Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт кибернетики, информатики и связи↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНСТИТУТ КИБЕРНЕТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СВЯЗИ
Отделение электросвязи
Инженерная графика Методические указания к выполнению самостоятельных работ для специальности: 230113 Компьютерные системы и комплексы
Тюмень 2012
Автор: Каргаполова В.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Чертенко А Л., инженер 1 категории службы эксплуатации сети ТУ-1, УФ, ОАО «Ростелеком» Лихачева В.Н., специалист по СМК ИКИС
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Инженерная графика» для студентов специальности: 230113 Компьютерные системы и комплексы состоят из содержания, пояснительной записки, критериев оценки работ студентов, видов работ и рекомендаций по выполнению работ, которые снабжены указанием цели выполнения и рекомендуемой последовательностью выполнения. Методические рекомендации окажут помощь преподавателям в организации выполнения практических работ, а студентам - при их выполнении, а также при повторении изученного материала и подготовке к зачету.
Содержание
Пояснительная записка Сборник методических указаний по выполнению самостоятельных работ составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины «Инженерная графика» и предназначен для обучающихся по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы среднего профессионального образования. Целью выполнения самостоятельных работ является: - систематизация и закрепление теоретических знаний; - углубление и расширение теоретических знаний; - формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; - развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; - развитие исследовательских умений. В результате выполнения программы дисциплины, включая самостоятельные работы, обучающийся должен: уметь: − оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой. знать: − правила разработки и оформления технической документации, чертежей и схем; − пакеты прикладных программ по инженерной графике при разработке и оформлении технической документации. На выполнение каждой работы отводится определенное количество часов в соответствии с тематическим планом рабочей программы. Сборник может оказать помощь студентам и преподавателям в организации занятий, повторении изученного материала и подготовке к зачету по дисциплине. Критерии оценки работ студентов
Выполнение самостоятельных работ оценивается по следующей оценочной шкале: - оценка «отлично» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, умеет тесно связывать теорию с практикой, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения предложенных заданий, а содержание работы изложено исчерпывающе полно, последовательно, четко и логически стройно, без каких-либо неточностей; - оценка «хорошо» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся твердо знает программный материал, правильно применяет теоретические положения при рассмотрении предложенных заданий, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, а содержание работы изложено грамотно, без существенных неточностей; - оценка «удовлетворительно» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся имеет знания основного программного материала, но не усвоил его деталей, испытывает затруднения при выполнении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении; - оценка «неудовлетворительно» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся не знает значительной части программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работу, а в изложении работы допущены существенные ошибки. Самостоятельные работы могут оцениваются в баллах согласно рейтинговым таблицам по дисциплине. Виды самостоятельных работ
Рекомендации к выполнению самостоятельных работ Рекомендации по выполнению конспектов Конспект - это последовательная сокращенная запись информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются, например эскизами. Конспект может быть кратким и ли подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки. Конспект нужен для того, чтобы: - научиться перерабатывать информацию, передавая ее в сокращенном виде; - выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для учебной задачи; - создать алгоритм выполнения работы; - упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами. Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги. Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.
Правила конспектирования •Сделать в тетради широкие поля. •Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться. •Ознакомиться с текстом, прочитать предисловие, введение, оглавление, весь текст или его фрагмент – параграф, главу. •Выделить информационно значимые места внимательно прочитанного текста. •Составить план текста – он поможет Вам в логике изложения текста. Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать. •Подтвердить отдельные положения цитатами и примерами из текста, эскизами, таблицами, схемами. •Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров. •Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, выводы и дополнения преподавателя. На полях рекомендуется проставлять знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например:! -важно; etc – и т.д.; ех- например;? - сомнения, вопрос; NB - важный теоретический материал; PS -приписка написанная после; Δ - новое; - выучить и др. Объем текста не должен превышать одну треть (1/3) исходного текста. Конспект–схема – это схематическая запись прочитанного текста. Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое дерево» и «паучок». В схеме «генеалогическое дерево» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» - от общего понятия к его частным составляющим. В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того, чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова и фразы, которые служат опорой для памяти. Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию текста. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию. Самостоятельная работа 2.1 Выполнение макетов геометрических тел Цели выполнения: - развитие графического представления пространственных образов; - приобретение навыков выполнения и компоновки чертежа; - освоение правильного выполнения линий чертежа по ГОСТ 2.303-68. Содержание: На листе формата А3 или А2 без рамки и основной надписи выполнить развертку геометрического тела в соответствии с вариантом задания. Вырезать развертку и склеивать макет не обязательно.
Таблица 1 - Варианты выполнения самостоятельной работы 2.1
Рекомендации по выполнению: - по учебнику проработать разделы «Развертка поверхностей геометрических тел» и «Многогранники, тела вращения», изучить теоретическую часть работы, данную ниже; - скомпоновать чертеж по примеру выполнения работы (см. рисунки 1 - 5), проставить размеры; - выполнить обводку линиями, установленными ГОСТ 2.303-68. При проведении центровых линий внутри окружности необходимо помнить, что они должны обязательно пересекаться штрихами, а не точками. Штрихи должны выходить за пределы окружности на 3-4 мм. Штрихпунктирная линия должна заканчиваться штрихом, а не точкой. Развертка призмы На рисунке 1, а изображена правильная прямая трехгранная призма. Боковая поверхность призмы состоит из трех равных прямоугольников, ширина и высота которых известны. Основания призмы проецируются на горизонтальную плоскость проекций в истинную величину. Построим развертку боковой поверхности призмы (рисунок 1, б). Для этого вдоль горизонтальной прямой отложим три отрезка, равных стороне основания призмы . Из точек проведем вертикальные прямые, равные высоте призмы. Через полученные точки проведем горизонтальную прямую. Полученная фигура — прямоугольник, состоящий из трех прямоугольников, которые равны граням призмы, будет разверткой ее боковой поверхности. Совместим два основания призмы — равносторонние треугольники с разверткой боковой поверхности призмы.Пользуясь размером l, взятым с горизонтальной проекции призмы, и линией связи, построим на развертке точку Е, принадлежащую грани .
Рисунок 1 – Развертка поверхности призмы: а) чертеж; б) полная развертка поверхности
Развертка пирамиды
Рисунок 2 – Развертка поверхности пирамиды: а) чертеж; б) полная развертка поверхности
Развертка цилиндра
Рисунок 3 – Развертка поверхности цилиндра: а) чертеж; б) полная развертка поверхности
Развертка конуса
Рисунок 4 – Развертка поверхности конуса: а) чертеж; б) полная развертка поверхности Самостоятельная работа 2.2 Выполнение кроссвордов - головоломок с применением аксонометрических проекций Цели выполнения: - развитие пространственного представления и логического мышления; - отработка правил выполнения аксонометрических проекций. Содержание: В рабочей тетради студента решить кроссворд-головоломку, по аналогии придумать 2-3 слова и выполнить их в аксонометрических проекциях на листе формата А4 без выполнения рамки и основной надписи. Рекомендации по выполнению: Для решения подобных головоломок рассмотрим пример с фигурой, расположенной рядом со шрифтом на рисунке 5. Взглянув на кубик вдоль стрелки А, Вы увидите букву «Н». Направление Б откроет букву «П», а взгляд по стрелке В покажет букву «А». Сочетание этих букв дает слово «пан». В каждом задании – один или два кубика (см. рисунок 6), то есть три или шесть букв. Слова из них составляются по принципу анаграммы (например, из буквы КОС – образуют слово «сок»). Рисунок 5 По вертикали: По горизонтали: Рисунок 6 Самостоятельная работа 2.3 Составление опорного конспекта на тему: «Сечение геометрических тел плоскостями» и выполнение упражнения Цели выполнения: - освоение метода прямоугольного проецирования плоскости геометрического тела; - построение натурального вида фигуры сечения геометрического тела наклонной плоскостью на ортогональном чертеже и в аксонометрии. Содержание: На листе формата А3 начертить три проекции геометрического тела, построить натуральную фигуру сечения тела наклонной плоскостью и аксонометрическую проекцию заданного тела. Рекомендуемая последовательность выполнения: - по учебнику проработать раздел «Сечение геометрических тел плоскостями», изучить теоретическую часть работы, данную ниже; - выполнить конспект темы (рекомендации по выполнению конспектов см. выше); - составить алгоритм построения чертежа и компоновать чертеж, учитывая масштаб 1:1 или 1:2; - начертить ортогональные проекции геометрического тела, линии построения можно не стирать; - последовательно построить натуральную фигуру сечения тела наклонной плоскостью; - выполнить аксонометрическую проекцию геометрического тела; - проставить размеры шрифтом 3,5 и выполнить обводку чертежа. При выполнении аксонометрической проекции обратите внимание на взаимосвязь ортогонального изображения и аксонометрии через аксонометрические оси, т.е. необходимо «привязать» изображение плоской фигуры к аксонометрическим осям Х,Y,Z. При построении аксонометрической проекции усеченных геометрических тел, рекомендуется начинать построение с основания. Затем, от вершины каждого угла основания параллельно оси 0Y, откладывают соответствующие длины усеченных ребер, взятые с фронтальной или горизонтальной проекции. Построенные точки соединяют отрезками и получают фигуру среза.
Теоретическая часть Рисунок 7
Рисунок 8
Так как плоскость Р перпендикулярна плоскости проекции V, то она спроецируется на эту плоскость в прямую линию. На эту же линию спроецируется с фигура среза, лежащая в плоскости Р. Длинна отрезка точек 6’ (1’) до точек 4’(3’) будет натуральной длинной фигуры среза. На профильной плоскости проекции боковые грани призмы проецируются в отрезки, совпадающие со сторонами шестиугольника, лежащего в основании, а рёбра боковой поверхности проецируются в точки, совпадающие с вершинами узлов основания. Фигура среза на профильной проекции совпадает с проекцией основания и изображается как правильный шестиугольник, так как лини среза принадлежат боковым граням призмы, которые проецируются на профильную плоскость проекций отрезками. Значит, на профильной проекции видна натуральная ширина среза. Ни на одной из трёх плоскостей проекций фигура среза не проецируется в натуральную величину, так как плоскость, в которой она лежит, не параллельна ни одной из плоскостей проекции. Для того чтобы построить ее натуральную величину, необходимо расположить фигуру среза параллельно какой-либо плоскости проекций. На рисунке 9, это выполнено способом перемены плоскостей проекций, где плоскость Н заменена на плоскость N, параллельную плоскости Р. Для этого на фронтальной плоскости проекций параллельно фронтальному следу Рv плоскости Р на некотором расстоянии от него проведена новая ось О1х1. В этой системе плоскостей проекций плоскость Р, с лежащей в ней фигурой среза, расположена параллельно плоскости N, и новая проекция среза будет иметь натуральную величину. Из точек 6’, 2’, 4’ перпендикулярно оси О1х1 проводят линии проекционной связи, переносящие на плоскость N расстояния по длине среза. Затем от оси О1х1 откладывают отрезки, взятые с горизонтальной проекции призмы от оси Ох до точек 1…6, точки 1N…6N соединяют отрезками, получают натуральную величину среза.
Рисунок 9
Самостоятельная работа 3.1 Составление опорного конспекта на тему: «Техническое рисование и элементы технического конструирования» и выполнение упражнения Цели выполнения: - овладение навыками технического рисования геометрических тел; - овладение навыками нанесения светотени на поверхности предметов; - отработка правил построения геометрических тел в аксонометрических проекциях. Содержание: В рабочей тетради выполнить конспект темы и технический рисунок следующих геометрических тел: а) конуса; б) пирамиды; в) цилиндра; г) шара; д) призмы. Рекомендуемая последовательность выполнения: - по учебнику проработать раздел «Техническое рисование», изучить теоретическую часть работы, данную ниже; - выполнить конспект темы; - выполнить упражнения по проведению линий от руки, делению отрезков и прямых углов на равные части без инструментов; - выполнить упражнения по нанесению условной светотени согласно рисунков 11 и 12; - начертить аксонометрические оси; - выполнить основание геометрического тела; - построить аксонометрическую проекцию геометрического тела; - выполнить светотень на поверхности предмета. Порядок построения технического рисунка геометрических тел ничем не отличается от порядка построения наглядного изображения с помощью чертежных инструментов. Разница состоит лишь в том, что наглядное изображение строят с помощью чертежных инструментов и по размерам, а технический рисунок – от руки, на глаз, с соблюдением пропорций предмета. Теоретическая часть Технический рисунок — наглядное изображение предмета, выполненное по правилам аксонометрических проекций без чертежных инструментов (от руки), в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорциональных соотношений размеров. Им пользуются на производстве для иллюстрации чертежей. При изучении технического рисунка самостоятельная работа имеет большое значение, так как она способствует достижению хороших результатов. Наглядность технического рисунка зависит от правильности выбора вида аксонометрических проекций, что в значительной степени зависит от формы изображаемого предмета. В техническом рисовании наиболее распространенными и простыми способами изображений являются аксонометрические проекции: прямоугольная изометрическая или в косоугольная диметрическая. Для приобретения навыков в техническом рисовании необходимо проделать ряд упражнений в проведений линий от руки, делении отрезков и прямых углов на равные части без инструментов (см. рисунок 10).
Рисунок 10 Необходимо научиться быстро и точно проводить прямые под углом 45 градусов к горизонтали, не применяя чертёжных инструментов. Для изображения окружности предварительно намечают две взаимно перпендикулярные оси, через центр под углом 45 градусов, к горизонтали проводят ещё две взаимно перпендикулярные оси. От центра на осях и линиях откладывают «на глаз» одинаковые отрезки, равные радиусу окружности. Через намеченные точки от руки проводится окружность. Рисунок деталей машин выполняют с натуры по чертежу или по воображению. При выполнении рисунка в любом случае надо не только рассмотреть или представить форму детали, но и сравнить соответствие размеров отдельных элементов воображаемого предмета. Форма предмета на техническом рисунке выявляется с помощью оттеснения. Оно осуществляется приемами шатировки (штрихами), шраффировки (штриховка в виде сетки) и точечным оттеснением см. рисунки 11, 12 13. При выполнении оттеснения принято считать, что свет падает на предмет слева сверху. Верхняя и левая части предмета повернуты к свету, и верхняя горизонтальная часть освещена интенсивнее, чем левая вертикальная. Освещенные поверхности не заштриховываются, а затененные покрывают штриховкой. Чем темнее часть поверхности, тем более частой должна быть штриховка. Рисунок 11 - Приемы выявления объемов
Рисунок 12 - Типы наглядных изображений
Рисунок 13 – Технический рисунок детали
Самостоятельная работа 5.1 « Выполнение принципиальной электрической схемы и составление таблицы перечня элементов » Цель выполнения: - приобретение навыков оформления и чтения схем электрических принципиальных. Содержание: На формате А3 выполнить схему ЭЗ с перечнем элементов. Рекомендуемая последовательность выполнения: - выполнить рамку и основную надпись, расположив её по длинной стороне листа; - перечень элементов расположить над основной надписью, отступив от нее 12мм.; - выполнить схему, заменяя окружности соответствующими условными графическими обозначениями элементов согласно таблице задания; - обозначить элементы схем в соответствии с требованиями ГОСТ 2.712-81; - заполнить перечень элементов в соответствии с ГОСТ 2.106-68; - - заполнить основную надпись. При выполнении элементов схем и линий электрической связи необходимо оставлять место для позиционных обозначений. Перечень элементов можно выполнить в виде самостоятельного документа на формате А4. В этом случае необходимо помнить, что основная подпись выполняется по форме 2. При заполнении основной надписи необходимо указать наименование устройства, схемы, код документа. Возможно выполнение задания с помощью компьютера. Пример выполнения работы см. на рисунках 14 и 15. Задание для графической работы см. в приложении А. Самостоятельная работа 6.1 «Выполнение титульного листа с помощью графической системы» Цель выполнения: - Ознакомление с пакетами прикладных программ по инженерной графике при разработке и оформлении технической документации; - приобретение навыков оформления технической документации в соответствии с действующей нормативной базой. Содержание: На формате А4 выполнить титульный лист альбома графических работ (допускается выполнить титульный лист к любой другой студенческой работе, например к реферату). Рекомендуемая последовательность выполнения: - проработать теоретический материал по учебникам и нормативной литературе (ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам; ГОСТ 2.106-68 ЕСКД. Текстовые документы); - выбрать графическую систему и на формате А4 выполнить рамку; - - скомпоновать чертеж согласно примеру выполнения титульного листа (см. рис.16); - - выполнить надписи соответствующими шрифтами. При выполнении компоновки титульного листа необходимо помнить, что надписи не должны находиться около линии внутренней рамки ближе 5 мм. Сокращения не допускаются, год указывается цифрами без слова «год» или буквы «г».
. Приложение А Задание для самостоятельной работы 5.1 «Выполнение принципиальных электрических схем и составление таблицы перечня элементов» Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3.
Вариант №4
Вариант № 5
Вариант № 6
Вариант № 7
Вариант №8
Вариант №9
Вариант №10
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.016 с.) |