Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

Поиск

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

9)

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.

Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71—73 Конституции РФ. В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.

К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы. К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ. Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования. Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ. Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве). Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти. Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

10)

Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права: Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный договор.

2. Правовой обычай: обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается.

3. Судебный прецедент. Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.

4. Нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

5. Законы и подзаконные акты.

Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют: основные - Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу; конституционные - принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения; кодифицированные - сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений; текущие - принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

6. Нормативные договоры.

Источником права являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры.

Конституция – Основной Закон государства.

Предмет регулирования Конституции:

  1. права и свободы человека;
  2. организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей;
  3. устройство государственного механизма;
  4. политико-территориальное устройство;
  5. форма правления;
  6. форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

  1. учредительная – так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы;
  2. организаторская – потому что в Конституции установлен правовой порядок в стране;
  3. идеологическая – так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики;
  4. информационная – так как является главным источником информации о стране, ее принявшей;
  5. стабилизирующая – так как путем принятия устойчивых конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в определенном направлении;
  6. программная – так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

Конституция как основа нормативно-правовых отношений и как нормативно-правовой акт обладает следующими свойствами:

  1. основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство Федерации);
  2. нормативность;
  3. высшая юридическая сила – ее нормы по правовой силе превышают иные законы;
  4. особый порядок ее принятия и изменения – отличный от принятия федеральных законов;
  5. учредительность.

Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Конституция РФ:

1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому-либо другому;

2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ);

3) устанавливает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

Нормативно-правовые акты делятся на две группы:

· законы - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения (Конституция РФ, федеральные законы, федеральные конституционные законы);

· подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов (указы Президента РФ, постановления правительства РФ).

11)

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.

Система права
Институт права Подотрасль права Отрасль права
совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования
в трудовом праве — институт охраны труда; в конституционном — институт гражданства; в гражданском — институт купли-продажи и т. д. в гражданском праве подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких, как институт поставки, мены, подряда и др. конституционное право; уголовное право; финансовое и др.


2. Виды институтов права

Основания для классификации Наименование видов Их сущность
По сферам распространения Отраслевые Сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходит за рамки одной отрасли права (например, в уголовно-процессуальном праве институт потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого)
Межотраслевые Существуют и действуют в рамках двух или более отраслей права
По правовому характеру Материальные Регулируют реально складывающиеся между людьми отношения по поводу производства, распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации субъектами общественных отношений своих прав и свобод
Процессуальные Регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы (порядок разрешения споров, конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т. п.), которые имеют важное значение и тесно связаны с использованием и реализацией индивидами своих прав
По выполняемым функциям Регулятивные Регулируют соответствующие общественные отношения
Учредительные Закрепляют правовой статус субъекта общественных отношений
Охранительные Охраняют нормальный ход и развитие общественных отношений, оберегают от пагубного воздействия с чьей-либо стороны
По внутренней структуре Простые Не содержат в себе каких-либо внутренних образований
Сложные Имеют в составе мелкие самостоятельные элементы — субинституты

3. Отрасль права характеризуется:

предметом правового регулирования, то есть общественными отношениями, образующими в силу их специфики особые системы связи между юридическими нормами методом правового регулирования — различными способами правового воздействия государства на общественные отношения
Конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право
Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.) Уголовное право — отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться
Семейное право регулирует брачно-семейные отношения; условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д. Уголовно-процессуальное право — отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам
Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов Гражданское процессуальное право — отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам
Трудовое право — отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха  

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права — это своего рода наднациональная отрасль права.

 

Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования.

Предмет правового регулирования – взаимоотношение людей игос-ва, людей между собой, социальные и технические нормы.

Правовые методы регулирования:

- централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права.

- децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.

Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования:

- запрет - возложение обязанности воздержаться от определенных действий;\

- обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц;

- дозволение - предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах.

- факультативным способом правового регулирования являетсярекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации.

Использование этих способов дает тип правового регулирования - определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве.

Существуют два типа правового регулирования:

1. Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов.

2. Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.

Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как всю правовую систему, общество в целом (например, общедозволительное регулирование в праве является, как Вы помните, неотъемлемой чертой демократических политических режимов), так и отдельную сферу общественных отношений.

Процесс правового регулирования осуществляется также определенными методами правового регулирования, под которыми понимается совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. В зависимости о преобладания того или иного способа регулирования выделяют:

- императивный метод;

- диспозитивный метод;

- охранительный метод.

Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли.

12)

Правовые отношения (правоотношения) — те из них, которые регулируются нормами права. С точки зрения права каждый участник правоотношений обладает набором определенных прав и обязанностей, поэтому правовые отношения можно определить как общественные отношения, возникающие на основе взаимных прав и обязанностей участвующих в них лиц.

Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Правоотношения возникают между людьми,гражданами-предпринимателями, государственными органами,предприятиями, фирмами, кооперативными и иными организациями.

В правоотношении принято выделять:

§ содержание - юридические права и обязанности участников правоотношения;

§ объект — те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение;

§ субъекты — физические и юридические лица, участвующие в правоотношении.

 

Правоотношение состоит из четырех элементов:

субъектов правоотношения;

субъективного права;

юридической обязанности;

объектов правоотношения.

 

 

Субъект правоотношения - это человек и (или) организация, которые согласно действующим нормам права могут вступать и вступают в конкретные правоотношения.

Для э Правоспособность - это признанная государством способность обладать правами и обязанностями. Каждый человек (физическое лицо) получает правоспособность в момент рождения и лишается ее в момент смерти. Юридическое лицо получает правоспособность в момент государственной регистрации и лишается ее в момент завершения процесса ликвидации.

Дееспособность гражданина — способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности. По сути она означает способность человека нести правовую ответственность за вред, который он причинил своими действиями. В отличие от правоспособности дееспособность предполагает наличие у человека определенного уровня психической зрелости. Поэтому дееспособностью не обладают люди, которые не способны отвечать за свои действия: некоторые психически нездоровые люди (если это признано судом) и дети до определенного возраста.

того они должны обладать двумя свойствами: правоспособностью и дееспособностью.

Субъективное право - это установленные нормой права вид и мера возможного поведения.

Субъективное право включает четыре правомочия:

§ определенного поведения управомоченного лица;

§ требования совершения определенных действий от обязанного лица;

§ принудительного осуществления обязанностей путем обращения в компетентные органы государства;

§ пользования определенным социальным благом, ценностью.

Юридическая обязанность

Юридическая обязанность — это предписанные лицу и обеспеченные возможностью государственного принуждения вид и мера должного поведения, которым необходимо следовать в интересах управомоченного, т. е. носителя субъективного права.

От исполнения обязанности нельзя отказаться и нельзя быть недобросовестным при ее исполнении. Любое отклонение от обозначенной в правовой норме меры будет рассматриваться как правонарушение и влечь нежелательные правовые последствия для обязанного лица.

Юридическая обязанность, которая является обратной стороной субъективного права, включает необходимость:

§ совершать определенные действия или воздерживаться от них;

§ реагировать на законные требования управомоченного;

§ нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;

§ не препятствовать управомоченному пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Объекты правоотношения

Объекты правоотношений - материальные и духовные блага, ради которых люди вступают в конкретные отношения: природа, предметы, произведенные человеком, деньги, ценные бумаги и др.

Объектами правоотношений могут быть результаты интеллектуальной деятельности, а также блага, связанные с жизнью и здоровьем человека (например, в уголовно-правовых отношениях).

Характеристика правоотношений будет неполной, если не назвать ту роль, которую играют в ходе их возникновения и реализации юридические факты.

Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм.

Юридические факты делятся на две группы:

§ события;

§ действия.

События - жизненные ситуации, которые происходят независимо от воли людей (естественная смерть человека, стихийное бедствие и др.) и с наступлением которых закон в ряде случаев связывает возникновение правоотношений (наследование, выплата страховых сумм и т. д.).

Действия - жизненные обстоятельства, наступление которых зависит от воли и сознания людей как будущих участников возникающих правоотношений.

Сточки зрения законности все юридические действия людей подразделяются на:

§ правомерные;

§ неправомерные.

В свою очередь, правомерные действия делятся на юридические акты, которые специально совершаются людьми в целях вступления их в определенные правоотношения (например, заключение брака, подача искового заявления в суд), и юридические поступки, которые специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут по закону определенные правовые последствия (например, гражданин написал письмо в газету в целях решения экологической проблемы района, после публикации письма у гражданина появляется право авторства на эту публикацию, хотя такой цели при написании письма он не преследован).

Неправомерные действия — это правонарушения (в том числе уголовные преступления), неисполнение договорного или иного обязательства, совершение недействительной сделки, причинение вреда. Закон связывает с неправомерными действиями наступление неблагоприятных юридических последствий.

Неправомерные действия как юридические факты можно подразделить на преступления (как наиболее опасные деяния) и проступки (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые).

Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по нормированию труда должен совершиться, согласно нормам права, соответствующий юридическийфакт. Юридические факты, влекущие за собой возникновение правоотношений по нормированию труда, именуются основаниями их возникновения. Особенность этих фактов состоит в том, что таковыми в трудовом праве не могут служить события, правонарушения, единичный административный акт. Указанные факты в трудовом праве представляют собой правомерные действия - волеизъявления работника и руководителя, действующего от имени работодателя, совершаемые с целью установить правоотношения по нормированию труда. Поскольку они являются именно правомерными волеизъявлениями людей, их называют юридическими актами[1].

Правоотношение по нормированию труда основано на волеизъявлении его участников, правовым выражением которого являются трудовой договор и коллективный договор. Данные документы содержат отсылочные диспозиции к локальным нормативным актам по нормированию труда. В этом качестве как трудовой договор, так и коллективный договор играют очень большую роль в механизме правового регулирования отношений по нормированию труда, они выступают основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений по нормированию труда.

По общему правилу, трудовой договор является основанием возникновения большинства трудовых правоотношений, в том числе и по нормированию труда. Но в данном конкретном случае правовые нормы связывают возникновение правоотношений по нормированию труда не с одним юридическим актом, каковым является трудовой договор, а с несколькими. В совокупности эти юридические акты являют собой так называемый сложный юридический состав, который служит основанием возникновения правоотношений по нормированию труда. Существование указанных составов обусловлено спецификой труда отдельных категорий работников, особой сложностью выполняемых ими работ.

Нормы труда могут быть установлены в ведомственных нормативных актах, локальных нормативных актах, ссылки на которые содержатся как трудовом договоре, так и в коллективном договоре. В конце концов, нормы труда могут быть установлены и на основании судебного решения.

Каждый из указанных актов в совокупности с трудовым и коллективным договором представляет собой основание возникновения правоотношений по нормированию труда. Эти основания и являются сложными юридическими составами, включающими трудовой договор и указанные акты, совершаемые в определенной последовательности, где трудовой договор, как правило, «замыкает» иные совершенные до него акты.

Независимо от различий и числа юридических актов, входящих в сложные юридические составы, в них обязательно наличествует трудовой договор, который занимает определенное место

Юридические акты, являющиеся основаниями изменений правоотношений по нормированию труда, бывают обычно двусторонними актами. Изменение норм труда требует согласия как работника, так и органов, представляющих интересы работников, а также органов, осуществляющих контроль в сфере труда.

В зависимости от того, какой из субъектов правоотношения по нормированию труда проявил инициативу, основаниями измененич этого правоотношения могут служить:

· соглашение сторон (обоюдная воля, т.е. инициатива сторон);

· волеизъявление каждой из сторон: инициатива работника либо инициатива работодателя;

· волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной трудового правоотношения.

Таким образом, основаниями возникновения и прекращения правоотношений по нормированию труда являются сложные юридические составы, которые замыкают трудовой или коллективный договор.

Юридический факт - это указанное в гипотезе нормы права конкретное жизненное обстоятельство, которое является основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридические факты относятся к так называемым юридическим предпосылкам возникновения правоотношений (норма права, правосубъектность, юридический факт).

Виды юридических фактов:

По характеру последствий:

правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По волевому признаку:

события, действия (бездействие).

Наступление событий не зависит от воли субъектов правоотношений (например, гибель застрахованного имущества от пожара или наводнения).

Действия (бездействие) - это внешнее выражение воли и сознания людей (например, составление завещания, дарение).

Действия подразделяются на правомерные (дозволенные) и неправомерные (запрещенные).

Среди правомерных действий различают: юридические поступки, то есть действия совершенные без цели породить определенные юридические последствия (например, находка чужой потерянной вещи) и - юридические акты, то есть действия, совершенные с целью породить соответствующие юридические последствия (например, заключение сделки, вынесение судом приговора).

Синонимом «неправомерного действия (бездействия)» является «правонарушение» (уголовное, административное и т.д.).

По характеру действия во времени:

факты однократного действия (например, возврат ссуды), факты-состояния (например, состояние в кровном родстве, в трудовом договоре, в браке, нетрудоспособность и т.п.) - это факты непрерывного юридического действия, которые вызывают множество правоотношений.

13)

Законность — сложное явление и в теории права понимается по-разному: как принцип, как метод, как режим государственного руководства обществом. Но при этом смешиваются разные понятия. При понимании законности как принципа деятельности происходит отождествление законности с правовыми идеями. При таком подходе законность из сферы поведения субъектов перемещается в сферу правосознания.

Правопорядок - это основанная на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Законность представляет собой взаимоотношения органов государства с гражданами, при которых эти взаимоотношения строятся на основе законов, и за отступление от них наступает юридическая ответственность. Суть данного понятия состоит в строгом, точном и неукоснительном соблюдении, исполнении и применении норм права участниками общественных отношений. Обязанность соблюдения законов ложится на обе стороны, а юридическая ответственность за неисполнение законов возлагается на любую сторону независимо от положения субъекта. Следовательно, режим законности уравнивает всех граждан общества по отношению к законам.
Принципы законности образуют основное ее содержание и состоят в следующем: единство законности, верховенство закона, целесообразность и реальность. Гарантиями законности являются средства и условия, обеспечивающие соблюдение правовых предписаний. Правовыми гарантиями законности выступают следующие факторы: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты и ответственности. Законность необходимо отличать от близкого понятия правопорядка, который основывается на законности.
Правопорядок - это совокупность правовых отношений, урегулированных правом и основанных на законности. Следовательно, правопорядок - это фактическое состояние общественных отношений и результат законности. Среди особенностей правопорядка можно выделить следующие: предусмотренность данных отношений в нормах права; возникновение правопорядка после реализации норм; обеспечение его соблюдения средствами государства; правопорядок является результатом законности. Правопорядок составляет основу более широкого понятия - общественный порядок, который представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, достигаемое с помощью соблюдения правовых норм и других социальных регуляторов.

14)

Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества. Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению.

Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:

  1. совершается конкретным человеком;
  2. происходит в определенном месте и в определенное время;
  3. приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;
  4. характеризуется точными конкретными признаками, притом что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами.

Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:

  1. правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие);
  2. правонарушение – это всегда виновное деяние;
  3. правонарушение – это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты.

Правонарушение – это деяние, поступки людей, поведение, действие или бездействие. Деяние – это внешне объективированный акт, который проявляется и воспринимается как отношение субъекта к реальной действительности, иным субъектам, государству и обществу. Вина является субъективным моментом деяния и необходимым признаком правонарушения.

Итак, правонарушения – это:

  1. противоправные, виновные действия;
  2. противоречащие нормам права деяния;
  3. общественно опасные деяния;
  4. нарушение общественных и личных интересов, общественного правопорядка и субъективных прав.

Правонарушения по степени общественной опасности (вредности) подразделяются на преступления и проступки. Преступления - виновно совершённые общественно опасные деяния и запрещённые уголовным законом под угрозой наказания. Противоправные проступки имеют меньшую степень обществен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.146.66 (0.014 с.)