Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения. Развитие мышления при обучении чтению и письму ( 8 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения. Развитие мышления при обучении чтению и письму ( 8 ч.)



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 

«Реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в учебно-методическом комплекте

«Планета знаний» для начальной школы»

 

 

Вариативный модуль

Час.

Учебно-методические документы:

учебная программа, учебно-тематический план

 

 

Введение.

 

Сегодня в быстроменяющемся мире, в условиях радикальных изменений в российском обществе меняются и требования к образовательному процессу. Происходит перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение. Следовательно, современного ученика необходимо научить приобретать знания самостоятельно, т.е. научить учиться. И эффективность этого процесса в значительной степени зависит от того, какие учебно-методические и дидактические материалы использует учитель и ученик в учебном процессе.

В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что «образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться».

Содержание комплекта «Планета знаний», его структура, система заданий, методические и дидактические материалы и его оформление закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка и обеспечивают эмоциональную привлекательность процесса учения. Комплект создает условия для поддержки познавательной мотивации, эмоционального, духовно-нравственного, социально-личностного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, проявления им в различных видах деятельности самостоятельности, инициативности, творческих способностей. Он предоставляет возможность для реализации готовности учащихся к сотрудничеству и совместной деятельности в учении с учителем и одноклассниками.

Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса в комплекте ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности, на формирование и развитие учебных умений и универсальных учебных действий, которые подготовят его к дальнейшему образованию и самообразованию.

Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику не только удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, но и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Содержание УМК «Планета знаний» предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал и система заданий обеспечивают дифференциацию образования, реализацию права каждого учащегося на индивидуальный темп развития и получение равного с другими начального образования.

Данная программа предназначена для повышения квалификации и оказания методической поддержки учителей начальных классов в овладении новыми педагогическими технологиями и направлена на формирование их готовности к самостоятельной и творческой работе по УМК «Планета знаний».

Цель программы: освоение методики реализации требований ФГОС в процессе работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний».

Указанная цель конкретизируется в следующих задачах обучения:

– знакомство с содержанием и структурными особенностями комплекта, подходами к организации учебной деятельности учащихся;

– знакомство с Федеральными государственными образовательными стандартами;

– овладение дидактическими и методическими приемами с целью формирования универсальных учебных действий;

– различение функций и видов общеучебных и учебных действий;

– знакомство с путями формирования у учащихся умений решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности.

Предлагаемое настоящей программой содержание позволит слушателям увидеть как содержание и структура учебного материала УМК «Планета знаний» реализует требования Федеральных образовательных стандартов и формирует дидактическую систему, обеспечивающую:

● создание условий для формирования ценностных ориентиров у младших школьников;

● предоставление каждому ребенку возможность выбора деятельности, партнёра, средств и пр.;

● ориентирование педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его вчерашними достижениями);

● создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

● формирование мотивации к учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка;

● сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

В результате освоения содержания данной программы слушатели должны знать:

– содержание и структурные особенности УМК «Планета знаний», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий;

– ценностные ориентиры начального образования и условия, обеспечивающие их формирование в УМК «Планета знаний»;

– функции и виды общеучебных и предметных действий и формирование их УМК «Планета знаний»;

– подходы к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся в УМК «Планета знаний»;

– психологические условия развития общения, кооперации и сотрудничества;

уметь:

– анализировать любой урок с точки зрения возможностей формирования ценностных ориентиров у младших школьников;

– определять круг учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды общеучебных и предметных действий;

– объяснить сущность культурологического, деятельностного и коммуникативных подходов;

– создавать образовательную среду, способствующую эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

владеть:

– некоторыми дидактическими и методическими приемами, заложенными в структуре и содержании учебного материала отдельных курсов;

– способами формирования у учащихся умений решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности;

– приемами организации дифференцированного подхода к учащимся.

Освоение образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией в форме защиты курсового проекта профессиональной деятельности в общеобразовательной школе города.

Набор слушателей курса осуществляется по рекомендации Департамента образования города, его окружных управлений и руководства общеобразовательных школ. В группе занимается 25-30 человек. Слушателями являются учителя начальных классов общеобразовательных школ.

Теоретические основы курса «УМК «Планета знаний».

1.1. Федеральные государственные образовательные стандарты и реализация их требований в УМК «Планета знаний» (2 ч.)

Соответствие предметного содержания и структуры УМК «Планета знаний» требованиям ФГОС.

1.2. Основная особенность УМК «Планета знаний». Единство подходов (культурологический, деятельностный, коммуникативный и информационный) к организации учебной и внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.

Основная особенность комплекта:

– единство структуры учебников;

– единство используемых учебных схем;

– единство сквозных линий типовых заданий;

– единство подходов (культурологический, деятельностный, коммуникативный, информационный) к организации учебной и внеурочной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий.

Учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве. Пять уровней дифференциации в УМК «Планета знаний»: деление учебного материала во всех учебниках и рабочих тетрадях на инвариантную и вариативную части; система заданий; дифференцированные задания; проверочные и тренинговые страницы в учебниках и рабочих тетрадях; проектная деятельность.

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Задачи УМК «Планета знаний»: создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; предоставить условия для формирования УУД и развития у учащихся интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся.

Образовательное пространство УМК «Планета знаний», обеспечивающее развитие познавательной мотивации, формирование УУД, готовность и способность младших школьников к сотрудничеству и совместной деятельности

Курс русского языка в системе УМК «Планета знаний» (14 ч.)

Характеристика курса математики в системе УМК «Планета знаний». Индивидуализация обучения математике (10 ч.)

Три направления ценностных ориентиров обучения математике: познавательное значение, воспитательное значение, практическое значение. Цель курса — дать достаточно богатый, разносторонний и доступный материал по всем этим направлениям, сохраняя значимость и содержательность каждого из них, обеспечить условия для реализации требований ФГОС

О деятельностном подходе при обучении математике и его реализации через систему учебных заданий. О познавательных стилях изучения математики. Стиль как средство индивидуализации обучения. Классификация учебных заданий по преобладающему у учащегося познавательному стилю.

Цели обучения математики и три группы задач, направленные на их достижение (учебные, развивающие, общеучебные).

Концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).

Принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме.

Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний».

Пропедевтика как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Использование опережающего обучения способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения.

Принцип вариативности предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику.

Учет реальных условий деятельности учителя и предоставление ему необходимого материала для работы с детьми разного уровня подготовленности и темпа развития.

Параметры обеспечения индивидуального подхода:

1. Различия в исходном уровне подготовки.

2. Склонность к определенному познавательному стилю.

3. Психологические особенности ученика.

Развитие основных содержательных линий в курсе математики 1—4: нумерация, величины, освоение вычислительных навыков, значение выражений, решение текстовых задач, решение уровнений, геометрический материал.

Особенности курса «Окружающий мир» в системе УМК «Планета знаний» (6 ч.)

Цель курса – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса: (систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др); социализация ребенка; развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; формирование самостоятельной познавательной деятельности; воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда человека.

Принципы построения курса (целостности, развития, гуманитаризации, культуросообразности, спиралевидности, вариативности и др.) Характеристика методов ознакомления младших школьников с окружающим миром (наблюдение, опыты, экспериментирование, игры, беседа).

Применение разнообразных методов обучения и их сочетаний.

Система заданий: на развитие внимания; на развитие мышления; на развитие восприятия; на развитие произвольной памяти; на развитие творческих способностей; на развитие нестандартного мышления; на информационную грамотность.

Использование новых технологий в процессе обучения младших школьников по УМК «Планета знаний» (8 ч.)

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

1. Использование межпредметных связей в УМК «Планета знаний».

2. Новые технологии обучения и их роль в развитии математических способностей младших школьников.

3. Культурологический, познавательно-коммуникативный, информа-ционный и деятельностный подходы в УМК «Планета знаний»

4. Роль учителя в организации осознанного выбора заданий учащимися.

5. Демократический стиль преподавания по УМК «Планета знаний».

6. Организация проектной деятельности и работа над темой.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Приоритетные направления Федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Реализация деятельностного подхода в УМК «Планета знаний».

3. Ценностные ориентиры начального образования. Примеры их реализации в УМК «Планета знаний».

4. Виды универсальных учебных действий и их формирование в УМК «Планета знаний».

5. Система развития оценочной самостоятельности первоклассников в УМК «Планета знаний.

6. Организация учебного и творческого пространства класса средствами УМК «Планета знаний».

7. Уровни дифференциации в УМК «Планета знаний».

8. Основные требования к современному уроку и примеры их реализации в УМК «Планета знаний».

9. Роль учебного диалога в формировании коммуникативных навыков у младших школьников в УМК «Планета знаний».

10. Формы организации деятельности младших школьников в УМК «Планета знаний».

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 

«Реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в учебно-методическом комплекте

«Планета знаний» для начальной школы»

 

 

Вариативный модуль

Час.

Учебно-методические документы:

учебная программа, учебно-тематический план

 

 

Введение.

 

Сегодня в быстроменяющемся мире, в условиях радикальных изменений в российском обществе меняются и требования к образовательному процессу. Происходит перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение. Следовательно, современного ученика необходимо научить приобретать знания самостоятельно, т.е. научить учиться. И эффективность этого процесса в значительной степени зависит от того, какие учебно-методические и дидактические материалы использует учитель и ученик в учебном процессе.

В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что «образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться».

Содержание комплекта «Планета знаний», его структура, система заданий, методические и дидактические материалы и его оформление закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка и обеспечивают эмоциональную привлекательность процесса учения. Комплект создает условия для поддержки познавательной мотивации, эмоционального, духовно-нравственного, социально-личностного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, проявления им в различных видах деятельности самостоятельности, инициативности, творческих способностей. Он предоставляет возможность для реализации готовности учащихся к сотрудничеству и совместной деятельности в учении с учителем и одноклассниками.

Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса в комплекте ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности, на формирование и развитие учебных умений и универсальных учебных действий, которые подготовят его к дальнейшему образованию и самообразованию.

Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику не только удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, но и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Содержание УМК «Планета знаний» предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал и система заданий обеспечивают дифференциацию образования, реализацию права каждого учащегося на индивидуальный темп развития и получение равного с другими начального образования.

Данная программа предназначена для повышения квалификации и оказания методической поддержки учителей начальных классов в овладении новыми педагогическими технологиями и направлена на формирование их готовности к самостоятельной и творческой работе по УМК «Планета знаний».

Цель программы: освоение методики реализации требований ФГОС в процессе работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний».

Указанная цель конкретизируется в следующих задачах обучения:

– знакомство с содержанием и структурными особенностями комплекта, подходами к организации учебной деятельности учащихся;

– знакомство с Федеральными государственными образовательными стандартами;

– овладение дидактическими и методическими приемами с целью формирования универсальных учебных действий;

– различение функций и видов общеучебных и учебных действий;

– знакомство с путями формирования у учащихся умений решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности.

Предлагаемое настоящей программой содержание позволит слушателям увидеть как содержание и структура учебного материала УМК «Планета знаний» реализует требования Федеральных образовательных стандартов и формирует дидактическую систему, обеспечивающую:

● создание условий для формирования ценностных ориентиров у младших школьников;

● предоставление каждому ребенку возможность выбора деятельности, партнёра, средств и пр.;

● ориентирование педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его вчерашними достижениями);

● создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

● формирование мотивации к учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка;

● сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

В результате освоения содержания данной программы слушатели должны знать:

– содержание и структурные особенности УМК «Планета знаний», обеспечивающие формирование универсальных учебных действий;

– ценностные ориентиры начального образования и условия, обеспечивающие их формирование в УМК «Планета знаний»;

– функции и виды общеучебных и предметных действий и формирование их УМК «Планета знаний»;

– подходы к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся в УМК «Планета знаний»;

– психологические условия развития общения, кооперации и сотрудничества;

уметь:

– анализировать любой урок с точки зрения возможностей формирования ценностных ориентиров у младших школьников;

– определять круг учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды общеучебных и предметных действий;

– объяснить сущность культурологического, деятельностного и коммуникативных подходов;

– создавать образовательную среду, способствующую эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

владеть:

– некоторыми дидактическими и методическими приемами, заложенными в структуре и содержании учебного материала отдельных курсов;

– способами формирования у учащихся умений решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности;

– приемами организации дифференцированного подхода к учащимся.

Освоение образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией в форме защиты курсового проекта профессиональной деятельности в общеобразовательной школе города.

Набор слушателей курса осуществляется по рекомендации Департамента образования города, его окружных управлений и руководства общеобразовательных школ. В группе занимается 25-30 человек. Слушателями являются учителя начальных классов общеобразовательных школ.

Теоретические основы курса «УМК «Планета знаний».

1.1. Федеральные государственные образовательные стандарты и реализация их требований в УМК «Планета знаний» (2 ч.)

Соответствие предметного содержания и структуры УМК «Планета знаний» требованиям ФГОС.

1.2. Основная особенность УМК «Планета знаний». Единство подходов (культурологический, деятельностный, коммуникативный и информационный) к организации учебной и внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.

Основная особенность комплекта:

– единство структуры учебников;

– единство используемых учебных схем;

– единство сквозных линий типовых заданий;

– единство подходов (культурологический, деятельностный, коммуникативный, информационный) к организации учебной и внеурочной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий.

Учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве. Пять уровней дифференциации в УМК «Планета знаний»: деление учебного материала во всех учебниках и рабочих тетрадях на инвариантную и вариативную части; система заданий; дифференцированные задания; проверочные и тренинговые страницы в учебниках и рабочих тетрадях; проектная деятельность.

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Задачи УМК «Планета знаний»: создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; предоставить условия для формирования УУД и развития у учащихся интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся.

Образовательное пространство УМК «Планета знаний», обеспечивающее развитие познавательной мотивации, формирование УУД, готовность и способность младших школьников к сотрудничеству и совместной деятельности

Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения. Развитие мышления при обучении чтению и письму (8 ч.)

Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи»:

- помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма;

- обеспечить речевое развитие детей;

- дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.

Особенности построения учебного материала и принципы отбора содержания «Букваря», «Спутника Букваря» и «Рабочей тетради» в УМК «Планета знаний», обеспечивающие формирование познавательной мотивации и реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

Развитие мышления учащихся при обучении чтению и письму.

Методика выработки навыка осознанного, правильного и выразительного чтения; обогащения и активизации словарного запаса детей; формирования азов культуры речевого общения; воспитания любви к чтению и развития познавательного интереса к детской книге; формирования читательской деятельности и расширения общего кругозора первоклассников.

Здоровьесберегающее обучение младших школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.08 с.)