Лекция для учащихся 11-х классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция для учащихся 11-х классов



Лекция для учащихся 11-х классов

«Технология написания части С ЕГЭ»

 

В ходе сегодняшнего занятия я постараюсь дать ответы на три вопроса:

1) Почему надо писать часть С?

2) Что от вас требуется при написании части С?

3) И как её писать?

А в конце по секрету дам совет для тех, кто до мая так и не научится выполнять это вид работы.

Итак, демоверсия-2010. Как видим, в структуре работы ничего не изменилось.

Почему же необходимо всем выполнять часть С?

Во-первых, это гарантия не получить «2». Во-вторых, это увеличивает ваш шанс на поступление в вуз.

Напомню, что от нас требуется в части С?

Как видим, задание к части «С» единого государственного экзамена формулируется так: «Напишите сочинение по прочитанному тексту» Однако на деле оказывается, что ни сочинение, ни анализ текста никому не нужны, т. к. ваша работа не оценивается в целом. Она членится на определенные составляющие (критерии), которые и подлежат оценке. Остановимся подробнее на предлагаемых критериях и их оценке.

Первый критерий (К1) — определение проблемы. Он совпадает с литературоведческой нормой, т.е. вы должны понять, какой вопрос ставит автор текста.

Второй критерий (К2) — комментарий к сформулированной проблеме. Главное, чтобы комментарий соответствовал проблеме.

Третий критерий (К3) — авторская позиция, т.е. тот ответ, который дает автор на поставленный вопрос. Идея должна быть неразрывно связана с проблемой, нельзя подменять авторскую позицию своей.

Четвертый критерий (К4) — аргументация собственного мнения по проблеме. При написании этой части целесообразно придерживаться определенных правил. Выскажите свое согласие или несогласие с позицией автора, можно указать, что Вы частично согласны с авторским мнением. Приведите конкретные аргументы, подтверждающие ваше согласие или несогласие. Аргументов должно быть два. Они могут быть взяты из литературных произведений, из публицистики, из истории или других областей знаний. Второй аргумент может опираться на Ваш жизненный опыт. Не забудьте сделать вывод (заключение) из ваших аргументов. Логичность и правильность построения этого пункта будет оценена в следующем пункте.

Пятый критерий (К5) — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Этот критерий будет оценивать деление текста на абзацы, которых должно быть 6. Логика повествования также оценивается здесь.

Шестой критерий (К 6) — точность и выразительность речи. Точность предполагает использование слов в полном соответствии с их языковым значением, т.е. правильный выбор слова из синонимического ряда, отсутствие тавтологии и плеоназмов (избыточных слов), верный выбор паронимов. Выразительность речи: наличие специальных художественно-изобразительных средств.

Нормы критериев К7 — орфография, К8 — пунктуация, К9 – грамматические ошибки и К10 – речевые ошибки отрабатываются при работе с частью «А» единого государственного экзамена.

Критерий К11 — соблюдение этических норм. Здесь будет оцениваться умение экзаменуемого выражать свои мысли литературным языком, исключая неуместное использование диалектизмов, варваризмов, жаргонизмов, вульгаризмов и профессионализмов.

Последний критерий К12 — соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Здесь будут оцениваться фактические ошибки, допущенные экзаменуемым при аргументации: неправильные даты, названия произведений, путаница с определением автора или жанра.

Представляю вашему вниманию этапы работы над частью С. В качестве опорного текста возьмём чеховское произведение.

«Моя «она»

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

(По А.П.Чехову)

 

 

Этап первый: составить план.

 

Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст. Причём план можно не шлифовать: он останется у вас в черновике. Для этого разобьём текст на микротемы и обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами.

 

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

 

1. Неразрывная связь героя текста с ленью.

 

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

 

2. Лень – причина всех несчастий героя.

 

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

 

3. Нежелание героя противостоять лени.

 

Этап второй: выявить и сформулировать проблему.

 

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.

Необходимо помнить:

1) проблема – это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова;

2) обозначаем только одну проблему.

 

Формулировать – кратко и точно выражать мысль.

Два способа формулирования проблем текста:

1. Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?).

2. Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).

Типовые конструкции очень важны. Они экономят время, которого на экзамене катастрофически не хватает! Кроме того, употребляя клише, вы экономите не только свои усилия, мыслительную энергию и время, но и усилия, энергию и время эксперта: он сразу вас понимает!

Примеры типовых конструкций:

1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – актуальная проблема (чего?).

2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?).

3. В анализируемом тексте автор рассматривает (исследует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает) проблему (чего?).

4. В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?).

 

Этап второй: выявить и сформулировать проблему.

 

Проблема патриотизма.

 

 

Лекция для учащихся 11-х классов

«Технология написания части С ЕГЭ»

 

В ходе сегодняшнего занятия я постараюсь дать ответы на три вопроса:

1) Почему надо писать часть С?

2) Что от вас требуется при написании части С?

3) И как её писать?

А в конце по секрету дам совет для тех, кто до мая так и не научится выполнять это вид работы.

Итак, демоверсия-2010. Как видим, в структуре работы ничего не изменилось.

Почему же необходимо всем выполнять часть С?

Во-первых, это гарантия не получить «2». Во-вторых, это увеличивает ваш шанс на поступление в вуз.

Напомню, что от нас требуется в части С?

Как видим, задание к части «С» единого государственного экзамена формулируется так: «Напишите сочинение по прочитанному тексту» Однако на деле оказывается, что ни сочинение, ни анализ текста никому не нужны, т. к. ваша работа не оценивается в целом. Она членится на определенные составляющие (критерии), которые и подлежат оценке. Остановимся подробнее на предлагаемых критериях и их оценке.

Первый критерий (К1) — определение проблемы. Он совпадает с литературоведческой нормой, т.е. вы должны понять, какой вопрос ставит автор текста.

Второй критерий (К2) — комментарий к сформулированной проблеме. Главное, чтобы комментарий соответствовал проблеме.

Третий критерий (К3) — авторская позиция, т.е. тот ответ, который дает автор на поставленный вопрос. Идея должна быть неразрывно связана с проблемой, нельзя подменять авторскую позицию своей.

Четвертый критерий (К4) — аргументация собственного мнения по проблеме. При написании этой части целесообразно придерживаться определенных правил. Выскажите свое согласие или несогласие с позицией автора, можно указать, что Вы частично согласны с авторским мнением. Приведите конкретные аргументы, подтверждающие ваше согласие или несогласие. Аргументов должно быть два. Они могут быть взяты из литературных произведений, из публицистики, из истории или других областей знаний. Второй аргумент может опираться на Ваш жизненный опыт. Не забудьте сделать вывод (заключение) из ваших аргументов. Логичность и правильность построения этого пункта будет оценена в следующем пункте.

Пятый критерий (К5) — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Этот критерий будет оценивать деление текста на абзацы, которых должно быть 6. Логика повествования также оценивается здесь.

Шестой критерий (К 6) — точность и выразительность речи. Точность предполагает использование слов в полном соответствии с их языковым значением, т.е. правильный выбор слова из синонимического ряда, отсутствие тавтологии и плеоназмов (избыточных слов), верный выбор паронимов. Выразительность речи: наличие специальных художественно-изобразительных средств.

Нормы критериев К7 — орфография, К8 — пунктуация, К9 – грамматические ошибки и К10 – речевые ошибки отрабатываются при работе с частью «А» единого государственного экзамена.

Критерий К11 — соблюдение этических норм. Здесь будет оцениваться умение экзаменуемого выражать свои мысли литературным языком, исключая неуместное использование диалектизмов, варваризмов, жаргонизмов, вульгаризмов и профессионализмов.

Последний критерий К12 — соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Здесь будут оцениваться фактические ошибки, допущенные экзаменуемым при аргументации: неправильные даты, названия произведений, путаница с определением автора или жанра.

Представляю вашему вниманию этапы работы над частью С. В качестве опорного текста возьмём чеховское произведение.

«Моя «она»

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

(По А.П.Чехову)

 

 

Этап первый: составить план.

 

Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст. Причём план можно не шлифовать: он останется у вас в черновике. Для этого разобьём текст на микротемы и обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами.

 

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

 

1. Неразрывная связь героя текста с ленью.

 

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

 

2. Лень – причина всех несчастий героя.

 

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

 

3. Нежелание героя противостоять лени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.039 с.)