Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совестная боль всех, у кого не атрофировалась душа.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На вопросы редакции отвечает председатель комиссии по биомедицинской этике и медицинскому праву Всероссийского Православного Молодежного Движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата диакон Михаил Першин. в: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II часто затрагивает в своих выступлениях острые проблемы, касающиеся каждого в современной России. Многим памятны Его слова о миллионах абортов, Его резкая критика идеи эвтаназии, и с другой стороны, — Его постоянная забота о пожилых людях, о воспитании детей и поддержке института семьи, особенно многодетной. Что движет Церковью при обсуждении этих вопросов — она отстаивает нормы христианской этики или заботится о нуждах всех людей России? о: Жизнь общества соткана из поступков людей, а стало быть, всегда имеет нравственное измерение. Поэтому она может быть осмыслена в свете Евангелия: любовь к Богу невозможна без любви к ближнему. Но если на место любви приходит душевная черствость, отчаяние, готовность убить нерожденное дитя или бесперспективного пациента, — это очень тревожные симптомы. Такое общество духовно больно. Точный диагноз этого недуга дает в одной из своих песен популярный среди нашей молодежи рок-певец Константин Кинчев: “пустота гнезда вьет изнутри”. И чем быстрее мы это осознаем, тем больше у нас будет надежд на духовное выздоровление. Впрочем, по мысли апостола Павла, в ситуации нравственного выбора поступить по совести способен любой человек, независимо от его веры или неверия и религиозной принадлежности. Так что, полагаю, в суждениях, касающихся социальных проблем, голос Церкви доносит не просто христианскую нравственную позицию, но совестную боль всех, у кого не атрофировалась душа. в: В июне в России истек пятилетний мораторий на клонирование человека, а также на ввоз и вывоз клонированных эмбрионов. Сейчас стоит вопрос о его продлении, либо отмене. Существует ли в Православной Церкви позиция по отношению к клонированию человека и к терапевтическому клонированию, в частности? о: Анализ подобных проблем и выработка решений происходит при участии Церковно-общественного совета по биомедицинской этике, в который входят врачи, священники, ученые, богословы, философы, юристы. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», отдельный раздел которых посвящен биомедицинской этике, и в том числе, клонированию человека. Церковь последовательно выступает в защиту человека на всех стадиях его развития, включая эмбриональную, и потому не может поддержать идею терапевтического клонирования, предполагающую создание человеческого эмбриона с целью его последующего разрушения. Недопустимо превращать человеческую жизнь в сырье. Для меня очень важно то, что позиция России по этому вопросу совпадает с позицией, отраженной в основополагающих международных документах, которыми руководствуется мировое сообщество. Так, например, “Всеобщая Декларация о геноме человека и правах человека”, принятая ЮНЕСКО 11 ноября 1997 г., гласит: “не допускается практика клонирования в целях воспроизводства человеческой особи”, поскольку она “противоречит человеческому достоинству”. А в “Декларации о клонировании человека” от 8 марта 2005 года ООН напрямую обращается к государствам-членам с призывом “запретить все формы клонирования людей в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни”. В основу этих документов заложены нормы, сформулированные еще в Нюренбергском Кодексе, принятом в 1947 г. по итогам расследований преступлений фашистских медиков, а также в Хельсинской Декларации, принятой в 1964 году Всемирной Медицинской Ассамблеей. Полагаю, что нравственные нормы не устаревают с развитием биомедицинских технологий. Убежден, что и поныне актуален древний завет Гиппократа “не навреди”, который отец европейской медицины распространял и на человеческие зародыши. На языке Библии эта заповедь известна всем: “не убий”. Я надеюсь, что нравственная ответственность возобладает, и абсолютный запрет на клонирование человека будет продлен. Это нужно всем нам, чтобы мы оставались людьми. в: Почему Церковь уделяет столь пристальное внимание специальным научным вопросам, связанным с новейшими биомедицинскими технологиями? о: Потому что от того, как будут решены эти вопросы, зависят судьбы конкретных людей, причем не только пациентов, но и самих врачей. В случае клонирования человека нет никаких сомнений в том, что речь здесь будет идти о воспроизведении именно человеческой жизни. Как клонированная овечка была овечкой, так в случае клонирования человека появится именно человек, поэтому к нему применимы все нравственные и правовые нормы, ограждающие человеческую жизнь. в: Какие же именно угрозы несет человеку клонирование? о: Прежде всего, клонирование — это эксперимент. А эксперимент, в котором испытуемым является человек, недопустим без его свободного и добровольного согласия. В случае клонирования человека испросить это согласие невозможно, поскольку тот, у кого мы обязаны его предварительно получить, сам появляется в результате этого эксперимента. Тем самым здесь изначально попирается фундаментальное право человека не быть заложником чьих-либо манипуляций с его жизнью и здоровьем. Одно это является достаточным аргументом против клонирования человека, однако есть и чисто медицинские аргументы, усиливающие эту позицию. Дело в том, что, насколько мне известно, к настоящему времени удалось клонировать довольно большое количество животных — кошку, свинью, корову, мула, мышей. Однако, как отмечают ученые, среди клонированных животных распространены отклонения от нормы и различные формы инвалидности. Первое клонированное животное — овечка Долли — было усыплено в 2003 году в возрасте ровно шести с половиной лет, хотя многие овцы живут более 10 лет. У нее развилась прогрессирующая болезнь легких, которой обычно страдают более старые овцы, а также преждевременный артрит. Некоторые специалисты по клонированию выдвинули гипотезу, что клонированным людям может потребоваться замена тазобедренного сустава уже в подростковом возрасте, а старость у них может наступать уже к 20 годам. Я не говорю уже о низкой эффективности метода (менее 10%), о синдроме большого потомства, создающего серьезные проблемы для вынашивающей матери. Думаю, что у создателя Долли сэра Уилмута были все основания утверждать, когда он выступал в Конгрессе США, что аналогичные эксперименты на человеке совершенно недопустимы. в: Хотелось бы все же вернуться к вопросу о так называемом “терапевтическом” клонировании, при котором эмбрион создается в целях проведения медицинских экспериментов, получения эмбриональных стволовых клеток, но все это, как говорят сторонники этого метода, делается с благой целью — помочь тяжелым больным. На столь ранней стадии эмбрион еще не способен мыслить и даже ощущать. Почему Церковь отказывает ученым в праве использовать человеческие эмбрионы для развития медицинского знания? о: - С этим нельзя согласиться: недопустимо, как Вы точно заметили, человека использовать. Человек — это не агрегат, который можно разбирать на запчасти, не сырье для изготовления препаратов, не топливо научно-технического прогресса. Благие цели не достигаются дурными средствами. На языке международного права эта нравственная максима звучит так: “Никакие исследования, касающиеся генома человека, равно как и никакие прикладные исследования в этой области, особенно в сферах биологии, генетики и медицины, не должны превалировать над уважением прав человека, основных свобод и человеческого достоинства отдельных людей или, в соответствующих случаях, групп людей.” (“Всеобщая Декларация о геноме человека и правах человека”, ст. 10) в: Следует ли понимать Ваши слова так, что в вопросе клонирования Церковь выступает принципиально против научного прогресса? о: Напротив, в каждом новом научном достижении верующий человек усматривает еще одно подтверждение того, что у истоков нашей Вселенной, у колыбели жизни на нашей планете стоит творческий Разум, именуемый на библейском языке Премудростью Божией. И может быть, ярче всего это проявляется именно в открытии возможности клонировать живые организмы. Ведь для того, чтобы просто воспроизвести уже существующие формы жизни, необходимы колоссальные усилия, сложнейшая аппаратура, и главное — предельное напряжение человеческой мысли. Тем более странным кажется предположение, будто бы вся красота космоса, зарождение в нем жизни и появление человека — это лишь случайное стечение слепых обстоятельств, в котором нет ни замысла, ни творческой воли, ни согревающей любви. Научный прогресс свидетельствует, что человек — действительно образ Божий; он наделен высшими дарами личностной свободы, разума и творчества. К сожалению, эти дары могут быть развернуты и против самого человека. Именно поэтому Церковь проводит четкую грань в области тех научных достижений, которые могут коснуться человека. Если говорить о клонировании, у нас нет возражений против выведения новых пород животных, создания отдельных человеческих органов и тканей, но при этом недопустимо удовлетворять научное любопытство, превращая в экспериментальный объект уже саму человеческую жизнь. Разговор с Михаилом Першиным вызвал во мне сложные чувства, но самое большое чувство, которое я могу выразить – это чувство благодарности всем людям, которые считают безнравственным проводить эксперименты по клонированию человека. Клонирование – это одно из открытий научного прогресса. Да, теперь человек умеет производить «себе подобных». Но Михаил прав, что красота космоса, зарождение в нем жизни и появление человека это не случайное стечение слепых обстоятельств. В появлении Человека есть замысел, есть творческая воля и согревающая Любовь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.007 с.) |