Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сила жизни в слиянии с природойСодержание книги Поиск на нашем сайте
Радость занятий С самого начала айкидо предпочитало не ограничивать учеников слишком многочисленными правилами и установками. Представлялось, что в них нет необходимости, поскольку ученики пришли в dojo по собственному желанию и в большинстве стремились достичь какой-то цели в процессе тренировок по айкидо. Можно было ожидать, что они путем наблюдения получат представление о правильном поведении. В системе посещения соблюдался принцип никогда не отказывать тому, кто хочет заниматься и никогда не пытаться вернуть того, кто ушел. Тот, кто пришел по своему желанию, естественно захочет понаблюдать за этикетом dojo. Те, кто уходит не нуждаются больше в правилах и установках. Тенденцией было не связывать учеников без необходимости, а давать событиям идти естественным путем. Одной из причин этого было то, что когда Основатель впервые открыл школу айкидо, первыми учениками стали взрослые и опытные в обычном понимании мужчины, которые были признанными лидерами в своих областях деятельности. Поскольку это были люди с сильно выраженным чувством ответственности и собственного достоинства, не было необходимости принуждать их к выполнению правил поведения в dojo. Основатель не принимал всех подряд. Он беседовал отдельно с каждым человеком и проводил очень строгий отбор. Никакие внешние факторы не должны были действовать на того, кого он брал в ученики, и как только человека принимали в dojo, он включался в систему интенсивных тренировок. При этом, хотя учеников не связывали правилами и установками, их режим становился намного жестче, но воспринималость это естественно за счет понимания значения дисциплины для занятий айкидо. Затем, когда число учеников очень сильно возросло, появилась потребность в правилах поведения в dojo. Один раз, когда старшие ученики пришли к Основателю с такой просьбой, он улыбнулся и сказал "Значит, времена изменились!" Затем он быстро написал шесть правил и передал их ученикам. Эт правила стали известны как "Памятка для занимающихся айкидо". 1. Айкидо делает выбор между жизнью и смертью от одного удара, поэтому ученики должны внимательно следовать указаниям инструктора и не соревноваться, чтобы выяснить кто сильнее. 2. Айкидо - это путь, который учит одного справляться с несколькими нападающими. Поэтому ученики должны тренироваться так, чтобы быть готовыми к нападению не только спереди, но и со всех сторон, в том числе сзади. 3. Тренировка всегда должна проводиться в приятной и радостной атмосфере. 4. Инструктор учит лишь небольшой чати искусства. Различные возможности его приенения должны быть открыты каждым учеником в процессе интенсивных занятий и тренировки. 5. На повседневных занятиях начинайте с движений корпуса, а затем переходите к более интенсивным упражнениям. Никогда не используйте силу неестественно или без основания. Если следовать этому правилу, то даже пожилые люди не будут травмироваться и смогут тренироваться в приятной и радостной атмосфере. 6. Цель айкидо в тренировке разума и тела, и в том, чтобы сделать людей искренними и честными. Все элементы техники передаются от человека к человеку, поэтому не раскрывайте их случайным людям, поскольку это может привести к их использованию людьми недостойными. Поскольку это было написано в 1935 г., часть выражений кажется почти архаичными, но основные положения верны и сегодня. Коротко они выражаются так: 1. Для правильного развития мастерства в айкидо ученик должен строго следовать ученика тому, чему учит инструктор. 2. Айкидо как боевое искусство совершенствуется с развитием способности к защите от нападения с любой стороны, когда нет уязвимых открытых мест (suku). 3. Занятия становятся приятными и начинают приносить радость тогда, когда при достаточном уровне подготовке боль перестает действовать раздражающе. 4. Не следует ограничиваться тем, чему учат в dojo. Человек должен постоянно пробовать, экспериментировать и развивать то, чему его научили. 5. Никто не должен использовать силу на занятиях неестественно или без основания. Нужно тренироваться в соответствии с особенностями тела, физическим состоянием и возрастом. 6. Цель айкидо - развитие истинно человеческой личности. Оно не должно использоваться для выражения эгоистических настроений. Эти центральные для занятий айкидо положения до сих пор соблюдаются в Hombu Dojo. Многим людям особенно нравится третий пункт: " Занятия всегда должны проводиться в приятной и радостной атмосфере". Обычный стереотип боевых искусств включает грубый мужественный тип с агрессивным настроением. Однако, демонстрация своей храбрости - показатель игнорирования того, что есть реальное будо - является, фактически, лишь детской попыткой скрыть недостаток уверенности в себе. Те, кто имеет истинное представление о будо, работают расслабленно, их работа даже производит впечатление нежной и мягкой. Те, кто знаком с будо никогда не проявляют злобы и агрессивности, и их настроение всегда веселое и радостное. Внешне они проявляют мягкость; внутри же лежит большая сила. В повсеневной жизни это люди скромные и без претензий, и их действия всегда естественны, а не вынужденны. Они показывают себя такими, какие они есть, и образ их жизни естественный и свободный. Это описание настоящего ученика, занимающего боевым искусством. Когда такие люди собираются для занятий айкидо, атмосфера действительно естественным образом становится приятной и радостной. Я потерял счет занимающимся айкидо, с которыми встречался ежедневно в течение многих лет. Только Hombu Dojo посещали почти 100 тыс. человек, и если включить сюда тех, кого я учил в филиалах школы и других центрах, то общее число составит несколько сотен тысяч. Стоит гордится тем, что подавляющее большинство занимается айкидо с большой серьезностью и вниманием. Но когда дело доходит до вопроса о том, сколько людей действительно получает удовольствие от приятной и радостной работы на тренировке, я не могу сказать что их число очень велико. Многие занимаются айкидо, используя излишнюю силу, другие работают с видом мрачной решимости, а многие из оставшихся неуверенны в себе и очень волнуются на занятиях. Приятно видеть учеников, которые действительно получают удовольствие от своей работы. Многие занимались пять, десять или более лет, идя по своему собственному пути и сделав айкидо частью своей повседневной жизни. Они, прийдя в dojo, работают спокойно, тренируя броски и страховки и внимательно следуя указаниям инструктора, и уходят когда занятие кончается. Они производят впечатление людей, не ставящих своей целью только движение вперед и наслаждающихся собой. Они составляют лучшую часть занимающихся айкидо. Те, кто регулярно посещает наши обычные занятия или зимние или летние занятия по интенсивной программе, действительно любят айкидо. Утром обычные занятия в Hombu Dojo начинаются в 6.30. Начиная с поздней осени и всю зиму в это время на улице еще очень темно, а в середине зимы температура опускается ниже нуля. Несмотря на это от 100 до почти 200 человек регулярно посещают утренние занятия. Мало кто живет рядом с dojo. Подавляющее большинство ежедневно ездит более часа на поезде или 30-40 минут на машине. Некоторые приезжают из соседних префектур, тратя на дорогу более двух часов. Некоторые из молодых учеников пользуются моторными лодками или мотоциклами, а другие появляются в dojo после 1-2-х часовой пробежки. Потом все они час занимаются айкидо, после чего отправляются в школу или на работу. Некоторые занимающиеся, среди которых представители системы бизнеса, ведущие такой образ жизни долгое время, говорят, что могут без сожаления пропустить игру в гольф, но не хотели бы пропустить занятие по айкидо. Среди регулярно занимающихся есть те, кто ни разу не пропустил ни одного дня занятий. Достаточно большое число регулярно занимающихся посещает все специальные летние и зимние занятия. В жаркую и влажную погоду в середине лета они занимаются ежедневно, сильно потея, но тренируясь с удовольствием, или приходят каждый день в середине зимы, когда только для того, чтобы встать на холодные как лед маты, нужна длительная разминка.. Кажется, что чем жарче или чем холоднее, тем таким людям лучше. Несколько лет назад я написал статью для нашего информационного издания по айкидо, в которой говорилось: "Этим летом стояла ужасная жара. Не поэтому ли число посещающий наши летние занятия возросло на 20%? Похоже, что в Hombu Dojo много сильных крепких учеников. Я помню, как зимой, когда из-за сильного снегопада остановился общественный транспорт, некоторые люди утром вставали в 3 часа и пешком шли в dojo. Число занимающихся было почти таким же, как на обычных занятиях. Среди них были и такие, кто занимался нерегулярно, но на специальные зимние занятия приходил каждый день. Некоторым действительно нравится работать в жару и свободно потеть, другие же занимаются даже лучше в зимний холод. Здравый смыла подсказал бы противоположное: нормальные люди предпочитали бы прохладные дни жарким и более теплую погоду - температуре, близкой к нулю. Люди, которые предпочитают заниматься в жару и в холод, говорят мне, что это наиболее короткий путь приближения к природе. Это может казаться очень странным людям со стороны, но я могу действительно приветствовать их желание в первую очередь стать ближе к природе и почувствовать ее. В Японском языке для обозначения занятия или тренировки используется слово keiko, что буквально означает "отражать, идти через прошлое" Это слово появляется в Kojiki, и говорят, что источник его происхождения - биография Куан-ина из китайской книги конца эпохи Хан. Исходное слово отражает религиозный аспект тренировки, и означает соверщенствование мастерства на основе тщательной отработки и использования всего самого лучшего из старых традиций. Тот факт, что keiko занимает центральное положение в культурных искусствах Японии, включая чайную церемонию и аранжировку цветов, показывает уважение японцев к лучшему в древних традициях. Тренировки в середине зимы и в середине лета - тоже часть этого великого наследия. На основе рационального подхода мы могли бы найти аргументы против занятий в очень сильную жару и холод, но если мы это сделаем, то ничего не добьемся иможем забыть о keiko. Если говорить о рациональной жизни, одним из продуктов современной цивилизации является воздушный кондиционер. В Токио в последние годы продажа кондиционеров достигла невиданных в истории масштабов, однако накопление тепла тысяч и тысяч их моторов, говорят, повысило температуру на несколько градусов, что дало для большинства жителей влажные и душные ночи. К тому же, резкий перепад температуры при входе с жаркой улицы в прохладную комнату с кондиционером у некоторых людей вызывает заболевания. Судьба современного человека такова, что пытаясь добиться рационального решения проблем он создает много новых проблем, требующих решения. Мы все нуждаемся в рациональной жизни, но для человека столь же важна его потребность соединиться с природой, чтобы она очищала и питала тело и разум. Истинное значение тренировок ранним утром и специальных занятий зимой и летом может быть в том, что они дают людям возможность вступить в контакт с природой. Занятия боевым искусством, включающим лучшую часть традиционного будо, может быть единым для всех людей путем возврата к природе и поиска своих корней. В первую очередь необходимо восстановление наших личностей и наших тел. Мы живем в условиях смены времен года, в жару и в холод, в ясные и дождливые дни. Для истинного соединения с природой важно также быть самим собой, быть способным ощущать радость и злость, счастье и печаль. Когда мы сопротивляемся природе ли игнорируем ее, мы оказываемся не в состоянии истинно проявлять весь диапазон человеческих эмоций. Этот компонент обезличивания и обесчеловечивания затрагивает всех нас. Мы должны вернуться к природе, принять ее такой, какая она есть и восстановить естество наших личностей и тел. В айкидо наибольшее удовлеторение мне доставляет то, что многие занимающиеся знакомы с этой проблемой и стараются восстановить свое естество и свою человечность в процессе тренировки. Эта цель занятий айкидо была центральной с самого его возникновения. Абсолютная естественность: взаимосвязь ин и янь Учитель Уесиба постоянно давал ученикам, особенно тем, у кого излишняя привязанность к форме ограничивала движения, такие указания: "В айкидо нет форм и закономерности. Естественные движения - это движения айкидо. Его глубина велика и оно неисчерпаемо". Значение этой установки, которую Основатель часто произносил в своем собстенном образном стиле, может быть не совсем ясен. Для начинающих учеников, изучавших различные формы и виды техники, эта установка противоречит всему, чем их учат. Если в айкидо нет форм или связок, зачем учить разную технику? Что подразумевается под естественными движенями? Могу ли я двигаться любым путем, который прийдет в голову? Первым делом нужно заметить, что установка Основателя предназначена не для новичков, а для опытных учеников. Этот совет адресован тем, кто достиг определенного уровня мастерства, но еще настолько привязан к форме, что теряет естественность и текучесть движений, являющиеся основным выражением айкидо. В реальном смысле его слова должны способствовать более интенсивной работе опытных учеников на пути к достижению цели айкидо. Классическая японская пословица говорит: "Входи в форму и выходи из формы". И в искусствах культуры и в будо занимающийся должен сначала тренировать форму и овладевать ей, но овладев ей, он должен от нее освободиться. Не удивительно, что слова Основателя вызывают смущение тех, кому предстоит долгий путь к мастерству владения формой. Полное понимание этой установки возможно только для тех, кто действительно тренировался и занимался айкидо много лет, кто освоил принципы и движения, и кто серьезно думал о философии будо. Для этого требуются как теоретические, так и практические знания базовых положений айкидо, включая единство ki вселенной и индивидуальной ki, принцип входа и сферического вращения на основе единства ki, разума и тела, а также воплощение в движениях принципа работы с мечом. Пожалуй, наибольно трудно уловить суть выражения "естественные движения". Это выражение настолько часто употребляется, что многие люди имеют свое, хотя и неправильное, представление о том что оно означает. Но, в самом деле, скольких людей, действительно живущих "естественно", мы знаем? Чем больше мы думаем о смысле слова "естественный", тем сложнее становится объяснить его. Как должен ученик, занимающийся айкидо, понимать значение "естественных движений" и их связь с движениями, относящимися к изучаемому им искусству? Где ключ к раскрытию этого значения, и с чего надо начать? Если привести сначала вывод, то я верю, что это означает точное и тщательное восприятие нами естественных процессов, пронизывающих вселенную и влияющих на наши тела и нашу жизнь. Что бы мы ни думали, существенно достичь прямого контакта и воспринимать в чистом виде изменения явлений природы - в атмосфере, погодных условиях или окружающей среде. Делая это, мы должны открыть свои чувства и тела для природы и взаимодействовать с ней. При этом не надо ни заставлять ее удовлетворять нашим требованиям, ни специально исключать отдельные ее проявления, ни использовать е в своих собственных целях. Мы должны видеть явления природы такими, какие они есть, и проникать в глубь истинно реальной природы. Конкретным примером может быть участие учеников в интенсивных летних и зимних занятиях. Они постоянно принимают жару и холод такими, какие они есть, получая удовольствие от жары в жеркие и от холода - в морозные дни. Когда люди собственными телами познают жару и холод, они знают как реагировать на них и приходят к пониманию того, насколько хорошо можно себя чувствовать в неудобных или неблагоприятных условиях. Эта близость собственного тела к природе является первым шагом к постижению природных путей. Хорошо известно, что на наше физиологическое состояние оказывает влияние погода. Ясным, солнечным днем наш разум чист, а тело легко, настроение приветливое и спокойное. В облачные, дождливые дни настроение падает, и тело становится непослушным, в атмосфере чувствуется тяжесть. В определенные дни разум и тело находятся в неустойчивом состоянии, а если дует ветер, то легкий бриз способствует хорошему самочувствию, а ураган вызывает беспокойство. Даже на уровне столь обычных явлений мы видим тесную связь между природой и людьми. Что касается более резких сезонных изменений, то они затрагивают не только температуру и влажность. Жизненные циклы растений и животных также резко меняются. Растения растут, цветы цветут, листья распускаются, фрукты созревают, потом все неизбежно стареет и умирает. Такие изменения тонко действуют на разум и тело человека. Мы знаем, что режим приливов и отливов управляет жизнью морских организмов, оказывая влияние также на чувства и поведение людей. Извержения вулканов и землетресения приводят к резким изменениям условий жизни на Земле что, в свою очередь, влияет на человеческую жизнь. Все живые существа составляют большую сеть, за счет своей взаимосвязи и взаимозависимости. Если мы полностью признаем влияние на людей явлений природы и ее изменений, мы признаем также, что они каким-то образом связаны с нашим собственным пониманием смысла жизни. А когда мы приходим к пониманию и осознанию человеческой жизни, то наша жизнь становится ближе к природе и к вселенной. Это укрепляет наше понимание естественности. В айкидо проявленим этого служит выражение будо, основанное на активном использовании ki. Именно в этом смысл высказывания: "Естественные движения - это движения айкидо". Наиболее важный источник естественных движений - это энергия дыхания. Когда выход этой энергии происходит непроизвольно, движения человека неосознанно становятся естественными. Напротив, если для энергии дыхания нет свободного выхода и ее поток останавливается, то движения становятся неуклюжими и неестественными. Выход энергии в процессе дыхания основан на нормальном дыхании, но включае более, чем просто вдох и выдох, поскольку предусматривает работу ki. Нормальное дыхание - это физиологическая функция дыхательной системы, включающей легкие и сердце в качестве центра, а также нос, рот и поры кожи. В дыхательной системе человека явно выражается то, что мы называем жизнью. Сама же жизнь неотделима от функционирования вселенной, то есть непосредственно связана с циклическими изменениями природы: чередованием дня и ночи, четырех времен года, приливов и отливов, других явлений. Энергия дыхания непосредственно связана с внутренней энергией природных сил, проявляющейся как ki вселенной. Вход и круговое вращение, как мы уже заметили раньше, - это наиболее простые и конкретные выражения энергии дыхания в естественных движениях. Один из многих основанных на естественных движениях видов техники айкидо - болевой прием на запястье, известный как kote-gaeshi. В этой технике кисть медленно сгибают в том направлении, в котором она сгибается естественно, в отличие от замков кисти, применяемых в дзюдо и джиу-джитсу, когда ее сгибают в противоположном естественному направлении. Будучи неестественным, вынужденное сгибание рискует привести к травме. Айкидо никогда не использует движения, противоречащие тому, что естественно, избегая за счет этого бессмысленных и бесполезных травм. Большинство видов техники айкидо включают движения, известные как omote и ura (буквально - соответственно, передняя и задняя сторона). Хотя есть различия в зависимости от техники, базовый принцип состоит в том, что при, например, прямой атаке спереди, возможен прямой вход в пространство, занимаемое противником или же разворот с входом в зону за противником, лежащую вне его поля зрения. Первое движение - это движение omote, второе - движение ura. Эти два защитных движения, которые могут быть найдены в классическом будо, основаны на древнем принципе ин и янь. Айкидо использует этот принцип во многих видах техники. Чтобы проиллюстрировать применение ин и янь в боевых искусствах, приведем два примера, относящиеся к джиу-джитсу и искусству работы с мечом. Начнем с определения этих форм в соответствии с руководством по джиу-джитсу школы Кито: "Kito означает подъем и падение. Подъем - это форма янь. ПАдение - это форма ин. Победа достигается за счет возврата в янь, и также за счет возврата к ин." Смысл этого объясняется в комментарии, известном под названием Densho chushaku, следующим образом: "Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда враг проявляет янь, побеждайте за счет ин. Виды техники, которым учат в школе Кито, основаны на ин и янь. Хотя в ответ на движения противника возможны самые разные другие действия, в единоборстве они бесполезны. Сведение своих действий и техникам ин и янь дает гарантию победы". В соответствии с этим объяснением, стратегия поединка - это ни что иное, как способность к свободному использованию ин и янь, нападения и защиты, в зависимость от движений противника: использование янь против его ин и ин против его янь. В руководствах по древнему искусству работы с мечом принцип ин и янь был использован применительно к стойкам с мечом, как например, в тексте, известном под названием Itto-ryu kikigaki: "В школе Наганума Джикишинкаге учат в стойке держать меч высоко, что выражает форму янь внутри янь. В школе Итто мы учим держать меч низко, что основано на форме ин. Когда янь используется внутри янь, оно опускается к ин. Когда ин используется в ин, оно хорошо работает, становясь янь. В школе Мунен взяли среднее между ин и янь, обучая стойке с мечом, направленным вперед и указывающим в глаза противника, с лекгим разворотом рук вправо". Разные школы будо по-разному понимают ин и янь, но все интерпретации основаны на базовых философских идеях из классических трудов китайских мыслителей. В качестве заключения мы можем процитировать отрывок из "Книги перемен": "В древние времены священные силы создали Книгу Перемен для отражения принципов природы и жизни. Они установили Тао Неба, назвав его ин и янь. Они установили Тао Земли, назвав его устойчивостью и ростом. Они установили Тао Человека, назвав его человеческими чувствами и действиями. Создав эти три стихии, они удвоили их. Поэтому, знак Книги Перемен всегда состоит из шести линий". Коротко говоря, вселенная состоит из трех стихий: Неба, Земли и Человека. Они рассматриваются как Тао, управляющие жизнью за счет изменений соотношения ин и янь, устойчивости и роста, человеческих чувств и действий. Это значит, что когда мы полностью осознаем эти связи и живем в соответствии с ними, то мы соединяется с Тао. Проявлять ин и янь в своих действиях значит быть единым с Тао. Принцип ин и янь важен сам по себе, но безусловно, на основе постепенного осознания на практике этот принцип дает нам возможность постижения абсолютной сущности Тао. В айкидо ин и янь конкретно воплощаются в движениях omote и ura, а основное значение имеет постижение человеком Пути и связанной с ним фундаментальной истины в процессе практических занятий. Поскольку это соответствует Тао Неба, эти движения айкидо - это ни что иное как естественные движения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.200 (0.013 с.) |