Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индоевропейской языковой семьи.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Литературный язык - высшая форма русского языка, это язык национальной Культуры: язык политики и искусств, науки и официальных документов, язык Повседневного и делового общения культурных людей. У литературного языка есть важный признак: это язык нормированный, т. е. Литературный язык опирается на систему норм. Языковыми нормами называются исторически сложившиеся образцы и правила. Литературный язык имеет свои разновидности, функциональные стили. Функциональный стиль – структурно-функциональная разновидность литературного языка, которая обслуживает определенные сферы человеческой деятельности. Каждый функциональный стиль отражает: -определенную сторону общественной жизни, имеет особую форму применения, свой круг тем; -условия общения (официальн, неофициальн); - общую установку, главную задачу речи. Основные стили: Научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-бытовой. В языке выделяются такие языковые средства, употребление которых ограниченно территорией или определенной средой: Диалект – разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Просторечия – это речь неграмотных людей, не владеющих литературными нормами. Границы между диалектом и просторечием очень смыты. Говор – это язык одного или нескольких селений. Жаргон – это социальная разновидность языка, употребляющаяся людьми, объединенными общими интересами, привычками, занятиями. Цель жаргона – конспиративность. Профессиональный жаргонизм иногда называют профессионализмом. Профессионализм – это неофициальное название, используемое в устной, неофициальной речи. Арго - язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы. Подъязык – это тематически ограниченная совокупность специальных и общмх языковых средств, используемых в определенной сфере человеческой деятельности. (Язык права)
Понятие речевой культуры и культура речи как лингвистическое учение
Культура речи - это определенные признаки и свойства речи, совокупность и система, которые свидетельствуют о её коммуникативном совершенстве. КР -это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения. КР - это область лингвистических знаний о КР как совокупности и системе её коммуникативных качеств. Критерии культуры речи · Правильность (соблюдение языковых норм) · Коммуникативная целесообразность- языковые средства должны соответствовать коммуникативный ситуации, · Точность- необходимо иметь представления о стилистических характеристиках слов и предложений А) правда-ложь Б) точность выражения мысли в слове · Употребление паронимов · Логичность · Ясность и доступность изложения · Чистота речи- отсутствие чуждых литературному языку элементов · Выразительность- такие особенности структуры речи, которые устойчиво поддерживают внимание и интерес у адресатов речи. Выразительность бывает информационной и эмоциональной. С категорией выразительность связывается разнообразие используемых языковых средств · Терминологический повтор в документах не является ошибкой. · Эстетичность- проявляется в неприятии литературным языком слов и выражений, оскорбительных для человека. · Уместность- подразумевает такой подбор слов и выражений, которые соответствуют условию коммуникации «В доме повешенного не говорят о веревке»
4. Лингвистическая теория общения и её междисциплинарный и интегрирующий характер Виды общения · По положению собеседников относительно друг друга Контактное- диктантное · По наличию опосредующего «аппарата» Непосредственное- опосредованное · С точки зрения форм сущ. Языка Устное- письменное · С точки зрения организации текста по признаку переменной, постоянной коммуникативной роли Диалогическое- монологическое · С точки зрения количества участников Межличностное- публичное- массовое При публичном общении адресат речи находится в поле зрения говорящего При массовой адресат речи не в поле зрения говорящего. · С точки зрения взаимоотношений общающихся и обстановки общения Частное - официальное
· С точки зрения соблюдения\несоблюдения канонов, строгих правил построения и употребления готового текста Свободное - стереотипное · С точки зрения личностных отношений и оценок при соблюдении или нарушении соц. Равновесия Кооперативное - конфликтное · По характеру передаваемого содержания Информационное - фатическое Коммуникативная ситуация и ее основная характеристика Любое общение происходит в соц. Ситуации. От общей соц. Ситуации необходимо отличать такую её часть, которая ведет к порождению и протеканию конкретной речи Коммуникативная ситуация_ это сложный комплекс внешних условий и внутренних состояний общающихся. Кто? Адресант Кому? Адресат Что? Тема Почему? Побу. Мотив Зачем? Цель Когда? Время Где? Место Каким образом? Условия общения Важнейшим компонентом КС является адресант и адресат речи. Это языковые личности, несущие в себе типизированные черты своего народа и своего времени, с другой стороны личный опыт, знания, оценки. Адресант прогнозирует в адресате определенный образ и строит своё речевое поведение в соответствии с этим. Необходимо учитывать также выработанные в науке риторике правила для говорящего и правила для слушающего. Высказыванию свойственна определенная тема, у адресата в качкстве стимула есть мотив как побудительная причина и цель, стремление к достижению определенного результата. Общение происходит в определенном месте и времени. Адресант и адресат являются носителями определенных статусов и ролей, взаимодействуют в соответствии с ними. КС характеризуется степенью контроля речевого поведения общающегося. В устном контактном общении огромную роль играют невербальные средства общения. 7. Коммуникативная неудача и её возможные причины Речевой этикет РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин. В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. К сфере речевого этикета относятся, в частности, принятые в данной культуре способы выражения сочувствия, жалобы, вины, горя и т.д. Так, например, в одних культурах принято жаловаться на трудности и проблемы, в других – не принято. В одних культурах рассказ о своих успехах является допустимым, в других – вовсе нет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора, что нет, и в какой ситуации.
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях: На уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините, До свиданья и т.п.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т.п.). На грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т.п.). На стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления, использование вместо этих слов эвфемизмов. На интонационном уровне: использование вежливой интонации (например, фраза Будьте любезны, закройте дверь может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование). На уровне орфоэпии: использование Здравствуйте вместо Здрасте, Пожалуйста вместо Пожалста и пр. На организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.011 с.) |