Гражданство. Статус иностранцев, лиц без гражданства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданство. Статус иностранцев, лиц без гражданства



Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая комплекс их взаимных прав и обязанностей. Гражданин приобретает право участвовать в управлении государством, находиться под его покровительством и обязан соблюдать законы государства, а также участвовать в защите его от вооруженной агрессии. Государство, наоборот, обязано оказывать своим гражданам защиту и покровительство и распространяет на них свой суверенитет. Кроме того, в отношении граждан, как правило, не могут быть применены экспатриация и экстрадиция.

Экспатриация - это высылка лица за пределы государства, применяемая в качестве санкции за правонарушение, совершенное на территории данного государства. Экстрадиция - это выдача лица иностранному государству за правонарушение, совершенное на его территории.

Существуют следующие способы приобретения гражданства:

1. Филиация или приобретение гражданства по рождению возможна на основании "права крови" или "права почвы". "Право крови" означает, что если родители ребенка являются гражданами данного государства, то и ребенок является его гражданином. "Право почвы" предполагает, что ребенок, родившийся или находящийся на территории данного государства, является его гражданином. "Право почвы" и "право крови" по-разному сочетаются в различных государствах. В европейских странах доминирует "право крови", а в американских - оба основания выступают равноправными и самодостаточными. Это вполне объяснимо. Если традиционной приоритетной задачей демографической политики европейских стран является стремление к сохранению этнического единства, то население американских государств в основном исторически формировалось за счет эмиграции, чему и благоприятствует право "почвы".

2. Натурализация или приобретение гражданства по заявлению, т.е. прием в гражданство, осуществляется при наличии определенных условий: совершеннолетие заинтересованного лица, установленный законом срок его проживания на территории страны, знание государственного языка, наличие средств к существованию и т.п.

3. Восстановление в гражданстве осуществляется в отношении лица, которое ранее имело гражданство данного государства, но затем его утратило.

4. Оптация или выбор гражданства - это приобретение гражданства при расширении территории данного государства, когда жителям присоединяемого региона предоставляется возможность сохранить прежнее гражданство или приобрести новое.

Способы прекращения гражданства:

1. Отказ от гражданства или выход из него - это добровольное прекращение гражданства. Отказ от гражданства осуществляется по заявлению лица в компетентные органы. В выходе может быть отказано только по основаниям, указанным в законе.

2. Лишение гражданства - это принудительное его прекращение по инициативе государства, применяемое как санкция за правонарушение. Обычно применяется только к натурализованным гражданам.

Режим иностранце и лиц без гражданства:

1. национального пребывания – предоставляет иностранцам такой объем ПсиО, которым пользуются граждане данного государства

2. преференциальный - льготный экономический режим, предоставляемый одним государством гражданам другого

3. наибольшего благоприятствования - предоставление гражданам каждой из договорившихся стран режима, которым пользуются граждане третьего государства и который является наиболее благоприятным

4. реторский - ответные, ограничивающие права и свободы иностранных граждан, меры принимаемые государством в ответ на дискриминацию своих граждан в др.гос-ве

5.п ривилегированный - предоставляет иностранцам больше прав, чем своим гражданам.

12. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей. По сферам общественных отношений конституционные права, свободы и обязанности делятся на гражданские или личные, политические, а также экономические, социальные и культурные. Личные права и свободы - это неотъемлемые права человека в сфере его частной жизни, т.е. его возможности как суверенной, обособленной от общества личности (право на жизнь, достоинство, неприкосновенность: личную, частной жизни и жилища, свобода передвижения, вероисповедания, мысли и слова и т.д.). Именно за ними признает большинство конституций важнейшее значение в системе прав и свобод. Политические права и свободы - это права, позволяющие человеку оказывать воздействие на публичную власть (право избирать и избираться, право на равный доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, свобода союзов, собраний, шествий, петиций). Эти права признаются за людьми как за членами политического сообщества. Наконец, экономические, социальные и культурные права - это права, признаваемые за человеком как за членом гражданского общества (право на труд, отдых, жилище, охрану здоровья, материальное обеспечение, образование и т.д.).

Конституционных обязанностей в демократических странах немного. Классическими являются обязанности соблюдать законы данного государства, платить законно установленные налоги (обязанности человека) и защищать Отечество (обязанность гражданина). В последние десятилетия этот перечень пополнили обязанности беречь природу, охранять памятники истории и культуры, а в некоторых конституциях - также трудиться, участвовать в выборах (Италия, Испания).

Выборы и отзывы

Выборы - это процедура формирования органа публичной власти или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая путем голосования управомоченных лиц, при условии, что на каждый замещаемый мандат претендуют несколько кандидатов.

Социальное предназначение выборов имеет несколько аспектов.

1. Это очень сильное средство обеспечения легитимности власти, т.е. ее признания населением, готовности добровольно выполнять ее веления.

2. Это барометр политической жизни, показатель соотношения различных сил и интересов в обществе.

3. Это средство отбора политических лидеров, дающее гражданам возможность вручить функции по управлению лицам, заслуживающим, на их взгляд, доверия и обладающих соответствующими качествами.

Существуют разные виды выборов. По территории проведения выборы делятся на национальные (посредством которых избираются высшие органы власти страны), региональные (например, выборы органов субъектов федерации) и местные (выборы органов местного самоуправления).

По времени проведения они бывают очередными (проводятся по окончании срока полномочий соответствующего органа или должностного лица) и внеочередными (проводятся после досрочного прекращения их полномочий).

По максимально возможному количеству туров голосования выборы подразделяются на однотуровые, двухтуровые и многотуровые.

По количеству мандатов, замещаемых в избирательных округах, выборы бывают униноминальными (от каждого округа избирается одно лицо) и полиноминальными (от округа избирается несколько лиц).

В зависимости от роли избирателей различают прямые и непрямые выборы. Прямые означают непосредственное голосование избирателей по кандидатурам на выборные должности, а при непрямых вопрос об их избрании окончательно решают не граждане, а избранные ими лица (выборщики, депутаты).

Отзыв- Голосование лиц, управомоченных наделять выборным мандатом то или иное лицо по вопросу о досрочном лишении его полномочий. Отзыв широко используется в законодательстве социалистических стран, а в законодательстве демократических государств - редко, преимущественно применительно к органам местного самоуправления.

Референдум:понятие и виды

Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросу государственной важности или местного самоуправления. Наряду с выборами это одна из важнейших форм непосредственной демократии.

Право на участие в референдуме имеют, как правило, лица, обладающие активным избирательным правом. Голосование на референдуме является равным, прямым, тайным.

Предмет референдума - это вопрос, подлежащий решению на референдуме. Его формулировка в бюллетене называется формулой референдума. Наиболее распространенными являются два вида формулы референдума. Первый представляет собой вопрос, обращенный к голосующему, на который он может ответить только "да" или "нет". Второй вид - это так называемый народный выбор, т.е. предложение избирателю нескольких вариантов решения вопроса, из которых он может выбрать один или отклонить все.

В ряде стран конституция или закон предусматривают ограничения в отношении предмета референдума: на референдум не могут выноситься вопросы о налогах, бюджете, амнистии и помиловании и т.д..

По правовым последствиям референдумы делятся на постановляющие и консультативные. Посредством постановляющего принимаются общеобязательные решения, не нуждающиеся в утверждении; посредством консультативного же лишь выясняется общественное мнение, т.е. юридической силы он не имеет.

По основаниям проведения различают факультативные и обязательные референдумы. Факультативные проводятся только по инициативе тех или иных субъектов, а обязательные - если иным образом решение по соответствующему вопросу не может быть принято. Факультативные референдумы, проводимые по инициативе избирателей, называются петиционными (т.к. инициатива осуществляется путем сбора подписей).

По юридической силе референдумы подразделяются на конституционные (решающие вопрос о принятии, изменении или отмене конституций), законодательные (принимающие, изменяющие или отменяющие закон) и подзаконные.

По содержанию различаются референдумы, посредством которых принимаются законы (именно они предусмотрены в большинстве стран), и посредством которых законы отменяются, т.е. отменительные референдумы (Италия).

По территории проведения референдумы классифицируются на общенациональные (федеральные), референдумы субъектов федерации и местные.

Процедура проведения референдума охватывает несколько стадий.

1. Инициатива о проведении референдума и его назначение. Право назначать общенациональный референдум принадлежит обычно главе государства или (и) парламенту. Они делают это либо в силу требования конституции (закона), либо по собственной инициативе, либо по инициативе других управомоченных субъектов: правительства, группы депутатов парламента, региональных органов власти, группы избирателей. Право инициирования и назначения референдумов субъектов федерации и местных референдумов принадлежит аналогичному кругу субъектов.

2. Формирование "инфраструктуры" референдума: составление списков участников референдума, образование участков для голосования и органов по организации и подготовке проведения референдума. Все эти институты аналогичны соответствующим институтам выборов.

3 Агитационная и разъяснительная кампания.

4 Голосование, которое осуществляется с помощью избирательных бюллетеней.

5. Подсчет голосов и установление результатов референдума. Обычно одобренным на референдуме считается решение, за которое подано абсолютное большинство действительных голосов избирателей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.013 с.)