Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формальная постановка задачи кластеризации↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ Вопросы: 1. Сущность кластерного анализа Выполнение процедур кластерного анализа в пакете STATISTICA Задание на практическое занятие. ***************************************************************** СУЩНОСТЬ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА Кластерный анализ (англ. cluster analysis) — многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы. Задача кластеризации относится к статистической обработке, а также к широкому классу задач обучения без учителя. Спектр применений кластерного анализа очень широк: его используют в археологии, медицине, психологии, химии, биологии, государственном управлении,филологии, антропологии, маркетинге, социологии и других дисциплинах. Однако универсальность применения привела к появлению большого количества несовместимых терминов, методов и подходов, затрудняющих однозначное использование и непротиворечивую интерпретацию кластерного анализа. Задачи и условия Кластерный анализ выполняет следующие основные задачи: · Разработка типологии или классификации. · Исследование полезных концептуальных схем группирования объектов. · Порождение гипотез на основе исследования данных. · Проверка гипотез или исследования для определения, действительно ли типы (группы), выделенные тем или иным способом, присутствуют в имеющихся данных. Независимо от предмета изучения применение кластерного анализа предполагает следующие этапы: · Отбор выборки для кластеризации. Подразумевается, что имеет смысл кластеризовать только количественные данные. · Определение множества переменных, по которым будут оцениваться объекты в выборке, то есть признакового пространства. · Вычисление значений той или иной меры сходства (или различия) между объектами. · Применение метода кластерного анализа для создания групп сходных объектов. · Проверка достоверности результатов кластерного решения. Типы входных данных: · признаковое описание объектов. Каждый объект описывается набором своих характеристик, называемых признаками. Признаки могут быть числовыми или нечисловыми. · матрица расстояний между объектами. Каждый объект описывается расстояниями до всех остальных объектов метрического пространства. · матрица сходства между объектами. Учитывается степень сходства объекта с другими объектами выборки в метрическом пространстве. Сходство здесь дополняет расстояние (различие) между объектами до 1. Цели кластеризации: · понимание данных путём выявления кластерной структуры. Разбиение выборки на группы схожих объектов позволяет упростить дальнейшую обработку данных и принятия решений, применяя к каждому кластеру свой метод анализа (стратегия «разделяй и властвуй»). · сжатие данных. Если исходная выборка избыточно большая, то можно сократить её, оставив по одному наиболее типичному представителю от каждого кластера. · обнаружение новизны (англ. novelty detection). Выделяются нетипичные объекты, которые не удаётся присоединить ни к одному из кластеров. В первом случае число кластеров стараются сделать поменьше. Во втором случае важнее обеспечить высокую степень сходства объектов внутри каждого кластера, а кластеров может быть сколько угодно. В третьем случае наибольший интерес представляют отдельные объекты, не вписывающиеся ни в один из кластеров. Во всех этих случаях может применяться иерархическая кластеризация, когда крупные кластеры дробятся на более мелкие, те в свою очередь дробятся ещё мельче, и т. д. Такие задачи называются задачами таксономии. Результатом таксономии является древообразная иерархическая структура. При этом каждый объект характеризуется перечислением всех кластеров, которым он принадлежит, обычно от крупного к мелкому. Методы кластеризации Общепринятой классификации методов кластеризации не существует, но можно выделить ряд групп подходов (некоторые методы можно отнести сразу к нескольким группам и потому предлагается рассматривать данную типизацию как некоторое приближение к реальной классификации методов кластеризации): 1. Вероятностный подход. Предполагается, что каждый рассматриваемый объект относится к одному из k классов. 2. Подходы на основе систем искусственного интеллекта. 3. Логический подход. Построение дендрограммы осуществляется с помощью дерева решений. 4. Теоретико-графовый подход. 5. Иерархический подход. Предполагается наличие вложенных групп (кластеров различного порядка). 6. Другие методы. Подходы 4 и 5 иногда объединяют под названием структурного или геометрического подхода, обладающего большей формализованностью понятия близости. Несмотря на значительные различия между перечисленными методами все они опираются на исходную «гипотезу компактности»: в пространстве объектов все близкие объекты должны относиться к одному кластеру, а все различные объекты соответственно должны находиться в различных кластерах.
ТЕМА КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ Вопросы: 1. Сущность кластерного анализа Выполнение процедур кластерного анализа в пакете STATISTICA Задание на практическое занятие. ***************************************************************** СУЩНОСТЬ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА Кластерный анализ (англ. cluster analysis) — многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы. Задача кластеризации относится к статистической обработке, а также к широкому классу задач обучения без учителя. Спектр применений кластерного анализа очень широк: его используют в археологии, медицине, психологии, химии, биологии, государственном управлении,филологии, антропологии, маркетинге, социологии и других дисциплинах. Однако универсальность применения привела к появлению большого количества несовместимых терминов, методов и подходов, затрудняющих однозначное использование и непротиворечивую интерпретацию кластерного анализа. Задачи и условия Кластерный анализ выполняет следующие основные задачи: · Разработка типологии или классификации. · Исследование полезных концептуальных схем группирования объектов. · Порождение гипотез на основе исследования данных. · Проверка гипотез или исследования для определения, действительно ли типы (группы), выделенные тем или иным способом, присутствуют в имеющихся данных. Независимо от предмета изучения применение кластерного анализа предполагает следующие этапы: · Отбор выборки для кластеризации. Подразумевается, что имеет смысл кластеризовать только количественные данные. · Определение множества переменных, по которым будут оцениваться объекты в выборке, то есть признакового пространства. · Вычисление значений той или иной меры сходства (или различия) между объектами. · Применение метода кластерного анализа для создания групп сходных объектов. · Проверка достоверности результатов кластерного решения. Типы входных данных: · признаковое описание объектов. Каждый объект описывается набором своих характеристик, называемых признаками. Признаки могут быть числовыми или нечисловыми. · матрица расстояний между объектами. Каждый объект описывается расстояниями до всех остальных объектов метрического пространства. · матрица сходства между объектами. Учитывается степень сходства объекта с другими объектами выборки в метрическом пространстве. Сходство здесь дополняет расстояние (различие) между объектами до 1. Цели кластеризации: · понимание данных путём выявления кластерной структуры. Разбиение выборки на группы схожих объектов позволяет упростить дальнейшую обработку данных и принятия решений, применяя к каждому кластеру свой метод анализа (стратегия «разделяй и властвуй»). · сжатие данных. Если исходная выборка избыточно большая, то можно сократить её, оставив по одному наиболее типичному представителю от каждого кластера. · обнаружение новизны (англ. novelty detection). Выделяются нетипичные объекты, которые не удаётся присоединить ни к одному из кластеров. В первом случае число кластеров стараются сделать поменьше. Во втором случае важнее обеспечить высокую степень сходства объектов внутри каждого кластера, а кластеров может быть сколько угодно. В третьем случае наибольший интерес представляют отдельные объекты, не вписывающиеся ни в один из кластеров. Во всех этих случаях может применяться иерархическая кластеризация, когда крупные кластеры дробятся на более мелкие, те в свою очередь дробятся ещё мельче, и т. д. Такие задачи называются задачами таксономии. Результатом таксономии является древообразная иерархическая структура. При этом каждый объект характеризуется перечислением всех кластеров, которым он принадлежит, обычно от крупного к мелкому. Методы кластеризации Общепринятой классификации методов кластеризации не существует, но можно выделить ряд групп подходов (некоторые методы можно отнести сразу к нескольким группам и потому предлагается рассматривать данную типизацию как некоторое приближение к реальной классификации методов кластеризации): 1. Вероятностный подход. Предполагается, что каждый рассматриваемый объект относится к одному из k классов. 2. Подходы на основе систем искусственного интеллекта. 3. Логический подход. Построение дендрограммы осуществляется с помощью дерева решений. 4. Теоретико-графовый подход. 5. Иерархический подход. Предполагается наличие вложенных групп (кластеров различного порядка). 6. Другие методы. Подходы 4 и 5 иногда объединяют под названием структурного или геометрического подхода, обладающего большей формализованностью понятия близости. Несмотря на значительные различия между перечисленными методами все они опираются на исходную «гипотезу компактности»: в пространстве объектов все близкие объекты должны относиться к одному кластеру, а все различные объекты соответственно должны находиться в различных кластерах.
Формальная постановка задачи кластеризации Пусть — множество объектов, — множество номеров (имён, меток) кластеров. Задана функция расстояния между объектами . Имеется конечная обучающая выборка объектов . Требуется разбить выборку на непересекающиеся подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из объектов, близких по метрике , а объекты разных кластеров существенно отличались. При этом каждому объекту приписывается номер кластера .
Существует около 100 разных алгоритмов кластеризации, однако, наиболее часто используемые - иерархический кластерный анализ и кластеризация методом k-средних.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.006 с.) |