Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы контрактов в зависимости от механизма принуждения и гаранта контракта.

Поиск

 

1) Классический контракт

§ явное закрепление в контракте всех условий, издержек и выгод сторон.

§ Полнота определения характера отношений, их возможных изменений или прекращений.

§ Краткосрочность соглашения, разовый характер, то есть контракт прекращает свое действие в момент завершения сделки.

§ Гарантом исполнения сторонами принятых обязательств выступает государство.

 

Примером классического контракта служит договор купли-продажи.

 

2) Неоклассический контракт

§ Явное закрепление в контракте всех условий, издержек и выгод сделки.

§ Неполнота фиксирования характера отношений, их возможных изменений и прекращения.

§ Долговременность соглашения.

§ Гарантом исполнения сторонами обязательств принятых обязательств выступает третья сторона

3) Отношенческий контракт

§ Неявное закрепление в контракте условий, издержек и выгод сторон, неформальные условия имеют перевес над формальными

§ Долговременный и регулярный характер отношения сторон

§ Гарантом исполнения сторонами принятых на себя обязательств выступает один или оба контрагента

§ Споры решаются в ходе неформальных переговоров, требующих обращения к вышестоящему в иерархии звену этой же организации

 

Факторы, влияющие на выбор контрагентами типа контракта

 

§ Уровень неопределенности

 

§ Частота транзакций

Специфичность ресурсов, являющихся объектом соглашений

Специфичность определяется в соответствии с возможностью перепрофилирования ресурсов, для использования в альтернативных целях без потерь в производственном потенциале

Различают:

v Неспецифические ресурсы

v Ресурсы общего назначения

v Ресурсы, представляющие интерес для многих производителей

 

Специфические ресурсы – ресурсы в случае прерывания сделки не могут быть использованы в других проектах без ущерба своей экономической ценности.

Механизмы управления контрактными отношениями

Позволяют минимизировать транзакционные издержки

Отношение между участниками регулируется рыночными сигналами, а так же штрафными санкциями в случае некорректного поведения.

(Рыночные сигналы – цены)

Используется в одноразовых, повторяющихся сделок по поводу стандартных товаров и специфических ресурсов

Арбитраж (трехстороннее управление) – отношение между участниками в неопределенных контрактом вопросах, регулируется арбитром-экспертом

Двухстороннее управление – отношение между участниками регулируется опытом взаимодействия, накопленным за все время их отношений. Используется в регулярных сделках по поводу специфических ресурсов (характерно для отношенческого контракта)

Одностороннее управление (иерархия) – отношение между участниками контракта регулируется прямыми командами и приказами

Асимметрия информации – ситуация при которой одна из сторон сделки обладает большим объемом информации, имеющей отношение к сделке

 

Типы оппортунистического поведения, соответствующие разным видам информации

Пред-контрактный оппортунизм - формой которого является неблагоприятный отбор:

Покупателю не известны характеристики блага и в силу особенностей внешней среды, в ней выявляются наименее желательные для покупателя потенциальные партнеры.

 

Стратегии решения проблемы неблагоприятного отбора

 

v подача сигнала, используется стороной обладающей большим объемом информации и заинтересованной в ее передаче контрагенту

 

v просеивание или само-отбор: используется стороной, не обладающей информацией, направлена на разделение контрагентов в соответствии с определенными характеристиками.

Сложность измерения качеств деятельности сторон

Формы пост-контрактного оппортунизма:

1) Моральный риск – действие экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим

 

Условиями возникновения являются: интересы исполнителя и заказчика не совпадают

Исполнитель застрахован от неблагоприятных последствий своих действий

Заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль

Самый распространенной формой морального риска является отлынивание ( работа с меньшей отдачей, чем по контракту )

Способы снижения уровня морального риска:

2) Вымогательство – возможно в случае специфических ресурсов и проявляется в требованиях лучших условий для одной из сторон сделки. Экономический агент, сделавший инвестиции в специфический ресурс, оказывается в зависимом положении от своего контрагента, т.к. за пределами данной сделки его специфические инвестиции теряют свою ценность

 

Способы решения проблемы вымогательства

Взаимные инвестиции в специфические активы

Заключение отношенческого контракта

 

Методы снижения риска
Риск может быть значительно уменьшен в случае, если организация предпринимает соответствующие меры. Обычно используются три способа снижения уровня риска: диверсификация, страхование, получение полной информации. Диверсификация - это метод минимизации риска путем распределения усилий и капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны (что позволяет избежать части риска). Предположим, предприниматель решил заняться сбытом обогревателей и кондиционеров.   Вероятность того, что в течение года будет преобладать теплая погода, равна 50 %. Такова же вероятность того, что год окажется холодным. В первом случае предприниматель получит большую прибыль от продаж кондиционеров, но проиграет на реализации обогревателей (в случае холодного года - наоборот). В результате степень его риска значительно снизится.   Страхование. Люди, не склонные к риску, для того чтобы избежать его, готовы отказаться от части дохода.   Если стоимость страховки равна возможному убытку, то не склонные к риску люди захотят застраховаться так, чтобы обеспечить полную компенсацию любых финансовых потерь, которые они могут понести. В результате приобретение страховки гарантирует человеку получение одинакового дохода независимо от того, понесет он потери или нет. Это обусловлено тем, что доходы при получении страховки равны ожидаемым потерям; данный стабильный доход равен ожидаемому доходу, связанному с риском. Получение полной информации. Имея доступ к необходимой информации, потребители могут сделать более точный прогноз и снизить риск. Учитывая, что информация является ценным товаром, люди готовы платить за нее. Стоимость полной информации является разницей между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения при наличии полной информации и ожидаемой стоимостью в случае неполноты информации.

 

Тема 6: Институциональная теория фирмы

1) Фирма в неоклассической теории

2) Фирма как институциональное соглашение

3) Типология фирм

 

 

Фирма в неоклассической теории

 

Неоклассический подход определяет фирму как экономический субъект, преобразующий экономические ресурсы в товары и услуги с целью максимизации прибыли.

Исходные положения неоклассической теории фирм

§ Фирма действует как принимающая решения неделимая единица, «черный ящик»

§ Нет необходимости изучать внутренние аспекты деятельности фирмы

§ Основная цель фирмы – прибыль

§ Все действия фирмы основаны на полной информации, и являются рациональными

§ Вся деятельность фирмы контролируется собственником

 

Институциональные соглашения

 

Фирма – объединение владельцев ресурсов связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация транзакционных издержек.

 

Исходные положения институциональной теории фирмы

1) Фирма – это сеть внешних и внутренних формальных и неформальных контрактов.

Фирма объединяет владельцев специфических, интерспецифических, и не специфических ресурсов.

 

Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством ее.

 

§ Ядро фирмы составляют долговременные отношенческие контракты, заключенные между собственниками интерспецифическими ресурсами.

 

§ Фирма сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение выполнения контрактов.

 

§ Транзакционными издержками на выполнение контрактов и издержками контроля.

 

§ Координация деятельности индивидов внутри фирмы осуществляется с помощью приказов исполнителя.

 

§ Один из субъектов (центральный агент) наделяется функциями координации, контроля и принуждения.

 

§ Причина образования фирмы – достижение экономии транзакционных издержек: с точки зрения потребителей за счет соглашения только с центральным агентом, а не с каждым собственником ресурсов в отдельности

 

С точки зрения производства, за счет адаптации к непредвиденным событиям, использование выгоды от специализации управления активами, снижение информационной асимметрии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.009 с.)