Своеобразие периода раннего детства, его значение. Особенности высшей нервной деятельности детей в раннем возрасте. Основоположники педагогики раннего возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие периода раннего детства, его значение. Особенности высшей нервной деятельности детей в раннем возрасте. Основоположники педагогики раннего возраста.



Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

Особенности высшей нервной деятельности ребенка в раннем возрасте. Условные рефлексы появляются достаточно быстро, но медленно закрепляются. Например, умения, привычки, нормы поведения к трем годам не достаточно устойчивы. Значит их формирование у ребенка возможно лишь при постоянных упражнениях, напоминании и требовании к ребенку со стороны всех взрослы, воспитывающих его. Для ВНД этого возраста характерна неуравновешенность основных нервных процессов: процесс возбуждения преобладает над торможением. Малыша гораздо легче научить, чем воздержать от действия. Тормозные рефлексы требуют большого количества повторений, чем положительные. Например, спокойно сидеть в очереди к врачу. Важно знать, что именно в раннем возрасте ребенку необходимо научиться знать и понимать слова «надо», «нельзя», «можно» и должным образом себя вести. В два, три года у ребенка можно выработать большое количество условных рефлексов. Но делать это осторожно. Нельзя все и всегда запрещать ребенку, прерывая деятельность, например, «не бегай», «не кричи», «не бери» и т.д. Данные запреты могут спровоцировать срыв нервной системы. В таких случаях ребенок либо слишком возбудим, либо наоборот, слишком пассивен. И то и другое плохо.
У детей в раннем возрасте слабая лабильность нервных процессов. Они не могут быстро начать или приостановить действие. Не нужно требовать от детей быстрого переключения с первого занятия на второе.

 

Развитие и воспитание детей второго года жизни, организация жизни детей (режим, оборудование). Развитие основных движений, развитие эмоций и потребности в общении. Развитие речи, и приемы ее формирования. Роль взрослого.

Темп психического и физ. развития детей на 2-м году жизни менее интенсивен, чем на 1-м. К концу 1-го года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на 2-м году жизни. Поэтому ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками. Движения. Важную роль в развитии движений у детей 2-го года жизни играет организация спец. условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнаст. упражнений. Ведущим видом движений в это время является самостоятельная ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, поэтому она вызывает у него положит. эмоции. Ходьба дает малышу возможность лучше ориентироваться в мире предметов, познавать их свойства, взаимосвязи и т. д. Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действенного мышления). По мере того как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их. К концу 2-го года ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, свободно преодолевает препятствия, бегает.

 

Сенсорное воспитание – основа умственного воспитания. Содержание сенсорного воспитания.

Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств. Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве, времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направления пространства, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

 

Понятие нравственного воспитания и развития. Значение нравственного воспитания, В.А. Сухомлинский о нравственном воспитании детей. Задачи нравственного воспитания. Роль семьи в нравственном воспитании детей.

Нравственное воспитание дошкольников – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Нравственное развитие дошкольников – это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо Воспитание для Сухомлинского -- это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека». Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении челове Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей: «У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств -- сочувствия, сострадания, отзывчивости. ческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.

 

15. Роль М.Монтессори в развитии дошкольного образования. Принципы М.Монтессори

Методика Монтессори заключается, прежде всего, в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. В школах и садах Монтессори деление на группы и классы чисто условное - по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому - со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами. педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому». Чтобы понять возможности педагогики Монтессори для совершенствования образования детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, необходимо рассмотреть принципы педагогической системы Марии Монтессори. Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.005 с.)