Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.
Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина 1. Согласно ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения и пр.: "Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Запрет дискриминации по указанным признакам соответствует ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод*(161). Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, состоит в совершении действия (бездействия), направленного на дискриминацию, т.е. нарушение прав гражданина или группы граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (например, отказ в регистрации по месту жительства лиц определенной национальности, отказ в приеме на работу гражданина по причине несогласия с его политическими или религиозными убеждениями). 2. Состав преступления в новой редакции комментируемой статьи сформулирован как формальный. Для квалификации содеянного как дискриминации не требуется наступления каких-либо конкретных материальных последствий преступления. 3. Субъективная сторона - прямой умысел. Мотив и цель не имеют значения для квалификации. 4. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет. 5. Квалифицирующим признаком деяния является совершение его лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 комментируемой статьи).
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции 1. Объективная сторона преступления выражается в установлении монопольно высоких или монопольно низких цен, в ограничении конкуренции путем раздела товарного рынка, в ограничении доступа на товарный рынок, в устранении с него других субъектов экономической деятельности, в установлении или поддержании единых цен. 2. Общественная опасность преступления состоит в том, что указанные действия существенно сужают возможности конкуренции либо делают ее невозможной, нанося тем самым ущерб рыночной экономике. 3. Обязательным условием наступления ответственности по комментируемой статье является совершение указанных в ней действий путем сговора или согласования действий между руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами органов федерального и других уровней исполнительной власти. 4. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы совершенные деяния, предусмотренные диспозицией ч. 1 комментируемой статьи, повлекли причинение крупного ущерба. 5. Преступление умышленное, т.е. виновный осознает, что совершаемые им действия ведут к ограничению или устранению конкуренции, и желает этого. 6. О понятиях "группа лиц, действующих по предварительному сговору" и "организованная группа" см. ст. 35 УК. 7. Часть 3 комментируемой статьи наряду с действиями, совершенными организованной группой, устанавливает ответственность за деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства. В этих случаях совершается посягательство не только на законную экономическую деятельность, но и на личность или на собственность. 8. Применение насилия предполагает причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, иных насильственных действий, не повлекших вреда для здоровья. 9. Посягательство на чужое имущество может быть связано с его уничтожением и повреждением любым способом. 10. Субъектом преступления могут выступать лица, указанные в комментарии к данной статье.
Незаконная охота.
Статья 258. Незаконная охота 1. Преступление посягает на отношения по охране и рациональному использованию диких животных. Федеральный закон "О животном мире" устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются этим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае. К таким актам прежде всего относятся: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", содержащий общие положения; постановление Правительства РФ от 26.07.93 N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации"*(286); приказ Минсельхоза России от 24.12.93 N 315 "О предоставлении права на охоту" (в ред. от 16.09.98)*(287); Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Правительства от 10.10.60 N 1548 (в ред. от 03.05.94)*(288); Правила охоты, содержащиеся в законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ. 2. Предмет преступления составляют дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенные на свободу в целях разведения независимо от того, в чьем ведении эти угодья находятся. Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14), а отстрел или иное умерщвление таких зверей и птиц - как умышленное уничтожение чужого имущества (см. коммент. к ст. 167, 168). 3. Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц (ст. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР). Охота с нарушением установленных правил признается незаконной и влечет уголовную или административную ответственность. 4. С объективной стороны преступную незаконную охоту в смысле комментируемой статьи образует только нарушение правил охоты при наличии в действиях виновного хотя бы одного из признаков состава, указанных в этой статье. Признаками незаконной охоты является охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, или в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами. Право на охоту регулируется приказом Минсельхоза России "О предоставлении права на охоту". Правом охоты с огнестрельным охотничьим оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользование животным миром в виде платы за лицензию, отчислений от членских взносов в общества охотников и др. 5. Охотой без надлежащего разрешения признается: охота без охотничьего билета или с просроченным билетом; лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований; безлицензионная охота; охота без договора с заготовительными и охотничье-промысловыми организациями на сдачу мяса и пушнины; охота в приписном охотничьем хозяйстве без путевки его администрации. Добыча зверя или птицы сверх установленной в правилах охоты, договоре или лицензии нормы либо не тех пород, на добычу которых выдано разрешение, также считается охотой без разрешения. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их численности, статуса, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждается Правительством РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1289 (в ред. от 30.07.98)*(289). Не относятся к объектам охоты животные, хотя и указанные в данном Перечне, но занесенные в Красную книгу РФ. Иные виды пользования животными, занесенными в Красную книгу РФ (в научных целях, для разведения, восстановления численности и т.д.), регулируются постановлением Правительства РФ от 06.01.97 N 13 "Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" (в ред. от 24.04.03)*(290). Приказом Госкомэкологии России от 19.12.97 N 569 утверждены Перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (в ред. от 05.11.99)*(291). 6. К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами. Перечень и границы запрещенных для охоты мест, а также охотничьих хозяйств с указанием их ведомственной принадлежности дается в приложении к правилам охоты, утверждаемым отдельно для каждого субъекта Федерации. 7. Охота в запрещенные сроки - это охота в то время, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для добычи определенных видов птиц и зверей. 8. Перечни запрещенных орудий и способов охоты изложены в постановлении Правительства РФ "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира", а также в Правилах охоты. Например, повсеместно запрещается пускание огненных палов, использование оружия военного и спортивного образца, применение сетей, охота "из-под фар", добывание животных, находящихся в бедственном положении. В зависимости от местных условий эти перечни могут несколько сужаться или расширяться. 9. При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо исходить из разъяснений постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14 (см. коммент. к ст. 256). Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей зубра, лося, оленя. Незаконная охота, причинившая крупный ущерб, сформулирована законодателем как материальный состав. Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба. Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по не зависящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба. Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утверждаемым Правительством РФ. Действующими являются таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденные приказом Минсельхоза России от 25.05.99 N 399*(292). Таксы предусматривают размер взысканий, исчисляемый в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда на момент совершения преступления. Если ущерб причинен на территории государственного заповедника или заказника, то коэффициенты кратности, указанные в таксах, должны быть увеличены вдвое. За разорение нор ондатры и бобра ущерб исчисляется в трехкратном размере суммы за особь, что следует учитывать при определении крупного ущерба. 10. Под механическим транспортным средством следует понимать автомашины, мотоциклы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы, электрические, строительные и другие самоходные машины, указанные в Правилах дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 (в ред. от 07.05.03)*(293). К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты. 11. Понятие применения транспортных средств аналогично рассмотренному в коммент. к ст. 256. 12. Способы массового уничтожения птиц и зверей аналогичны рассмотренным в коммент. к ст. 256. 13. Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты (промысловой, спортивной, любительской) на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Перечень таких редких и исчезающих животных дается в Правилах охоты. Запрещается также добывание птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ. О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, см. постановление Правительства РФ от 19.02.96 N 156 (в ред. от 24.04.03)*(294). 14. Понятие заповедника, заказника, зон экологического бедствия и зон чрезвычайной экологической ситуации см. в коммент. к ст. 262 и 247. 15. Под использованием лицом своего служебного положения понимается использование прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, для занятия незаконной охотой, например работниками органов охотнадзора, руководителями заготовительных организаций, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти. Незаконная охота, совершенная лицом с использованием служебного положения, дополнительной квалификации по ст. 201, 285 УК не требует, поскольку содеянное охватывается ч. 2 комментируемой статьи. 16. О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. в коммент. к ст. 35. 17. Преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) считается оконченным с момента начала выслеживания или преследования птиц и зверей независимо от того, были ли они добыты (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14). 18. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает незаконную охоту, и желает этим заниматься. 19. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
|