Методика 1. Интеллектуальная сфера. Мышление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 1. Интеллектуальная сфера. Мышление



НЕДЕЛИ

Тема: Анализ системы образовательной работы с детьми старших групп по определению готовности ребенка к обучению в школе. Формирование комплекса диагностических методик.

ЗАДАЧИ

1. Сформировать у студентов профессиональные компетенции в области педагогической диагностики по выявлению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

2. Способствовать формированию профессиональных компетенций, теоретических знаний и практических навыков по подготовке комплектов диагностического материала для проведения экспресс-диагностик готовности детей к обучению в школе.

3. Способствовать формированию навыков педагогического анализа и обработки результатов выполнения детьми диагностических практических заданий.

 

ЗАДАНИЯ

1. Подобрать диагностические методики для определения готовности детей к обучению в школе на основе анализа методической, педагогической, психологической и профессиональной литературы по теме исследования. (см. Приложение 1)

2. Провести диагностическую работу с одним ребенком по определению уровня готовности его к обучению в школе. Заполнить Протокол обследования (см. Приложение 1)

3. Составить Карту-характеристику готовности ребенка к обучению в школе (см. Приложение 2)

4. Перечислите методические пособия и виды наглядного материала в группах старшего возраста, которые обеспечивают личностную, интеллектуальную, социально-психологическую, физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность детей к обучению в школе (см. Приложение 3)

НЕДЕЛЯ

ТЕМА. Анализ планирования образовательного процесса в ДОО в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

ЗАДАЧИ

1. Сформировать у студентов профессиональные компетенции в области планирования образовательного процесса с детьми разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО.

2. Способствовать формированию навыков рефлексии педагогической деятельности по анализу и обработки результатов анализа календарно-тематического планирования образовательного процесса воспитателями ДОО.

ЗАДАНИЯ

1. Проанализировать систему планирования образовательной деятельности детей возрастной группы, где студент проходит практику, по календарно-тематическому планированию образовательного процесса воспитателями ДОО на неделю.

2. Заполнить Протокол анализа планирования образовательной деятельности детей (см. Приложение 4)

3. Сделать вывод о системе планирования образовательной деятельности детей воспитателя группы, где студент проходит практику.

НЕДЕЛЯ

ТЕМА. Анализ планирования игровой деятельности в ДОО в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

ЗАДАЧИ

1. Сформировать у студентов профессиональные компетенции в области планирования игровой деятельности с детьми разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО.

2. Способствовать формированию навыков рефлексии педагогической деятельности по анализу и обработки результатов анализа календарно-тематического планирования игровой деятельности воспитателями ДОО.

ЗАДАНИЯ

1. Проанализировать систему планирования игровой деятельности детей возрастной группы, где студент проходит практику, по календарно-тематическому планированию образовательного процесса воспитателями ДОО на неделю.

2. Заполнить Протокол анализа планирования игровой деятельности детей (см. Приложение 5)

3. Сделать вывод о системе планирования игровой деятельности детей воспитателем группы, где студент проходит практику.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВАРИАНТ 1

Методика 1. Интеллектуальная сфера. Мышление

Цель: оценка зрительно-моторной координации, уровня практически-действенного мышления.

Оборудование: тестовый бланк, фломастер, секундомер.

Инструкция: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки – это кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает на своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу “стоп”, нужно остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно, начинай).

Процедура: Работа может быть организована как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Она продолжается 30 секунд до команды “стоп”!

Обработка: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания. По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания.

Методика 2. Наглядно-действенное мышление (4-й лишний )

Цель: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

Оборудование: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

Инструкция: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом предметы?

Процедура: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.

Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.

Карта “Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.

Карта “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы, майка.

Карта “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.

Карта “Животные и технические средства передвижения”: автобус, мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.

Обработка: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.

Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:

обобщение по существенному признаку – 2 балла;

употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 15.

Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:

– 15 баллов

– 14-12 баллов

– 11-9 баллов

– 8-6 баллов

– 5 баллов и менее

Методика 3. Абстрактное мышление (по Йирасеку)

Назначение: определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

Инструкция: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

Процедура: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

Шкала оценки: I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14 – 23 - высокий

III уровень – от 0 –13 - средний

IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий

Тест на определение уровня вербального мышления

1. Какое животное больше: лошадь или собака?

2. Утром мы завтракаем, а днем?

3. Днем светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Яблоки, груши, сливы, персики – это что?

6. Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь?

7. Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…

8. Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь?

9. Почему у всех автомобилей тормоза?

10. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

11. Чем различаются гвоздь и винт?

12. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

14. Какие ты знаешь транспортные средства?

15. Чем отличается молодой человек от старого?

Методика 11. Уровень волевой регуляции

Цель: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.

Оборудование: тестовый бланк, на котором в один ряд нарисованы контуры 15 кружков размером в однокопеечную монету, фломастер.

Инструкция: закрась эти кружочки аккуратно, не выходя за контур.

Процедура: - Как нужно работать? - Аккуратно. - Начинай!

При индивидуальном обследовании работа заканчивается, как только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы.

При групповой организации можно попросить закрасить все кружки, но при обработке результатов учитывать те, которые предшествовали первому, небрежно закрашенному.

Обработка: I аккуратно закрашенный кружок – 1 балл. Максимальное количество баллов – 15.

Выделяется 5 уровней волевой регуляции:

I – 15 баллов

II – 14-11 баллов

III – 10-7 баллов

IV – 6-4 балла

V – 3 и менее баллов

МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

Оценка результатов

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе определяется отношением суммы оценок к числу методик. При этом КПГ до 3 баллов оценивает неудовлетворительную готовность, до 5 баллов - слабую, до 7 баллов - среднюю, до 9 баллов - хорошую и до 10 баллов - очень хорошую готовность.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (старшие группы)

Методические пособия и виды наглядного материала Компоненты готовности ребенка к обучению в школе, к которым готовит представленное пособие или наглядный материал
   
   
   
   

 

Компоненты готовности детей к обучению в школе: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая, физическая, речевая и эмоционально-волевая готовность.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

День недели (дата)
  Образовательная область Организация образовательной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня
  1 половина дня Временной отрезок (в соответствии с режимом дня)   2 половина дня Временной отрезок (в соответствии с режимом дня)
Социально-коммуникативное развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание        
Ребенок в семье и обществе        
Формирование основ безопасности        
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание        
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность        
Приобщение к искусству        
Конструктивно-модельная деятельность        
Музыкальная деятельность        
Познавательно-речевое развитие Развитие речи        
Художественная литература        
ФЭМП        
Развитие познавательно-исследовательной деятельности        
Ознакомление с социокультурными ценностями        
  Ознакомление с миром природы        
Физическое развитие Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни        
Физическая культура        
         

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ……. ЛЕТ

Дни недели Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Театрализованные игры Дидактические игры
Понедельник        
Вторник        
Среда        
Четверг        
Пятница        

 


 

НЕДЕЛИ

Тема: Анализ системы образовательной работы с детьми старших групп по определению готовности ребенка к обучению в школе. Формирование комплекса диагностических методик.

ЗАДАЧИ

1. Сформировать у студентов профессиональные компетенции в области педагогической диагностики по выявлению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

2. Способствовать формированию профессиональных компетенций, теоретических знаний и практических навыков по подготовке комплектов диагностического материала для проведения экспресс-диагностик готовности детей к обучению в школе.

3. Способствовать формированию навыков педагогического анализа и обработки результатов выполнения детьми диагностических практических заданий.

 

ЗАДАНИЯ

1. Подобрать диагностические методики для определения готовности детей к обучению в школе на основе анализа методической, педагогической, психологической и профессиональной литературы по теме исследования. (см. Приложение 1)

2. Провести диагностическую работу с одним ребенком по определению уровня готовности его к обучению в школе. Заполнить Протокол обследования (см. Приложение 1)

3. Составить Карту-характеристику готовности ребенка к обучению в школе (см. Приложение 2)

4. Перечислите методические пособия и виды наглядного материала в группах старшего возраста, которые обеспечивают личностную, интеллектуальную, социально-психологическую, физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность детей к обучению в школе (см. Приложение 3)

НЕДЕЛЯ

ТЕМА. Анализ планирования образовательного процесса в ДОО в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

ЗАДАЧИ

1. Сформировать у студентов профессиональные компетенции в области планирования образовательного процесса с детьми разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО.

2. Способствовать формированию навыков рефлексии педагогической деятельности по анализу и обработки результатов анализа календарно-тематического планирования образовательного процесса воспитателями ДОО.

ЗАДАНИЯ

1. Проанализировать систему планирования образовательной деятельности детей возрастной группы, где студент проходит практику, по календарно-тематическому планированию образовательного процесса воспитателями ДОО на неделю.

2. Заполнить Протокол анализа планирования образовательной деятельности детей (см. Приложение 4)

3. Сделать вывод о системе планирования образовательной деятельности детей воспитателя группы, где студент проходит практику.

НЕДЕЛЯ

ТЕМА. Анализ планирования игровой деятельности в ДОО в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

ЗАДАЧИ

1. Сформировать у студентов профессиональные компетенции в области планирования игровой деятельности с детьми разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО.

2. Способствовать формированию навыков рефлексии педагогической деятельности по анализу и обработки результатов анализа календарно-тематического планирования игровой деятельности воспитателями ДОО.

ЗАДАНИЯ

1. Проанализировать систему планирования игровой деятельности детей возрастной группы, где студент проходит практику, по календарно-тематическому планированию образовательного процесса воспитателями ДОО на неделю.

2. Заполнить Протокол анализа планирования игровой деятельности детей (см. Приложение 5)

3. Сделать вывод о системе планирования игровой деятельности детей воспитателем группы, где студент проходит практику.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВАРИАНТ 1

Методика 1. Интеллектуальная сфера. Мышление

Цель: оценка зрительно-моторной координации, уровня практически-действенного мышления.

Оборудование: тестовый бланк, фломастер, секундомер.

Инструкция: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки – это кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает на своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу “стоп”, нужно остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно, начинай).

Процедура: Работа может быть организована как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Она продолжается 30 секунд до команды “стоп”!

Обработка: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания. По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания.

Методика 2. Наглядно-действенное мышление (4-й лишний )

Цель: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

Оборудование: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

Инструкция: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом предметы?

Процедура: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.

Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.

Карта “Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.

Карта “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы, майка.

Карта “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.

Карта “Животные и технические средства передвижения”: автобус, мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.

Обработка: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.

Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:

обобщение по существенному признаку – 2 балла;

употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 15.

Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:

– 15 баллов

– 14-12 баллов

– 11-9 баллов

– 8-6 баллов

– 5 баллов и менее

Методика 3. Абстрактное мышление (по Йирасеку)

Назначение: определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

Инструкция: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

Процедура: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

Шкала оценки: I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14 – 23 - высокий

III уровень – от 0 –13 - средний

IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.086 с.)