Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реферативно-исследовательская работа

Поиск

Реферативно-исследовательская работа

«Праведники Мира. Брестчина»

 

 

Подготовила:

Ученица 11 «Б» класса

Волынчук Юлия Андреевна

 

Научный руководитель:

Учитель истории

Пешко Ольга Сергеевна

 

Брест, ул. Белорусская, 64. 2014 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

Р.1.Холокост…………………………………………………………………6

Р.2.Брестское гетто………………………………………………………….8

Р.3.Праведники Народов Мира……………………………………………..11

3.1.Праведники Народов Мира................................................................11

3.2. Праведники Мира Белоруссии……………………………………….13

3.3. Праведники Брестчины……………………………………………....17

3.4.Что мы знаем о Праведниках Мира?....................................................20

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованных источников………………………………….23

Приложение ……………………………………………………………………..25

 

 

Введение

“Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир"

Синедрион,37,71

 

 

В этом году наша страна празднует 70-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. С первых часов войны миллионы советских людей разных национальностей-белорусы, русские, евреи, украинцы объединились и встали на защиту Родины Во Второй мировой войне свыше 55 млн человек погибли, 90 млн были искалечены, из них 28 млн ранены[4].

Во время Второй мировой войны германские нацисты и их союзники убили около шести миллионов евреев, среди них было около 800000 евреев из Беларуси [22]. Эту методичную, организованную на государственном уровне операцию по преследованию и истреблению называют Холокостом, а политику, проводимую нацистской Германией по отношению к еврейской нации, принято называть геноцидом.

Евреи, обреченные на полное истребление в гетто и лагерях смерти, искали пути к спасению. Те, кто решался бежать, нуждались в надежном укрытии, в документах. Многое зависело от местного населения. Большинство людей были безучастны к судьбе своих еврейских соседей и занимали позицию сторонних наблюдателей. Мотивы такого отношения были различны: страх перед репрессиями нацистов, антисемитизм и прочее.

Следует заметить, что на оккупированных территориях не существовало организованной помощи евреям со стороны антифашистского подполья. Не было ни одного официального обращения к подпольным организациям или местному населению с призывами оказывать помощь евреям, ставшими жертвами тотального уничтожения.

Тем не менее, повсеместно на оккупированных территориях были люди и семьи, по собственной инициативе посвятившие себя спасению евреев. Они прятали у себя и своих близких скрывавшихся от уничтожения, депортации и бежавших из гетто, снабжали их документами, оказывали финансовую, продовольственную и медицинскую помощь.

«Праведник народов мира» - такой титул, начиная с 1960-х годов, получают люди нееврейской национальности, которые в годы Второй мировой войны, рискуя собственной жизнью, спасали евреев.

На основании закона, принятого в Израиле в 1953 году, при мемориальном институте памяти жертв и героев Катастрофы европейского еврейства “Яд ва-Шем” (”Память и имя”) в Иерусалиме действует общественная комиссия по признанию и увековечению заслуг Праведников народов мира. В Израиле был принят Закон о создании Мемориального музея памяти евреев, погибших в годы войны.[18]

 

 

 

В начале 1960-х годов в Израиле была принята Программа воздания чести Праведникам народов мира, в память об их заслугах был заложен Парк Праведников народов мира.

Цель работы: раскрыть значение деятельности Праведников мира с точки зрения современников.

Задачи:

1.изучить источники о белорусах спасавших евреев;

2. узнать о наших земляках, получивших звание

«Праведников мира»;

3. познакомить моих сверстников с деятельностью

Праведников мира.

Гипотеза:

предполагается, что молодое поколение спустя 70 лет

нуждается в сведениях (знаниях) о Праведниках мира для

поддержания толерантности и формирования

гражданственности.

Тему своей работы считаю важной и актуальной. По школьной программе мы не рассматриваем эту тему. В ходе работы были изучены разные источники по теме. Использовались материалы СМИ (газеты «Заря», «Брестский курьер», «Вечерний Брест», «Брестская газета»), материалы сайтов интернета, документы личных архивов Бляхера А. М., воспоминания ветеранов войны Дмитриевой Р.И.И, Бляхера А.М., фотографии материалов музея «Евреи Бреста».

Работа раскрывает значение деятельности Праведников мира с точки зрения современников. Первые два раздела я посвящаю Холокосту и истории создания и уничтожения Брестского гетто, они помогут лучше понять трагедию еврейского народа и важность деятельности Праведников мира.

В третьем разделе я знакомлю с историей возникновения этого звания, показываю сущность и значение звания Праведника народов мира, повествую о жизни и подвиге Праведников мира Беларуси и Бреста на примере Макаренко Пелагеи, а также рассказываю о судьбе спасённых ими людей.

Проводя социологический опрос, я ознакомила сверстников с деятельностью Праведников народов мира.

 

 

Р.1.Холокост

«Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло:

она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её»

Мише́ль де Монте́нь

Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»):в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях[1] во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи считается одним из самых известных примеров геноцида в XX веке[15].

В широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган,гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования фашистской Германии.

 

Отличительные черты Холокоста

1. Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреевЕвропыи около трети еврейского населения мира;

2. Уничтожение от четверти до трети цыганского народа;

3. Уничтожение до 10 % поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами);

4. Уничтожение около 3 миллионовсоветских военнопленных;

5. Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных;

6. Истребление около 9 тысяч гомосексуалов;

7. Разработка систем и способов массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании (многочисленные списки потенциальных жертв, лагеря смерти и т. д.).

8. Грандиозные, межнациональные масштабы истребления людей вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.

9. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами Холокоста[15].

Существует точка зрения, согласно которой Холокост как явление не существовал в том виде, в каком его описывает общепринятая историография. В ряде стран публичное отрицание Холокоста является противозаконным[15]. Жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы. В Бресте почтили память жертв холокоста. Митинг, посвященный памяти жертв холокоста, прошел в Бресте 27 января у мемориального знака расстрелянному брестскому гетто на улице Дзержинского[16].

«Брест - единственный город во всех европейских гетто, где еврейская община была уничтожена полностью, поэтому и потомков брестчан крайне мало, - отметила председатель Брестского городского еврейского общественного объединения «Бриск» Регина Симоненко. «Для евреев Бриск* до войны был, как для католиков Рим», - добавила она. (* Бриск - довоенное название Бреста на идише)

Во время Великой Отечественной войны с июня 1941 года по октябрь 1942 года в Бресте погибли 34 тысячи узников гетто. Недалеко от места первого расстрела брестских евреев на улице Дзержинского установлен мемориальный знак.

Регина Абрамовна поделилась с присутствовавшими историей, которая ее потрясла. «Как-то в одной из молодежных телевизионных передач был задан вопрос «Что такое холокост?». Один молодой человек ответил: «Это, видимо, разновидность клея». Молодой человек не виноват, - считает председатель «Бриска», - значит, ему не объяснили, что такое холокост. На мой взгляд, мы просто обязаны об этом говорить. И день памяти - это тот момент, который для этого и установлен».

В митинге приняли участие представители городских властей, находящихся в Бресте дипконсульств Украины, Казахстана и Польши, еврейской и других национальных общин. Участники почтили память жертв холокоста минутой молчания, после чего возложили цветы и венки к мемориальному знаку.

Международный день памяти жертв холокоста во всем мире отмечается 27 января. В этот день был освобожден концентрационный лагерь «Освенцим», в крематориях и газовых камерах которого погибли около миллиона евреев[16].

Р.2.Брестское гетто

Не все жертвы нацизма

были евреями, но

все евреи были жертвами нацизма

 

Бре́стское гетто (16 октября 1941 — 18 октября 1942) — еврейское гетто, место принудительного переселения евреев города Бреста Брестской области и близлежащих населённых пунктов в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны.

Брест находился под оккупацией войсками вермахта 3 года и 1 месяц — с 22 июня 1941 года по 28 июля 1944 года[7].

В сообщении «О положении в оккупированных областях Белоруссии» от 19 августа 1941 года партийный руководитель Белоруссии П. К. Пономаренко, будущий начальник Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД), приводит примеры фактов расправы над евреями на территории Белоруссии, в том числе и в Бресте: «Еврейское население подвергается беспощадному уничтожению… В Бресте немцы подожгли некоторые дома, населенные евреями, не дали им выйти, и все сгорели живыми… Такие факты многочисленны»[7]

Гетто было создано 16 декабря 1941 года (ноябрь 1941[15]). Евреев обязали носить на спине и груди желтые круги, так называемые «латы». Никто не хотел верить, что большую часть населения города (по переписи 20 июля 1941г. евреи составляли 18000 из 46000, то есть почти 40%)(Приложение 3) фашисты могут просто уничтожить. Однако еврейское население Бреста оккупанты стали уничтожать с первых месяцев войны. Массовые расстрелы еврейского населения происходили:

- в Брестской крепости,

- в 8-м форте,

- в районе аэропорта,

- на углу современных улиц Московской и Куйбышева,

- во дворе дома № 126 по улице Куйбышева,

- у еврейской больницы на улице Интернациональной.[11,с.35 – 36]

Евреи вынуждены были выживать в ужасных условиях: не хватало еды, везде была грязь, сырость и холод.

Границы Брестского гетто были определены современными улицами: Интернациональной, Советской, Маяковского и Кирова. Шоссе Варшава – Москва делило гетто на две части: Большое и Малое. В окружении колючей проволоки за тремя воротами во время войны оказалось около 10 городских улиц, порядка 600 домов и синагога. Сюда было согнано 34 000 человек из Бреста и окрестностей, которым самовольно запрещалось покидать гетто. Евреев стали использовать на принудительных работах в Северном городке. [10, с.12]

В гетто следили за порядком 60 сотрудников юденрата. Председателем юденрата назначили Херша Розенберга. В январе 1942 года были созданы подпольные организации Сопротивления. Один из организаторов — Михаил Омелинский, офицер польской армии. Шолом Холявский, один из руководителей восстания в Несвижском гетто и участник белорусского партизанского движения, писал: «Я не утверждаю, что каждый еврей в гетто участвовал в подпольном движении или боролся с врагом, но нельзя отрицать, что весь характер жизни в гетто был подпольным. Это был массовый еврейский героизм»[15].

Вопрос об уничтожении всего гетто оставался лишь вопросом времени. Осенью 1942 года немцы потребовали взносы (деньги, драгоценности) от евреев под угрозой ликвидации гетто. Несмотря на значительные взносы, в период с 15 по 18 октября гетто было ликвидировано. Большинство евреев были убиты, а оставшаяся часть была угнана на работу в Германию. В живых из всех узников гетто осталось 19 человек[7].

Расстрелы узников гетто происходили в самом городе, в районе станций Береза Картузская и Бронная гора[7]. В мае 1942 года в 400 метрах к юго-западу от железнодорожного переезда станции Бронная гора Березовского района немцы создали концентрационный лагерь для уничтожения большого количества людей. На месте лагеря были выкопаны ямы глубиной 3-4 метра для захоронения убитых[7].

Примерно с середины июня 1942 года нацисты начали эшелонами свозить на Бронную гору и убивать евреев из многих гетто, узников концлагерей и тюрем, арестованных в карательных операциях против партизан. В лагерь свозились для уничтожения все жертвы, включая женщин, детей и стариков.

Немцы организовали массовые убийства на Бронной горе по образцу промышленного предприятия. Эшелоны с обречёнными людьми по специально проложенной железнодорожной ветке подавались от станции прямо к месту убийства. Уже во время выгрузки из вагонов людей заставляли раздеваться, после этого гнали по узким проходам из колючей проволоки к ямам и расстреливали[3].

Своими воспоминаниями с нами поделилась Дмитриева Раиса Ильинична, проживавшая сейчас на Дубровке,а в то время в районе Бронной горы: «Их везли и везли-мужчин,женщин, маленьких детей,ни в чём неповинных…Смертельные крики,стоны, плач…с этим нельзя было смириться …мы закрывали уши,двери, завешивали окна...казалось это никогда не закончится…этот стон и сейчас стоит в ушах …»[3].

Всего в лагере на Бронной горе были убиты более 50 000 человек. В Брестском гетто с момента его создания до ликвидации были замучены и убиты от 17 000 до 18 000 евреев[15].

В Государственном архиве Брестской области хранятся данные на 12 000 узников гетто.

В память о евреях Брестского гетто после войны был установлен обелиск[14].

 

Р.3.Праведники народов мира

Праведники народов мира

Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир

Надпись на медали Праведника Мира

 

 

Термин «Праведник Народов Мира» впервые упоминается в Талмуде. Мудрецы не дали ему четкого определения, и со временем так стали называть тех, кто соблюдал семь запо­ведей потомков Ноя. Еврейский философ и ученый Рамбам, живший в XII веке, считал, что эти семь заповедей включают запрещение кровопролития, а также требование соблюдать законы и руководствоваться принципами справедливости.
Праведники мира (ивр. חסידי אומות העולם‎, «хасидей умот ха-олам» —

праведники народов мира) — согласно израильскому Закону о Памяти Катастрофы (1951), не евреи, спасавшие евреев в годы нацисткой оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью.

Жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. (рис.1)
Специальный комитет под председательством одного из членов Верховного суда Израиля рассматривает каждую кандидатуру и все имеющиеся в распоряжении доказательства, прежде всего, свидетельства очевидцев.
Нередко изучение всех материалов по одному только делу занимает годы. Получивший статус Праведника мира приглашается в Израиль, и ему торжественно вручают медаль, на которой на двух языках, на иврите и французском, выбита надпись: "В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир".
Данные о спасителях и спасенных еще весьма неполны. Несомненно, праведников народов мира было гораздо больше, ведь известно, что в оккупированной Европе более ста тысяч евреев были спасены.

Звание Праведника мира присуждается при соответствии следующим критериям:

1. Инициатива спасения принадлежит спасителю;

2. Наличие четкой связи между действиями спасителя и фактом спасения;

3. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея;

4. Действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения, и если он брал деньги, то лишь для того, чтобы обеспечить успех спасения, а не с целью обогащения;

5. Существовала реальная опасность для спасавшего и его близких. В особых случаях принимается во внимание экономическое и общественное благополучие спасителя;

6. Все выше перечисленное подтверждается свидетельствами выживших или наличием подходящих документов.

 

Распределение получивших звание Праведника мира по странам (на 1 января 2013):

Австрия - 92; Албания - 69; Армения - 21; Беларусь – 587; Бельгия – 1635; Болгария – 20; Босния – 40; Бразилия – 2; Великобритания – 19; Венгрия – 806; Вьетнам – 1; Германия – 525; Греция – 315; Грузия - 1; Дания – 22; Испания – 6; Италия – 563; Китай – 2; Куба – 1; Латвия – 135; Литва – 844; Люксембург – 1; Македония – 10; Молдавия – 79; Нидерланды – 5204; Норвегия – 50; Польша – 6394; Португалия - 2; Россия – 186; Румыния – 60; Сальвадор – 1; Сербия – 131; Словакия – 534; Словения – 7; США – 3; Турция – 1; Украина – 2441; Франция – 3654; Хорватия – 107; Черногория – 1; Чехия – 109; Чили – 1; Швейцария – 45; Швеция – 10; Эквадор – 1; Эстония – 3; Япония – 1[15].

Яд ва-Шем отмечает, что по этой статистике не следует делать выводы об отношении к евреям и масштабах спасения в разных странах. Эта статистка не отражает полного масштаба явления, а лишь ту информацию, которая стала доступна Яд ва-Шем. Например, в странах Восточной Европы возможность вести исследования и награждать праведников была долгие годы заблокирована коммунистическими режимами. Кроме прочего, в разных странах под контролем нацистов были существенно разные условия: количество евреев, способы реализации окончательного решения еврейского вопроса, формы управления, исторические традиции, уровень влияния еврейской общины, отношение населения к евреям и так далее. Эти и другие факторы влияли на число спасенных и спасителей в каждой стране.

Гражданам, удостоенным высокого звания Праведников народов мира, вручается медаль со словами из Талмуда: “Человек, спасший одну жизнь, спасает все человечество…” (Приложение 7) и почетный диплом (Приложение 8, 9). В случае, если их заслуги оказываются признанными посмертно, награды передаются ближайшим родственникам. Имена людей, удостоенных этого высокого звания, заносятся на Стену почета в Саду Праведников народов мира в Мемориальном музее памяти евреев, погибших в годы войны. В честь каждого, удостоенного этого титула, на Аллее Праведников народов мира высаживается дерево, на котором устанавливается мемориальная доска с рассказом о замечательном человеке, которому угрожала опасность и который жил в постоянном страхе, но все же спасал евреев от гибели.

 

Праведники мира Белоруссии

Для добродетели ни одна дорога

не является непроходимой.

Овидий

Праведники мира в Белоруссии — неевреи, получившие звание «Праведник мира» от израильского института «Яд ва-Шем» за спасение евреев во время Холокоста в Белоруссии, подвергавшие опасности при спасении свою собственную жизнь и жизнь близких. По данным «Яд ва-Шем» на 1 января 2013 года это звание было присвоено 587 лицам, во всём мире звание получили 24 811 человек. За спасение евреев на территории современной Белоруссиик 1 января 2013 года праведниками признаны 711 человек[15].

Белоруссия занимает 8 место в мире по числу праведников после Польши, Голландии, Франции и Украины, Бельгии, Литвы и Венгрии.

В ходе Холокоста в Белоруссии погибло более 800 тысяч евреев. Выжило около 30 тысяч, значительное число из них — благодаря праведникам мира.

Многие из тех, кто помогали евреям, были убиты нацистами. Так, летом 1943 года во время операции «Герман» по блокаде партизан в Налибокской пуще, за укрывательство бежавших из минского гетто 30 евреев немцами была сожжена деревня Скирмонтово вместе с её жителями[15].

Первыми звание праведников в Белоруссии получили 3 ноября 1965 года Андрей Николаев и его жена Наталья Станько за спасение семьи Казинец. В 1967 году, после присвоения звания, для получения награды посетила Израиль Антонина Габис, во время оккупации прятавшая у себя еврейку Этель Кравец[15].

После разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем в 1967 году присвоение званий праведников в Белоруссии было приостановлено. Из опасений за собственную безопасность люди скрывали свою причастность к спасению евреев.[8] Присвоение званий возобновилось в 1979 году и продолжается до сегодняшнего дня.

Историк Кузьма Козак отмечает, что из 87 минских праведников было 65 женщин, что связано тем, что большинство мужчин было на фронте[15]. Известен ряд случаев массовых спасений. Так жители деревни Поречье Пуховичского района спасли несколько десятков еврейских детей[15].


Другие примеры из истории спасения евреев в Белоруссии:

К лету 1942 года от 5000 евреев - жителей Долгиново уцелело 278 человек. Остальные были уничтожены немцами. Спаслись те, кто вовремя ушёл в лес. Партизаны не были в состоянии содержать такую толпу, большинство среди которых были старики, женщины и дети.
Николай Киселёв взялся вывести их за линию фронта. После 1500 километров похода через немецкие тылы к своим вышло 218 человек.
История эта вообще не получила никакой известности до 2005 года, когда директор минского музея Холокоста Инна Герасимова наткнулась в архивах КПБ на "список Киселёва" - отчёт о выполненном задании с именами спасённых. Сам Николай Киселёв умер в 1974 году, он почти никому не рассказывал об этой истории.
В 2005 году Николаю Киселёву посмертно присвоено звание Праведника Народов Мира (рис. 3).
В 2004 году выпущена книга «Праведники народов Мира Беларуси». В книгу–справочник включены имена Праведников, имена спасенных, истории спасения с указанием места, где происходило данное событие. В книге прилагается общий список Праведников Беларуси (515 человек) и фотографии некоторых из них (рис. 4).
Работая над поиском данных о детском концлагере в годы оккупации в д. Кринки Стародорожского района Музей истории и культуры евреев Беларуси собрал материалы об единственном малолетнем спасшемся узнике концлагере — Свердлове Владимире. По представлению Музея и Союза еврейских общественных объединений и общин женщина, спасшая Володю от гибели — Звонник Александра Кирилловна, была удостоена звания Праведник Народов Мира.
Более 700 белорусов награждено дипломами и медалями праведников мира. Но в живых остались менее 50 человек.

В Минске находится мемориал жертвам Холокоста «Яма». 21 октября 2013 состоялась акция памяти 70-летия уничтожения минского гетто [21].

«Яма — это не только памятник погибшим, это также и памятник подвигу еврейского народа, — сказал в своем выступлении Владимир Макей. — История сопротивления Минского гетто, наверное, не столь известна, как история Варшавского. Многие узники до конца боролись за свою свободу и достоинство. Мы гордимся тем, что белорусы восприняли горе еврейского народа как свое собственное».

Глава МИД Беларуси отметил, что 711 белорусов за проявленный героизм удостоены почетного звания «Праведник мира» [21].

«Мы не допускаем никаких проявлений антисемитизма, мы поощряем изучение еврейской культуры и языка, мы стараемся активно восстанавливать значимые в истории еврейского народа памятники», — заявил Макей.

Как отметила Наоми Бен-Ами, «мы никогда не забудем, как во время войны белорусы героически помогали евреям, спасали их от смерти, рискуя собственной жизнью».

По мнению Иосифа Шагала, Беларусь делает более чем достаточно для увековечивания памяти жертв Холокоста.

«Я родился в Израиле, но только в Беларуси понял, что такое Холокост, и понял отношение людей к нему, — сказал посол. — Беларусь — прекрасная страна в плане отношения к евреям. Мы это ценим и со своей стороны делаем все необходимое, чтобы хоть как-то отплатить за такое отношение к нашей памяти, традициям и истории».

«Мы не допустим этого, если будем об этом помнить. Ведь что привело к появлению нацизма? Либерализм, разговоры о том, что ничего страшного не произойдет, все будет нормально, то есть потворство привело к фашизму, привело к Гитлеру», — заявил посол Израиля [21].

В Минске планируется воздвигнуть стену памяти белорусских Праведников мира.

Списки Праведников Народов Мира далеко не полны. Сейчас они состоят из более чем 23 тысяч человек, в том числе из 700 белорусов. Многие из людей, спасавших евреев так и остались неизвестными. Другие рассказывали о своих подвигах только в узком кругу родных и знакомых. С каждым годом ряды их заметно уменьшаются, поэтому хочется успеть узнать как можно более полно о тех героических днях и делах.
Даже о тех 711 жителях Беларуси, уже удостоенных этого звания, известно далеко не все. Зачастую в источниках не упоминается даже место и время спасения, дальнейшая судьба спасенных. Здесь еще очень большой простор для исследователей.

Праведники Брестчины

 

Смелым судьба помогает

Теренций

Вот подвиг праведников Бреста: Пелагея Филипповна Макаренко- Головченко, Петр и Софья Головченко.

Пелагея Филипповна Макаренко родилась в 1912 году в Бресте в семье извозчика Филиппа Алексеевича Головченко. Из-за начавшейся Первой мировой войны семья вынуждена была переселиться в Свержень, откуда вернулись в Брест в 1918году. В гимназию Пелагея ходила только четыре года, а с 15 лет пришлось работать: стирала, ухаживала за больными, мыла полы в железнодорожной больнице. В 1934 году устроилась в киоск продавать газеты и папиросы.

Часто вспоминала она первый немецкий налет на Брест: “1 сентября бомбили старый аэродром, а 9 – центр города. На углу Ленина огромная воронка появилась – и вода била фонтаном… Вся Пушкинская в траншеях…киоск мой в груду досок превратился…”. [12] Война не ожесточила её. Она подняла из глубины души этой женщины всю жалость, любовь к людям и сострадание, которыми наделил её Бог. Её судьба оказалась переплетена с теми, кто в графе о национальности писал “Еврей”, кто оказался приговоренным на тотальное и беспощадное уничтожение, но нашел спасение в доме на улице Авиационной. (Приложение 2)

Пелагея Филипповна рассказывала позже: “Колона евреев шла…Молодые, красивые. Привели их на аэродром. Велели копать яму. Хлопцы-пастушки сбежались и видели, как их расстреляли…”[1, с.2].

В захваченном Бресте немцы установили свой порядок. Для евреев в октябре 1941 года создано гетто. Вопрос об уничтожении всего гетто оставался лишь вопросом времени.

Первое пророчицей судьбы обитателей гетто стала подруга Пелагеи Филипповны Макаренко – Маша – жена портного Энгельмана. Тогда ещё узников водили под конвоем на работы в казармы. Во время одной из встреч Мария произнесла вещие слова: “Мы все погибнем… Спаси моих детей…” Пелагея Филипповна согласилась. Она знала, что ставит под угрозу свою жизнь и жизнь своих родных, но не смогла отказать подруге, потому что знала, что ценность жизни зависит не от национальности, цвета волос или глаз или вероисповедания.

Пелагея Филипповна верила, что назначение человека – делать добро.

На 15 октября 1942года была назначена операция по ликвидации Брестского гетто. Многие обитатели гетто были убиты прямо в своих домах или на улицах. Остальных гитлеровцы решили вывезти из Бреста в окрестности деревни Бронная Гора Березовского района и расстрелять.

“На Московской собрали их …И колонной погнали. А вокруг люди бегут, и мы с соседкой, - вспоминала Пелагея Филипповна. – Куда же евреев ведут? Добежали мы до самых путей. Вагоны. Собаки лают. А евреев загоняют в эти вагоны… ”

Больше месяца девятилетний Мойша Энгельман (Приложение 4) скрывался по подвалам, на сухарях, без воды, потому что все колодцы закрыли. Лишь в ноябре пришел он к Пелагее Филипповне и стал ее восьмым ребенком (своих детей у неё было шестеро и приемный сын мужа) “Он пришел под вечер – ботиночки через плечо, а на ногах – мокрые валеночки…Когда евреев гнали по Московской к Брестской крепости, сестра Марии Энгельман сказала, чтобы он бежал искать мать. Чудом мальчик смог выбежать из колонны и скрыться в толпе зевак. Его брат Биюминок и сестра Голда хотели тоже с ним убежать, но тетя их не решилась их отпустить, наверное, не сильно веря в то, что можно было вырваться из этого ада. Моша пришел ко мне один…” – рассказывала Пелагея Филипповна. [1, с.2]

Мальчик искал свою маму, думая, что она тоже смогла скрыться. Так он и остался жить в её семье. Пелагея Филипповна назвала еврейского ребенка Мишей (к счастью внешние черты Мойши в детстве не выдавали в нем еврейского ребенка) и воспитывала как сына, никогда не отделяла его от своих детей. Некоторые родственники узнали, что Мойша спасенный мальчик лишь когда он решил сам завести семью. Мальчик рос очень трудолюбивым: всегда помогал по хозяйству. Дети Пелагеи Филипповны удивлялись, что вместо того, чтобы играть, он мог часами копаться в огороде.

Однажды дети играли во дворе. По улице проходили немцы. Вдруг один из солдат взглянул на Мишу и стал кричать: “Юдэ! Юдэ!” В этот момент приемный сын Пелагеи Филипповны – Валерий бросился в ноги к немцам доказывая, что это его родной брат. Миша тем временем успел скрыться с глаз немцев. [8]

Сегодня бывший узник гетто живет в г. Борисове. У него есть сыновья и внуки (Приложение 5). До последних дней жизни Пелагеи Филипповны он поддерживал отношения со своей спасительницей: приезжал, переписывался, звонил, присылал подарки на праздники. Хоть ни разу не назвал он её своей мамой, чувства любви, уважения и благодарности всегда переполняло его сердце.

Сестры Майя и Женя Кацаф тоже пришли к Пелагее Филипповне сами. С Майей они работали вместе в облпотребсоюзе. Майя рассказала, что они с сестрой прятались на чердаке в пекарне Лендского. Но у хозяина за связь с партизанами должен был быть обыск. А это означало – смерть…Ночью они были дома, а днем – в сарае: в сене, в соломе – над коровой. Пелагея Филипповна вспоминала: “Мы одеялами окна завесим, и они варили себе еду. Хлеб, крупа, картошка были – все на молоко меняла. Тут они поварят, постирают, помоются, а как светает – в сарай возвращаются… Так зиму и перезимовали. А потом Майя попросила: “Вы как-нибудь помогите нам до Высокого добраться…” Я соседа попросила. Он туда их проводил. Оттуда мне записочка: “Мы на месте. Спасибо.” А последняя весточка от них – из французского Бреста, с корабля. Они отплывали к родственникам в Аргентину.” [6, с.2]

Больше, чем на полгода во времянке, которую Пелагея Филипповна сдавала квартирантам, нашла приют семья Манкер: ИзраилМанкер, его глухонемой сын Хенек и двенадцатилетняя дочь Лиля. ИзраилМанкер жил на Республиканской и дружил с братом Пелагеи Филипповны – Петром Головченко. Когда в гетто погибла жена ИзраилаМанкера, он понял, что надо спасать свою семью. Петр Головченко к этому времени был извозчиком. На своей лошади он вывозил мусор из гетто. В подводе с мусором он и вывез семью Манкер из гетто и спрятал у себя.

Не раз по доносу одного из соседей – Антона Курунца – немцы приходили в дом Петра и Пелагеи с обысками. Но, обладая сильным характером и выдержкой, с невозмутимым видом Пелагея Филипповна открывала времянку или показывала немцам свой дом, убеждая их в том, что она никого не прячет. Родные просто удивлялись её спокойствию. А Пелагея Филипповна говорила, что у неё всё внутри переворачивалось от страха в такие минуты, и спасал их всех один Бог.

После ареста брата Петра Головченко спасать семью Манкер пришлось Пелагее Филипповне и жене брата Софье.

Однажды семья Манкер исчезла. Они решили больше не ставить под угрозу жизни других людей и уехать…

Только после войны Пелагея Филипповна встретилась с ними (Приложение 6). Оказалось, что отец семейства – Израил Манкер прожил до 94 лет и умер в Израиле, куда эмигрировал с сыном в 1950-е годы. Хенек до сих пор там живет. Лиля с мужем и детьми живет в США.[5, с.1; 6, с.2 ]

Именно семья Манкер добилась того, чтобы Пелагея Филипповна Макаренко её брат Петр Филиппович Головченко и его жена Софья получили почетное звание – Праведник народов мира.

Свою награду Пелагея Филипповна Макаренко получила 27 мая 1998 года. В 2006 году её не стало. Похоронена Пелагея Филипповна Макаренко в 27-м почетном квартале на кладбище Плоска. Реликвии хранит её дочь – Денисюк Ольга Семёновна. А диплом и медаль Петра и Софьи Головченко переданы в Областной краеведческий музей, потому что прямые наследники героической супружеской пары в г. Бресте сегодня не живут.[8, с. 1]

Три человека из г. Бреста- Пелагея Филипповна Макаренко- Головченко, Петр и Софья Головченко -не считали спасение евреев подвигом, не ждали наград и званий, не рассказывали об этом. Они спасали людей, потому что знали, что жизнь человека – высший дар, никто не имеет права отнять её по своему усмотрению. Когда многочисленные корреспонденты спрашивали Пелагею Филипповну о том, не боялась ли она, женщина отвечала: “ Не знаю, как я могла поступить по-другому. Я же знала этих людей многие годы. Я не могла им отказать…Мы славяне на чужое горе отзывчивы…Надо было помочь сохранить им жизнь...”

34.000 евреев Брестского гетто и ближних местечек были убиты.

19 человек чудом уцелели.

6 из них спасли три Праведника из Бреста…

 

Приложения

Список приложений:

Приложение 1 Фотография Пелагеи Филипповны Макаренко
Приложение 2 Фотография дома на улице Аэродромной, в котором Пелагеи Филипповны Макаренко, её брат Петр Головченко и его жена Софья спасали евреев во время войны
Приложение 3 Диаграмма “Состав населения г. Бреста по переписи 20 июля 1941года ”
Приложение 4 Спасенный Пелагей Филипповной Макаренко еврейский мальчик Мойша Энгельман
Приложение 5 Фотографии Михаила Энгельмана с женой и сыном
Приложение 6 Спасенные Пелагей Филипповной Макаренко брат Хенек и сестра Лиля Манкер во время их приезда к своей спасительнице в 1997 году
Приложение 7 Фотографии лицевой и оборотной сторон медали Праведницы Народов Мира Пелагеи Филипповны Макаренко
Приложение 8 Фотография Почетной грамоты Праведницы Народов Мира Пелагеи Филипповны Макаренко
Приложение 9   Ксерокопии документов о присвоении звания Праведников Народов Мира Петру Головченко и его жене Софье
Приложение 10 Список праведников Брестчины
Приложение 11 Фотографии Алея Праведников Мира в Беларуси
Приложение 12 Фотографии материалов музея «Евреи Бреста»

Приложение 1

Фотография Пелагеи Филипповны Макаренко

 

Приложение 2

Фотография дома на улице Аэродромной,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.015 с.)