Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и сейчас, и всегда, и бесконечно. Аминь.

Поиск

Скованный узами многих грехов и постыдными страстями удерживаемый, к Тебе, спасению моему, обращаюсь, взывая: помоги мне, Дева – Матерь Божия!

Песнь 4

О Господе радуясь и от рассудка ясного восклицая, святая Церковь достойно Бога поёт: Христос надо мною власть, мой Бог и Господь!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Путь здесь широкий и удобный для наслаждений[194], но горестно будет в последний день, когда душа с телом разлучаться станет! Храни себя от них, человек, ради Царства Божьего!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Зачем обижаешь слабого, удерживаешь плату работника[195], брата своего не любишь[196], распутствуешь и превозносишься? Оставь же это, душа моя, и ради Царства Божьего раскайся!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу: О, неразумный человек, долго ли будешь усердствовать словно пчела, собирая богатство своё[197]? Прежде же взыщи Царства Божьего[198], ибо богатство вскоре исчезнет, как прах и пепел!

И сейчас, и всегда, и бесконечно. Аминь: Госпожа Богородица, помилуй меня грешного и укрепи в добродетели! Убереги меня от внезапной смерти, чтобы она не похитила меня неготовым; и доведи меня, Дева, до Царства Божьего!

Песнь 5

Души, молящихся Тебе на заре утренней, прошу, Благой, любовью озари, чтобы знали Тебя, Слово Божие, – истинного Бога, божественным светом от тьмы беззаконий избавляющего!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Вспомни, несчастный человек, что словно дикий зверь ты приведён в повиновение неправде, клевете, преступлениям и болезням из-за грехов своих![199] Этого ли желала ты, душа моя грешная?

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Дрожат части тела моего, ибо всеми согрешил: глазами смотрел, слушал ушами, злое произносил языком; себя полностью предал геенне[200]! Этого ли желала ты, душа моя грешная?

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу: Раскаивающегося блудного сына и разбойника Ты принял, Спаситель; я же, грехами наполненный, единственный пред а лся беспечности и злым делам отд а л себя в рабство! Этого ли желала ты, душа моя грешная?

И сейчас, и всегда, и бесконечно. Аминь: Удивительная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия, помоги мне недостойному, ибо душа моя грешная возжелала этого!

Песнь 6

Видя море жизненное, бурею соблазнов волнуемое, пристал к Твоей пристани мирной, взывая: спаси от гибели жизнь мою, Многомилостивый!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Жизнь на земле распутно прожив и тьме душу предав, только теперь прошу Тебя, Милосердный Владыка: освободи меня от этого рабства дьявольского и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Кто совершает такое же, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так и я служу греху[201], но Ты, Господи, исторгни меня из этой нечистоты и дай мнеразума исполнять Твои заповеди!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу: Вспомнив свои беззакония, несчастный человек, обратись к Богу, встав на колени перед Творцом, плача и сокрушаясь; Он же по милосердию Своему даст тебе разумение понимать волю Его!

И сейчас, и всегда, и бесконечно. Аминь: Богородица Дева, от видимого и невидимого зла защити меня; прими молитвы мои и отнеси их Сыну Твоему, чтобы дал мне разумение исполнять волю Его!

Кондак

Душа моя, зачем грехами богатеешь? Зачем волю дьявольскую исполняешь? На что надежду возлагаешь? Покончи с этим и обратись к Богу с плачем, взывая: милосердный Господь, помилуй меня грешного!

Душа моя, подумай о горьком часе смерти, ибо на страшном суде Творца твоего и Бога ангелы грозные схватят тебя и в огонь вечный ввергнут; поэтому прежде смерти раскайся, взывая: Господи, помилуй меня грешного!

Песнь 7

По воле Божьей ангел сделал пламя печи халдеев сжигающим, а юношей благочестивыхорошающим прохладой, и они воспели, увещевая мучителя: Благословен Бог отцов наших... [202]!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Не надейся, душа моя, на богатство, нечестным путём скопленное и преход я щее, ибо не знаешь кому всё это оставишь, но возгласи: помилуй меня, Христос-Бог, недостойного!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Не надейся, душа моя, на здоровье телесное и на быстро увядающую красоту, ибо видишь, что умирают и молодые, и сильные, но возгласи: помилуй меня, Христос-Бог, недостойного!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу: Вспомни, душа моя, о жизни вечной: о Царстве небесном, святым приготовленном, и о тьме внешней, и гневе Божьем – злым; и возгласи: помилуй меня, Христос-Бог, недостойного!

И сейчас, и всегда, и бесконечно. Аминь: Преклонись, душа моя, пред Божией Матерью и помолись Ей! И Она, ибо скорая помощница раскаивающимся, умолит Сына – Христа-Бога и Он помилует меня недостойного!

Песнь 8

Благочестивым в пламени росу источил; жертву же праведного и воду огнёмвоспламенил[203]: всё совершаешь, Христос, по воле Своей! Тебя, Господа, всегда восхваляем!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Когда размышляю о смерти, почему не плачу? ибо видел брата моего лежащим в могиле, утратившим красоту и величие! Чего же жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, раскаянье прежде смерти!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу: Верую, что придёшь судить живых и мёртвых, и все встанут по достоинству своему: старые и молодые, властители и начальства, девы и священники; где я окажусь? Поэтому взываю: дай мне, Господи, раскаянье прежде смерти!

И сейчас, и всегда, и бесконечно. Аминь: Святая Богородица, прими недостойное прошение моё: убереги меня от внезапной смерти и даруй мне прежде смерти раскаянье!

Песнь 9

Невозможно людям видеть Бога, на Него же не смеют и чиныангельские смотреть! Через Тебя же, святая Богородица, Слово, воплотившись, явилось людям! Его прославляя, с небесными Воинствами Тебя восхваляем!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Обращаюсь к вам, ангелы, архангелы и все Воинства небесные, у Престола Божьего пребывающие: молите Творца своего, чтобы избавил душу мою от муки вечной!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Обращаюсь к вам, святые патриархи, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христа: помогите мне на суде, чтобы Он спас душу мою от дьявольских сил!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу: Возношу руки к вам, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся Господу за весь мир, чтобы помиловал меня в час моей смерти!

И сейчас, и всегда, и бесконечно. Аминь: Матерь Божия, помоги мне на Тебя сильно надеющемуся; умоли Сына Своего, чтобы Он, когда сядет судить живых и мёртвых, меня недостойного поставил справа от Себя! Аминь.

Молитва

Владыка Христос – Бог, страданиями Своими меня от моих страданий освободивший и ранами Своими меня от моих ран излечивший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы сокрушения! Соединись с телом моим в приобщении, дающему жизнь, Телу Твоему; и истинной Кровью Твоей услади душу мою вместо горечи, которой враг меня напоил! Возвысь к Тебе ум мой, к земле поникший, и изведи из бездны погибели[204], ибо нет во мне раскаянья, нет сокрушения, нет слёз утешительных, приводящих детей к наследству своему! Погрузившись умом во мрак жизненных забот, не могу поднять взор на Тебя в трудах, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господь Иисус Христос – Источник благ! даруй мне раскаянье полное и ум трудолюбивый в стремлении к Тебе! Даруй мне благодать Твою и воссоздай во мне образ Твой! Оставил Тебя – не оставь меня! Выйди искать меня, приведи на пастбище Твоё и причти меня к овцам избранного Твоего стада, вскорми меня с ними от трав божественных Твоих Таинств, молитвами святой Матери Твоей и всех святых Твоих! Аминь.

ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВАРЕЙ И ИЗДАНИЙ

1. И.И. Срезневского, Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам, 1893-1912гг.

2. Императорской Академии Наук, Словарь церковно-славянского и русского языка в 4 томах, 1847г.

3. О.А. Седаковой, Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы.

4. Николая Нахимова, Молитвослов в переводе на русский язык с объяснениями и примечаниями, 1912г.

5. Протоиерея Г. Дьяченко, Полный церковнославянский словарь, 1900г.

6. Под редакцией митрополита Иллариона (Алфеева), Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста с параллельным переводом на русский язык, 2013г.

7. Библия, в переводах: Синодальном, епископа Кассиана Безобразова, архимандрита Макария Глухарева, Кулакова М.П. (под редакцией)…

 

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Всё же обычной практикой в Византии и на Руси являлось чтение христианами в домашних условиях (помимо общественных богослужений) служб суточного богослужебного круга: «часов» (днём), «повечерия» (перед сном) и «полунощницы» (в полночь или в любой час ночи до наступления утра). Данной традиции до сих пор следуют греки и старообрядцы (длевлеправославные). Само понятие «молитвослова» на Руси возникло и начало распространяться в 17 веке, и, как следствие, со временем, «молитвослов» вытеснил и полностью заменил традицию чтения дома служб суточного богослужебного круга.

Количество молитв можно сокращать, а при желании дополнять иными молитвами.

Для совершения молитв, необходимо встать перед иконами, немного подождать, пока все чувства придут в тишину и мысли оставят всё земное, а затем уже начать молиться.

[2] По традиции, «молитвы вступительные» читаются в начале «молитв утренних» и «молитв перед сном», а также большинства церковных богослужений.

[3] Произнося данную молитву, молящийся изображает на себе знак креста («налагает на себя крестное зн а менье»).

[4] То есть в честь, во славу.

[5] С древнееврейского: истинно.

[6] Евангелие от Луки, глава 18, стих 13. Мыт а рь – сборщик налогов.

[7] Если молится женщина, то вместо «грешника» необходимо произносить «грешницу», вместо «грешного» – «грешную» и т.п.

[8] С древнееврейского: спаситель.

[9] С древнееврейского «машиах» – «пом а занник», отсюда и термин «Мессия» (в греческой традиции – «Христос»). В Библии помазание елеем* или миром** символизирует освящение; помазание применялось при возведении на высшее ответственное служение первосвященника***, пророка или царя, а также в иных случаях. Первый библейский пример такого помазания – возведение Аарона (брата Моисея) в сан первосвященника (книга «Исход», гл.28, ст.41.).

* то есть освящённым оливковым маслом.

** то есть освящённым оливковым маслом с примесями благовоний. (Книга «Исход», гл.30, ст.22-25: И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны …, корицы …, тростника …, кассии … и масла оливкового …; и сделай из этого миро для священного помазания…)

*** то есть главы и начальника священников Иудейской церкви (старшего священника).

[10] Или: по молитвам.

[11] Вместо этой молитвы от праздника Пасхи до Вознесения читается трижды тропарь Пасхи «Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ, и умершим жизнь даровав», от Вознесения же до дня святой Пятидесятницы (Троицы) следует начинать молитвы с «Трисвятое», опуская все предшествующие.

[12] Произнося данную молитву, молящийся изображает на себе знак креста и совершает поясной поклон.

[13] Метафора, имеющая значение «сделать не бывшими». Более подробно описано в сноске к выражению «преступления мои сотри» 50-го Псалма.

[14] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.3, ст.4, Послание к Римлянам апостола Павла, гл.4, ст.7 и Псалом 31, ст.1, 2.

«Грех есть отпадете от добра, а беззаконие — согрешение против Божественного закона. Таково начало и греха и беззакония. В этом они и сходны между собою. Ибо согрешающий уклоняется от цели, которая в природе его и сообразна с нею, а цель человеческой природы — жить по разуму, избегая неразумия. Но и беззаконный также, живя не воздержанно, согрешает против закона, который дан ему в естестве. Иначе сказать: грех сходен с беззаконием, потому что каждый, поступающий беззаконно – грешит», Афанасий Великий.

[15] Помилуй: дословно с греческого – «излей милость».

[16] Евангелие от Матфея гл.6, ст.9-13, от Луки, гл.11, ст.2-4.

[17] Евангелие от Матфея гл.6, ст.14-15; гл.18, ст.23-35.

[18] Евангелие от Матфея, гл.26, ст.41, от Марка гл.14, ст.38, от Луки гл.22 ст.40, 46.

[19] Псалом 94, ст.6, 7.

[20] По традиции, «молитвы утренние», как и «молитвы перед сном», начинают с «молитв вступительных» и оканчивают «молитвами заключительными».

[21] У греков подписана, как – «Благодарственная молитва».

[22] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.5, ст.7.

[23] Дословно – «не в ожидании лежащего»; что является параллелизмом к «нерадивого и грешного» и отсылает к словам Христа о необходимости бодрствования во время ожидания возвращения господина (более подробно в Евангелии от Луки, гл.12, ст.35–40).

[24] То есть учению. Евангелие от Иоанна, гл.8, ст.31, 32.

[25] Символ веры – краткое и точное изложение основных истин православного вероисповедания. Составлен и утверждён на 1-м (Никейском, в 325г.) и 2-м (Константинопольском, в 381г.) Вселенских соборах.

[26] Дословно с греческого – «всевластный»; то есть над всем властвующий.

[27] То есть вне времени – в вечности, так как «время» сотворено Богом для мира вещественного, Он же – Дух, существующий вечно.

[28] Как пишет в «Церковной истории» Феодорит Кирский (книга 2, глава 8): Веруем, что Сын царствует с Отцом всегда, безначально и бесконечно, что царство Его не определено никаким временем и никогда не прекратится, ибо, что существует всегда, то не начиналось и не может окончиться. То есть выражение «Царству которого не будет конца», для правильного понимания можно изложить таким образом: «Царству которого нет и не будет конца».

[29] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.5, ст.19.

[30] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.4, ст.9, 10.

[31] Уныние – эмоциональное состояние, характеризующееся как упадок духа, отчаяние, потеря бодрости и надежды, что, как следствие, влечёт за собой нерадение к доброму делу, беспечность. Уныние – это безнадежная печаль, гнетущая скука.

[32] Или служительница Божия, или апостол, или мученик, или святитель и т.п.

[33] Евангелие от Луки, гл.1, ст.28.

[34] Евангелие от Луки, гл.1, ст.42.

[35] Псалом 27, ст.9.

[36] В греческом (византийском) оригинале: «верным царям над варварами»; в дореволюционных молитвословах Российской империи: «благоверному императору нашему Николаю Александровичу над враждующими». Более подробно: http://resonata.livejournal.com/259673.html

[37] По традиции, «молитвами заключительными» оканчивают «молитвы утренние» и «молитвы перед сном».

[38] Херув и м – один из высших чинов ангельских (следующий после серафимов).

[39] Сераф и м – наивысший ангельский чин.

[40] Евангелие от Иоанна, гл.10, ст.11, 14, 15.

[41] Книга деяний апостолов, гл.2, ст.1-4.

[42] Евангелие от Матфея, гл.5, ст.33-37, Соборное послание апостола Иакова, гл.5, ст.12.

[43] Евангелие от Матфея, гл.12, ст.31, 32, Послание к Ефесянам апостола Павла, гл.4, ст.30.

[44] Евангелие от Матфея, гл.5, ст.22.

[45] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.5, ст.17, 2-е послание к Тимофею апостола Павла, гл.2, ст.19.

[46] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.3, ст.17, Соборное послание апостола Иакова, гл.2, ст.5-7.

[47] 2-е послание к Тимофею апостола Павла, гл.2, ст.23-26.

[48] Соборное послание апостола Иакова, гл.4, ст.11, 12, Евангелие от Матфея, гл.7, ст.1-5, Послание к Римлянам апостола Павла, гл.14, ст.4, 10, 13.

[49] Послание к Галатам апостола Павла, гл.6, ст.14.

[50] Соборное послание апостола Иакова, гл.4, ст.6, 1-е соборное послание апостола Петра, гл.5, ст.5.

[51] Соборное послание апостола Иакова, гл.1, ст.19, 20.

[52] Евангелие от Матфея, гл.18, ст.7.

[53] Послание к Филиппийцам апостола Павла, гл.4, ст.8.

[54] Евангелие от Матфея, гл.5, ст.27, 28.

[55] Послание к Ефесянам апостола Павла, гл.4, ст.29.

[56] Соборное послание апостола Иакова, гл.3, ст.2-12.

[57] 1-е послание к Тимофею апостола Павла, гл.4, ст.16, 2-е соборное послание апостола Иоанна, ст.9.

[58] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл.2, ст.9.

[59] Евангелие от Матфея, гл.5, ст.44-46, Послание к Римлянам апостола Павла, гл.12, ст.14; гл.12, ст.19-21, 1-е соборное послание апостола Петра, гл.3, ст.9, Послание к Колоссянам апостола Павла, гл.3, ст.12-14.

[60] Соборное послание апостола Иакова, гл.5, ст.16.

[61] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.5, ст.20.

[62] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.1, ст.8, 9.

[63] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл.6, ст.9, 10.

[64] Евангелие от Матфея, гл.12, ст.36, 37.

[65] 1-е соборное послание апостола Петра, гл.3, ст.10.

[66] Послание к Ефесянам апостола Павла, гл.4, ст.28.

[67] Послание к Ефесянам апостола Павла, гл.4, ст.25.

[68] Не имевшее место в жизни (из перечисленного), упоминать не надо, а неупомянутое, но имевшее место, добавить необходимо.

[69] Евангелие от Матфея, гл.6, ст.22, 23.

[70] Псалом 12, ст.4, 5.

[71] Можно кратко: Огради меня, Господи, силою священного и дающего жизнь креста Твоего и защити меня от любого зла!

По традиции, при произношении этой молитвы целуется нательный крест и налагается знак креста на постель и все стороны света.

[72] Книга «Числа», гл.10, ст.35.

[73] Псалом 67, ст.2, 3.

[74] Это метафора, как и: 1-я книга «Паралипоменон», гл.16, ст.31-33, книга пророка Исайи, гл.14, ст.7, 8; гл.23, ст.1; гл.24, ст.23; гл.49, ст.13.

[75] По традиции, эта молитва произносится непосредственно перед сном.

[76] Книга пророка Исайи, гл.6, ст.2, 3, Откровение (апокалипсис) Иоанна Богослова, гл.4.

Господь Саваоф – Господь воинств небесных (с древнееврейского).

[77] То есть её молитвами, ходатайством, заступничеством.

[78] То есть без раскаянья и покаяния.

[79] Евангелие от Иоанна, гл.15, ст.10, 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.2, ст.3-6; гл.5, ст.2, 3, 2-е соборное послание апостола Иоанна, ст.6.

[80] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл.6, ст.19; гл.3, ст.17, 2-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл.6, ст.16 и книга «Левит», гл.26, ст.12.

[81] Евангелие от Марка, гл.9, ст.43-48:

[82] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.2, ст.16, 17.

[83] «Тень» употреблено здесь не в прямом значении – тень, отсутствие света, но в значении «сберегающая (хранящая) сила». «Храни меня, как зеницу ока, — говорит псалмопевец, — в тени крыльев Твоих укрой меня» (Псалом 16, ст.8). Дальнейшие слова молитвы, как раз на это указывают.

[84] Книга пророка Исайи, гл.64, ст.8, 9.

[85] Откровение (апокалипсис) Иоанна Богослова, гл.3, ст.5.

[86] Соборное послание апостола Иакова, гл.1, ст.2-4, 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл.10, ст.13.

[87] Книга «Притчи Соломона», гл.1, ст.7; гл.14, ст.27.

[88] Евангелие от Марка, гл.12, ст.30.

[89] Псалом 112, ст.5, 6.

[90] Откровение (апокалипсис) Иоанна Богослова, гл.2, ст.23.

[91] То есть не имеющий изменения в силе, в отличие от материальных источников света, и, соответственно, который невозможно затмить.

[92] 1-е соборное послание апостола Петра, гл.5, ст.8.

[93] Евангелие от Матфея, гл.16, ст.27.

[94] В греческом списке молитвы выражение «тогда застанет нас не спящими и беспечными, но бодрствующими и трудящимися» имеет вид: «тогда застанет нас не спящими и беспечными, но при исполнении заповедей Его».

[95] Евангелие от Матфея, гл.25, ст.1-13.

[96] Евангелие от Иоанна, гл.1, ст.9.

[97] Евангелие от Иоанна, гл.11, ст.25, 26; гл.8, ст.51; гл.5, ст.24; гл.6, ст.40.

[98] Евангелие от Иоанна, гл.1, ст.1; ст.14.

[99] С греческого дословно – «свидетелей». Более подробно: http://www.portal-slovo.ru/theology/43246.php.

[100] Книга пророка Иезекииля, гл.18, ст.23: Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?

[101] Здесь и далее в молитвах под «осуждением» или под «оправданием» подразумевается решение Судьи – Христа, на страшном суде Его, которому подлежат все «в последний день». То есть, в данном случае, чтобы действия человека («открою уста свои недостойные, и восхвалю имя Твоё святое») не стали причиной неблагоприятного решения на суде – осуждения, и, как следствие, наказания.

[102] Послание к Римлянам апостола Павла, гл.6, ст.23.

[103] 2-е соборное послание апостола Петра, гл.2, ст.22.

[104] Послание к Римлянам апостола Павла, гл.7, ст.19, 20.

[105] Так как была посвящена Богу с обетом пребывать всегда девой (отдана родителями (Иоакимом и Анной) на служение в храм в 3-х летнем возрасте); и пребывала девственной до, во время и после рождения Сына – Иисуса Христа.

[106] Для подготовки к приобщению Телу и Крови Христа по желанию (или по указанию священника), помимо приведённых молитв, дополнительно можно читать «Канон покаянный Господу Иисусу Христу», «Канон просительный пресвятой Богородице», «Канон ангелу-хранителю». Также указанные молитвы можно разбивать на части: например, первую часть (по молитву «Господи, помилуй» включительно) читать накануне Литургии (после «молитв перед сном»), вторую же часть читать в день Литургии (после «молитв утренних»).

Человек, желая вкусить Тела Владыки и пить божественную Кровь Его, приступи, устрашаясь, чтобы не опалиться, ибо это огонь! И прежде чем приобщиться, примирись с теми, кто тебя опечалил; и только потом осмеливайся вкушать таинственную Пищу! (традиционный стих)

[107] Произнося данную молитву, молящийся изображает на себе знак креста и совершает поясной поклон.

[108] Проводится аналогия брачному пиру, описанному в Евангелии от Матфея, гл.22, ст.1-14.

[109] Автор псалма – царь и пророк Давид. События, ставшие причиной написания псалма, описаны во 2-й книге «Царств», гл.11 и 12.

Автор перевода псалма с древнееврейского – филолог-библеист М.Г. Селезнёв. Более подробно http://www.taday.ru/text/1498626.html, http://www.taday.ru/text/1497521.html

[110] В оригинале употреблён глагол, который имеет значение «вытереть», например, губы, слёзы, «вымыть и вытереть», например, тарелку. Также он употреблялся и по отношению к письменным текстам: древние чернила, нанесённые на папирус, кожу или глиняные черепки, были нестойкими и легко могли смываться водой. С образом «смываемого» текста связана характерная для Ветхого Завета метафора «стереть чьё-то имя», то есть уничтожить так, что и памяти не останется, как если бы человека и не было вовсе. В псалме 68 (ст.29) имена злодеев стираются (смываются; в Синодальном переводе - изглаживаются) из Книги Жизни. Здесь метафора «стереть (смыть) преступления» употребляется и в значении «простить», и также в значении «сделать их, как бы, не бывшими».

[111] Давид уподобляет себя загрязнённой ткани, которую предстоит отстирывать многократным полосканием и выжиманием.

[112] То есть: «всегда помню «грех» свой».

[113] То есть: «Ты один знаешь мой грех».

[114] Через пророка Нафана.

[115] Давид повествует, что видит всю свою жизнь, с самого её начала, наполненной грехами и ошибками.

[116] Также через пророка Нафана.

[117] Душица обыкновенная. Стебли иссопа, собранные в пучок, использовались в качестве кропила.

[118] Пр о литой крови Урии хетте я нина и крови отмщения (книга «Бытие», гл.9, ст.6.).

[119] Евангелие от Иоанна, гл.6, ст.51.

[120] Богородица предстаёт здесь как плодородная земля, взрастившая миру спасительный Колос – Христа, Который родился без мужского участия (невозделанный).

[121] 1-е соборное послание апостола Петра, гл.2, ст.6-8 и книга пророка Исайи, гл.28, ст.16.

[122] Евангелие от Иоанна, гл.10, ст.10.

[123] Книга деяний апостолов, гл.3, ст.19.

[124] «Таинственной и божественной Трапезы» (устоявшееся выражение – «Тайная Вечеря»; «вечеря» же имеет дословное значение – «ужин») — событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, о котором повествуют Евангелие от Матфея, гл.26, ст.17-30, от Марка, гл.14, ст.12-26, от Луки, гл.22, ст.7-39, от Иоанна, главы с 13 по 17.

[125] Евангелие от Матфея, гл.13, ст.45, 46.

[126] Евангелие от Иоанна, гл.14, ст.23.

[127] Прообраз Христа из книги пророка Исайи, гл.6, ст.6, 7.

[128] Книга пророка Даниила, гл.3, ст.1-95.

[129] Евангелие от Матфея, гл.19, ст.16, 17, от Марка, гл.10, ст.17, 18, от Луки, гл.18, ст.18, 19.

[130] Благоговение – глубочайшее почтение (Ожегов С.И.); страх пред Богом, преодолённый и преображённый любовью (Ильин И.А.); чувства удивления и изумления, страха, ужаса и преклонения, связанные с переживанием присутствия Божественного.

[131] Более подробно: http://www.sedmitza.ru/text/1739759.html

[132] Евангелие от Матфея, гл.4, ст.14-16.

[133] Евангелие от Иоанна, гл.11, ст.49-52.

[134] Псалом 33, ст.9.

[135] Послание к Евреям апостола Павла, гл.7, ст.26, 27.

[136] Послание к Ефесянам апостола Павла, гл.5, ст.1, 2.

Более подробно: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/feofan_bistrov/expiation/13.html#s3

[137] То есть во время Литургии в таинстве Евхаристии (Благодарения). Евхаристия или Приобщение (Причащение (Причастие)) есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (приобщается) Самого Тела и Крови Господа нашего – Иисуса Христа, для прощения грехов и в жизнь вечную.

[138] По традиции, после произнесения данной молитвы, совершаются земные (или поясные) поклоны: кто сколько желает.

[139] Евангелие от Луки, гл.15, ст.21.

[140] Книга «Левит», гл.19, ст.37, книга «Второзаконие», гл.6, ст.17.

[141] Книга пророка Иезекииля, гл.33, ст.11.

[142] 1-е послание к Тимофею апостола Павла, гл.2, ст.4.

[143] Евангелие от Луки, гл.7, ст.36-50.

[144] Евангелие от Луки, гл.23, ст.39-43.

[145] Евангелие от Луки, гл.5, ст.27-29 (Л е вия); гл.19, ст.1-10 (Закх е я); гл.18, ст.10-14.

[146] Евангелие от Луки, гл.15, ст.11-32.

[147] Евангелие от Иоанна, гл.1, ст.29, книга пророка Исайи, гл.53, ст.4, 5.

[148] Евангелие от Матфея, гл.11, ст.28.

[149] Евангелие от Матфея, гл.9, ст.13.

[150] 2-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл.7, ст.1.

[151] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл.11, ст.29, 30: Кто ест и пьёт недостойно, не отличая* Тела Господа, тот ест и пьёт осуждение себе. Поэтому многие из вас немощны и больны и немало умирает.

* то есть не отличает от простой, обычной пищи.

[152] Евангелие от Луки, гл.2, ст.7.

[153] Евангелие от Матфея, гл.26, ст.6, 7, от Марка, гл.14, ст.3.

[154] Кормчий (устаревшее) – рулевой, управляющий ходом судна; в переносном значении, как метафора: мудрый руководитель.

[155] Евангелие от Матфея, гл.25, ст.31-46.

[156] Под «пленением царства ада» подразумевается сошествие Христа в ад сразу после смерти для проповедования мёртвым и их освобождения. 1-е соборное послание апостола Петра, гл.3, ст.18, 19: … быв умерщвлён телом, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал; гл.4, ст.6: Ибо для того и мёртвым было возвещено Евангелие, чтобы они, подвергшись суду, как люди – телом, жили бы по Богу – в духе.

Как пишет Феофан затворник: Христос пленил врагов наших – дьявола, смерть, грех, ад, и отнял у них всех, кого они, захвативши, держали в своём тиранстве*.

* по учению Церкви все люди (и праведные, и грешные) до воскрешения Христа после смерти попадали в ад (шеол).

[157] «Воскресение» («воскрешение»), дословно с греческого имеет значение – «восстание»; от «вставать», «подниматься».

[158] Книга деяний апостолов, гл.1, ст.1-11, Евангелие от Марка, гл.16, ст.19.

[159] 1-е послание к Фессалоникийцам (Солунянам) апостола Павла, гл.4, ст.17.

[160] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл.11, ст.27.

[161] Евангелие от Иоанна, гл.6, ст.56.

[162] Псалом 24, ст.18.

[163] Евангелие от Иоанна, гл.17, ст.21-23.

[164] Евангелие от Иоанна, гл.8, ст.12.

[165] Книга «Исход», гл.3, ст.1, 2.

[166] То есть признавшего Царское достоинство, Царём.

[167] То есть Савла, ставшего апостолом Павлом. Книга деяний апостолов, гл.9, ст.1-22.

[168] Евангелие от Матфея, гл.15, ст.22-28, от Марка, гл.7, ст.25-30.

[169] Евангелие от Матфея, гл.9, ст.20-22.

[170] Послание к Римлянам апостола Павла, гл.10, ст.9, 10.

[171] 1-е послание к Тимофею апостола Павла, гл.1, ст.15.

[172] Произносятся (вслух или мысленно) в храме (по желанию или возможности) непосредственно перед приобщением.

[173] Евангелие от Иоанна, гл.18, ст.1-3.

[174] Евангелие от Луки, гл.22, ст.47, 48, от Матфея, гл.26, ст.47-49, от Марка, гл.14, ст.43-45.

[175] Книга деяний апостолов, гл.13, ст.52.

[176] Проводится аналогия брачному пиру, описанному в Евангелии от Матфея, гл.22, ст.1-14.

[177] Псалом 72, ст.28.

[178] Послание к Римлянам апостола Павла, гл.14, ст.7, 8, 2-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл.5, ст.15.

[179] Псалом 16, ст.8.

[180] Терния – общее название колючих растений. При распятии Иисусу Христу на голову был возложен венец, сплетённый из такого растения (Евангелие от Иоанна, гл.19, ст.1-3.). Выражение «терния грехов», как метафора, выражает боль и страдание, которое снова и снова человек причиняет Иисусу Христу своими согрешениями, из-за которых Он и принёс себя в жертву («Агнец Божий, взявший на Себя грех мира»).

[181] В греческом тексте молитвы, буквально: «скрепи подколенные чашки с костями»; то есть укрепи колени, чтобы не подгибались, чтобы «крепко стоять на ногах».

[182] Подразумевается принятое участие в Таинстве Евхаристии.

[183] Послание к Евреям апостола Павла, гл.8, ст.1.

[184] Евангелие от Луки, гл.2, ст.25-32.

[185] Читаются тому святому, которым был составлен чин отслуженной Литургии, на который вы приобщились Телу и Крови Христа.

[186] Это метафора, т.к. имя греческого происхождения «Василий» имеет значение - «царский».

[187] Подразумевается его труд «Беседы на Шестоднев».

[188] Подразумевается его труд «Нравственные правила».

[189] Под «опечатыванием» подразумеваются его труды против ереси Ария (арианства); под «богатством» также труды, такие как: «О Святом Духе», «О Предании Церковном», «Беседы на псалмы», канонические правила, подвижнические уставы и т.д.

[190] Евангелие от Луки, гл.15, ст.7.

[191] Книга «Исход», гл.14, 15.

[192] 1-е соборное послание апостола Петра, гл.2, ст.6-8 и книга пророка Исайи, гл.28, ст.16.

[193] «…суд этот будет единственным, окончательным и страшным, а ещё более праведным, чем страшным, или, лучше сказать, потому и страшным, что он праведен», Григорий Богослов.

[194] Евангелие от Матфея, гл.7, ст.13, 14.

[195] Соборное послание апостола Иакова, гл.5, ст.4.

[196] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл.2, ст.9-11; гл.3, ст.10, 14, 15; гл.4, ст.20, 21.

[197] Евангелие от Матфея, гл.6, ст.19-21, 24; гл.16, ст.26.

[198] Евангелие от Матфея, гл.6, ст.33.

[199] Метафорическое сравнение повиновения диких животных (здесь: воли человека) дрессировщику (здесь: всему перечисленному).

[200] «Геенна» происходит от еврейского выражения «гэ хинн о м» - «долина (сына) Хиннома (Еннома)». Именно так называлась долина к югу Иерусалима, где во времена царя Ахаза и Манассии совершались языческие обряды, в том числе «проведение детей через огонь» в жертву Молоху. Во времена царя Осии долина превратилась в городскую свалку, куда, среди прочего, бросали трупы преступников; чтобы долина не стала рассадником заразы – мусор сжигали и для этого огонь в «геенне» горел непрерывно. Значение «преисподней» с «огнём неугасающим» «геенна» приобрела уже позже, в Новом Завете.

[201] Евангелие от Иоанна, гл.8, ст.34.

[202] Книга пророка Даниила, гл.3, ст.1-95.

[203] Под «праведным» подразумевается пророк Илия, более подробно в 3-й книге «Царств», гл.18.

[204] Выражение «бездна погибели» употреблено как противопоставление участи праведников – вечной жизни (здесь: «к наследству своему»), после завершения страшного суда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.9 (0.018 с.)