Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О.Г. Дранкевич, М.А. Нагорный

Поиск

О.Г. Дранкевич, М.А. Нагорный

 

ИСТОРИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА

 

ПОСОБИЕ

 

Минск

БГУФК


УДК 796.5:379.851(075.8)

ББК 75.81я7

Д72

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БГУФК

 

 

Рецензенты:

 

Кобринский М.Е., доктор педагогических наук, профессор

ректор УО «БГУФК»,

Локотко А.И., доктор исторических наук, доктор архитектуры,

член-корреспондент НАН Беларуси,

директор ГНУ «ИИЭФ» им. К. Крапивы НАН Беларуси

 

 

Д72 Дранкевич, О.Г. История путешествий и туризма: пособие / О.Г. Дранкевич, М.А. Нагорный; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2008. – 70 с. ISBN 978-985-6827-ХХ-Х.  
  Рассмотрены основные этапы развития туризма и путешествий. Показаны причины перемещения и миграции людей. Отмечено зарождение путешествий и туризма в античном мире, особенности развития туризма и гостеприимства в Средневековье. Проанализированы причины и результаты Великих географических открытий. Дан генесиз и показано развитие туризма в Западной Европе, России, Беларуси, СССР. Отмечены основные проблемы современного международного туризма. Для слушателей и студентов высших учебных заведений.

 

УДК 796.5:379.851(0.75.8)

ББК 75.81я7

ISBN 978-985-6827-ХХ-Х985 © Дранкевич О.Г., Нагорный М.А., 2008 © Оформление. Белорусский государственный университет физической культуры, 2008

Содержание

Введение    
Раздел 1. История туризма и гостеприимства как наука    
Предмет "Истории путешествий и туризма" как наука  
Периодизация истории туризма и гостеприимства  
Роль путешествий в истории мировой культуры    
Раздел 2. ПУТЕШЕСТВИЯ В ДРЕВНОСТИ, в античном мире и в средневековье Предпосылки возникновения и развития путешествий.  
Путешествия в античном мире  
ЗНАМЕНИТЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ НАЧАЛА НАШЕЙ ЭРЫ  
Средневековые путешествия и традиции гостеприимства.    
Раздел 3. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ XV—XVI вв.  
Причины великих географических открытий (ВГО).  
Великие географические открытия конца XV начала XVI вв.  
ОТКРЫТИЯ И ЗАВОЕВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ  
ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI—XVIII вв.  
НАУЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX вв. И ПЕРВЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ    
Раздел 4.ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР  
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIII — XX вв.)  
ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СССР.    
Раздел 5.РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ.    
Раздел 6. Развитие туризма в ХХ в. и начале ХХI в. Международные туристические организации в ХХ веке.  
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПРОТЯЖЕНИИ ХХ ВЕКА  
Георгафия и проблемы развития современного международного туризма  
Положение туристической индустрии в начале XXI в.  
  Хронология  
Словарь терминов  
Список сокращений  
Литература  

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в Беларуси быстрыми темпами развивается туризм, появляются новые туристические комплексы, агентства, фирмы, экскурсионные бюро, гостиницы, информационные и рекламные службы. Индустрия туризма сегодня – это большой хозяйственный комплекс, в котором занято множество людей, от квалификации которых зависит его продуктивность. В связи с этим повысилась требовательность к квалификации специалистов этой сферы, появились новые специальности. В сентябре 2004 г. на базе Белорусского государственного университета физической культуры был открыт Институт туризма. Главной задачей этого вуза стала подготовка кадров по специальности «Туризм и гостеприимство», повышение квалификации кадров, переподготовка кадров на базе высшего образования по специальностям: «Менеджмент туристской организации», «Менеджмент туристской индустрии», «Туроператорская и турагентская деятельность», «Лингвистическое обеспечение», «Спортивно-оздоровительная деятельность», «Социокультурное обеспечение».

При переподготовке специалистов по названным специальностям в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта изучается дисциплина «История путешествий и туризма», которая является теоретической основой специальных дисциплин.

Разделы по истории путешествий и туризма содержатся во многих учебниках и учебных пособиях для студентов различных специальностей. Изданы учебные пособия по истории туризма в России, но в них отсутствует информация о белорусском туризме и гостеприимстве. Именно это обстоятельство послужило стимулом написания пособия «История путешествий и туризма» для слушателей факультета переподготовки Института туризма Республики Беларусь.

Пособие включает в себя разделы, в которых рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и Беларуси и других странах мира. В них содержится конкретная информация, которая аргументирует, иллюстрирует и раскрывает основные положения учебного курса. В пособии рассматривается развитие туризма и гостеприимства в XX – XXI вв, указаны направления, этапы развития и география международного и отечественного туризма.

Структура пособия определена поставленными задачами. Его построение позволяет учитывать различные специальности переподготовки кадров, сохраняя при этом теоретическую компоненту. В первом разделе выявлены предмет, методы и цель изучения истории путешествий, туризма и гостеприимства, а также рассматривается ее понятийный аппарат.

Пособие разработано на основе учебных пособий: «История туризма»
Г.Ф. Шаповала, «История туризма и гостеприимства» Л.П.-Воронковой, «История туризма» М.В. Соколовой.

После каждой темы приведены вопросы и задания для повторения. Приложение содержит основные даты истории путешествий, туризма и гостеприимства, а также дан список дополнительной научной литературы историко-культурологического, страноведческого и географического характера, которая может быть использована слушателями при подготовке докладов и рефератов по истории путешествий, туризма и гостеприимства.

 

Раздел 1

Вопросы для повторения

1. Почему история туризма и гостеприимства является частью истории мировой культуры? Каковы основные задачи изучения истории туризма и гостеприимства?

2. Определите понятия «путешествие» и «туризм». Чем объясняется многозначность понятия «путешествие»?

3. Когда впервые термины «турист» и «туризм» появились в западной и отечественной литературе?

4. Какой смысл вкладывается в понятие «гостеприимство»?

5. Назовите основные варианты периодизации истории туризма т гостеприимства. Можно ли считать, что периодизация туризма в Западной Европе применима к России и Беларуси?

 

Вопросы для повторения

1. Назовите основные этапы развития межкультурных коммуникаций согласно учению Л.И.Мечникова.

2. Какую роль в распространении культуры играли реки и моря?

3. Какие основные этапы в своем развитии, по мнению Л.И.-Мечникова, проходят цивилизации?

Раздел 2

Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятию «путешествие».

2. Назовите виды миграций первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО).

3. В чем отличие внутриэтнической миграции от этноэмиграции?

4. Охарактеризуйте типы миграции собственно ЭСО.

5. Как климатогеографические и антропогенные факторы влияли на миграции в эпоху первобытности?

6. Каковы были внешние мотивы миграций в первобытности? Перечислите их и охарактеризуйте.

7. Существовала ли внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям?

8. Что вы знаете о первобытной картографии?

 

Путешествия в античном мире

Путешествия древних египтян. Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени пос­тоянно связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие путешествия в неведомые края. Путе­шествия также содействовали не только развитию торговли и углублению общес­твенного разделения труда, но и расширению познания людьми окружающего мира. Все это обусловило дальнейший значительный прогресс в развитии челове­ческого общества.

Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землеведческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в своем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им час­ти Земли и объяснения происходящих в природе явлений. Об этом можно су­дить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтяна­ми совершались далекие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдаленную от нас более чем на 60 столетий, египетский военачаль­ник Урдуду совершил плавание в далекую страну Пунт (ученые предполагают, что это современное государство Сомали). Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», кото­рая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил ра­дость и любовь в сердце фараона». Об этом путешествии имеется надпись Киркуфа, обнаруженная археологами в окрестностях Ассуана.

При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до н. э. экспедиции в южные страны снаряжались неоднократно. При последнем фараоне этой династии Санхкара одна экспедиция дошла до берегов Красного моря и Аден­ского залива. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу. За 2 тыс. лет до н.э. египтянин Синухит предпринял большое путешествие в страну Кедем, т. е. на Восток, описав его на папирусе под названием «Приклю­чения Синухита», которое удалось расшифровать современным ученым.

Одним из древних путешествий с разведывательными целями, которое именно так и называлось в древних письменах, можно считать представленную многок­ратно в изображениях храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амона на западе Фив, морскую экспедицию, снаряженную царицей Хатшепсут (1525 – 1523 гг. до н. э.) в знаменитую страну благовоний – Пунт. Все расстояние путешествия в страну Пунт и обратно составило примерно 2000 км по Красному морю.

Древнекитайские путешественники. Пространственные представления древних китайцев также не ограничива­лись пределами своей страны. Им была неплохо известна география Китая и сопредельных земель. Несомненно, что древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и делали попытки выхода в Тихий океан. Китайцы, как и другие народы, с доисторических времен начали составлять кар­ты. Еще до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картог­рафических съемок. Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки, применя­ли отвес, гномон – «указатель тени», а оттиски карт делали с деревянных клише.

Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая – «Юкинг».

Финикийские мореходы. И все же первыми путешественниками-мореходами древности были, не­сомненно, финикийцы, которые строили большие и прочные корабли и уходи­ли на них в плавание в открытое море. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру: не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Резуль­таты их путешествий пропали почти без следа: их морские экспедиции вокруг Африки, в «страну олова» (Англию) не освободи­ли человечество от необходимости повторить эти путешествия. Тем не менее, заслуги финикийцев в области географических открытий зна­чительны. Прежде всего, финикийцы дали названия двум материкам Старого Света – Европе и Азии. Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во время частых путешествий в далекие страны к народам, говорящим на разных язы­ках, им приходилось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы пер­выми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заме­нили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение оп­ределенной комбинации звуков. Потомки древних финикийцев – карфагеняне продолжили «открытия Земли» и смело выходили в море.

Рис. 1. Карты путешествия финикийцев вокруг Африки (а); Древнего Суэцкого канала (б)

 


Древние греки и римляне. Древние греки и римляне осуществляли поездки в Египет с целью ознаком­ления с природой, культурой, египетскими сооружениями. Посещая Египет, греческие и римские путешественники составляли корот­кие записи – «графици» (записи своих имен). Одним из таких путешественни­ков был Геродот. Он родился около 484 г. до
н. э. в Галикарнасе на побережье Малой Азии. Из-за участия в политической борьбе Геродот вынужден был покинуть роди­ну в молодом возрасте и отправиться в далекие путешествия. Для него началась жизнь, полная странствий: он путешествовал по суше и плыл на корабле. Когда, в каком порядке, и на какие средства он совершал свои путешествия, по существую­щим источникам установить нельзя. Странствия длились, по-видимому, не менее 10 лет, если учитывать дальность путешествия и транспортные средства в те вре­мена. Свои многочисленные путешествия по разным странам Геродот описал в 9 книгах, каждая из которых называлась по имени одной из муз. Любознательный путешественник, внимательный наблюдатель, Геродот пос­тарался точно передать, что видел и слышал во времена своих странствий. Его со­чинения содержат большое количество географических, этнографических и ес­тественнонаучных сведений. Неутомимый путешественник, Геродот не зря снис­кал себе славу первого греческого туриста, о котором имеются достоверные исто­рические данные.

В период расцвета греческих городов-государств в процессе развития по­литических, экономических и культурных связей начали складываться опреде­ленные традиции, возникали своего рода центры туризма.

Так, древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников Олимпийских игр, пользовались неприкосновеннос­тью во время путешествия по территории соседних государств. К этому перио­ду относится и строительство специальных больших помещений, в которых могли расположиться атлеты и зрители.

С формированием религиозных направлений появилась еще одна много­численная категория странников – пилигримы. Постепенно складывался за­кон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. Перемещение богатых вояжеров требовало соответственной организации их отдыха. Возникли необходимые виды обслуживания странствующих: за опре­деленную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства перед­вижения, охрана в пути, жилье и питание.

Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашел отражение в дальнейшем развитии внешних политических, экономических и культурных связей. Больших успехов в I и особенно во II в. н. э. достигла медицина. К этому времени можно отнести возникновение туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы, в сосновые леса или на воды. Они в то время уже могли классифицировать целеб­ные воды по их составу и качеству. Популярность некоторых источников сохра­нилась до наших дней.

Путешествия в Римской империи были безопасны и в какой-то степени удоб­ны. С помощью перекладных лошадей можно было преодолевать большие расстояния за короткие промежутки времени. Римляне использовали эти дороги в основном в летние месяцы. В это время года наблюдалась обычная миграция из городов на побережье. При дальнейшем развитии туризма именно деловые поездки привели к созданию маршрутов и строительству гостиниц, которые в дальнейшем использовались путешественни­ками для отдыха.

Римляне строили гостиницы, чтобы окупить строительство дорог. Римские гостиницы или почтовые дома стояли на главных дорогах, обычно в городе или в деревне. Между ними на определенном расстоянии находились конюшни для перемены лошадей. Перемещения в пределах Древнего Рима требовали ор­ганизации гостиничного хозяйства для путешественников. Еще в I в. до н. э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади. Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государствен­ные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галлии.

Уже у древних римлян имелась определенная классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинциях и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионес), другой – для плебеев (стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами – путеводителями. Римская гостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и мела сложную систему обогрева комнат для гостей. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.

Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сетки дорог, связывающих столицу с другими городами, об­щая протяженность которых составляла 80–120 тыс.-км. Эти дороги были пос­троены в основном с административной и военной целью и одновременно пре­доставляли простым гражданам возможность для путешествия. С падением Римской империи исчезли и условия, при которых развивался антич­ный туризм, уменьшился объем торговли, а с ним и количество деловых поездок. Покрытия дорог разрушались, а сами они становились местом грабежей и разбоев.

Еще до нашей эры предпринимались попытки достичь Северного полюса морским путем. Первым, кто предпринял такую попытку, был грек Пифей. Купец из Массилии (ныне Марсель) и искусный астроном, он точно определил широту Массилии, доказал влияние Луны на морские приливы и отливы, считал, что По­лярная звезда не занимает в небесном пространстве точки, которая находится над самым северным земным полюсом, что и было впоследствии доказано наукой.

В марте 325 г. до н. э. на одном корабле Пифей вышел из Массилии в Среди­земное море, прошел чрез Гибралтарский пролив в Атлантический океан. Затем он направился в пролив Ла-Манш, достиг Альбиона (Англия) и далее доплыл до Шетландских островов. Здесь полярное путешествие Пифея закончилось, и он вернулся в свой родной город Массилию через год после того, как его покинул.

По своей стране и даже за ее пределами путешествовали и китайцы. Наибо­лее знаменитым путешественником древнего Китая был Сыма Цянь (род. 145 г. до н. э.), которого в европейской литературе называют «китайским Геродо­том». Сыма Цянь был выдающимся путешественником своего времени, объез­дившим многие области своей страны и побывавшим па соседних территори­ях, завоеванных Китаем во времена правления династии Хань. Известны три больших путешествия Сыма Цяня на юг, юго-запад и северо-за­пад Китая, о которых он рассказал в «Исторических записках» («Ши цзи»).

В 138 – 126 гг. до н. э. среднеазиатские государства посетил китайский по­сол Чжан Цянь. Это путешествие имело практическое значение. По пройден­ному им маршруту на запад устремились китайские купцы, старавшиеся найти рынки сбыта для своих товаров, преимущественно шелковых изделий.

Таким образом, благодаря мужественным путешественникам и ученым древности были открыты новые земли и новые народы, накоплен богатый ге­ографический материал, способствовавший дальнейшим путешествиям и от­крытиям. Важная заслуга в этом принадлежит египтянам, финикийцам, китай­цам и, конечно, грекам и римлянам, у которых сложился «античный туризм», свидетельствовавший о высоком культурном уровне Эллады и Рима, положив­ший начало цивилизованным путешествиям с научными, спортивными, лечеб­ными, культурными и познавательными целями.

 

Вопросы для повторения

1. Какова была география путешествий древних египтян?

2. Что вам известно о морских походах в Древнем Китае?

3. Каковы были главные причины, побудившие к путешествиям на Древнем Востоке?

4. Какие мотивы лежали в основе экспедиций финикийцев?

5. О каких выдающихся путешественниках эпохи Древнего Рима вы можете рассказать?

6. Какие виды туризма существовали в Древней Греции?

 

Вопросы для повторения

1. Назовите знаменитых путешественников начала нашей эры?

2. Как повлиял буддизм на развитие Китая?

3. Кто такой Фа Сянь?

4. Книга какого путешественника вошла в сокровищницу китайской классической литературы?

 

Вопросы для повторения

1. В чем заключаются особенности средневековой культуры? Что такое паломничество?

2. Что вы знаете об арабских купцах и путешественниках средневековья?

3. Кто такие норманны, назовите их отличительные черты?

4. Где путешествовали славяне?

5. Когда начались крестовые походы, каковы были их причины? В чем значение и каковы социокультурные последствия крестовых походов?

6. В чем заключается деятельность Ордена госпитальеров?

7. Какие вы знаете средневековые посольские миссии?

 

Раздел 3

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ XVXVI вв.

Причины великих географических открытий. Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отноше­ний в Европе был ускорен в связи с освоением новых торговых путей и открытием новых стран в XV– XVI вв., положивших начало великим географическим откры­тиям.

Еще в начале XV в. в ряде приморских стран появилось стремление к дальним плаваниям, целью которых было открытие прямого морского пути к «Индиям», т. е. к странам Южной и Восточной Азии, которые считались родиной пряностей и яко­бы изобиловали золотом. Благородного металла требовали как вставшие на буржу­азный путь развития города, так и развивающаяся торговля не только между евро­пейскими, но и внеевропейскими государствами. Однако западноевропейцам в ре­зультате турецких завоеваний в Аравии и Малой Азии становилось все труднее пользоваться старыми восточными, комбинированными сухопутными и морскими путями, ведущими к Южной и Восточной Азии. Начались поиски других путей – южных – вокруг Африки, и западных – через Атлантический океан. Поисками южных путей занялась Португалия, которая в XV в. представляла на европейском континенте сильную морскую державу, заинтересованную в дальнейшей морской экспансии. В это время больших успехов достигло португальское кораблестроение. Начи­ная со второй половины XV в. португальцы становятся мастерами как кораблестрои­тельного дела, так и мореходства для западноевропейских народов, удерживая это первенство до последней четверти XVI в.

В XV в. португальцы создали легкий парусник – каравеллу – трехмачтовый корабль особой конструкции, оснащенный большим количеством прямых и косых парусов, со сравнительно острыми обводами корпуса. Португальские каравеллы отличались высокими мореходными качествами: они были легки, быстроходны (при попутном ветре – до 22 км в час), свободно маневрировали, при неблагопри­ятном ветре хорошо лавировали, поворачивая к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла. Они казались незаменимыми «для открытий», т. е. при плавании у неразведанных или совершенно неизвестных берегов, но плавание на них было далеко не безопасным.

Благодаря тому, что были улучшены компас и мореходные карты (портуланы), португальцы усовершенствовали заимствованный у арабов угломерный инструмент, при помощи которого вычислялись положения светил и широта. В конце XV в. были изданы таблицы движения планет, облегчившие вычисление широты в море, благода­ря чему значительно возросла безопасность движения.

Народы Азии – индийцы, китайцы, малайцы и арабы – в средние ве­ка добились значительных успехов в области географических знаний, в развитии мореплавания в Индийском и Тихом океанах и в искусстве судовождения. Это име­ло важное значение для географических открытий европейцев в Азии, Африке и их экспансии на территории данных материков. Такой была обстановка в мировом мореплавании накануне великих географи­ческих открытий. То обстоятельство, что именно Испания первая выслала в запад­ном направлении маленькую флотилию X. Колумба, объясняется условиями, кото­рые исторически сложились в этой стране в концу XV в.

Одним из этих условий было усиление в последней четверти XV в. испанской королевской власти, ранее ограниченной. В 1469 г. кастильская королева Изабелла вышла замуж за наследника арагонского престола Фердинанда, ко­торый через 10 лет стал королем Арагона. Так произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагона и возникла испанская монархия. В начале 1492 г. испанские войска вступают в Гранаду. Закончился восьмивековой процесс реконкисты – обратного отвоевания христианскими государствами пиренейских стран, захваченных в 711 г. мусульманами-маврами.

 

Великие географические открытия конца XVначала XVI вв.

 

Открытие Америки Х. Колумбом. Стремление к лидерству на европейском континенте толкало королевскую власть Испании к расширению территории монархии, добыче золота и рабов. Этого можно было достичь в результате военных действий или открытия новых зе­мель. Возможность последнего и предоставил Изабелле и Фердинанду италья­нец Х. Колумб. X. Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Его от­цом был ткач Доминико Коломбо, матерью – Сусанна Фонтанороза. Доменико был небогатым человеком и не имел даже собственного дома, а арендовал жилье в генуэзском монастыре Санто-Стефано.

Неизвестно, учился ли X. Колумб и где или был гениальным самоучкой, но несомненно, что читал он, по крайней мере, на четырех языках – итальянском, испанском, португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Об этом свидетельствуют пометки Х. Колумба на полях книги Пьера де Альи «Имаго Мунди», под влиянием которой в значительной мере сложились географичес­кие представления Х. Колумба. Известно также, что в 80-х годах он жил в Лиссабоне, участвовал в нескольких плаваниях к берегам Гвинеи, но не эти плавания влек­ли его. Он вынашивал проект открытия кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан.

Рано утром 3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария», водоизмещением около 100 т, «Пинта» (раскрашенный) и «Нинья» (детка) водоизмещением 40 т снялись с якоря и, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пусти­лись в неведомую даль по волнам Атлантического океана.

12 октября 1492 г. Х. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был ос­тров, которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот день считается днем открытия Америки. Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытию материка – Южная Америка и перешейков Центральной Америки. Им открыты все Большие Антильские острова – Куба, Гаити, Ямайка и Пуэр­то-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Ан­тильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Трини­дад и ряд мелких островов в Карибском море. Иными словами, Х.-Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного конти­нента, который позднее получил название Америки.

Известие об открытии Колумба вызвало в Португалии большую тревогу. Португальцы считали, что испанцы нарушили их право владеть всеми землями к югу и востоку от мыса Бохадор, подтвержденное ранее Папой Римским, и опере­дили их в достижении Индии; они даже готовили военную экспедицию для захва­та открытых Х. Колумбом земель. Для того чтобы разрешить этот спор, Испания обрати­лась к Папе. Специальной буллой Папа благословил захват Испанией всех откры­тых Х. Колумбом земель.


Рис. 5. Карта плаваний Христофора Колумба

 

Путь в Индию Васко да Гама. В сложившихся условиях португальцы поспешили с открытием морского пути в Индию. Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руко­водителем экспедиции в Индию молодого придворного Васко да Гама.

8 июля 1497 г. армада Васко да Гамы снялась с якоря в предместье Лиссабона – Риштеллу. Экспедиция была тщательно подготовлена. Эскадра состояла из че­тырех кораблей средней величины (примерно в 100 – 20 т водоизмещени­ем). Трюмы были превращены в склады продовольствия и боевых припасов.

19 мая 1498 г. путешественники бросили якорь у Каликута, богатейшего горо­да Малабарского побережья Индии, а 30 августа флотилия тронулась в обратный путь.

18 сентября состоялся торжественный въезд в португальскую столицу уце­левших участников экспедиции. Из четырех кораблей обратно прибыли два, а из экипажа вернулось меньше половины.

Таким образом, был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захвата была создана огромная колониальная империя Португалия, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива.

С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х гг. XIX в. мор­ской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и проходило проникновение евро­пейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.


Рис. 4. Карта плавания Васко да Гама

Первое кругосветное путешествие Ф.-Магеллана. Новый план большой экспедиции с целью поисков юго-западного прохода в Тихий океан и достижение Азии западным путем предложил испанскому ко­ролю Ф. Магеллан.

29 сентября 1519 г. Ф. Магеллан отплыл из Сан-Лукара. Флотилия Ф. Магеллана состояла из пяти кораблей. Четверо из пяти капитанов и почти все кормчие бы­ли португальцами. В составе экспедиции из 265 человек было 37 португальцев, 30 итальянцев, 19 французов, несколько фламандцев, немцев, сицилийцев, ан­гличан, негров и представителей других национальностей.

Корабли вышли в открытое море и взяли курс на юго-запад. 21 декабря Ф. Магел­лан достиг пролива, позже названного его именем. Пройдя пролив, путешествен­ники увидели перед собой безбрежный океан, который Магеллан назвал Тихим. Пигафетта (внештатный член команды), который вел дневник путешествия, очень выразительно описал плавание по Тихому океану: «В среду, 28 ноября 1520 г., мы вышли из пролива и вступили в обширное море, по которому мы шли в течение трех месяцев и двадцати дней, совершенно не имея свежей пиши. Сухари, которы­ми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, смешанную с червями, зага­женную мышами и издававшую поэтому невыносимое зловоние. Вода, которую мы вынуждены были пить, была гнилая и вонючая. Чтобы не умереть с голоду, мы ели бычьи кожи, которыми обшивали снасти, чтобы веревки не перетирались о де­рево. Эта кожа под воздействием воды, ветра и солнца так затвердела, что ее нужно было размачивать в морской воде в течение 4 – 5 суток. Затем мы пекли ее на уголь­ях и ели. Часто мы питались древесными опилками, и даже крысы, столь против­ные человеку, сделались таким изысканным блюдом, что за них платили по полду­ката за штуку. Но это еще не все. Самое большое несчастье было в том, что нас нас­тигла болезнь, при которой десны распухали до такой степени, что закрывали зубы как в верхней, так и в нижней части, и люди, пораженные этой болезнью (цингой), не могли принимать никакой пищи. 19 человек из нас умерли. За эти три месяца и двадцать дней мы сделали почти 4 тыс. лит (более 22 тыс. км).»

Вмешавшись в распри двух племенных вождей, на Филиппинах 27 апреля 1521 г.
Ф. Магеллан погиб. Однако путешествие удалось завершить одному из капитанов магеллановской экспедиции. 6 сентября 1522 г. каравелла «Виктория» под командова­нием Элькано вошла в гавань Сан-Лукар де Барамеда, откуда началось плава­ние. Из 265 человек команды возвратилось 17.

Таким образом, Элькано получил от Карла V пенсию в 500 дукатов и герб, изображавший зем­ной шар, с надписью на латинском языке: «Ты первый объехал вокруг меня».
Ф. Магеллан завершил дело, начатое Х. Колумбом: он достиг западным путем азиатского материка и Молуккских островов, открыв новый морской путь из Европы в Азию. Это было первое в истории человечества кругосветное плава­ние; оно неопровержимо доказало шарообразную форму Земли и нераздель­ность океанов, омывающих сушу.

Путешествия и открытия XV– XVI вв. значительно расши­рили представления людей об окружающем их мире, а кругосветное плавание Ф. Магеллана стало практическим подтверждением шарообразности Земли. Ве­ликие географические открытия способствовали не только формированию ми­рового рынка, но и развитию международных дипломатических и культурных связей, складыванию постоянных водных и сухопутных маршрутов между кон­тинентами, ставших впоследствии туристскими.

 

Вопросы для повторения

1. Что способствовало становлению туристской индустрии в XIX в.?

2. Почему Англию XIX в. можно считать страной путешественников? Сформулируйте историко-географические причины появления туризма в этой стране.

3. Чем известен английский священник и предприниматель Томас Кук? Расскажите о первых шагах его фирмы. Какие новшества были введены им в сфере организованного туризма?

4. Когда появились первые путеводители нового вида?

Раздел 4

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIIIXX вв.)

Зарождение экскурсионно-туристической деятельности. Во второй половине XVIII в. в русской педагогической литературе появляются первые сведения о школьных экскурсиях, которые предшествовали появлению туризма. Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист
И.Д. Якушкин. Находясь в ссылке, он работал в Ялуторовской (Тюменская губ.) женской школе с первых лет ее создания, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками главным образом с целью изучения растительного мира.

Постепенно идея экскурсий стала настолько популярной, что была отражена в школьных уставах. Так, рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в «Уставе народным училищам» 1786 г. Устав 1804 г. предлагал организовывать для учащихся прогулки на природу, на фабрики, в мастерские ремесленников и т. д.

Активизация экскурсионной деятельности связана с появлением во второй половине XIX в. Общества любителей естествознания, имевшего свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1905 г. создается одно из первых экскурсионных учреждений – Ялтинское экскурсионное бюро.

Нака



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.013 с.)