Сутність, показники та особливості туристичного попиту. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сутність, показники та особливості туристичного попиту.



Спрос — это количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных (в течение определенного периода времени) цен. Между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Связь между ценой и количеством покупаемого туристского продукта называется графиком или кривой спроса. Высокая цена ограничивает спрос. Уменьшение цены, как правило, сопровождается возрастанием спроса. Реакция спроса на изменение цен называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся его потребители.

Спрос на туристский продукт отражает уровень экономического и социального развития страны Кроме этого, на потребительский спрос влияют демографический фактор (численность, половозрастная структура, культурный уровень потенциальных потребителей), географические и климатические условия, политическая и экономическая стабильность страны, безопасность, психологические факторы и другие случайные воздействия (погода, конфликты и пр.).

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СПРОСА В ТУРИЗМЕ

1. Общеэкономические факторы: -уровень материального благосостояния массового потребителя, -соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения

2. Социо-демографические факторы –возраст -пол –профессия –образование -социальная группа -семейное положение -имущественное положение -состав семьи -регион проживания -город/сельская местность -величина населенного пункта, где живут туристы -род занятий

3. Факторы культурного и общественно-психологического характера -приоритеты в системе духовных ценностей общества -психология потребления

4. Личностно-поведенческие факторы -личные особенности -стиль жизни -интересы в свободное время -система духовных ценностей -целевые установки -мотивы

Совокупность тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены, например, такими показателями, как:

-частотность туризма;

-предпочтения в выборе географии туризма;

-предпочитаемая форма организации тура;

-представления туриста о цене тура и т. д.

Туристский спрос имеет характерные признаки: динамизм, гетерогенность и комплексность, эластичность, сезонность и др.

Туристский спрос — динамическая категория. Туристские потребности, следовательно и спрос, меняются вместе с разрытием общества. Некоторые из них видоизменяются, отмирают старые, возникают новые. Потребности постоянно расширяются и становятся богаче. Глубокие количественные и качественные сдвиги в Истреблении туристских услуг произошли после Второй мировой войны с прогрессом науки и техники, с переменами в политической, К экономической и социальной сферах, прежде всего с повышением сериального благосостояния и покупательной способности населения в развитых странах. Они нашли проявление в массовых перемещениях людей, придавших туризму современный облик.

Туристская активность зависит не только от состояния экономики, но и политической обстановки в мире. Ее обострение приводит к уменьшению реального спроса на туристские поездки.

Первая волна выездного туризма в Японии относится к середине 60-х годов, когда были сняты все ограничения на путешествия японских граждан за границу. Количество отбытий с туристскими целями увеличивалось в среднем на 30% в год.

Вторая волн в начале 70-х годов последовала за первым полетом аэробуса. Прорыв в гражданской авиации имел особое значение для развития выездного туризма в Японии — стране островной, удаленной от главных туристских регионов — Европы и Америки. В этот период темпы прироста туристских отбытий были самыми высокими за всю послевоенную историю. В 1971—1972 гг. они держались на отметке 45%, а в 1973 г. достигли рекордной величины 64,4%. Первый энергетический кризис в середине 70-х годов, а затем второй — в начале 80-х — привели к сокращению спроса на туристские поездки, особенно на дальние расстояния.

Третья волна зарубежных путешествий пришлась на вторую половину 80-х годов. Причина расширения выездного потока лежала в финансовой сфере — укреплении японской йены. Ежегодные темпы прироста отбытий в 1987-1988 гг. превышали 20%.В 1991 г. во время войны в Персидском заливе туристская активность японцев снизилась. Произошло абсолютное уменьшение числа отбытий за границу. Но уже на следующий год объем выездного туризма увеличился. Дальнейшему его росту способствовали открытие международного аэропорта «Кансай» в 1994 г. и рекордно высокий курс йены в 1995 г. Очередной спад наступил в 1997 г. и был связан с мировым финансовым кризисом. Он оказался незатяжным, и японский рынок выездного туризма быстро оправился от потрясения.

Концентрация туристского спроса во времени и пространстве. Туристский спрос носит ярко выраженный сезонный характер с пиками в определенное время года и спадами в остальные месяцы. В странах северного полушарий с умеренным климатом основными туристскими сезонами являются летний (июль— август) и зимний (январь—март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и так называемый мертвый сезон (октябрь—декабрь).

Согласно статистическим данным, на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок в Европе. В межсезонье и мертвый (сезон туристские потоки затухают и спрос на туристские услуги достигает своего нижнего предела. В Европе доля поездок в IV квартале составляет 18% от общего их числа за год.

В Японии туристская активность также подвержена сезонным колебаниям. Как и в европейских странах, жители Страны восходящего солнца предпочитают путешествовать летом. Самое большое количество отбытий приходится на август. Второй всплеск туристской активности отмечается в конце зимнего сезона, в марте. Периоды с апреля по июнь и с октября по февраль традиционно не являются туристскими. Потоки японцев за границу сокращаются. Наиболее глубокие Спады наблюдаются в апреле и нояре. В отдельные годы эта типичная картина может меняться под влиянием ряда факторов. Так, удачное сочетание выходных дней в конце 1996 г. Привело к третьей волне отбытий в декабре.

Сезонный характер туристского спроса проявляется в неравномерной загрузке предприятий туристской индустрии. Она колеблется в течение года, с точностью повторяя динамику туристских поездок.

График имеет, ярко выраженные максимум, приходящийся на август, и минимум в ноябре. Амплитуда сезонных колебаний достигает 200%. Статистические данные о загрузке гостиничной базы ряда стран в 90-х годах свидетельствуют о высоком уровне концентрации туристского спроса во времени.

Сезонные колебания туристского спроса обусловлены влиянием разных факторов: природно-климатического, экономического, социального, психологического. Пики и спады туристской активности объясняются консерватизмом большинства туристов. Среди людей укоренилось сознание, что лето — самое благоприятное время для проведения отпусков. К тому же родители стремятся приурочить свой отпуск к летним школьным каникулам и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан также с распространенной на Западе практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле—августе, месяцы наименьшей производительности труда.

Наконец, нельзя не учитывать влияние фактора моды на концентрацию туристского спроса.

В ХIХ основным курортным сезоном была зима, с октября по май встречали на Средиземноморском побережье Франции, в городах Ницца, Канн и др. Мода на тот или иной курорт в зависимости от времени не диктовалась целесообразностью. Летнее солнце делало отдых на Лазурном берегу небезопасным для здоровья человека, и посещение его в этот период считалось дурным тоном.

Летние месяцы рекомендовалось проводить в северных широтах и горных районах, где жара не столь ощутима. Среди бальнеологических и приморских курортов назывались Спа, Бат, Баден-Баден, Виши, Экс-ла-Бен, Биарриц. Совершались поездки на побережье Атлантического океана и Ла-Манша, в Савойские Альпы к Монблану и на курорт Шамони; останавливались для охоты в загородных резиденциях. Межсезонье проводили альпийских озерах (Аннеси, Лаго-Маджоре, Женевском озере) или использовали для дальних путешествий в Грецию и Египет.

В XX в. мода на отдых, а вслед за ней и туристский спрос меняются, обыденном сознании морской загар надолго закрепляется как символ красоты, крепкого здоровья и хорошо проведенного отпуска. В летние месяцы туристы устремляются в районы теплых морей — на Средиземноморье, Карибы. Зимой они посещают горнолыжные курорты (Санкт-Мориц и Интерлакен в Швейцарии, столицу Тироля Инсбрук и др.), а в межсезонье отправляются в экскурсионные туры по городам мира.

Сезонные колебания туристского спроса оказывают негативное влияние на национальную экономику. Они приводят к вынужденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. Нередко их последствия являются столь разрушительными, что требуется вмешательство государства. Разработанные туристскими администрациями и предприятиями комплексы организационных, экономических и социальных мер способствуют сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.

Хотя проблема сезонности остается по-прежнему актуальной, туристский спрос стал более равномерно распределяться во времени. Сегодня туристские поездки совершаются в течение всего года. Более подробно об этом речь пойдет в следующем параграфе связи с таким новым явлением, как путешествия с интервалами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.041 с.)