понятия о водных акваториях. Терминология. Основные сведения о реке. Берега и образования в русле реки. Искусственные водные пути-каналы и водохранилища. Озера. Моря. Береговая зона.

Основы гидрологии. Ветер. Волновой режим. Течения. Определение направления и скорости течения. Определение дна по поверхности реки, промер глубины и определение характера грунта дна. Определение глубины по растительности. Приливы. Колебания уровня воды. Ледовая обстановка. Ледоход. Ледостав.

Основы гидрометеорологии. Учет и предсказание погоды. Приборы. Определение погоды.

Тема 2. Основы лоции

Теоретическое - 1 час. Основы лоции. Судоходная обстановка на внутренних водных путях. Основные сведения. Плавучие навигационные знаки. Береговые навигационные знаки. Береговые информационные знаки. Ограждения судового хода. Путевые знаки и сигналы. Сигнализация.

Тема 3. Плавсредства, используемые при проведении поисково-спасательных работ

Теоретическое - 2 часа. Типы судов для проведения поисково-спасательных работ. Их конструкция и классификация. Типы маломерных судов для ПСР. Основные элементы судна. Главные размеры судна. Устройство корпуса судна. Эксплуатационные и навигационные качества судна. Классификация маломерных судов: по способу передвижения, по назначению, по району плавания, по режиму движения, по обводам корпуса, по материалу корпуса, по двигателю, по конструкции набора корпуса. Техническое обслуживание и ремонт судов.

Практическое - 2 часа. Сборка плавсредства. Установка подвесного мотора. Запуск двигателя. Размещение грузов и пассажиров. Такелажные работы. Техническое обслуживание и ремонт судов.

Тема 4. Управление и маневрирование гребными судами

Практическое - 6 часов. Техника гребли. Гребки. Управление гребными судами. Управление плотами. Крен Повороты. Безопорная проводка весел. Посадка и высадка. Техника отвала от берега. Причаливание к берегу.

Преодоление препятствий. Прохождение сливов. Прохождение водопадов.. Прохождение вала. Прохождение бочки. Прохождение прижима. Движение против течения. Прохождение каменистых участков.

Тема 5. Управление и маневрирование моторными судами

Практическое – 6 часов. Выбор курса судна на реке. Движение и маневрирование. Швартовка. Постановка на якорь. Повороты на обратный курс. Буксировка. Плавание на волне. Дрейф с плавучим якорем. Управление на прибое. Управление судном при проходе мостов и паромных переправ.

Посадка и высадка людей. Плавание ночью, в ледоход, ледостав. Преодоление препятствий. Снятие судна с мели.

Тема 6. Поисково-спасательные работы на водных акваториях

Теоретическое - 2 часа. Приемы и способы ведения поисково-спасательных работ. Виды ПСР на водных акваториях. Организация ПСР при наводнениях, затоплениях, цунами. ПСР на водном транспорте. ПСР при отрыве ледяных полей. Поиск пострадавших. Сигналы бедствия. Деблокирование пострадавших. Оказание помощи пострадавшим. Эвакуация пострадавших из мест блокирования. Поведение человека в воде. Физиологические изменения в организме человека при нахождении в воде. Виды помощи и способы спасания. Спасательные средства. Рекомендации упавшим за борт.

Организация спасательных операций на водных акваториях. Тактика спасательных операций и их планирование. Организация взаимодействия матросов-спасателей с представителями других министерств и ведомств.

Организация спасательных работ за рубежом.

Практическое - 8 часов. Спасение утопающего. Помощь утопающему, оказываемая с плавсредства. Помощь утопающему, оказываемая пловцом.

Оказание помощи провалившимся под лед. Правила передвижения по замершему водоему. Первая медицинская помощь пострадавшим.

Проведение поисково-спасательных работ при наводнениях и затоплениях. Поиск пострадавших с использованием технических средств. Деблокирование пострадавших. Снятие пострадавших, находящихся над поверхностью воды (с деревьев, верхних этажей и крыш домов). Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды. Извлечение пострадавших, оказавшихся ниже уровня воды. Определение их состояния. Оказание первой медицинской помощи. Эвакуация пострадавших из мест блокирования.

Организация спасательных работ. Действия руководителя спасательного отряда при проведении различных видов поисково-спасательных работ на водных акваториях.

Тема 7. Меры и техника безопасности при ведении поисково-спасательных работ

Теоретическое —1 час. Меры и техника безопасности при ведении поисково-спасательных работ. Причины несчастных случаев на воде. Правила и техника безопасности при спасении тонущего человека зимой. Правила и техника безопасности при спасении пострадавших с применением технических спасательных средств. Требования к спасательным средствам с целью их безопасного применения. Правила и меры безопасности при организации учебных занятий по водной подготовке. Правила поведения в воде при падении за борт. Правила поведения в воде при опрокидывании плавсредства, при попадании в водоворот, в горизонтальную бочку, в слив.

Практическое - 4 часа. Отработка навыков поведения в воде при падении за борт. Отработка навыков поведения в воде при опрокидывании плавсредства.

Отработка навыков поведения в водовороте, горизонтальной бочке, сливе.

Организация страховки при проведении учебных занятий на воде. Отработка навыков применения спасательных средств.

 

Руководства

1. Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя, МЧС России, 1997.

2. Дунаевский Е.Я., Жбанов А.В. Спасение на море: Справочник. - М.Транспорт, 1991.

3. Занченко А.3. Охрана жизни людей на воде " М.: Стройиздат. 1978.

4. Григорьев В.Н. Транспортировка пострадавших водным путем, Библиотека экстремальных ситуаций. М.; ГНПП "Аэрогеология", № 8

Палкевич Яцек. Выживание на море. М. 1992.

Обеспечение безопасности в водных путешествиях. Методические рекомендации. М.; ЦРИБ "Турист", 1976.

 

Психологическая подготовка

Задачи обучения:

знать психологические требования к профессии матроса-спасателя, свои индивидуально-психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях, методы и приемы управления собственным состоянием;

уметь учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и корректировать их, психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях;

применять на практике знания, умения и навыки в поддержании психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия.

Методические указания

В рамках программы проводится тестирование, на основе которого делаются выводы об индивидуально-психологических особенностях матроса-спасателя.

Психологическая подготовка матросов-спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями директивных и нормативных документов МЧС России, министерств и ведомств Российской Федерации по данному вопросу с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.

К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи, медицинские работники, преподаватели, командно-начальствующий состав ПСФ.

Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке матросов-спасателей в соответствующих учебных центрах (пунктах подготовки) создается современная учебно-материальная база, которая включает:

специальные классы (кабинеты), оснащенные современными техническими средствами обучения и контроля знаний, средствами индивидуальной защиты;

для тренировочных баз: кабинеты, оборудованные аппаратурой контроля психологического состояния обучаемых, специально оборудованные площадки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, имитаторы аварийных ситуаций;

кино- и видеоаппаратуру, комплекты учебно-тематических планов, учебных пособий, методических материалов, кино- и видеофильмов, плакатов, слайдов, тестов для оценки качеств важных, для профессии матроса-спасателя.

Изучение предмета завершается зачетом.

Тематический расчет часов

№ п/п Наименование темы Количество часов
  Психологическая подготовка матроса-спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях 1,5

 

Тема 1. Психологическая подготовка матроса-спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях

Групповое – 1,5 часа.

Психологические особенности матроса-спасателя, требуемые для профессиональной деятельности:

§ личностные характеристики; эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, стиль взаимоотношений в отряде, готовность к риску, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность при ведении спасательных работ;

§ статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования;

§ способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью, кмобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других матросов-спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности.

 

Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления,

Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранение самообладания, способности к активной деятельности; кратковременные изменения психического состояния; патологические нарушения психической деятельности.

Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение матроса-спасателя среди паникующей и социально напряженной толпы.

 

Руководства

1. Социальная психология. – М.: Политиздат, 1975.

2. Приемы психической саморегуляции Практическое пособие. – М., ПАВС, 1992.

3. Волович В.Г. С природой один на один (адаптация и выживание в экстремальных условиях). – М., Воениздат, 1989.

4. Волович В.Г. На грани риска (Выживание в экстремальных условиях). – М.: Мысль, 1986.

5. Бахарев В.Д. Аутотренинг. – М.: Знание, 1992.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

7. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. – Л.: Наука, 1988.


Специальная (техническая) подготовка

Задачи обучения:

знать назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемых при ведении ПСР, правила их хранения и сбережения;

уметь готовить штатные технические средства и оборудование к работе, правильно их эксплуатировать;

быть ознакомленными с приборами наблюдения, поиска пострадавших, разведки.

Методические указания

Изучение спасателями штатных технических средств, применяемых при ведении ПСР, проводится в оборудованных технических классах, на учебных площадках или на образцах.

Особое внимание уделяется изучению устройства, работы механизмов и агрегатов, применению их в различных ЧС.

На всех практических занятиях совершенствуются навыки в проведении осмотров, ежедневных технических обслуживании, а также соблюдении мер безопасности при работе с ними.

Формирование навыков в применении технических средств, инструмента и оборудования проводится на практических занятиях в учебных городках или учебных площадках, где обучаемые выполняют приемы и способы подготовки их к работе и работы с ними.

Тематический расчет часов

Наименование темы Количество часов
  Технические средства и оборудование, применяемые при ведении поисково-спасательных работ 1,5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.018 с.)