Предприятие как важнейший сектор рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие как важнейший сектор рыночной экономики



Оглавление

 

1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СЕКТОР РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

4. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

5. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

6. ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ

8. ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

9. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

10. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

11. ОСОБЕННОСТИ ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

12. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

13. УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

14. ХОЛДИНГОВЫЕ КОМПАНИИ И ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

15. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

16. ПОНЯТИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

17. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

18. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

19. ТИПЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

20. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

21. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

22. СКЛАДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

23. ТРАНСПОРТНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

24. РЕМОНТНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

25. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

26. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

27. КООПЕРАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

28. ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

29. КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

30. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ, ИХ СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ

31. ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

32. ФИЗИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

33. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

34. ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

35. НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

36. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

37. НОРМИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

38. НОРМИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

39. ЛИЗИНГ

40. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

41. КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

42. БАЛАНС РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

43. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА

44. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

45. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА: МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ, ПУТИ И ФАКТОРЫ РОСТА

46. ОПЛАТА ТРУДА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

47. СДЕЛЬНАЯ ФОРМА ОПЛАТЫ ТРУДА

48. ПОВРЕМЕННАЯ ОПЛАТА ТРУДА. БЕСТАРИФНАЯ СИСТЕМА

49. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

50. РЫНОК ТРУДА

51. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

52. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ

53. ПЛАНИРОВАНИЕ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

54. СПОСОБЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ЗАТРАТ

55. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

56. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ

57. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

58. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

59. ВИДЫ НАЛОГОВ

60. ОСНОВЫ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ

61. ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА И ТОВАРНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

62. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

63. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

64. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА

65. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

66. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИЯМИ

67. РЫНОК ИННОВАЦИЙ. МАРКЕТИНГ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

68. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

69. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

70. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИНВЕСТОРЫ

71. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

72. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

73. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА

74. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ И ТЕКУЩИЕ ПЛАНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

75. ПЛАНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА, КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ЗАКУПОК

76. ПЛАНЫ ПО ТРУДУ И КАДРАМ, СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

77. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ

78. КОНТРОЛЛИНГ

79. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ

80. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

81. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

82. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ПРЕДПРИЯТИЯ

83. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

84. ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА. ВИДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ

85. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

86. КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ

87. ПОНЯТИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

88. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

89. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

90. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СЕКТОР РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия различаются по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

Значительными преимуществами по сравнению с крупными фирмами обладают малые предприятия. Им свойственны: высокая динамичность, маневренность, конкурсный характер производства и его демократизация. Малые предприятия: создают новые рабочие места, возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию малых городов.

В практике сложились типы объединений предприятий, которые различаются в зависимости от целей объединения, хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, ФПГ.

Как предмет исследования предприятие включает все сферы деятельности, присущие обществу: материальную; социальную; политическую; духовную.

Материальная сфера охватывает весь процесс производства продукции.

Социальная сфера – это процесс оплаты труда работников предприятия и вся гамма отношений между различными категориями работающих.

Политическая сфера предприятия представляет собой совокупность форм и методов управления предприятием, включая систему властных и выборных структур, с известным регламентом их функционирования.

Духовная сфера – это система получения и распространения эстетических и профессиональных знаний, навыков и представлений, а также идей и духовно-культурных ценностей.

Внешняя сторона деятельности предприятия обусловлена отношениями с поставщиками, потребителями продукции предприятия, партнерами и соперниками (конкурентами), кредиторами, государственными органами. Предприятие не существует вне окружающей экономической среды.

Важнейшей характеристикой предприятия, предопределяющей форму его экономической деятельности, является степень экономической свободы (самостоятельность).

Полная экономическая свобода (самостоятельность) на базе частной собственности проявляется в следую-щем:1) полная самостоятельность предприятия: в распоряжении выпускаемой продукцией, полученной прибылью, установлении цен на продукцию, заработной платы, выборе партнеров и т. д.; 2) полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности, вплоть до банкротства; 3) наличие наряду с общей целью – максимизацией прибыли – локальных целей производства: обеспечение выживаемости, завоевание рынка и т. п., т. е. свобода целеполагания.

Относительная экономическая свобода на базе государственной и муниципальной собственности проявляется в следующем: 1) ограниченная самостоятельность предприятия, регламентируемая курирующим ведомством и правительством; 2) ограниченная ответственность предприятия, выражающаяся в государственной поддержке в форме дотаций, субсидий, льгот в налогообложении и т. п.; 3) подчинение цели производства экономическим целям (интересам) государства.

 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Внешняя среда представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он помогает получить такие результаты, которые могут повлиять на принятие решений в области выбора целей, а также на всю деятельность предприятия в перспективе.

Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.

Макроокружение – это общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна.

К макроокружению организации относят: экономические условия в стране, регионе; политические условия; право; уровень технологий; международные связи; социально-культурную среду; природно-геогра-фические условия; рынок; государство.

Анализ макроокружения включает изучение влияния на деятельность предприятия таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, уровень развития научно-технического прогресса, инфраструктура, международное положение и т. п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т. п.

Любой из указанных ресурсов имеет очень большое значение для эффективной деятельности организации. Поэтому качественный стратегический анализ каждого отмеченного ресурса как фактора непосредственного окружения организации, а также их системный многофакторный анализ в целом – это приоритетная цель подсистемы стратегического анализа и всего стратегического планирования.

К непосредственному окружению относятся покупатели и поставщики.

Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Анализ поставщиков сориентирован на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

– стоимость поставляемого товара;

– гарантию качества поставляемого товара;

– временной график поставки товаров;

– пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

 

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

 

Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу).

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п.

Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.

С позиций системного подхода организация – это совокупность структуры предприятия как системы и способов функционирования ее элементов.

Структура выражает и определенное взаимодействие элементов, обеспечивая функционирование и развитие предприятия. При этом организация непосредственно соотносится с понятием управления.

Различают производственную и организационную структуру предприятия.

Под производственной структурой предприятия обычно понимается состав и размеры основных и вспомогательных цехов и участков обслуживающих хозяйств производственного назначения.

Основными факторами, оказывающими влияние на производственную структуру, являются:

1) характер выпускаемой продукции и ее номенклатура;

2) масштаб производства;

3) уровень кооперирования.

Организационная структура предприятия – это состав и размеры организационных единиц (рабочее место, отдел, служба), их соотношение, формы построения и рациональное разделение сфер деятельности.

Технология – это способ преобразования основных факторов производства(сырья, материалов) в готовый продукт; это совокупность различных операций по изменению размеров, свойств, форм предметов труда, методы их обработки и изготовления продуктов в процессе производства.

Средствами выполнения технологического процесса являются технологическое оборудование, технологическая оснастка и специальные устройства.

Научно-технический прогресс в качестве непременного фактора производства выдвинул информацию, которая необходима и как условие работы системы машин и оборудования, включающей в свой состав управляющее устройство, и как предпосылку успешного готового продукта (услуги).

 

ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Предприятия – это экономические агенты или лица, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации.

Малое предприятие – хозяйственная единица, характеризующаяся небольшим количеством занятых и несущественным объемом оборота.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, использующий материальные и информационные ресурсы для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

Выделяют следующие типы предприятий.

По виду хозяйственной деятельности: производственные; научно-производственные; строительные; транспортные; сельскохозяйственные; торговые и др.

По формам собственности: государственные; муниципальные; частные; находящиеся в собственности общественных организаций; смешанные.

По размеру предприятия(по мощности производственного потенциала): малые; средние; крупные.

По принадлежности капитала: национальные; иностранные; смешанные.

По степени ответственности: с полной ответственностью; с ограниченной ответственностью.

По организационно-правовым формам: акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; полное товарищество; товарищество на вере; унитарное предприятие и др.

По структуре производства:

– многопрофильные;

– узкоспециализированные;

– комбинированные.

По виду производимой продукции:

– предприятия по производству товаров;

– предприятия по оказанию услуг. Предприятия в целях расширения своих возможностей и координации деятельности могут объединяться в концерны, тресты, холдинги, синдикаты, межотраслевые объединения и пр.

Концерн – это большое объединение фирм, которые осуществляют деятельность на добровольном объединении функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности, хозрасчетного обслуживания предприятий.

Трест – это форма объединений предприятий, при которой они теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, а управление сосредоточивается в руках правления или головного предприятия.

Холдинг – это компания, которая владеет контрольным пакетом акций других фирм с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.

Синдикат – это объединение двух и более собственников или фирм для достижения определенной узкой цели.

В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

ФПГ – хозяйственное объединение предприятий, кредитно-финансовых организаций и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

 

 

ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

 

Полное товарищество – это товарищество, в котором его участники в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и должны нести солидарную ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим участникам товарищества имуществом, т. е. кредитор товарищества может предъявить имущественное требование в полном объеме как одновременно ко всем товарищам, так и к любому из них.

Минимальное число участников полного товарищества – двое, максимальное число – любое. Если в товариществе остается один участник, то оно либо реорганизуется в хозяйственное общество, либо ликвидируется.

Полное товарищество основывается на долевой (паевой) собственности его участников. Минимальный складочный капитал полного товарищества – не менее 100-кратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) на дату подачи учредительных документов на регистрацию.

В качестве учредительного документа полного товарищества выступает учредительный договор, в котором отражаются все стороны хозяйственной жизни. Определяются:

– порядок создания товарищества;

– условия передачи ему своего имущества;

– условия и порядок распределения прибыли и убытков между товарищами;

– порядок управления деятельностью товарищества;

– процедура выхода учредителей из его состава;

– размеры и состав складочного капитала. Организация полного товарищества предполагает высокую степень доверия его участников друг к другу и основывается на принципах полной и солидарной ответственности. Участникам приходится отвечать по всем обязательствам предприятия не только имуществом товарищества, но и своим личным имуществом. Прибыль, полученная товариществом по итогам финансового года, делится между участниками в соответствии с вкладами в складочный капитал.

На практике реализуются следующие способы ведения дел полного товарищества:

– каждый участник такого товарищества самостоятельно ведет хозяйственную деятельность от имени товарищества;

– участники товарищества совместно ведут дела товарищества, т. е. все сделки от имени товарищества совершаются только на основе совместного решения всех участников товарищества;

– ведение дел товарищества осуществляется одним из участников на основе поручения других товарищей; остальные могут совершать какие-либо сделки от имени товарищества только на основании доверенности «управляющего» участника.

Данная организационно-правовая форма находит применение на тех предприятиях, где большой удельный вес составляет интеллектуальный капитал (брокерские, бухгалтерские, аудиторские, внедренческие, адвокатские фирмы). Люди, работающие в таких фирмах, являются деловыми партнерами.

Преимущества этой формы:

– возможность аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки;

– мобильность в направлениях вложения средств в различные отрасли экономики.

Недостатки:

– трудности при дележе прибыли между участниками товарищества;

– отсутствие льгот в налогообложении.

 

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

 

Правовое положение акционерного общества определяется в соответствии с Гражданским кодексом и Законом «Об акционерных обществах».

Акционерное общество – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

– закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных федеральным законом формы и порядка;

– размещается выпусками;

– имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Акционерное общество обязано иметь круглую печать, а также вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Различают открытые и закрытые акционерные общества.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, считается открытым. Выпускаемые им акции распространяются либо путем свободной продажи, либо по открытой подписке.

Дивиденд – часть общей суммы прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами по количеству имеющихся у них акций. Общая сумма прибыли акционерного общества должна превышать сумму выплачиваемых дивидендов. Число относительного превышения называют покрытием по дивидендам.

Решение о выплатах дивидендов принимает общее собрание акционеров по итогам отчетного года.

Курс акций – сумма денежных средств, которая равна стоимости денежного капитала, приносящего в виде процента сумму, равную годовому дивиденду на акцию.

Акции бывают обыкновенные, привилегированные и учредительские.

Обыкновенные акции – это акции, пропорционально числу которых распределяется доход и остаточная сумма собственности при ликвидации компании.

Владельцы обыкновенных акций имеют право голоса в управлении компанией.

Привилегированные акции дают право на получение фиксированного и гарантированного дохода, за вычетом которого определяется сумма для выплат по обыкновенным акциям. Владельцы привилегированных акций не обладают правом голоса в управлении компанией.

 

 

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

 

Концентрация производства – это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг.

Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда.

Концентрация на каждом предприятии оптимизируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот процесс.

Концентрация на предприятии может развиваться в следующих формах:

– увеличение производства однородной продукции (на специализированных предприятиях);

– увеличение производства разнородной продукции (на универсальных предприятиях);

– развитие концентрации на основе комбинирования производства (на предприятиях типа комбинатов);

– развитие концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма концентрации может осуществляться как на основе перечисленных выше форм, так и за счет расширения профиля деятельности предприятия.

Концентрация производства может быть достигнута:

– при увеличении количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

– применении машин, оборудования и агрегатов с большей единичной мощностью;

– одновременном увеличении количества машин и оборудования как прежнего технического уровня, так и более прогрессивного;

– развитии комбинирования взаимосвязанныхпроизводств.

Экономические преимущества концентрации производства следующие:

– концентрация производства является обязательной предпосылкой развития научно-технического прогресса;

– в условиях концентрации производства, как правило, растет производительность труда;

– в условиях концентрации производства наиболее эффективно используются высокопроизводительные машины и оборудование;

– в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также имеют место большие возможности для организации ресурсосберегающего производства;

– при увеличении объемов производства за счет сокращения удельного веса условно-постоянных расходов происходит непропорционально меньший рост издержек, вследствие чего увеличивается рентабельность высококонцентрированного производства. Недостатками высококонцентрированных предприятий являются следующие: возможность увеличения транспортных расходов на доставку сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки; необходимость привлечения значительных инвестиций для сооружения крупных предприятий; продолжительный срок их строительства и освоения проектных мощностей; неизбежное усложнение процесса управления при возрастании масштабов предприятия; повышение нагрузки на окружающую природную среду вследствие значительного увеличения выбросов и сбросов; возможность монополизации производства определенных видов продукции.

Концентрация производства не может быть единственным путем развития предприятий. Для каждой отрасли необходимо искать свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и малых предприятий.

 

 

ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Имущество предприятия – основные средства и внеоборотные активы, запасы и затраты, иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия (балансе бухгалтерском).

В соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия оно может принадлежать ему на праве собственности либо владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником или уполномоченным им органом и действующими законодательными актами.

Источники его формирования: денежные и материальные взносы учредителей; доходы от реализации продукции (работ, услуг) и других видов хозяйственной деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; капитальные вложения и дотации из бюджета; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан; иные источники.

Для привлечения дополнительных денежных средств на цели расширения и совершенствования производства, социального развития трудовых коллективов, организации выпуска новых видов продукции, машин, приборов, товаров народного потребления предприятия могут воспользоваться правом выпуска и реализации ценных бумаг. Их виды и право держателей, порядок выпуска, размещения, приобретения и продажи регламентируются соответствующими законодательными актами.

Имущество предприятий или органов местного самоуправления (муниципальных, коммунальных), их вклад в организации смешанной формы собственности образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и вкладов других муниципальных(коммунальных) предприятий, полученных доходов, иных законных источников и находится в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, органов местного самоуправления.

Имущество полного и смешанного с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа), индивидуального (частного, семейного) предприятия формируется за счет вкладов участников (имущества гражданина, семьи), полученных доходов, других законных источников и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено договором между ними или законодательными актами.

Имущество акционерного общества открытого типа образуется за счет продажи акций в форме открытой подписки, получения доходов и других законных источников. На арендных предприятиях в соответствии с договором об аренде произведенная продукция, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств арендатора (товарищества) имущество, за вычетом арендной платы и других обязательных платежей, является их собственностью.

Предприятия имеют право: передавать другим предприятиям (организациям, учреждениям), обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы, списывать с баланса принадлежащие им здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности. Если иное не предусмотрено уставом, продавать, сдавать в аренду гражданам средства производства и другие материальные ценности, за исключением тех, которые по действующему законодательству не могут находиться в их собственности или пользовании.

Безвозмездная передача и предоставление предприятием материальных ценностей гражданам (в случаях, не запрещенных законом) осуществляется с разрешения собственника или уполномоченного им органа. Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия.

 

 

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

 

Учет и планирование основных фондов ведутся в натуральной и денежной формах. С помощью натуральных показателей учет осуществляется отдельно для каждой группы основных средств. Например, для зданий натуральными показателями являются их число, общая и полезная площадь в м2; для рабочих машин – число единиц, вид, возраст и т. п.

Для более полной характеристики состояния средств труда следует проводить аттестацию каждого рабочего места, которая представляет собой комплексную оценку его соответствия нормативным требованиям и передовому опыту по таким направлениям, как технико-экономический уровень, условия труда и техника безопасности. Данные по оценке основных средств в натуральной форме используются для расчета производственной мощности предприятия, планирования производственной программы, резервов повышения выработки на оборудовании, составления баланса оборудования. С этой целью ведутся инвентаризация и паспортизация оборудования, учет его прибытия и выбытия.

Существует несколько видов оценок основных средств, связанных с их длительным участием и постепенным снашиванием в процессе производства, изменением за этот период условий воспроизводства, а именно оценки по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость основных средств – это сумма фактических затрат на изготовление или приобретение средств, их доставку и монтаж. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу или поставщику; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда или иным договорам; таможенные пошлины и иные платежи; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств, а также иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Восстановительная стоимость – это затраты на воспроизводство основных средств в современных условиях; как правило, она устанавливается во время переоценки, ремонта, модернизации или реконструкции основных средств. Переоценка производится исходя из балансовой стоимости основных средств, скорректированной на утвержденные индексы (коэффициенты) пересчета. Индексы пересчета различаются по видам основных средств, а также в зависимости от сроков их создания, строительства или приобретения.

Полная восстановительная стоимость основных средств – это полная стоимость затрат, которые должно осуществить предприятие, ими владеющее, если бы оно должно было полностью заменить их на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки.

Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных средств и суммой начисленного износа.

Остаточная стоимость используется в качестве показателя реальной стоимости основных средств.

Кроме того, применяются и иные виды оценки стоимости объектов основных средств.

Рыночная стоимость представляет собой стоимость имущества, которая может быть получена при его продаже. Сумма, которая может быть получена от продажи объекта основных средств в короткие сроки, называется ликвидационной стоимостью. Обычно она бывает ниже рыночной, так как в короткие сроки не всегда представляется возможным определить действительный уровень цен на рынке, круг потенциальных покупателей и т. п.

 

 

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

 

Амортизация – это денежное возмещение износа основных средств путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Следовательно, амортизация есть денежное выражение физического и морального износа основных средств.

Стоимость основных фондов предприятий погашается путем начисления износа и списания на издержки производства в течение нормативного срока их полезного использования по нормам, утверждаемым в установленном законодательством порядке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.228 (0.111 с.)