Современные методы пренатальной диагностики 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные методы пренатальной диагностики



Важным направлением МГК является пренатальная диагностика. Это прежде всего методы, позволяющие установить точный диагноз тяжелой или смертельной болезни у плода еще в начале беременности.

Диагностика включает в себя следующие методы:

- хоронбиопсия;

- амниоцентоз и кордоцентез;

- биопсиямышц и кожи плода;

- лабораторные методы: цитогенетическое, биохимическое, молекулярно-генетическое обследование.

Пренатальная диагностика проводится в 2 основных этапа:

1 этап решает задачу выявления семей с повышенным риском генетической патологии;

2 этап посвящен проведению собственно пренатальной диагностики у женщин с группой риска.

Критериями обращения в МГК для пренатальной диагностики являются:

- тяжелая болезнь;

- лечение невозможно или недостаточно;

- консультируемая семья согласна на прерывание беременности;

- существует точный тест для постановки диагноза;

- достаточно высокий генетический риск неблагоприятного исхода беременности.

Показаниями к пренатальной диагностике являются:

- возраст матери (35-40 лет и старше);

- возраста отца (45 лет и старше);

- один ребенок в семье с дефектом невральной трубки;

- родитель, носитель хромосомной транслокации;

- тяжелое аутосомное или Х-сцепленное рецессивное заболевание;

- тяжелое Х-сцепленное рецессивное заболевание, не диагностируемое у матери;

- такие болезни будущей матери, как диабет, эпилепсия, миотоническая дистофия, вирусные инфекции, тератогенные факторы.

К ведущим методам дородовой диагностики относятся:

1.Амниоцентоз

2.Ультразвук (сонар).

3.Фетоскопия (амниоскопия).

4.Взятие крови плода.

5.Скрининг крови матери.

Амниоцентоз – процесс получения амниотической жидкости из матки.

Зародыш развивается в тонкостенном мешке, который постепенно заполняется жидкостью зародыша, а потом плода. Объем жидкости увеличивается за счет мочи, выделяемой плодом. В этой жидкости плавает и развивается плод. Амниотическая жидкость содержит химические вещества, жиры, белки, углеводы, а также клетка самого плода.

Процедура сбора амниотической жидкости производится тонкой иглой после местной анестезии в амбулаторных условиях. Рекомендуемы срок проведения процедуры 14-16 нед.бременности. Взятые клетки амниотической жидкости помещаются в стерильные сосуды или колбы с питательным бульоном и содержатся 3 недели в инкубаторе.

По примеси крови в образце определяют наличие повреждения плаценты; а измененный цвет жидкости может свидетельствовать о гибели плода; измененное количество или поломанные хромосомы свидетельствуют о врожденных хромосомных болезнях (возможно даже точное установление синдромов).

Успешный результат исследования амниотической жидкости составляет 90-95%. Но, тем не менее, амниоцентоз ведет к ряду осложнений:

- абортирование плода (риск 1,5-3%);

- перинатальные осложнения (дыхательная недостаточность, косолапость, врожденный вывих бедра в 3-7% случаев);

- перинатальная смертность (риск увеличивается до 9%).

Женщины, подвергнутые амниоцентозу серьезных осложнений не испытывают, но при этом возможны: мимолетные спазмы, небольшие маточные кровотечения, небольшое вытекание амниотической жидкости.

Ультразвук или сонар – применяется для определения локализации плаценты, точного срока беременности и исключения многоплодия или смерти плода. Техника предполагает пропускание ультразвуковых волн через матку и распознание крупных уродующих дефектов. Производится ультразвук на любом сроке беременности вплоть до 24 недели.

Параллельно с ультразвуком производится диагностика развития через применение рентгеновских лучей. Это процедура называется амниография. Она включает в себя закапывание контрастного раствора через иглу непосредственно в амниотическую жидкость. Контрастный раствор, соприкасаясь с кожей плода обрисовывает силуэт, который хорошо просматривается через рентгеновский аппарат и диагностирует: большую голову, аномальны позвоночник, уродливые конечности или их отсутствие, наследственные болезни костей (остеопороз).

Процедура производится на 16-24 нед.беременности.

Фетоскопия – прямое визуальное исследование плода посредством использования эндоскопа, созданного на основе волоконной оптики. Фетоскоп вводится в матку через брюшную стенку с дополнительными седативными средствами с 18 по 22 неделю беременности. Это позволяет выделить пороки развития конечностей, частей лица, гениталий, реже позвоночника. Риск развития осложнений после фетоскопии по данным немногих исследований пока довольно высок (от 5 до 10%). Также может отмечаться длительное вытекание амниотической жидкости. В связи с этим основным показанием к применению фетоскопии является заболевание с рецессивным типом наследования, а также при доминировании заболевания у одного из родителей.

Взятие крови плода. Образец крови можно получить путем прокола плаценты или при непосредственном визуальном контроле. Кровь плода берется из плаценты, корня пуповины и смешивается с кровью матери для выделения эритроцитов плодного происхождения. По крови плода диагностируется гемофилия, синдромы с хромосомной нестабильностью, мышечная дистрофия, иммунодефицитные состояния.

Метод связан с существенным риском спонтанного аборта (до 10%).

Скрининг крови матери - это чувствительный метод радиоиммунологического исследования уровня содержания Jфетопротеина. Он позволяет выявить значительную часть открытых дефектов невральной трубки на 16-18 нед.беременности; способствует антенатальной диагностике для людей с семейным анамнезом генетического заболевания, но не является фактом отказа от амниоцентоза. Метод дает 100% прогноз на случаи развития спинномозговой грыжи, тяжелой гидроцефалии, угрожающего выкидыша.

В целом долг врача при работе МГК – сообщить факты, с помощью которых консультирующиеся смогут принять собственное решение. Важно понять и знать, что консультируемые понятии информацию четко, без искажений и личных интерпретаций и все моменты нужно проговорить до выхода из клиники.

К дополнительным мерам медико-генетического консультирования относят контрацепцию, использование выбора – усыновление или искусственное осеменение.

В настоящее время методы пренатальной диагностики совершенствуются и расширяются. Определяются оптимальные сроки для применения каждого диагностического метода, разрабатывается проблема преимплатационной диагностики, программа массового обследования на наследственные болезни, наиболее поддающиеся профилактическому лечению.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Каковы основные требования, предъявляемые к заболеваниям, подлежащим преклинической диагностике?

2.В чем заключается клиническая диагностика наследственных болезней?

3.Какой из методов молекулярной генетики применяется ля диагностики болезней, связанных с геном, имеющим известную локализацию? Обоснуйте ответ.

4.Охарактеризуйте способы составления родословной в рамках оказания медико-генетического консультирования.

5. Что включено в понятие генетического риска?

6.Что является итогом медико-генетического консультирования?

7.Как определятся генетический риск при мультифакториальных болезнях?

8.Охарактеризуйте направления предупреждения наследственных болезней.

9.На какой основе устанавливается повторный генетический риск при рождении ребенка с хромосомной патологией?

10.Перечислите заболевания, подлежащие массовому биохимическому скринингу.

 

Рекомендуемая литература

Обязательная литература

1.Ауэрбах Ш. Наследственность – М., 1969.

2.Бадалян Л.О., Таболин В.А., Вельтишев Ю.Е. Наследственные болезни у детей – М., 1981.

3.Бадалян Л.О. Детская неврология – М., 1985.

4.Бочков Н.П. Генетика человека (наследственность и патология) – М., 1978.

5.Давиденкова Е.Ф. Наследственность и здоровье – М., 1985.

6.Дубинин Н.П. Общая генетика – М., 1986.

7.Иванова О.А. Генетика - М., 1974.

8.Давиденкова Е.Ф., Либерман И.С. Клиническая генетика – М., 1975.

9.Захаров А.Ф. Хромосомы человека – М., 1977.

10.Ленц В. Медицинская генетика – М., 1984.

11.Маккюсик В. Наследственные признаки человека – М., 1976.

12.Морозов Г.В. Нервные и психические болезни с основами медицинской патологии – М., 1976.

13.Мастюкова Е.М. , Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии – М., 2003.

14.Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии – М., 1989.

15.Стивенсон А., Дэвисон Б. Медико-генетическое консультирование – М.,1992.

16.Харпер П. Практическое медико-генетическое консультирование – М.. 1989.

17.Явкин В.М. Семейные формы олигофрении – Ташкент, 1989.

 

 

Дополнительная литература

1..Балахонов А.В. Ошибки развития – С-Пб., 1990.

2.Биологическое и социальное развитие человек – М., 1977.

3.Бородин П.М. Этюды о мутантах – М., 1983.

4.Дубинин Н.П. Горизонты генетики – М.,1983.

5.Дубинин Н.П. Что такое человек – М.,1981.

6.Милунски О. Знайте свои гены – М., 1983.

7.Протасевич В.Т. Генетика и окружающая среда – М.,1969.

8.Шульман Дж. Наследственные болезни при беременности – М., 1985.

9.Эфроимсон В.П.Генетика олигофрений, психозов, эпилепсий – М., 1990.

Тематика рефератов

1.Ген как элементарная частица наследственной информации.

2.Информационные клеточные процессы.

3.Хромосомный уровень определения пола.

4.Причины и характер проявления наследственных болезней.

5.Этиология хромосомных болезней на примере синдрома Дауна.

6.Болезни с наследственной предрасположенностью.

7.Полигенные формы болезней с наследственной предрасположенностью.

8.Содержание лечения детей с сидромом Кляйнфельтера.

9.Содержание лечения детей с фенилкетонурией.

10.Жизнь и деятельность Г.Менделя.

11.Жизнь и деятельность Т.Моргана.

12.Жизнь и деятельность Н.П.Вавилова.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

1.Генетика как наука. Связь генетики с дисциплинами медицинского и психолого-педагогического цикла.

2.Мейоз. Особенности процесса.

3.Оплодотворение. Генетическая сущность процесса.

4.Особенности использования метода взятия крови плода в диагностике отклонений в развитии детей.

5.Характеристика хромосомных болезней.

6.Трансловация как вид хромосомной аберрации.

7.Особенности использования УЗИ в пренатальной диагностике отклонений в развитии детей.

8.Этиологическое лечение наследственных болезней.

9.Этиология нарушений в развитии у детей.

10.Характеристика амниоцентоза как вида пренатальной диагностики.

11.Эношеская форма Эрба-Рота.

12.Близнецовый метод исследования в генетике.

13.Особенности болезни Ландузи-Дежерена.

14.Наследственные болезни. Определение. Виды. Симптоматика.

15.Наследственные нервные и нервно-мышечные болезни.

16.Фрагментация как вид хромосомной аберрации.

17.Генеалогический метод исследования в генетике.

18.Особенности и направления лечения наследственных болезней.

19.Инверсия как вид хромосомной аберрации.

20.Ген. Определение. Строение, Функции.

21.Медико-генетическое консультирование. Цель. Направления, Критерии обращения в МГК.

22.Хромосома. Определение. Строение. Функции. Виды хромосом.

23.Характеристика фетоскопии как метода пренатальной диагностики.

24.Митоз. Особенности процесса.

25.Особенности болезни Мари-Шарко.

26.Клетка. Строение. Функции.

27.Характеристика делеции как вида хромосомной аберрации.

28.Характеристика наследственной патологии органов слуха.

29.Хромосомные аберрации. Определение. Виды.

30.Характеристика генетического фактора в развитии патологии речи.

31.Виды хромосомных мутаций.

32. Патогенетическое лечение наследственных болезней.

33.Методы пренатальной диагностики.

34.Симптоматическое лечение наследственных болезней.

35.Популяционно-статистический метод исследования в генетике.

36.Характеристика полиплоидии, трисомии, моносомии.

37.Особенности мышечной атрофии Верднига-Гоффмана.

38.Методы исследования в генетике.

39.Типы наследования в генетике.

41.Характеристика миопатии Дюшенна.

42.Характеристика наследственной патологии органов зрения.

43.Генетика умственной отсталости.

44.Генетика эпилепсии.

45. Врожденные факторы в формировании нарушений в развитии у детей.

46.Приобретенные факторы в формировании нарушений в развитии у детей.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.007 с.)