Характерные черты взрослых детей алкоголиков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты взрослых детей алкоголиков.



Низкая самооценка.

Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в своих силах.

Взрослые дети алкоголиков — большие мастера в создании своего внешнего образа: они стремятся убедить окружающих, что у них "все в порядке", надеясь одновременно убедить в этом и себя. Положительные внешние изменения не приводят, тем не менее, к преодолению чувства неполноценности. Возникает "синдром самозванца", постоянный страх разоблачения, установления, кто он есть.

Фокусировка на внешнее окружение.

Химически зависимые семьи вынашивают мысль, что если выждать достаточно продолжительное время, то все встанет на свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том, что не стоит что-либо менять, так как ни к чему хорошему это не приведет.

Члены семьи очень редко в состоянии определить приоритеты.

Даже когда дети считают, что что-то можно сделать и добиться изменений, и выражают свое недовольство родителями, модель пассивности остается врезавшейся в их сознание, и будет прослеживаться при решении проблем в их уже взрослой жизни.

Взрослые дети алкоголиков считают себя жертвами обстоятельств, не способными контролировать события жизни.

Решение проблем взаимоотношений видится взрослым детям алкоголиков в желании другого человека измениться. Они не способны видеть, что их собственная реакция на проблему может лишь усилить стрессовую ситуацию. Они уверены, что не могут управлять своими мыслями или чувствами и поэтому должны реагировать автоматически, раздражаясь, обвиняя и угрожая всякий раз, когда другие "провоцируют" их.

Каждое утро взрослые дети алкоголиков оценивают предстоящий день по поступкам, мыслям, чувствам других людей и вообще по тому, "как идут дела". Их часто называют "сверхбдительными" за постоянное проявление исключительного интереса ко всему, за способность улавливать малейшие внешние признаки, например, выражения лиц, психологическую атмосферу комнаты и т.п. Такая способность развивается в силу необходимости в семье алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик делает или что он делал вчера вечером. Фокус на внешнее окружение в химически зависимых семьях приводит к тому, что взрослые дети алкоголиков живут реакциями на окружающий мир, и их чувства и принимаемые решения часто зависят от этого. Они искренне заблуждаются, полагая, что, когда "обстановка" измениться, у них все будет хорошо.

Неспособность идентифицировать или выразить чувства.

Научиться различать чувства и выражать их уместным образом можно лишь в результате тренировок или моделирования в семье. Когда такая возможность в семье отсутствует или, еще хуже, обстановка агрессивна, дети усваивают определенные модели поведения.

Взрослые дети алкоголиков могут думать о чувствах и могут научиться их развивать путем имитирования реакций и поведения других людей. Они могут точно знать, что они должны чувствовать и даже как реагировать при этом, но в действительности, сами не чувствуют в полном смысле этого слова. Со временем они становятся замкнутыми, теряют контакт со своим внутренним миром. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями.

Некоторые взрослые дети алкоголиков как бы дают себе разрешение выражать определенные чувства, например, раздражение, ранимость, печаль и т.д.

Женщины обычно избегают гнева, они позволяют себе рыдать, но никогда не выражают ярости.

Неспособность определять и выражать чувства приводит к бесплодным попыткам в интимной сфере. Если вы знаете, как я чувствую, вы знаете меня. Если я не знаю, как я чувствую, и даже если я знаю, но не могу рассказать вам, мы никогда не будем способны соединиться интимным образом. Взрослые дети алкоголиков чувствуют себя хорошо лишь с теми, кто имеет такой же или похожий уровень способности чувствовать.

Неспособность попросить помощь.

В химически зависимых семьях существует закон жизни: если ты не позаботишься о себе сам, то никто о тебе не позаботится. Детям становится ясно, что у родителей не остается для них ни душевных, ни физических сил.

Став взрослыми, дети алкоголиков не могут надеяться на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными сами просить помощи у других даже в таких простых случаях, как подвезти на работу или получить чашку кофе. В то же время они обязательны в отношении помощи другим, даже когда нет необходимости или люди не заслуживают этого. Такая модель поведения, когда избегаются любые разговоры о помощи в связи с личными трудностями, ведет к обострению проблем и необходимости дальнейшего отрицания. Не имеет значения, большие это или маленькие проблемы, реакция детей алкоголиков одинакова.

Экстремальное мышление.

Эта черта касается способности принимать решения, рассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуациях. Наиболее типичная реакция на повседневные проблемы в семьях алкоголиков: "этого не происходит". Такая тенденция ведет к тому, что проблема откладывается до тех пор, пока она не станет еще острее, и ее нельзя уже избежать.

Когда кризисная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих действий главным образом сводится к поиску виновного, а затем наблюдается либо чрезмерная активность, либо почти полная пассивность. Экстремальное мышление приводит к тому, что члены семьи или ничего не делают вообще, или принимают абсурдные решения.

Этот далеко неполный перечень характерных черт дает возможность представить те трудности, с которыми сталкиваются взрослые дети алкоголиков. Они влияют на семьи, которые создают взрослые дети алкоголиков. (5, с. 5-19)

Путешествие в выздоровление.

Личное выздоровление.

Хотя нет двух людей, которые одинаковым образом и за один и тот же отрезок времени прошли период выздоровления, вместе с тем определенные "вехи" могут быть как бы характеристиками пройденных отрезков длительного процесса.

С т а д и я I — Что происходит со мной?

Это начальная стадия, на которой могут решаться следующие задачи:

1) идентификация проблемы;

2) прекращение "обета молчания"

3) обращение за помощью.

С т а д и я II — Кто я?

Создавая псевдо-личность, необходимо выяснить, кто же мы есть на самом деле. Решаются задачи:

1) удовлетворение собственных потребностей как образ жизни;

2) умение выражать болезненные переживания;

3) естественное выражение чувства страха и вины.

С т а д и я III — Кем я хочу стать?

Многие перемены возможны, когда выздоравливающий человек чувствует себя свободным в выборе новых убеждений, моделей поведения и точек зрения. Решаются задачи:

1) процесс выздоровления — это скорее приключение, нежели цель;

2) самопрощение;

3) всепрощение.

Процесс выздоровления развивается до того момента, когда его уже нельзя называть ВЫЗДОРОВЛЕНИЕМ, и ему уже больше подходит название ЖИЗНЬ. (5, с. 111)

"Главному пособнику" для выздоровления нужно:

1. снять с себя ответственность;

2. ощутить свои чувства;

3. сосредоточится на себе (своих желаниях и потребностях);

4. осознать свою ответственность перед собой за свою жизнь и позволить другим сделать то же самое;

5. научиться обращаться со злостью, не впадая в обвинения и не приходя в состояние неуправляемости.

Сильными сторонами, которые могут использоваться в выздоровлении, являются способность давать подпитку, любить, отдавать.

"Семейному герою" нужно научиться:

1. просить о том, что ему нужно, и принимать помощь;

2. принимать поражение;

3. снимать контроль, расслабляться и дать всему идти своим чередом;

4. сосредоточиться на себе и перестать решать и думать за других;

5. осознать свои потребности, быть честным с собой.

Он может опираться на свое умение работать.

"Козлу отпущения", чтобы встать на путь выздоровления, нужно:

1. прорваться сквозь стену гнева к больному месту, к чувству обиды;

2. научиться обсуждать, а не бунтовать.

Сильные стороны, которые помогут в выздоровлении — способность видеть действительность, хорошая интуиция, чувствительность и мужество.

"Семейному шуту" нужно научиться:

1. принимать на себя ответственность;

2. рискнуть быть серьезным;

3. быть уверенным.

Реализовывать эти нужды можно, опираясь на сильные стороны — юмор, умение играть и умение получать удовольствие.

"Потерянному ребенку" нужно:

1. выйти из своего чувства одиночества и потянуться к другим;

2. научиться справляться с одиночеством;

3. признавать, что испытывает боль;

4. создавать новые близкие взаимоотношения.

Опорой в этом процессе могут стать сильные стороны, такие как терпение, независимость и творческие способности.(2)

Выздоровление от созависимости и выздоровление от химической зависимости удивительно похоже и проходит через 4 этапа:

Этап 1. Выживание.

Этот этап характеризуется отрицанием своей проблемы. Множество защитных механизмов способствуют отсрочке признания своего бессилия перед другими людьми, невозможности контролировать их и неуправляемости собственной жизни. Отрицается наличие разрушительных чувств. Пока еще сохраняется иллюзия того, что то или иное поведение продиктовано собственным выбором, а не компульсивностью, которая фактически и руководит их жизнью. Созависимый отрицает ограниченность собственных возможностей, он гордится тем, что благодаря своей силе воли может выдержать еще одно разочарование.

Что же происходит, когда созависимый отходит или воздерживается от отрицания? Воздержание может стоить больших эмоциональных затрат. Человек может потерять отношения со значимыми людьми, и если ощущение своей личности было связано с этими взаимоотношениями, то выздоровление может представлять очень большой риск.

Отказ от отрицания мог бы проходить легче, если бы созависимый поверил в то, что улучшения возможны, а также мог бы облегчаться системой поддержки.

Этап 2. Переотождествление.

На определенном этапе (часто от отчаяния) система защиты созависимого может быть поколеблена. Приходит осознание и отчетливое ощущение всей той боли, которой пронизана жизнь.

Это осознание может наступить в результате:

— серии кризисов;

— когда человек "достигает своего дна" и теряет все (семью, друзей, работу, финансовое положение);

— трагического события (несчастный случай, увечье);

— интервенции.

Интервенция — процесс прямого вмешательства в течение болезни. Она проводится, когда у зависимого еще есть достаточно физических и эмоциональных ресурсов для выздоровления.

В результате в системе отрицания образуется трещина, и через нее как зависимый, так и созависимый начинает видеть истинное положение дел.

Этап переотождествления — осознание себя и своей проблемы. До вступления в этот этап человек уверен, что с ним все в порядке. На этом этапе человек готов признать свою зависимость или созависимость.

Такое признание приносит три положительных результата:

1. облегчение оттого, что ты можешь более объективно посмотреть на себя;

2. возможность взглянуть на свое прошлое с новых позиций;

3. возможность наконец-то посмотреть в будущее, потому что уже есть реальное основание для надежды.

Принять, что ты созависим, трудно. Это означает расстаться с ролью мученика или праведного преследователя. Признание созависимости требует принятия на себя полной ответственности за свое дисфункциональное поведение. На этап переотождествления созависимые вступают, только убедившись, что непризнание реальности принесет еще больше боли, чем ее признание. Но когда "диагноз поставлен", появляется возможность реальных изменений.

Признание созависимости — это еще полдела. Необходимо признание ограниченности своих возможностей. Когда признаешь, что далеко не все в жизни подвластно твоим возможностям, то перестаешь относить неуправляемость своей жизни за счет своей неадекватности или нехватки силы воли. Это тоже приносит облегчение.

Существует опасность остановиться на этом этапе. Тогда созависимый, признавая свое бессилие, продолжает вести себя так, будто все подвластно и подконтрольно его воле, он удваивает усилия и быстро изнашивается.

Для выздоровления необходимо изучить, что же на самом деле находится в сфере человеческих возможностей, и чем человек может управлять. Главное здесь понять и принять, что большая часть окружающего мира лежит вне сферы воздействия нашей воли и не подвластна ей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.034 с.)