Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Расположение (диспозиция) На данном этапе происходит композиционное построение текста, установление смысловых частей, определение их последовательности. Основные этапы построения речи – введение, развитие темы, заключение. Они остаются до сих пор неизменными в качестве главных частей речевого произведения.
Украшение речи (элокуция) Это этап «облечения мысли в слова». Здесь важен тщательный отбор слов, что определяется соотнесением речи с особенностями ситуации общения, а также тех «цветов красноречия», которые должны не только объяснить, доказать что-либо, но и восхитить слушателей. Запоминание (мемориа) Данный этап относится в первую очередь к устной речи. Оратор, выступающий перед аудиторией, не должен читать заранее приготовленный текст, ему необходимо прежде всего его запомнить, а потом рассказать. Задумайтесь: кого легче слушать – того, кто бубнит себе под нос, боится оторваться от листка бумаги, или того, кто общается с аудиторией Произнесение (акцио) На этом этапе речь превращается в звучащее слово. Здесь действует весь комплекс знаний и умений, связанных с техникой речи, с мимикой и жестами. 3. Понятие о риторическом идеале. Риторический идеал в русской культуре. Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь. Современные представления об идеальном русском речевом общении во многом преемственны: приветствуется искренность и эмоциональная сдержанность, задушевная тональность общения, его диалогичность, т.е. обращение к собеседнику как к равному себе; признаётся богатство речевого выражения, осуждается неуравновешенность, фамильярность, льстивость, злоба. Русский риторический идеал, по данным памятников литературы Древней Руси, основывается на признании высокого статуса книжного слова, божественной природы слова и его силы. Достойной считалась речь, несущая правду, передающая уважение и любовь к ближнему, избегающая лжи, пустословия и лести. Во многом риторический идеал отражает этические традиции русского народа, православного христианства, а также черты общемировой этики. 4. Общая и частная риторика. Разновидности красноречия по авторской цели высказывания и сфере употребления. Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения. Особый раздел общей риторики – теория и практика публичной речи. Теория и искусство ведения спора – это тоже область общей риторики. Основные, важнейшие разделы риторики общей: риторический канон, оратория, мастерство спора, искусство беседы, риторика повседневного общения, этнориторика. Законы речевого поведения, лежащие в основе эффективной речи и изучаемые в этих разделах, проявляются в разнообразных сферах жизни. Частные риторики, в отличие от общей, изучают законы эффективной речи, действующие в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна, – в областях «повышенной речевой ответственности». Закономерно, что частные риторики разрабатывают способы (методы) обучения хорошей профессиональной речи. Это дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организационная деятельность, социальная помощь и журналистика, торговля и услуги – словом, все те профессии и занятия, успех в которых в большой степени связан с речью.
Функционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками. повествование. Повествование передает действие в развитии во временной последовательности. Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д. Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение мысли.
Принципы гармонического общения. Общие места топы как смысловые модели развертывания темы Топы или топосы, как их еще называют — это логические смысловые модели развития мысли о предмете речи (риторические аргументы). Общие места как смысловые модели могут использоваться и для развития определенного тезиса, и как аргумент (довод). Данные модели названы общими, поскольку за каждой из них стоит многократно проверенная на разных темах и в различных ситуациях логическая операция ”умножения идей” (М. Ломоносов). Топика (совокупность топов, или общие места.) предстаёт, таким образом, совокупностью типичных логических ходов, пригодных для развёртывания мысли. Общие места, которые может использовать оратор, прежде и теперь, являются ценностями, выработанными в данном обществе и общечеловеческими – это чувства гордости, патриотизма, почитание предков, законов государства, любви к близким, наконец, главной ценностью является сама жизнь человека. Общими местами могут быть и всевозможные отношения между вещами, явлениями, людьми. В судебной практике – это связь между мотивом и действием, приведшая к преступлению. Существуют и модели сочетаемости общих мест, например, хорошо отработана и постоянно воспроизводится схема описания события: имя события, его место и время, свойства и признаки, наконец, его причина (схема: что – где – когда – как – почему).
Основной логический тезис целого текста Логический тезис целого текста – суждение о теме, на истинности которого настаивает автор. Это главная мысль автора, составляющая смысловой стержень его выступления. • Основной логический тезис проходит через весь текст. • На протяжении текста тезис должен сохраняться неизменным. • Тезис должен быть совершенно ясным для автора в отношении понятийном (по смыслу составляющих его слов), количественном (автор должен знать, всегда ли справедлива высказанная мысль) и модальном (несомненна или только вероятна эта мысль). • Тезис оформляется в виде простого двусоставного предложения, логическая структура которого соответствует грамматической. • Каждое знаменательное слово в формулировке логического тезиса является ключевой (особо значимой по смыслу) единицей текста.
Диалогизация публичного монолога-рассуждения. Непринужденная разговорная беседа: риторические аспекты жанра. Беседа как самый распространенный жанр разговорной речи Разговорная беседа – жанр фатического общения (общения ради общения). Беседа представляет собой обмен мнениями, впечатлениями. Для беседы характерна спокойная интонация, настрой собеседников на общение как приятное времяпрепровождение. Тема разговора в непринуждённой беседе заранее неизвестна, может меняться. В ходе беседы несогласие необходимо выражать сдержанно, кратко. Выделяют следующие разновидности беседы: беседа на общие темы (светская беседа) – поверхностное обсуждение таких тем, как погода, спорт, последние новости и т.д., семейная беседа; интимная беседа – беседа «один на один» с обсуждением глубоко личных, сокровенных тем. Диалог-спор. Спор – это словесное состязание, обсуждение какого-либо вопроса или предмета между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. В споре происходит борьба мнений по различным вопросам, полемика. Разговорными значениями слова «спор» являются: разногласия, ссора, препирательство; переносными – противоречие, несогласие. Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. В русском языке имеются и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут (прения), полемика, дебаты. Довольно часто они употребляются как синонимы слова «спор». В исследованиях эти слова служат нередко наименованиями отдельных разновидностей спора. Расположение (диспозиция) На данном этапе происходит композиционное построение текста, установление смысловых частей, определение их последовательности. Основные этапы построения речи – введение, развитие темы, заключение. Они остаются до сих пор неизменными в качестве главных частей речевого произведения.
Украшение речи (элокуция) Это этап «облечения мысли в слова». Здесь важен тщательный отбор слов, что определяется соотнесением речи с особенностями ситуации общения, а также тех «цветов красноречия», которые должны не только объяснить, доказать что-либо, но и восхитить слушателей. Запоминание (мемориа) Данный этап относится в первую очередь к устной речи. Оратор, выступающий перед аудиторией, не должен читать заранее приготовленный текст, ему необходимо прежде всего его запомнить, а потом рассказать. Задумайтесь: кого легче слушать – того, кто бубнит себе под нос, боится оторваться от листка бумаги, или того, кто общается с аудиторией Произнесение (акцио) На этом этапе речь превращается в звучащее слово. Здесь действует весь комплекс знаний и умений, связанных с техникой речи, с мимикой и жестами. 3. Понятие о риторическом идеале. Риторический идеал в русской культуре. Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь. Современные представления об идеальном русском речевом общении во многом преемственны: приветствуется искренность и эмоциональная сдержанность, задушевная тональность общения, его диалогичность, т.е. обращение к собеседнику как к равному себе; признаётся богатство речевого выражения, осуждается неуравновешенность, фамильярность, льстивость, злоба. Русский риторический идеал, по данным памятников литературы Древней Руси, основывается на признании высокого статуса книжного слова, божественной природы слова и его силы. Достойной считалась речь, несущая правду, передающая уважение и любовь к ближнему, избегающая лжи, пустословия и лести. Во многом риторический идеал отражает этические традиции русского народа, православного христианства, а также черты общемировой этики. 4. Общая и частная риторика. Разновидности красноречия по авторской цели высказывания и сфере употребления. Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения. Особый раздел общей риторики – теория и практика публичной речи. Теория и искусство ведения спора – это тоже область общей риторики. Основные, важнейшие разделы риторики общей: риторический канон, оратория, мастерство спора, искусство беседы, риторика повседневного общения, этнориторика. Законы речевого поведения, лежащие в основе эффективной речи и изучаемые в этих разделах, проявляются в разнообразных сферах жизни. Частные риторики, в отличие от общей, изучают законы эффективной речи, действующие в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна, – в областях «повышенной речевой ответственности». Закономерно, что частные риторики разрабатывают способы (методы) обучения хорошей профессиональной речи. Это дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организационная деятельность, социальная помощь и журналистика, торговля и услуги – словом, все те профессии и занятия, успех в которых в большой степени связан с речью.
Функционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками. повествование. Повествование передает действие в развитии во временной последовательности. Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д. Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.74 (0.007 с.) |