Понятие и сущность авторитаризма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность авторитаризма.



Политический режим.

 

Понятие «политический режим». Политический режим как функциональное измерение политической системы. Критерии оценки и сравнения политических режимов. Линейные и координатные типологии режимов. Историческая и социальная обусловленность характера и типа политического режима. Типология авторитарных режимов. Концепции тоталитаризма. Исторические формы и виды демократии (прямая и представительная, демократия участия, плебисцитарная, «базисная» демократия и др.). Эмпирический подход к демократии. Концепции условий демократии. Переходные и гибридные режимы. Эволюция политического режима в России. Региональное измерение политического режима в современной России.

Понятие «политический режим» выражает функциональную сторону государства и политической системы в целом. ПР характеризует тип властвования и пол. управления, основным агентом которого выступает государство. По определению государство является органом насилия и подчинения. Но насилие может быть ограниченным и неограниченным. Ограниченное насилие выражается в демократическом политическом режиме, неограниченное – в авторитарном.

Когда говорят о политическом режиме, то подразумевают:

· наличие той или иной степени политической свободы,

· политико-правовое положение личности,

· природу и состав правящего политического класса, форму его политической организации, способы рекрутирование элит,

· разделение власти — концентрируется или нет власть в одних руках (в одном государственном органе);

· границы государственной власти, характер и меру государственного принуждения,

· методы деятельности государственных органов и мера их ответственности перед народом,

· распределение ценностей.

Понятие и сущность авторитаризма.

Исследования А-зма.

Т. Адорно «Авторитарная личность» (1950), Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1938), X. Арендт «История тоталитаризма» ((1951), Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1950).

«Дорога к рабству» (1938г.) В ней исследуются два альтернативных способа организации социальной жизни – рыночный порядок и централизованное планирование. В вопросе о том, есть ли у антидемократических режимов будущее Ф. Хайек исходит из того, что после крушения германского фашизма и советского коммунизма и избавления человечества от «опасных иллюзий» в масштабах всего мира неизбежно восторжествует потребительский тип общества западного типа, что устранит возможность возникновения антидемократических режимов. Подобную точку зрения высказывал и Ф.Фукуяма (Конец истории?).

Р. Арон (1950), одна из его известнейших работ - «Демократия и тоталитаризм». Арон - один из создателей теории индустриального общества, причем он полагал, что на современном этапе развития цивилизации создается единый тип общества (единое индустриальное общество), различными модификациями которого являются западная (демократическая) модель и советская (тоталитарная). Конфликты индустриальной цивилизации он видит в коллизии между требованиями индустриального общества (жесткой иерархизации, централизации, дисциплины) и идеалами демократии - свободой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность.

Т. Адорно в «Авторитарная личность» (1950) излагает концепцию авторитаризма с помощью социально-психологического анализа соответствующего типа личности. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам.Характеристики авторитарного типа личности включают пассивность, конформизм, ригидность (негибкость) мысли, склонность к стереотипам, отсутствие критической рефлексии, неприятие инакомыслия, страх и отвращение, вызываемое всем «неидентичным».

«Истоки тоталитаризма» - труд Ханны Арендт (1951). Она выделяет три основных интеллектуальных движения, способствовавших его возникновению: империализм, антисемитизм и расизм, детально исследуя все три. Сравнивая авторитаризм и тоталитаризм Арендт писала, что начало авторитаризма противоположно началу тоталитарного господства. Авторитаризм всегда стесняет или ограничивает свободу, но никогда не отменяет ее. Тоталитарное господство нацелено на упразднение свободы.

Среди современных российских исследователей которые занимаются вопросами российского авторитаризма можно выделить Л.П. Цыганкова с его монографией «Современные политические режимы: структура, типология, динамика». В 1991 году в России вышла книга А. Янова «Происхождение автократии», в 1998 году – работа А.А. Галкина и Ю.А Красина «Авторитаризм или демократия: трудный выбор для России». В своих статьях профессор Ю.Г. Сумбатян анализирует основные черты и предпосылки авторитаризма в мировой истории и в России.

Хорошей иллюстрацией трех режимов – демократии, авторитаризма и тоталитаризма – является шутка, согласно которой политические системы Великобритании, Испании и Советского Союза в 50-е годы отличались следующим образом: в Великобритании разрешалось все, что не запрещалось законом (принцип правового государства), в Испании запрещалось все, что специально не разрешалось, в Советском Союзе было запрещено все, включая и то, что официально считалось разрешенным.

 

Тоталитаризм – предельная форма деспотического правления в условиях индустриального общества и массовой коммуникации.

Следует заметить, что понятие тоталитаризм имеет сильную идеологическую нагрузку тем не менее, концепция тоталитаризма как политической системы с почти всеобщим политическим контролем над населением и почти полным отсутствием автономии организаций, групп интересов и средств массовой информации хорошо характеризует закрытое общество. Она стала разрабатываться в 40-е годы, и наибольший вклад в нее внесли такие исследователи, как Збигнев Бжезинский, Карл Фридрих, Ханна Арендт, Раймон Арон, Карл Поппер. Воспользуемся характеристикой тоталитаризма, предложенной Бжезннским и Фридрихом, которая включает шесть основных черт:

1. Тоталитаризм включает в себя в качестве основы тщательно разработанную идеологию, состоящую из доктрины управления всеми жизненными аспектами человеческого существования. Этой идеологии привержен каждый живущий в тоталитарном обществе, по крайней мере пассивно.

2. В тоталитарном обществе существует единственная массовая партия, обычно руководимая одним человеком — «диктатором», и состоящая из относительно небольшого процента населения (до 10%). Население предано идеологии партии, в значительной мере пассивно и бездумно, и готово различным способом участвовать в поддержке генеральной линии партии.

3. Методом управления обществом, как правило, служит система террора, физического или психического, проводимого партией или секретной полицией.

4. В обществе существует технологически обусловленная, почти полная монополия контроля в руках партии и правительства за всеми действующими средствами коммуникации — пресса, радио, кино.

5. Особенность тоталитарной системы правления является также технологически обусловленной, почти полная монополия со стороны партии на использование силовых структур государства — армии, полиции. При этом эти структуры политизируются и используются в политических целях.

6. Тоталитаризм не может обойтись без централизованного контроля за развитием внутренней экономики посредством бюрократической координации формально независимых корпоративных структур, включая также ассоциации и группы давления.

 

Авторитарный режим это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа.

Персонализация правящего режима в облике того или иного правителя выступает наиболее распространенной формой организации авторитарных порядков. Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных («силовиков») игосбюрократия.

В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются:

1. сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;

2. права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;

3. в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;

4. политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;

5. государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;

6. обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

7. осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

8. власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

9. при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

10. режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.(Сумбатян с.59)

основные типы: режимы личной власти партийные, корпоративные, военные, национальные.

Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Это может привести к гражданской диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица.

Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих. Наиболее распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство.

Живучесть и повторяемость этих авторитарных укладов наводит на мысль о наличии в современном мире устойчивого спроса на них, о наличии еще не исчерпанных резервов методов и технологий авторитарного управления.

 

Парадигмы демократии

Самое простое определение демократии — это власть народа (демос — народ, кратос — власть). Расширяя это определение и следуя традиции американских просветителей, демократия — власть народа, осуществляемая самим народом и для народа.

В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии Средних веков — в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т. д.). Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). Все многообразие теоретических моделей современной демократии, если говорить об их мировоззренческих основах, так или иначе тяготеют к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли XVII-XIX вв. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической теориях.

В несколько схематизированном виде опишем их основное содержание (см. схему 1). Обе теории возникают как попытка разрешить так называемую «проблему Гоббса», суть которой кратко можно определить следующим образом: человек, переходя от состояния «войны всех против всех» (естественное состояние) к договору о государственно-общественной жизни (общественное состояние), вверяет самого себя власти государства, поскольку только оно может гарантировать существование договора. Как сохранить свободу человека в общественном состоянии? В этом вопросе — суть «проблемы Гоббса». Следовательно, теоретическая задача заключалась в обосновании границ деятельности государства, обеспечивающих сохранность свободы человека. Представители либерально-демократического и радикально-демократического направлений считали человека разумным существом, но различно истолковывали эту антропологическую предпосылку демократической теории. Они так же были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, однако различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали ее основания.

Данная модель демократии выражает особенности политической системы индустриального общества с фрагментированной структурой социального и политического конфликтов, недостаточной информированностью электората, толерантностью политической культуры и развитой стратой технически натренированных экспертов и менеджеров.

Ключевыми признаками данной модели выступают:

· парламентарное управление с сильной исполнительной властью,

· конкуренция между жизнеспособными политическими элитами и партиями,

· преобладание парламента над партийной политикой (хотя это и противоречит веберовской концепции «плебисцитарной демократии»),

· главенство политического лидерства,

· наличие бюрократии — независимой и хорошо натренированной администрации,

· конституционные и практические ограничения на сферу принятия политических решений.

Политический режим.

 

Понятие «политический режим». Политический режим как функциональное измерение политической системы. Критерии оценки и сравнения политических режимов. Линейные и координатные типологии режимов. Историческая и социальная обусловленность характера и типа политического режима. Типология авторитарных режимов. Концепции тоталитаризма. Исторические формы и виды демократии (прямая и представительная, демократия участия, плебисцитарная, «базисная» демократия и др.). Эмпирический подход к демократии. Концепции условий демократии. Переходные и гибридные режимы. Эволюция политического режима в России. Региональное измерение политического режима в современной России.

Понятие «политический режим» выражает функциональную сторону государства и политической системы в целом. ПР характеризует тип властвования и пол. управления, основным агентом которого выступает государство. По определению государство является органом насилия и подчинения. Но насилие может быть ограниченным и неограниченным. Ограниченное насилие выражается в демократическом политическом режиме, неограниченное – в авторитарном.

Когда говорят о политическом режиме, то подразумевают:

· наличие той или иной степени политической свободы,

· политико-правовое положение личности,

· природу и состав правящего политического класса, форму его политической организации, способы рекрутирование элит,

· разделение власти — концентрируется или нет власть в одних руках (в одном государственном органе);

· границы государственной власти, характер и меру государственного принуждения,

· методы деятельности государственных органов и мера их ответственности перед народом,

· распределение ценностей.

Понятие и сущность авторитаризма.

Исследования А-зма.

Т. Адорно «Авторитарная личность» (1950), Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1938), X. Арендт «История тоталитаризма» ((1951), Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1950).

«Дорога к рабству» (1938г.) В ней исследуются два альтернативных способа организации социальной жизни – рыночный порядок и централизованное планирование. В вопросе о том, есть ли у антидемократических режимов будущее Ф. Хайек исходит из того, что после крушения германского фашизма и советского коммунизма и избавления человечества от «опасных иллюзий» в масштабах всего мира неизбежно восторжествует потребительский тип общества западного типа, что устранит возможность возникновения антидемократических режимов. Подобную точку зрения высказывал и Ф.Фукуяма (Конец истории?).

Р. Арон (1950), одна из его известнейших работ - «Демократия и тоталитаризм». Арон - один из создателей теории индустриального общества, причем он полагал, что на современном этапе развития цивилизации создается единый тип общества (единое индустриальное общество), различными модификациями которого являются западная (демократическая) модель и советская (тоталитарная). Конфликты индустриальной цивилизации он видит в коллизии между требованиями индустриального общества (жесткой иерархизации, централизации, дисциплины) и идеалами демократии - свободой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность.

Т. Адорно в «Авторитарная личность» (1950) излагает концепцию авторитаризма с помощью социально-психологического анализа соответствующего типа личности. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам.Характеристики авторитарного типа личности включают пассивность, конформизм, ригидность (негибкость) мысли, склонность к стереотипам, отсутствие критической рефлексии, неприятие инакомыслия, страх и отвращение, вызываемое всем «неидентичным».

«Истоки тоталитаризма» - труд Ханны Арендт (1951). Она выделяет три основных интеллектуальных движения, способствовавших его возникновению: империализм, антисемитизм и расизм, детально исследуя все три. Сравнивая авторитаризм и тоталитаризм Арендт писала, что начало авторитаризма противоположно началу тоталитарного господства. Авторитаризм всегда стесняет или ограничивает свободу, но никогда не отменяет ее. Тоталитарное господство нацелено на упразднение свободы.

Среди современных российских исследователей которые занимаются вопросами российского авторитаризма можно выделить Л.П. Цыганкова с его монографией «Современные политические режимы: структура, типология, динамика». В 1991 году в России вышла книга А. Янова «Происхождение автократии», в 1998 году – работа А.А. Галкина и Ю.А Красина «Авторитаризм или демократия: трудный выбор для России». В своих статьях профессор Ю.Г. Сумбатян анализирует основные черты и предпосылки авторитаризма в мировой истории и в России.

Хорошей иллюстрацией трех режимов – демократии, авторитаризма и тоталитаризма – является шутка, согласно которой политические системы Великобритании, Испании и Советского Союза в 50-е годы отличались следующим образом: в Великобритании разрешалось все, что не запрещалось законом (принцип правового государства), в Испании запрещалось все, что специально не разрешалось, в Советском Союзе было запрещено все, включая и то, что официально считалось разрешенным.

 

Тоталитаризм – предельная форма деспотического правления в условиях индустриального общества и массовой коммуникации.

Следует заметить, что понятие тоталитаризм имеет сильную идеологическую нагрузку тем не менее, концепция тоталитаризма как политической системы с почти всеобщим политическим контролем над населением и почти полным отсутствием автономии организаций, групп интересов и средств массовой информации хорошо характеризует закрытое общество. Она стала разрабатываться в 40-е годы, и наибольший вклад в нее внесли такие исследователи, как Збигнев Бжезинский, Карл Фридрих, Ханна Арендт, Раймон Арон, Карл Поппер. Воспользуемся характеристикой тоталитаризма, предложенной Бжезннским и Фридрихом, которая включает шесть основных черт:

1. Тоталитаризм включает в себя в качестве основы тщательно разработанную идеологию, состоящую из доктрины управления всеми жизненными аспектами человеческого существования. Этой идеологии привержен каждый живущий в тоталитарном обществе, по крайней мере пассивно.

2. В тоталитарном обществе существует единственная массовая партия, обычно руководимая одним человеком — «диктатором», и состоящая из относительно небольшого процента населения (до 10%). Население предано идеологии партии, в значительной мере пассивно и бездумно, и готово различным способом участвовать в поддержке генеральной линии партии.

3. Методом управления обществом, как правило, служит система террора, физического или психического, проводимого партией или секретной полицией.

4. В обществе существует технологически обусловленная, почти полная монополия контроля в руках партии и правительства за всеми действующими средствами коммуникации — пресса, радио, кино.

5. Особенность тоталитарной системы правления является также технологически обусловленной, почти полная монополия со стороны партии на использование силовых структур государства — армии, полиции. При этом эти структуры политизируются и используются в политических целях.

6. Тоталитаризм не может обойтись без централизованного контроля за развитием внутренней экономики посредством бюрократической координации формально независимых корпоративных структур, включая также ассоциации и группы давления.

 

Авторитарный режим это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа.

Персонализация правящего режима в облике того или иного правителя выступает наиболее распространенной формой организации авторитарных порядков. Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных («силовиков») игосбюрократия.

В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются:

1. сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;

2. права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;

3. в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;

4. политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;

5. государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;

6. обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

7. осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

8. власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

9. при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

10. режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.(Сумбатян с.59)

основные типы: режимы личной власти партийные, корпоративные, военные, национальные.

Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Это может привести к гражданской диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица.

Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих. Наиболее распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство.

Живучесть и повторяемость этих авторитарных укладов наводит на мысль о наличии в современном мире устойчивого спроса на них, о наличии еще не исчерпанных резервов методов и технологий авторитарного управления.

 

Парадигмы демократии

Самое простое определение демократии — это власть народа (демос — народ, кратос — власть). Расширяя это определение и следуя традиции американских просветителей, демократия — власть народа, осуществляемая самим народом и для народа.

В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии Средних веков — в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т. д.). Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). Все многообразие теоретических моделей современной демократии, если говорить об их мировоззренческих основах, так или иначе тяготеют к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли XVII-XIX вв. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической теориях.

В несколько схематизированном виде опишем их основное содержание (см. схему 1). Обе теории возникают как попытка разрешить так называемую «проблему Гоббса», суть которой кратко можно определить следующим образом: человек, переходя от состояния «войны всех против всех» (естественное состояние) к договору о государственно-общественной жизни (общественное состояние), вверяет самого себя власти государства, поскольку только оно может гарантировать существование договора. Как сохранить свободу человека в общественном состоянии? В этом вопросе — суть «проблемы Гоббса». Следовательно, теоретическая задача заключалась в обосновании границ деятельности государства, обеспечивающих сохранность свободы человека. Представители либерально-демократического и радикально-демократического направлений считали человека разумным существом, но различно истолковывали эту антропологическую предпосылку демократической теории. Они так же были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, однако различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали ее основания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.061 с.)