Статья 22. Местный референдум 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 22. Местный референдум



 

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

(часть десятая в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

 

(ст. 22, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")

1. Наличие гражданства РФ. До последнего времени иностранцы, лица без гражданства не вправе были участвовать в местных выборах, как и в любых иных выборах в Российской Федерации. Этот подход покоился на двух основных положениях: на законодательном определении субъектов права избирать и быть избранными - в качестве последних назывались именно граждане РФ - и на отрицании за иностранцами и лицами без гражданства права избирать и быть избранными в любые органы власти на территории нашей страны.

В настоящее время положение изменилось. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Федерации включаются иностранные граждане, отвечающие иным избирательным цензам и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум. Допуская иностранцев к участию в местных выборах, российский законодатель использовал имеющийся опыт других стран. Так, согласно ст. 28 Основного закона ФРГ, на выборах в округах и в общинах лица, обладающие гражданством государства - члена Европейского сообщества, в равной мере могут избирать и быть избранными в соответствии с правовыми условиями Сообщества.

Правом избирать и быть избранными на местных выборах обладают и те российские граждане, которые одновременно обладают гражданством другого государства (других государств). Данный вывод следует из предписания ч. 2 ст. 62 Конституции РФ. Следует оговориться, что двойное или множественное гражданство не является препятствием для деятельного участия в местных выборах, если их носители отвечают и иным ограничительным цензам, введенным законодателем.

Таким образом, из числа избирателей на местных выборах исключаются лица без гражданства, а также иностранные граждане тех государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют соответствующие договоренности.

2. Возрастной ценз. Федеральный законодатель, однозначно определяя условием обладания активным избирательным правом (право избирать) достижение 18-летнего возраста для выборов любого уровня, применительно к пассивному избирательному праву (право быть избранным) вводит лишь минимальные возрастные пределы, которые субъекты Федерации в своих законодательных актах, устанавливая нормы о возрасте для пассивного избирательного права, не могут превышать. Среди подобных норм содержится и норма, вводящая минимальный возрастной предел для кандидатов на должность глав муниципальных образований, депутатов местных представительных органов, - минимальный возраст кандидатов не может превышать в данном случае 21 года. Таким образом, субъекты РФ вправе устанавливать возраст для обладания правом избираться на должность главы муниципального образования, в представительные органы местного самоуправления, но этот возраст должен определяться в пределах от 18 лет до 21 года включительно и не может быть более 21 года. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Для активного избирательного права лицо должно достичь 18-летнего возраста ко дню или на день официального голосования, следовательно, в списки избирателей необходимо включать и тех лиц, которые не достигли 18-летнего возраста, но достигнут его на день голосования. В графе о возрасте напротив фамилий таких избирателей проставляются день и месяц рождения. Вправе ли названные избиратели до достижения 18-летнего возраста голосовать досрочно, если досрочное голосование предусмотрено? Современное законодательство прямого ответа на этот вопрос не дает, однако то обстоятельство, что право избирать законом связывается с достижением 18-летнего возраста, заставляет ответить на поставленный вопрос отрицательно. Возраст пассивного избирательного права должен наступить также ко дню или на день голосования.

3. Постоянное или преимущественное проживание на определенной территории (для активного избирательного права). Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого участка. Факт проживания гражданина на территории конкретного избирательного участка удостоверяется регистрацией его по месту жительства в органах регистрационного учета, коими, по общему правилу, выступают органы внутренних дел, а там, где они отсутствуют, - органы местного самоуправления.

4. Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ), не могут участвовать в выборах. Согласно п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. Таким образом, одного факта серьезного психического расстройства для лишения гражданина избирательного права недостаточно. Необходимо, чтобы суд признал гражданина недееспособным. Участие суда в подобных делах следует рассматривать как гарантию от необоснованного ограничения гражданской дееспособности, в том числе в сфере избирательного права. Невозможность расширительного толкования ограничительных избирательных цензов означает, что по анализируемому основанию не могут лишаться избирательного права ограниченно дееспособные лица. В соответствии с п. 1 ст. 30 ГК РФ ограниченным в дееспособности по суду может быть гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

5. Лишаются избирательного права лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). К данной категории не относятся лица, подвергнутые административному аресту, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда либо не связанный с лишением свободы, либо предусматривающий лишение свободы, но на день голосования еще не вступивший в законную силу.

6. Не могут регистрироваться в качестве кандидатов граждане РФ, в отношении которых вступило в силу решение суда о лишении их права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. Данное ограничение можно оценить как поражение в политических правах. Его конституционность сомнительна, поскольку Конституция РФ такого ограничения не содержит.

7. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного числа сроков подряд.

8. Лицо, замещающее должность главы муниципального образования, досрочно прекратившее исполнение данных полномочий по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населением либо отрешенное от указанной должности, не может быть выдвинуто кандидатом на выборах, назначенных в связи с названным обстоятельством. Очевидно, что на последующих выборах данного главы муниципального образования указанное лицо вновь обретает пассивное избирательное право.

Несовместимость депутатского мандата или должности с деятельностью иного рода. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не могут занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Федеральные, региональные депутаты не могут быть депутатами представительных органов местного самоуправления, замещать выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов местного самоуправления не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами представительных органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться только федеральным законом.

Собрания (сходы) граждан.

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования

 

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Статья 25.1. Сход граждан

 

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:

1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);

2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;

3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;

4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;

5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;

6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

 

(гл. 5, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")

Статья 29. Собрание граждан

 

Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)

 

В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

(гл. 5, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.038 с.)