Формы общественной организации в туризме: кооперация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы общественной организации в туризме: кооперация.



Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников.

В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признакам. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое между предприятиями разных отраслей. По территориальному признаку кооперирование делится на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

 

Формы общественной организации в туризме: концентрация.

Процесс концентрации в экономике — это явление мирового масштаба. Оно выражается в том, что в ходе образования олигополии и монополий происходит непрерывное укрупнение хозяйствующих единиц. Большие предприятия постепенно вытесняют мелкие, занимая господствующие позиции на рынке. В их руках сосредоточивается огромная экономическая власть.

Концентрация протекает крайне неравномерно на отдельных предприятиях, в разных отраслях и странах. В отличие от отраслей материального производства в туризме этот процесс начался сравнительно недавно, только в 70-х годах. Однако он проходит очень бурно, охватив все секторы туристской индустрии. В сферах размещения и общественного питания сформировались гигантские гостиничные и ресторанные цепи; среди туристских фирм выделился ряд туроператоров, установивших контроль над основными рынками организованных путешествий, а рынок воздушных перевозок оказался поделенным между ведущими авиакомпаниями мира.

Формы концентрации. Концентрация производства в туристской индустрии осуществляется двумя путями: внутренним и внешним. В первом случае укрупнение происходит в рамках отдельной хозяйствующей единицы вследствие капитализации прибыли (внутреннего роста). Во втором случае экономическая власть у монополистического образования сосредоточивается в результате сотрудничества (кооперации) или объединения (слияния) широкого круга предприятий.

Показатели деятельности государства, отрасли, региона, предприятия.

Группы показателей. Характеристика подгрупп показателей. Примеры показателей.

Важная особенность макроэкономических переменных состоит в том, что они делятся на две группы: показатели потоков и показатели запасов. Поток (flow) - это количество за определенный период времени. В макроэкономике, как правило, единицей времени является год. К показателям потоков относятся: совокупный выпуск, совокупный доход, потребление, инвестиции, дефицит (профицит) государственного бюджета, количество безработных, экспорт, импорт и др., поскольку все они рассчитываются каждый год, т.е. в расчете на один год. Все показатели, отображенные в схеме кругооборота, являются потоками. (Не случайно эта схема называется моделью круговых потоков - model of circular flows). Запас (stock) - это количество на определенный момент времени, т.е. на определенную дату (например, 1 января 2000 года). К показателям запасов относятся национальное богатство, личное богатство, запас капитала, количество безработных, производственный потенциал, государственный долг и др.

 

Макроэкономические показатели могут быть разделены также на: абсолютные и относительные. Абсолютные показатели измеряются в денежном (стоимостном) выражении (исключение составляют показатели численности занятых и численности безработных, которые измеряются в количестве человек), а относительные - в процентах или относительных величинах. К относительным показателям относятся такие, как уровень безработицы, дефлятор (общий уровень цен), темп инфляции, темп экономического роста, ставка процента, ставка налога и т.п.

 

Показатели развития туризма.

Экономическая эффективность развития туризма на микро­уровне характеризуется системой экономических показателей, ко­торые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:

- объем туристского потока;

- величина туристских расходов;

- состояние и развитие материально-технической базы;

- показатели финансово-экономической деятельности;

- показатели развития международного туризма.

 

К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организован­ных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.

Количество туродней измеряется в человеко-днях и опре­деляется путем умножения общего количества туристов на сред­нюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе): Д = Ч х tcp, где Д — количество туродней, чел.-дней; Ч — количество турис­тов, чел; tcp — средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Величина суммарных туристских расходов P в дан­ном регионе определяется следующим образом: Р= Д * Рср.

Материально-техническая база является основой развития ор­ганизованного туризма, так как она создает все необходимые ус­ловия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (раз­мещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).

Показатели финансово-экономической деятельно­сти туристского предприятия включают: - выручку от реализации туристского продукта;- показатели использования ресурсов рабочей силы;- показатели использования основных фондов и оборотных средств;- показатели производительности труда и фонда заработной платы;- показатели финансового состояния туристского предприятия.

Выручка от реализации туристского продукта является важ­ным показателем. Она должна покрыть все произведенные затра­ты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации ту­ристского продукта определяется:- при расчетах наличными деньгами;- при безналичных расчетах.

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

- количество туристов, посетивших зарубежные страны (опре­деляется по числу пересечений государственной границы); - количество трудодней по иностранным туристам;- суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

 

Виды рынков.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

-По экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынки благ и услуг, рынки средств производства, рынки научно-технических разработок, рынки ценных бумаг, рынки рабочей силы.

-По товарным группам – рынки товаров производственного назначения, рынки товаров народного потребления и продовольственных товаров, рынки сырья и материалов и т.д.

-Образование рынков по пространственному признаку – внутрирегиональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские, международные (мировые).

-По степени конкуренции различают – монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки.

-По видам субъектов рыночных отношений – рынки могут подразделяться на рынки оптовой торговли, рынки розничной торговли, рынки государственных закупок.

-С учетом соблюдения законности в экономике – рынки делятся на легальные и нелегальные (теневые).

 

Исследования структуризации рынков позволяют выделить их основные виды:

-рынки товаров и услуг,

-рынки факторов производства,

-финансовые рынки,

-рынки интеллектуального труда,

-рынки рабочей силы,

- рынок недвижимости.

 

К вышеперечисленным критериям можно добавить характеристику рынков в зависимости от степени монополизации, которая определяет характерные черты и модели рынка: рынок чистой конкуренции, монополистический рынок, олигополистический рынок и рынок чистой монополии. Рынок чистой конкуренции. На рынке выступает очень большое число фирм; тип продукта – стандартизированный; отсутствует контроль над ценой; беспрепятственное вступление в отрасль; рынку присуща ценовая конкуренция. Данная модель рынка характерна для сельскохозяйственной продукции. Рынок монополистической конкуренции. На рынке присутствует много фирм; тип продукта – дифференцированный; контроль над ценой осуществляется в узких рамках; сравнительно легкие условия вступления в отрасль; делается значительный упор на рекламу, товарные марки, товарные знаки. Данная модель рынка характерна для розничной торговли, производства одежды и обуви. Олигополистический рынок. На рынке присутствует несколько продавцов; продукция может быть как стандартизированная, так и дифференцированная; контроль над ценой ограничен взаимной зависимостью производителей, но может быть значительным при наличии тайного сговора; условия вступления в рынок связаны с существенными препятствиями; для данной модели рынка характерна неценовая конкуренция, особенно при дифференциации продукта. К данной модели рынка относится: рынки, связанные с производством стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, бытовых приборов. Рынок чистой монополии. На рынке присутствует одна фирма; тип продукта – уникальный; контроль над ценой значительный; условия вступления в отрасль блокировано; деятельность основана главным образом на связях с общественными организациями. Данная модель рынка характерна для местных предприятий общественного пользования (водоканал, система отопления).

 

Рынок чистой монополи

Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами.

Существует естественная и государственная (искусственная) монополия.

Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги.

Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи:устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.200 (0.011 с.)