Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра основ актерского мастерстваСодержание книги Поиск на нашем сайте
Е.Р. Ганелин Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие Санкт-Петербург. 2002г. От автора. Настоящее издание предпринято с целью оказать практическую помощь специалистам, работающим в области детского театра. Речь идет не обязательно о детском любительском театре. На взгляд автора, искусство детского театра, так или иначе, должно учитывать детскую психологию и быть адресовано детям “от имени детства”. Именно с этой точки зрения хотелось бы изложить программу, включающую в себя элементы профессиональной актерской подготовки, соединенными с общегуманитарным развитием ребенка. А поскольку, дети есть – дети, главное - игра! Автор пытался лишь изложить некоторые правила этой увлекательной игры. Игры в Театр…
В театре на протяжении нескольких столетий сложилась традиция помещать актера на некотором расстоянии от зрителей, на специальной замкнутой с трех сторон площадке, украшенной декорациями, освещать актеров особым образом, раскрашивать ему лицо, увеличивать его рост и все это для того, чтобы убедить невежественную публику в том, что он избранник божий, и его искусство священно. Что это, форма выражения нашей почтительности? Или мы просто боимся, что вблизи при полном свете публика увидит нечто, чего она не должна видеть? Сегодня мы показываем на сцене суррогаты. Но мы вновь почувствовали, что Священный театр нам необходим. Так где же его искать? На небе или на земле? Питер Брук. [1] Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных гуманитарных ценностей России, воспитании детей и подростков всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие. В этом контексте необыкновенно важным представляется введение в круг дисциплин, предметов и тем, способствующих углубленному эстетическому воспитанию ребенка специализированной образовательной программы “Школьный Театр”, призванной стать основой постижения учащимися своих творческих возможностей и способствовать гармоничному развитию личности. Цель программы воспитание органической потребности в искусстве, приобщение к Театру, как к виду гуманитарной деятельности, синтезирующему в себе литературу, музыку, танец, изобразительное искусство. По большому счету, цель – воспитание Человека, ориентированного, в первую очередь, на главенство духовного начала в жизни, на нравственные ценности, присущие русскому гуманистическому искусству XIX-XX вв. Наблюдая за основными тенденциями, господствующими в школьной педагогике последних десяти лет, замечаешь, что “американский” принцип узкой специализации образования, его ранней профессиональной направленности, погони за результатом обучения – поступлением в престижный ВУЗ, сделали сам процесс обучения малопривлекательным, подчас непосильно-тяжелым и изматывающим. Приведем один пример: родителям одной из моих учениц-второклассниц Калининского района пришло в голову подсчитать количество страниц из учебников, пособий и других публикаций, необходимых для тщательной подготовки домашних заданий по всем предметам (отметим, что был выбран день максимальной загрузки). Оказалось, что страниц этих – 60! Комментировать подобную цифру представляется излишним… Хотелось бы отметить и другую особенность, заложенную в самой организации школьного дела в настоящее время. Деление школ на частные и государственные, платные и бесплатные, независимо от преимуществ самой свободы выбора, неизбежно несет в себе самую банальную сегрегацию учащихся не по принципу их успешности в учебных делах, а по принципу престижности, принадлежности к "касте”, что, бесспорно, не способствует создания здорового духовного климата в детской среде. Это положение усугубляется и крайним разделением детей по принципу материальной обеспеченности родителей. В таких условиях борьба за материальное благополучие, превосходство над другими принимает самые уродливые и хамские формы. Оговорюсь, я не имею намерения анализировать политические и социальные причины подобного положения, воспринимаю его, как данность, как социальный фон, при котором действуют сотни тысяч педагогов страны. Трудно не признать, что в последние годы активно проводились попытки подмены истинных духовных ценностей, составляющих гордость русской и мировой культуры, суррогатами, направленными, в первую очередь, на извлечение коммерческой прибыли. Речь идет о цветастых книжках-однодневках, заполненных "терминаторами”, “черепашками-ниндзя”, о бездуховных, грубо сляпанных импортных мультфильмах, вытеснивших с экранов телевидения все мало-мальски достойные детские развлекательные и образовательные программы. Можно было бы долго приводить примеры деградации системы духовного воспитания подрастающего поколения, справедливо упрекать государство, бросившее учеников и учителей на произвол судьбы, однако плакаться и просить милостыни – не в традициях русской педагогики и культуры. В нашем понимании гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Принципиальным обстоятельством, связанным с процессом гуманизации образования, является то, что предлагаемая программа не рассчитана на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и самостоятельно практически “проверить на себе” эти знания, получает реальную возможность сделать это, заметим, бесплатно. Позволим себе отступление. Традиция Школьного Театра, ставшего основной идеей настоящей программы, уходит своими корнями во времена царя Алексея Михайловича. В то время на Руси отсутствовал театр в его европейском понимании, скоморохов можно считать профессионалами, но говорить о драматическом театре не приходилось. Первыми спектаклями русской сцены стали “Пещное действо” и “Артаксерксово действо”, разыгранные школярами и семинаристами. Именно в учебных заведениях зарождалась традиция актерской школы, недаром первыми драматургами и режиссерами выступали такие просветители, как Симеон Полоцкий и Тредиаковский. Одним из центров развития театрального дела становится Славяно-греко-латинская академия, позже московский университет, в котором обучались и служили многие, впоследствии прославленные актеры Малого театра. Это связано, как представляется, с традицией русской академической науки, с приверженностью широкому энциклопедическому взгляду на образование. Несколько позднее, со второй четверти XIX века, русский театр окончательно оформился профессионально, однако до сих пор испытывает на себе колоссальное воздействие академической и университетской мысли. Достаточно сказать, что примерно одна пятая всех абитуриентов, поступающих в театральные Вузы, - студенты университетов или участники студенческих театров и студий. Школьный Театр, как идея и особый “жанр” драматического искусства, можно определить, как особую внутреннюю потребность его приверженцев в обогащении своих знаний в гуманитарной области. Большинство его участников не претендует на профессиональную карьеру, тем более на какое-либо материальное вознаграждение. Вместе с тем, это и не хобби, в смысле просто приятного времяпрепровождения, это – особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации. Еще одной важной чертой Школьного Театра является то, что в нем не принято стремиться к результату – спектаклю. Важен процесс постижения смысла происходящего на сцене во всем его объеме, профессиональном, нравственном и т.д. Подобная дотошная студийная работа призвана дать возможность погружения в сокровенный замысел драматурга, неторопливого постижения сути актерского дела – драматического действия в характере другого человека (персонажа). В таком деле начисто отсутствует конъюнктура, желание угодить зрителя, “поразить” кого-либо. Именно к такому виду театра очень точно подходят строчки А.С. Пушкина:
Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво.
Не следует думать, что подобный подход диктует обязательную методическую строгость и сухость, граничащую со скукой. Школьный Театр – дело веселое, прежде всего, ибо именно здесь есть место эксперименту, “капустнику”, самодеятельному творчеству, в лучшем понимании этого выражения. Как показывает многолетняя практика Студенческого театра Санкт-Петербургского университета, театра “Глагол” Санкт-Петербургского технического университета, в атмосфере Школьного Театра рождаются свои поэты, драматурги, художники. Ибо главная черта подобного вида искусства – свободное творчество по велению души, без оглядки на коммерческую сторону дела, без традиционного театрального каботинства и профессиональной амбициозности. Особо надо сказать о том, что метод обучения предполагает создание особенного нравственного климата в классах. В них не будет ни отличников, – ни отстающих. Отличительная черта метода в том, что дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей. Именно не оценивают, а анализируют. Педагог лишь внимательно следит за тем, чтобы этот анализ был всегда выдержан в доброжелательном тоне, поправляя детей там, где они допускают резкие и обидные замечания. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважения к индивидуальности. Вместе с тем, ребенок, анализируя происходящее, приучается “думать вслух”, формулировать излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное и т.д. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи. До того, как приступить к изложению собственно программы, подчеркнем, что Театр остается Театром, какие бы определения ни сопутствовали ему, и спектакль для зрителей остается наиболее привлекательным элементом его, впрочем, как и для участников. В программе обучения спектаклю отводится важное место. Наличие трех классов (по возрасту) позволяет подойти к его созданию не торопясь, проведя все необходимые занятия, подготовившись к нему внутренне и в постановочном смысле. Речь идет о том, что младший и средний классы не должны быть нацелены на быстрый сценический результат в виде спектакля. Для старшего он становится также не самоцелью, а итогом педагогического процесса, точнее его частью. С момента премьеры работа внутри спектакля не прекращается, он входит в репертуар Школьного Театра, через который должны пройти все ученики. Младшие должны не только смотреть эти спектакли, но и могут участвовать в небольших эпизодах или массовых сценах. Таким образом, спектакль становится не только делом старшего класса, а общим детищем всех участников Школьного Театра. Цели и задачи программы. Основной целью программы является подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством драматического театра. Речь идет об изучении теоретических и практических основ актерского дела, режиссуры, художественной сценической композиции (сценографии). Базой для этого служит не только “система” К.С. Станиславского. Наша цель воспитать не профессионала, а Любителя театра, в лучшем понимании этого слова. Важно привить ребенку любовь к игре, к ее действенному содержанию. Этому призвано способствовать использование принципов воспитания актера, сформулированных, Михаилом Чеховым, Евгением Вахтанговым, Александром Таировым, Всеволодом Мейерхольдом. Приобщение к богатейшему наследию русской театрально-педагогической мысли XX века как нельзя лучше служит достижению наших целей и важно, само по себе. Нельзя также не сказать о том, что необходимо воспитать в ребенке практическое восприятие современного искусства во всем его жанровом и идейном многообразии. Задачи, стоящие перед нами в связи с целями программы, сформулированными выше, можно сгруппировать по нескольким направлениям. Естественно, все они, так или иначе, связаны между собой, поэтому деление носит характер несколько условный. 1. Общеобразовательные 2. Индивидуального развития личности 3. Специализированной подготовки (профессиональные) 4. Общегуманитарные. Работа над реализацией этих задач для каждого класса строится на разных методических основах, обусловленных возрастными особенностями. Глупо требовать от 7-9 летних несмышленышей понимания и владения терминологией К.С. Станиславского или осознанного выбора литературного материала для чтения стихов и басен, однако все перечисленные задачи в той или иной форме должны быть реализованы в каждом классе в полной мере, о чем речь пойдет ниже.
Структура Школьного Театра. Программа Школьного Театра предполагает наличие трех классов: начального, среднего и старшего. Каждый класс возглавляет педагог, имеющий четкие методические разработки, позволяющие “провести” воспитанников, начиная с 7-8 летнего возраста от развивающих игр, через овладение азами профессии до репертуарной актерской работы в Школьном Театре. Обязательным условием является наличие в штате музыкального руководителя, который не ограничивается исполнением функций концертмейстера, но проводит полноценные занятия с классами, включающие в себя: 1. Упражнения по развитию чувства ритма и слуха 2. Развитие музыкальной памяти и музыкального мышления 3. Вокальную подготовку (индивидуальную) 4. Ансамблевую подготовку. При необходимости музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального материала для уроков. Желательно знакомство с основами композиции, так как всегда наиболее охотно группа работает с материалом, сочиненным музыкальным руководителем. Начальный класс состоит из ребят 7-8 летнего возраста, средний – 9-11 летнего, старший – 11-15 летнего. Занятия проводятся по 3 часа два раза в неделю в обычном типовом школьном классе, из которого убраны столы для освобождения игрового пространства. В качестве необходимой для полноценных занятий мебели используется стандартный набор “кубов” из плотной фанеры для устройства выгородки этюдов и упражнений. В классе необходим рояль или пианино для музыкального сопровождения занятий и переносной магнитофон. В структуру Школьного Театра входит зрительный зал и сцена с минимумом технический средств (звуковоспроизводящая и звукоусиливающая аппаратура и самый скромный комплект светового оборудования). Сцена не предназначена для занятий классов. На ней проводятся репетиции и прогоны контрольных уроков, сами уроки, репетиции, прогоны спектаклей и сами спектакли. Обслуживание технических средств производится заведующим постановочной частью Школьного Театра, специалистом, имеющим навыки постановщика-технолога, звукорежиссера и осветителя. Репертуар Школьного Театра состоит из проводимых в каждом классе контрольных уроков в конце полугодий, трех открытых вечеров Школьного Театра, в которых участвуют все обучающиеся, регулярно идущих спектаклей. Все эти мероприятия носят публичный, открытый характер и, естественно, бесплатны. Важно участие в них, в качестве зрителей, родителей и школьных друзей обучающихся, ибо это создает “свою” аудиторию, которая заинтересованно следит за творческим ростом учеников, рекрутирует из своих рядов новых воспитанников, приобщает к театральному искусству подростков, лишенных реализовать свои творческие амбиции в серьезном и благородном деле. Возглавляет Школьный Театр художественный руководитель, осуществляющий контроль над общим процессом подготовки новых педагогических разработок преподавателями, их реализацией, посещаемостью и т.д. Художественный руководитель находится в тесном контакте с родительским активом. Участие родителей в работе очень важно. Это – своего рода обратная связь, которая позволяет преподавателям точнее понять верность или ошибочность тех или иных педагогических приемов, увидеть “чужими” глазами результаты своей деятельности. Каждый преподаватель ведет занятия, сообразуясь с возрастом своих учеников, имеет точно продуманную и одобренную педсоветом программу обучения, изложенную в письменном виде, имеющую, впрочем, довольно широкие рамки, в которых преподавателю предоставляется право на смелые поиски в русле общих методических требований. Как указывалось выше, промежуточными этапами обучения являются контрольные уроки в конце учебных полугодий у начального и среднего класса и контрольные уроки в конце полугодий у старшего класса на первом году обучения и спектакль в конце второго и третьего года обучения. Стоит сказать, что нецелесообразно указывать точное количество лет, необходимое для освоения программы каждого класса, ибо, применительно к театральному делу, говорить об овладении определенным “техминимумом” очень затруднительно. Условно обучение в каждом классе рассчитано на три года. Это значит, что поступившие в начальный класс в возрасте 7-8 лет, по мере роста, переходят в средний класс, ученики среднего класса – в старший. Прием в средний и старший класс, тем не менее, остается открытым и для тех, кто не обучался ранее. Наша цель – привить основы высокой духовности всем желающим детям, не рассчитывая на полное и безусловное профессиональное воспитание, связанное с доскональным прохождением курса от “А” до “Я”. Это тем более отвечает реально складывающейся ситуации, при которой в каждом классе происходит естественный отсев, связанный с переездом на другое место жительства, семейными обстоятельствами, разочарованием в избранном деле, состоянием здоровья. Как свидетельствует опыт последних лет, ежегодный отсев учеников составляет около 20%, что абсолютно естественно и не мешает нормальной работе класса. Оптимальное количество учеников в каждом классе – 15. Это дает возможность сформировать “мини-труппу” с двумя составами на случай пропусков и болезней, с одной стороны, и уделить максимум внимания каждому ученику, с другой. Уже говорилось, что принципиальным для Школьного Театра является наличие постоянно действующей сцены со своим репертуаром. Подчеркнем, дети, закончившие обучение, не “выкидываются” на улицу, но продолжают сценическую жизнь на этой площадке, участвуя в текущем репертуаре и создании новых спектаклей. Допустимо и крайне желательно привлечение подростков, ранее не обучавшихся в Школьном Театре, к участию в этой работе. Они попадают под сильное влияние “бывалых” артистов, в атмосферу духовной работы. Не беда, если “текучесть” таких “кадров” будет, а это непременно, довольно высокой. Опыт русской театральной школы, ее история убедительно доказывают то, что с “улицы” в Театр попадают, подчас неожиданно, наиболее яркие впоследствии его представители. Начало артистической карьеры таких звезд, как М. Чехов, Н. Симонов, А. Райкин – блестяще использованный случай. Дверь Театра, как дверь церкви, никогда ни для кого не должна быть закрыта…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.011 с.) |