Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Факторы, определяющие, характер и направление долговой политики РФ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

на тему: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ

 

 

Выполнил: студент

группы 3ЭК-1 Барков Е.А.

 

Научный руководитель:

к. э. н., доцент Веремейкина В.Д.

 

 

К защите _________________

Защищена с оценкой __________

 

Москва 2015

Содержание

Глава 1. Факторы, определяющие, характер и направление долговой политики РФ

1.1Экономическое содержание государственного долга……………3

1.2Формы долговых обязательств…………………………………….8

1.3 Зарубежный опыт обслуживания государственного долга….…10

Глава 2. Особенности современной долговой политики

2.1. Долговая политика на внутреннем и международных рынках

капитала………………………………………………………………..12

2.2.Приоритеты государственной поддержки гарантий……………14

2.3. Взаимодействие с многосторонними банками развития……....16

Глава 3. Основные направления долговой политики России……....18

Формы долговых обязательств

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих пяти формах.

Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Основными покупателями долговых ценных бумаг являются институциональные инвесторы, такие как страховые компании и пенсионные фонды размещающие средства своих клиентов, преимущественно в консервативные активы.

Но и частные инвесторы особенно на развитых рынках, не обходят стороной этот вид ценных бумаг. Можно даже отметить следующую тенденцию: Чем более развитой является страна, тем большее число инвесторов предпочитает акциям именно облигации.

Это связанно с тремя факторами:

1. Размером капитал - крупным частным инвестором есть что терять.

2. Желание получать стабильный доход на свой крупный капитал

3. Культурой инвестирования

Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.

Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры о предоставлении РФ муниципальных гарантий. Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

 

 

Глава 2. Особенности современной долговой политики

Библиографический список

 

1. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации на 2014 год

3. Государственные и муниципальные финансы Бабич А.М., Павлова Л.Н. Юнити 2012

4. Васин, Ю. Ф. Бюджетная политика: проблемы государственного долга западных стран и мировой финансово-долговой кризис / Ю. Ф. Васин // Финансовый бизнес. – 2012. - № 5.

5. Толстоброва, Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских // Финансы и кредит. - 2013. - № 20. - С. 37-42.

6..Тищенко, Т. Государственный бюджет / Т. Тищенко // Экономико-политическая ситуация в России. - 2012.

7. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской федерации: учебник / А. С. Нешитой. - Москва: Дашков и К, 2011.

8. Крохина, Ю. А. Бюджетное право России: учебник / Ю. А.Крохина. - Москва: Юрайт, 2012.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

на тему: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ

 

 

Выполнил: студент

группы 3ЭК-1 Барков Е.А.

 

Научный руководитель:

к. э. н., доцент Веремейкина В.Д.

 

 

К защите _________________

Защищена с оценкой __________

 

Москва 2015

Содержание

Глава 1. Факторы, определяющие, характер и направление долговой политики РФ

1.1Экономическое содержание государственного долга……………3

1.2Формы долговых обязательств…………………………………….8

1.3 Зарубежный опыт обслуживания государственного долга….…10

Глава 2. Особенности современной долговой политики

2.1. Долговая политика на внутреннем и международных рынках

капитала………………………………………………………………..12

2.2.Приоритеты государственной поддержки гарантий……………14

2.3. Взаимодействие с многосторонними банками развития……....16

Глава 3. Основные направления долговой политики России……....18

Глава 1. Факторы, определяющие, характер и направление долговой политики РФ

1.1. Экономическое содержание государственного долга

 

Политика в области государственного долга для большинства стран является важной составляющей финансовой политики, от ее эффективности зависит международный имидж государства, отношение инвесторов и потенциальных партнеров. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. На практике государственным долгом считают долговые обязательства России перед физ. лицами и юр. лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В некоторых странах к государственному долгу относятся также обязательства международных институтов, которые по своей природе являются надгосударственными образованиями, т.е. существует более широкое представление о государственном долге. Напротив, в ряде стран в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц.

Три века назад Дэвид Хьюм выразил свое недовольство государственными займами следующим образом: «Министру не терпится прибегнуть к этому средству, чтобы не слишком обременять народ налогами, не навлекать на себя публичную критику и выглядеть важной персоной в период своего правления. Поэтому любое правительство почти неизбежно будет злоупотреблять долгом... В результате... либо нация уничтожит государственный кредит, либо государственный кредит уничтожит нацию». Хьюм, конечно, погорячился. Долг не уничтожил ни одной нации, но некоторым странам, включая Россию, он причинил большой вред. Не сам по себе, а потому что с ним небрежно обращались.

В последнее время виден стремительный рост объема государственного долга и величины расходов на его обслуживание. Что не может иметь положительный эффект на экономику страны в целом. Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Основой возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

1. Осуществление крупных государственных программ

2. Стихийные действия, военное время и другие чрезвычайные обстоятельства

3. Непредвиденный рост инфляции

4. Спад экономики также может стать причиной бюджетного дефицита

5. Налоговые льготы

Бюджетный дефицит не всегда относится к разряду чрезвычайных событий для государства. Еще Джон Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества: таких как приведенная раннее осуществления крупных государственных программ в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. В таких случаях несбалансированный бюджет даже полезен.

Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга. Большая часть государственного долга обычно возникает внутри страны. В основном займы поступают от предприятий и более или менее зажиточных домашних хозяйств. Таким образом, граждане тем или иным образом способом оплачивают издержки государственного долга, в частности путем уплаты налогов, предоставляя государству возможность платить проценты по государственному долгу. Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

· задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;

· задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;

· задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;

· внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

· вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленные настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства.

В этой же статье дается более узкое понятие - внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

По своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования. А внешний долг – это задолженность правительства страны перед иностранными кредиторами.

Наличие некоторого внешнего долга у каждой страны – это весьма заурядное явление современной экономической жизни, так как активное участие государства в процессе производства и распределения требует привлечения заемных средств для финансирования своих расходов. Возможность займа за границей позволяет расширить возможности правительства по стимулированию спроса в экономике.

Однако в некоторых случаях это заурядное явление начинает создавать незаурядные проблемы государству и его кредиторам. Такие проблемы возникают, когда суммы, которые приходится тратить из бюджета страны на обслуживание внешнего долга, становятся слишком большими, собственных источников становится не достаточно для продолжения обслуживания долга, а возможность рефинансирования долга на внутреннем и внешнем рынках пропадает. В этом случае правительству страны ничего не остается, как объявить о приостановлении обслуживания своих внешних обязательств, то есть объявить дефолт по внешнему долгу (внешний дефолт).

Один только намек на возможность дефолта на уровне государства мгновенно портит его международную репутацию перед инвесторами и заставляет их выводить капиталы. В новых экономических условиях, отличных от тех, что имелись 16 лет назад, вероятность дефолта в разы ниже. Однако главная составляющая решения о дефолте – политическая. Если власть осознает последствия очередного дефолта, она любыми способами должна пытаться его избежать.

Рассмотрим причины того, что внешний долг страны возрастает до угрожающих величин:

1. Высокий дефицит бюджета страны приводит к тому, что стране приходится занимать на внутреннем и/или внешнем рынках. Если данное явление становится структурной проблемой, решение которой все время откладывается на потом, это неизбежно приведет к долговому кризису.

2. Высокая ставка процента обслуживания долга. Когда сам внешний долг вырастает до тех величин, которые кажутся опасными для иностранных инвесторов, вложивших средства в активы данной страны, ставка процента повышается. Это приводит к тому, что правительству приходится выплачивать из бюджета все большие средства на обслуживание долга, или рефинансировать долг, беря взаймы все большие суммы. Так долг начинает расти в геометрической прогрессии.

3. Рост валютного курса вызывает рост суммы долга в пересчете в отечественную валюту. Так как выплата долга правительством, ведется из собранных налогов, то можно говорить об увеличении бремени долга страны.

4. Проблемы с внутренним рынком заимствований. Если ставка процента на внутреннем рынке велика, и правительство вынуждено сокращать объем внутреннего долга, часто оно прибегает к дополнительным заимствованиям на внешнем рынке, переводя часть внутреннего долга во внешний долг.

5. Зависимость нефтегазового дохода. Это свойство не характерно для большинства стран. Но для РФ имеет важную составляющую. Последнее десятилетие 40-50% российского бюджета формировалось за счет нефтегазовых доходов. Все время планируется ее снижение, но пока не видно никаких глобальных действий в решение этой проблемы.

Проблема внешнего дефолта доставляет не меньшие неприятности и кредиторам, которые могут из-за дефолта страны должника попросту обанкротиться. Не удивительно, что были созданы специальные организации кредиторов: Парижский клуб кредиторов, объединивший основные страны – кредиторы (в их число вошла и Россия) и Лондонский клуб, объединивший банкиров для решения проблем с внешним долгом.

В 1980-х годах существовало 2 мнения по поводу разрешения проблем кредиторов:

План Бейкера (Baker plan, 1985-1988) предполагал решить проблему с помощью выдачи новых кредитов странам должникам для того, что бы они могли выиграть время и увеличить свой экспорт и производство, чтобы выплатить и новые и старые долги. План предполагал обязательное осуществление структурных реформ в странах-должниках. Был признан неудачным, и был заменен на план Брэди.

План Брэди (Brady plan, 1989) предполагал прощение части долга странам должникам. Кредиторам предлагалось списать часть долга, перевести его в более длинные бумаги с меньшей доходностью. МВФ должен активно участвовать в помощи станам, остро нуждающимся во внешних займах, а не ждать того, как разрешатся переговоры с кредиторами. Оказался более успешным.

Программа внешних заимствований, разработанная Минфином РФ, устанавливает предельный размер государственных внешних займов РФ, а также максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год, ежегодно утверждаемый в форме федерального закона. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. По оценкам экономистов, Россия может относительно безопасно осуществлять платежи при ежегодном росте экономики на уровне 7–10%

Формы долговых обязательств

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих пяти формах.

Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Основными покупателями долговых ценных бумаг являются институциональные инвесторы, такие как страховые компании и пенсионные фонды размещающие средства своих клиентов, преимущественно в консервативные активы.

Но и частные инвесторы особенно на развитых рынках, не обходят стороной этот вид ценных бумаг. Можно даже отметить следующую тенденцию: Чем более развитой является страна, тем большее число инвесторов предпочитает акциям именно облигации.

Это связанно с тремя факторами:

1. Размером капитал - крупным частным инвестором есть что терять.

2. Желание получать стабильный доход на свой крупный капитал

3. Культурой инвестирования

Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.

Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры о предоставлении РФ муниципальных гарантий. Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.185 (0.013 с.)