Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отличие ПД-ких методов от исследовательских↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В современно психологии применяется немало различных методов ПД-ки, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и психодиагностические методы. Психодиагностические методы - только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, то есть позволяют получать точные количественные и качественнее характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых – получение достоверных знаний. Эти методы ПД-ки применяются в самых разных областях психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а в практической психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а также других областях деятельности профессионального психолога, таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная подготовка. 6 Классификация основных психодиагностических методов. Выделяют четыре основных типа методик: тесты, опросники и анкеты, проективные техники и психофизиологические методики. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначено е для установления индивидуальных различий. В состав теста кроме системы заданий входят стандартизованная процедура проведения и технология обработки результатов. Тесты применяют главным образом для изучения познавательных процессов, восприятия, мышления, памяти и т. п. Чаще всего используется тест интеллекта. При исследовании интеллекта важно проводить грань между тестами умственного развития и тестами достижений. Всё здесь зависит от цели исследования, которую ставит перед собой психолог. Опросники и анкеты обычно предназначены для описания и оценки человеком самого себя. К ним обращаются тогда, когда необходимо изучить такие стороны человеческой психики, как мотивы, установки, интересы, отношения и т. д. По форме опросники могут быть открытыми (предполагаются ответы в свободной форме) и закрытыми (ответы: “да”, “нет”, “не знаю” или иного типа). Затруднение связано с тем, что респондент (отвечающий) иногда невольно пытается представить себя в лучшем или худшем свете. Это так называемый “эффект фасада”, который испытуемым может не осознаваться. Проективные методики предназначены для диагностики личности. В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест ТАТ), нарисовать человека или животное и т. д. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. Проективная методика требует широкой теоретической подготовки психолога и большого опыта по применению методики. Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека. Согласно сложившимся в современной дифференциальной психофизиологии представлениям, темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью). Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в клинической психологии для тестирования лиц с соматическими и нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д. Необходима она и в таких случаях, когда испытуемые плохо знают или совсем не знают языка, на котором изложены задания, не умеют читать и писать или когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности (например, если нужна корректировка промежуточных результатов). Наиболее известные индивидуальные тестовые методики: тесты Станфорд - Бине, Д. Векслера .Групповая диагностика. С помощью групповых тестов можно одновременно обследовать несколько сотен человек. Обычно такие формы имеют несколько (две или три) эквивалентных форм. Проведение этих тестов требует меньших затрат сил и времени в расчете на испытуемого. В зависимости от характера стимульного материала в большинстве из указанных типов выделяют вербальные и невербальные методики. Вербальные методики. Это методики, в которых задания представлены в словах, предложениях и т. п. Пример вербального теста - тест Р. Амтхауэра. Невербальные тесты. Это такие методики, задания в которых даны в виде рисунков, чертежей, схем и т. п. Они могут быть как составными частями общих тестов (Векслера, Амтхауэра), так и специальными отдельными тестами (прогрессивные матрицы Равена). Такие тесты используются в основном для исследования интеллекта. К бланковым (“карандаш - бумага”) можно отнести большинство тестов интеллекта, умственного развития, опросников, проективных и психофизиологических методик, для выполнения которых требуются только специальные тесты (брошюры), бланки для ответов и карандаш (авторучка). В аппаратурных методах используются специальные технические средства. Примером таких тестов являются различные методики изучения ручной ловкости и пальцевой моторики, где используются специальные приспособления
29. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу. В настоящее время наиболее развиты две основные формы оказания психологической помощи: индивидуальная и групповая психологическая помощь. Индивидуальная помощь – индивидуальное консультирование, комплекс индивидуальных занятий с клиентом (будь то взрослый или ребенок). Наиболее распространенная форма групповой психологической помощи – тренинги и различные групповые занятия. Тренинги, будучи формой практической психологической работы, как правило, всегда отражают своим содержанием определенное направление, систему взглядов и подходов, которую придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Впрочем, тоже самое можно сказать и о психологах-консультантах, занимающихся индивидуальным консультированием. психологическая профилактика и психологическое просвещение; Психологическое консультирование отличается от других видов деятельности практического психолога рядом особенностей. В частности, психологическое консультирование носит кратковременный и эпизодический характер личных контактов психолога и клиента, тогда как различные методики психотерапии рассчитаны на длительный период работы с клиентом. Если психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных проблем личности. При проведении психологического консультирования психолог-консультант дает советы клиенту, но их практическая реализация является делом клиента. При психотерапии же активные действия, направленные на преодоление проблем клиента, осуществляет психолог, а клиент лишь реагирует на них, или воспринимает эти воздействия. При психокоррекции, которая связана с психологическим консультированием, основная работа зачастую проводится клиентом самостоятельно при отсутствии психолога или без прямого и постоянного взаимодействия с ним. Психодиагностика рассматривается как составляющая консультирования. Психодиагностика в консультировании опирается на результаты непосредственного наблюдения за клиентом, обобщение полученных данных. Осуществляется психодиагностика в начале консультирования без применения специальных психологических тестов и требует значительно меньше времени, чем при психокоррекции. Целью психологического консультирования является помощь клиенту в исследовании собственной личности, в понимании своих отношений с окружающим миром, оценке своих проблем и в поиске альтернативных вариантов их преодоления. Эта цель реализуется через решение следующих основных задач (по Р.С.Немову): 1. Конкретизация (выяснение) проблемы, с которой встретился клиент. Эта задача заключается в выслушивании клиента, наблюдении за ним. Применяя специальные приемы выслушивания консультант приходит к выводу о том, в чем состоит проблема клиента. 2. Информирование клиента о сущности возникшей у клиента проблемы, о реальной степени ее серьезности. То есть консультант не только аргументированно объясняет клиенту, в чем заключается его проблема, но и объясняет, почему эта проблема возникла и как ее можно практически решить. 3. Изучение психологом-консультантом личности клиента. Такое изучение позволяет выяснить, насколько полно и глубоко понимает клиент свои проблемы и насколько готов к их решению. 4. Четкая формулировка советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как лучше решить проблему. При этом учитываются индивидуальные особенности клиента и специфика понимания проблемы психологом. Советы и рекомендации должны быть простыми, короткими и понятными клиенту, а также пригодными для выполнения в реальных условиях жизни клиента и с соответствующим контролем с его стороны. 5. Не всегда клиент может сразу и с расчетом на успех перейти к реализации советов и рекомендаций, полученных от психолога. Иногда из-за неопытности и неумения клиент допускает ошибки и нуждается в оперативной помощи со стороны психолога. Поэтому задачей психолога-консультанта является оказание помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых тогда, когда он уже начал решения проблемы. 6. Если по тем или иным причинам клиент отказывается от выполнения советов и рекомендаций, которые предоставляет психолог, то последний не несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования, а лишь за правильность данных рекомендаций. 7. Обучение клиента тому, как лучше избежать в будущем подобных проблем. Это, в частности, одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы клиент самостоятельно мог предупреждать повторное возникновение подобной проблемы. 8. В ходе психологического консультирования происходит также психолого-просветительское информирование клиента. Оно заключается в передаче клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, овладение и правильное применение которых возможно без специальной психологической подготовки. Критерием эффективности психологического консультирования, по мнению Г. С. Абрамовой, является появление у другого человека (клиента) новых переживаний по поводу своей проблемы. В случае недирективного консультирования работник, проводя собеседование, должен учитывать следующее. (а) Только консультируемый может точно сформулировать свои проблемы. (б) Наиболее эффективный способ раскрыть суть проблемы - поощрить вторую сторону говорить о том, что она желает обсудить. (в) Решения проблем не будут найдены до тех пор, пока консультируемый полностью не согласится с предлагаемым решением, возникшим в ходе собеседования. (г) Менеджер должен принимать ситуацию такой, какой она есть, а не такой, какой он желает увидеть ее. Так что цель собеседования понять и найти объяснение событиям, а не пытаться немедленно их изменить или исправить. Директивное консультирование, наоборот, требует от консультанта взять инициативу разговора в свои руки и предложить методы решения проблем. Это предполагает: (а) обобщить возможные последствия различных курсов развития событий; (б) предложить к рассмотрению целый ряд решений проблемы. (в) проложить путь к правильному решению. Консультируемого следует убедить положиться на знания и опыт второй стороны, и в то же время все больше втягивать его в обсуждение. В конечном итоге именно консультируемый принимает окончательное решение. 30. Психотерапия (греч. Psych - душа и therapeia - лечение) - отрасль психологии, изучающая механизмы, способы и приемы профессионального оказания психологической помощи с целью решения проблем, освобождение от психосоматических симптомов или актуализации резервов личностного роста. По интенциями (направленностью) психотерапию разделяют на медицинскую (клинически ориентированную) и немедицинское (личностно направленную). Согласно профессиональным субъектом является врач или психолог. По форме психотерапевтического процесса различают групповой (работа с несколькими лицами с одинаковой симптоматикой) и индивидуальную (сеансы с одним клиентом), долгосрочной (от нескольких месяцев до нескольких лет) и кратковременную (несколько сеансов) психотерапию. Объектом психотерапевтического воздействия является целостная личность со всеми ее качествами, мыслями, желаниями и ценностями. Психотерапевтическая деятельность - это разновидность межличностного общения, а взаимоотношения терапевта и клиента в большинстве школ считают ведущим средством психотерапевтического воздействия. Конкретным предметом, на котором психотерапевт сосредоточивает усилия, могут быть разные регионы психики: сознание и мышление (когнитивный направление), бессознательное (классический психоанализ), психе как системное единство сознательного и бессознательного (юнгианство), чувства, эмоции и чувства (гештальттерапия). Однако специалист любого направления никогда не оставляет без внимания личность человека как многогранный, целостный и динамичный феномен. Психотерапия как форма психологической практики охватывает большое количество отдельных моделей, направлений, школ и авторских подходов. Определенную эклектичность психотерапевтического знания было преодолено лишь недавно благодаря достижениям современной семиологии - науки о знаковых системах, которая выполняет по психотерапии ведущую методологическую функцию. Техника: – суггестивная; – рациональная; – реконструктивно-личностная; – аналитическая; – бихевиоральная; – когнитивная; – экзистенциальная. Сферы применения психотерапии: Психотерапия в повседневной жизни нацелена на помощь здоровым людям. Включает в себя: помощь в проблемных жизненных ситуациях, в периоды возрастных кризисов; избавление от неуверенности, страхов; личностный рост и совершенствование межличностного общения. Проводится индивидуальное консультирование, психологическое тестирование, психологические тренинги. Помощь психотерапевта уместна в случаях, когда трудности являются следствием Вашего характера, когда что-то блокирует Вас перед лицом реальной жизни. Психотерапия – это всегда процесс двусторонний. Ответственность за ее результат несут обе стороны. Психотерапевт со своей стороны предоставляет Вам свое пространство, профессиональные навыки, участие и безусловную поддержку. С Вашей – время, искренность и открытость, и желание что-то изменить в своей жизни. Психотерапевт способен оказать помощь всем, кто сам готов сделать усилие для того, чтобы достичь значимых результатов в отношении себя. Психотерапия может применяться в сочетании с другими видами лечения, такими, как лекарственная терапия, терапия средой. Разработаны методы проведения терапии различной длительности. Вмешательство при кризисах может ограничиваться одним или несколькими сеансами, пока не будет снято тяжелое состояние; есть краткосрочная терапия, предполагающая около 12 сеансов, но существуют также промежуточные и долгосрочные формы терапии, которые в особых случаях длятся годами. Каждый вид психотерапии опирается на определенные теоретические модели. Одни из этих теорий претендуют на исчерпывающее объяснение человеческого поведения; другие касаются только терапевтической техники. Сегодня большинство терапевтов не являются приверженцами лишь одной теории, а, наоборот, стремятся использовать в своей работе лучшие идеи из разных источников. Наиболее широко применяются следующие методы и техники психотерапии: Ø Рациональная Ø Когнитивная Ø Поведенческая Ø Психодинамическая (психоаналитическая) Ø Позитивная 31. Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование,психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.Психокоррекция и психотерапия являются видами психологической помощи, которые предусматривают активное целенаправленное воздействие на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровень функционирования человека. Понятие психокоррекции начало применяться с рождением и развитием практической психологии. Как отмечает Т. С. Яценко, психокоррекционный процесс должен возродить пластичность, мобильность психической организации субъекта и потому ориентирован на изучение статических качеств психики и выявление их дисфункций. В. Дубровина рассматривает психокоррекцию как форму психолого-педагогической деятельности, направленную на исправление таких тенденций психического развития, которые не соответствуют гипотетической оптимальной модели нормального развития. Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений. Психокоррекция также рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования клиента на те или иные раздражители, формирование навыков, которые делают его поведение более гибкой, повышают адаптивные возможности его личности. Онищенко, обобщая эти подходы отмечает, что психологическая коррекция является тактичным вмешательством в процессы психического и личностного развития человека с целью исправления отклонений в этих процессах и часто оказывает влияние не только на личность, но и на ее окружение, организацию ее жизнедеятельности. Психокоррекция характеризуется следующими признаками: — Дискретность (означает влияние психолога на относительно независимые конкретные составляющие внутреннего мира человека); — Ориентация на возрастные нормы (т.е. ориентация на определенный контингент коррекционного воздействия — дети, подростки и т.д., или на использование соответствующих методик). Задача психокоррекции формулируется зависимости от адресата (ребенок с аномальным развитием или личность, которая имеет отклонения и трудности в пределах психологической нормы), а также содержания коррекционной работы (коррекция умственного или эмоционального развития, коррекция и профилактика невротических состояний и неврозов). Психокоррекции подлежат следующие недостатки характера: повышенная возбудимость, гневливость, конфликтность, повышенная импульсивность, пессимизм, легкомыслие, упрямство, безразличие, неопрятность, чрезмерное стремление к наслаждению, гипертрофированная активность или пассивность, замкнутость, болезненная застенчивость, склонность к воровству, негативизм, склонность блуждать, лживость и т.. Эти недостатки могут быть дискретными и касаться только определенных аспектов эмоционально-волевой сферы или иметь тотальный характер и быть связанными с акцентуация характера, ведущими переживаниями, системой отношений и ценностных ориентаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.241.87 (0.01 с.) |