Предмет и задачи курса «Экономика социальной работы». «Часть1» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Экономика социальной работы». «Часть1»



Предмет и задачи курса «Экономика социальной работы». «Часть1»

Термин «экономия» от греческого «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика - это как бы синоним категории «рыночное хозяйство».

Экономическая функция социальной работы это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит из таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за эффективным использованием и др.В реализации экономической функции, по решению проблем достойного существования человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. Экономика социальной работы - это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.Сфера нематериальных услуг включает жилищно-коммунальные услуги, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт и связь, социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание и др.

Предмет изучения курса - это закономерности экономических процессов в социальной сфере и системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирования рыночных отношений. Задача курса - изучить экономические связи в социальном организме общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом; процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.Экономика социальной работы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.Производство материальных благ - основа жизни человека и общества.Распределение как категория экономической науки - это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. Объект исследования разделы курса - различные аспекты, связанные с микро-, макроэкономикой как двумя аспектами концепции социальной защиты населения. С микроэкономикой связан анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных социальных субъектов в рыночной экономике (например, социальных предприятий и служб, семейных производственных коллективов и т.п.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики материального благосостояния, определяет закономерности и социальную направленность государственной экономической политики.

 

Экономическое пространство социальной работы.

Экономическое пространство социальной работы - это постоянно развивающаяся, упорядоченная социальная система, экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающее условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, оптимального удовлетворения их потребностей и реализации творческого потенциала личности.

Понятие «экономическое пространство социальной работы» связано с понятием «социальная сфера» в ее взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами жизни общества.

Задачей социальной сферы является изучение экономических потребностей субъекта (личности, семьи, коллектива и т.д.), выявление экономического потенциала по их удовлетворению в соответствии с научно обоснованными нормами и экономическими возможностями общества на данном этапе.В структуре реализации экономических механизмов этого пространства выделяются два основных элемента: государственный (федеральный, региональный и местный) и негосударственный.

Экономическое пространство социальной работы включает экономику всей системы социальной защиты, экономику образования, здравоохранения, сферы трудовых отношений, культуры, быта и др. Экономика каждой из этих сфер имеет специфические особенности и выполняет специфические функции.

На предприятиях образуется материальная база социальной защиты населения за счет отчислений в фонды социального обеспечения и социального страхования; создаются рабочие места и условия труда, ведется жилищное строительство, осуществляется социально-бытовое обслуживание работающих, их материально-экономическая поддержка и т.д. Производственные предприятия, учреждения заботятся об отдыхе, лечении, повышении квалификации своих сотрудников.

 

4.Государственные гарантии в системах здравоохранения и образования.

Государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

- профилактическую направленность здравоохранения;

-доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

-приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

-координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;

- экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

-ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;

-участие общественности и граждан в охране здоровья населения.

Государственная политика в сфере образования.

Каждый гражданин РБ имеет право на получение образования. Гражданам РБ гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования.

Право граждан на образование обеспечивается:

- развитием сети учреждений образования системы образования;

- созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования;

- частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения. Категории граждан, размеры и формы оказываемой помощи устанавливаются Правительством Республики Беларусь;

- запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения;

 

Государственные гарантии в системах социального обслуживания, сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены законами «Об основах социального обслуживания населения».

См. Жилищный кодекс

 

Показатели качества жизни

При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные и субъективные.

- объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные.

- субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональные

Кроме данных индикаторов выделяют так же несколько показателей, которые можно сгруппировать по ряду признаков.

В зависимости от иерархического уровня:

- макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.;

- микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.

В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:

- прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;

- косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.

В зависимости от характера расчета:

- уровневые (абсолютные значения);

- структурные (составляющие уровневых показателей);

- динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).

В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей: - физические потребности; - духовные (интеллектуальные) потребности; - социальные потребности

 

Совокупный доход семьи.

Бюджет любой семьи складывается из ее доходов и расходов. Источником данных о семейном бюджете служат выборочные обследования семей по разным социальным группам населения.

Совокупный доход семьи есть сумма годового дохода ее членов, исчисленная в рублях и полученная в виде предпринимательского дохода, оплаты за труд, стипендий, пенсий, пособий, дотаций, стоимости чистой продукции от личного сельского подсобного или любого другого хозяйства (по фактической сумме продажи). Сюда включаются доход от бесплатного льготного потребления семьей материальных благ и услуг из общественных фондов потребления, от выигрышей по займам и лотереям, а также проценты по вкладам в банках, от акций и т.д.

Предмет и задачи курса «Экономика социальной работы». «Часть1»

Термин «экономия» от греческого «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика - это как бы синоним категории «рыночное хозяйство».

Экономическая функция социальной работы это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит из таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за эффективным использованием и др.В реализации экономической функции, по решению проблем достойного существования человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. Экономика социальной работы - это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.Сфера нематериальных услуг включает жилищно-коммунальные услуги, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт и связь, социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание и др.

Предмет изучения курса - это закономерности экономических процессов в социальной сфере и системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирования рыночных отношений. Задача курса - изучить экономические связи в социальном организме общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом; процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.Экономика социальной работы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.Производство материальных благ - основа жизни человека и общества.Распределение как категория экономической науки - это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. Объект исследования разделы курса - различные аспекты, связанные с микро-, макроэкономикой как двумя аспектами концепции социальной защиты населения. С микроэкономикой связан анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных социальных субъектов в рыночной экономике (например, социальных предприятий и служб, семейных производственных коллективов и т.п.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики материального благосостояния, определяет закономерности и социальную направленность государственной экономической политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.02 с.)