Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система ее сферы и звенья

Поиск

Сущность и функции финансов

«финансы» от лат. financia, «обязательная уплата денег». Исторически финансы связаны с появлением государства, с обеспечением его функций. формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы, в виде налоги, сначала в натуральной, а потом и в ден. форме. В рабовладельческом и феодальном обществе государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных.С развитием товарно-денежных отношений все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов.

Как экономическая категория финансы означают экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме по поводу образования, распределения и использования денежных фондов.

Финансы— это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Отличительные признаки финансов:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике видения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2.односторонний характер движения денежных средств;

3.создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 1

Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств.

Функции финансов:

Распределительная функция включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также его составляющие, и прежде всего национальный доход. Собственно распределение означает, что после того как продукт создан в сфере материального производства он и распределяется между его участниками. Часть совокупного общественного продукта предназначается для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. Оставшаяся часть — распределяется между работодателями и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения общественного производства. Завершается первичное распределение. Затем следует вторичное распределение, или, иначе — перераспределение. Объективная необходимость этого процесса вызвана тем, что наряду с участниками материального производства общество состоит из членов, которые непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития: учителя, врачи, ученые, чиновники, военные. Все они должны получить свою долю созданного продукта. Кроме того, общество, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно осознанно развивать некоторые отрасли и регионы, которые не имеют на первых порах собственных источников для этого. На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству. С помощью финансовых инструментов, прежде всего налогов и бюджета, оно изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода. Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует прежде всего следующие финансовые рычаги: бюджет, тарифы и цены, налоги.

Контрольная функция осуществляется при проведении любой финансовой операции — будь то операция по формированию денежных фондов или по использованию средств.

 

Личное страхование.3) Имущественное страхование

 

 

Социально-экономическая сущность бюджета. Доходы и расходы бюджета.

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Финансовый план оформляется в виде федерального закона и подписывается Президентом РФ.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы бюджета формируются за счет:

1.налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти

2.неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, административных платежей и сборов, штрафных санкций.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов:

1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

2. трансферты населению;

3. ■ ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

4. • бюджетные кредиты юридическим лицам;

6. • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

7. • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

8. • кредиты иностранным государствам;

9. • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

 

 

Сущность и функции финансов

«финансы» от лат. financia, «обязательная уплата денег». Исторически финансы связаны с появлением государства, с обеспечением его функций. формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы, в виде налоги, сначала в натуральной, а потом и в ден. форме. В рабовладельческом и феодальном обществе государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных.С развитием товарно-денежных отношений все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов.

Как экономическая категория финансы означают экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме по поводу образования, распределения и использования денежных фондов.

Финансы— это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Отличительные признаки финансов:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике видения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2.односторонний характер движения денежных средств;

3.создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 1

Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств.

Функции финансов:

Распределительная функция включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также его составляющие, и прежде всего национальный доход. Собственно распределение означает, что после того как продукт создан в сфере материального производства он и распределяется между его участниками. Часть совокупного общественного продукта предназначается для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. Оставшаяся часть — распределяется между работодателями и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения общественного производства. Завершается первичное распределение. Затем следует вторичное распределение, или, иначе — перераспределение. Объективная необходимость этого процесса вызвана тем, что наряду с участниками материального производства общество состоит из членов, которые непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития: учителя, врачи, ученые, чиновники, военные. Все они должны получить свою долю созданного продукта. Кроме того, общество, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно осознанно развивать некоторые отрасли и регионы, которые не имеют на первых порах собственных источников для этого. На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству. С помощью финансовых инструментов, прежде всего налогов и бюджета, оно изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода. Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует прежде всего следующие финансовые рычаги: бюджет, тарифы и цены, налоги.

Контрольная функция осуществляется при проведении любой финансовой операции — будь то операция по формированию денежных фондов или по использованию средств.

 

Финансовая система ее сферы и звенья

финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система делится на две сферы общегосударственные финансы (централизованная сфера) и финансы субъектов хозяйствования (децентрализованная сфера).

Сфера общегосударственных финансов состоит из следующих звеньев:

1. Федеральный бюджет;2. Внебюджетные фонды;3. Государственный кредит

4. Финансы унитарных предприятий.

Федеральный бюджет России — основное звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны.

Государственные внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете РФ на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями— с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта. Государственный кредит используется государством для решения различных задач: поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов; регулирование макро- и микроэкономических процессов; воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Финансы унитарных предприятий. Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе. Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Сфера финансов субъектов хозяйствования состоит из следующих звеньев:

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах (Финансы предприятий — денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели. Организация финансов коммерческой организации основывается на принципах экономической эффективности, финансового контроля и финансового стимулирования. Принцип экономической эффективности заключается в том, что создание и функционирование системы управления финансами коммерческой организации с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы должны быть оправданы прямыми доходами.

2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность (некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Результатом хозяйственной деятельности некоммерческих организаций является создание социально-необходимых товаров и услу г. Таким образом, финансы некоммерческой организации - это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей деятельности предусмотренных в уставе. Основная цель деятельности некоммерческой организации - производство социально-значимых товаров и услуг.

3 ) финансы общественных объединений На некоммерческих началах также функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Примерами общественных объединений: 1) профессиональные союзы (учителей, шахтеров, врачей);2) политические партии;3) творческие союзы;4) спортивные общества;5) добровольные общества (изобретателей, рационализаторов); Финансовые ресурсы общественных объединений формируются за счет:1) вступительных и членских взносов;2) выплат и льгот из фондов объединений;3) материальных пожертвований предприятий, учреждений в пользу общественных объединений;4) формирования и использования фондов объединений (фонда заработной платы, фонда капитальных вложений и т.д.);5) передачи доходов вышестоящими инстанциями и получения от них помощи.:

4) финансы домашних хозяйств — совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Существуют внутренние и внешние финансовые отношения домашнего хозяйства. К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих разнос целевое назначение: страхового резерва доя поддержания уровня текущего потребления, денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, денежного фонда в целях его дальнейшего инвестирования и др. К внешним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между домашними хозяйствами и работодателями, коммерческими банками, государством, страховыми организациями.)

Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей. Страхование имеет следующие звенья:

1) Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой— обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.126 (0.013 с.)