Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зажигательные и дымовые средства

Поиск

Под зажигательным оружием понимают зажигательные вещества и средства их боевого применения. Они предназна­чены для поражения личного состава, уничтожения и по­


вреждения вооружения, техники, сооружений и других объ­ектов. К зажигательным веществам относятся зажигатель­ные составы на основе нефтепродуктов, металлизированные зажигательные смеси и термитные составы (последние спо­собны прожигать листы стали).

Для применения зажигательных веществ в армиях капи­талистических государств используются зажигательные бом­бы авиационные зажигательные баки, артиллерийские за­жигательные снаряды, танковые и ранцевые огнеметы, огне­вые фугасы и ручные зажигательные гранаты и шашки.

Наиболее надежной защитой личного состава от зажи­гательного оружия являются фортификационные сооруже­ния. Кратковременной защитой могут служить средства ин­дивидуальной защиты, а также шинель, бушлат, ватная куртка, плащ-палатка.

При попадании зажигательных средств на обмундирова­ние или открытые участки кожи необходимо немедленно уда­лить или потушить их. Воспламенившуюся одежду быстро снять, а те части горящей одежды, которые не могут быть быстро сброшены, прикрыть тканью или влажной землей. На обожженную поверхность кожи наложить повязку, смочен­ную водой или 2% раствором медного купороса.

При попадании зажигательных веществ на вооружение и технику тушение огня производится табельными огнету­шителями, а также засыпкой очагов горения землей, снегом, сбиванием пламени свежесрубленными ветками деревьев, плащ-палатками.

Дымовыми средствами, состоящими на снабжении раз­ведывательных подразделений, являются ручные дымовые гранаты, шашки, термическая дымовая аппаратура и система запуска дымовых гранат боевых машин.


6. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА Инженерное оборудование местности

В целях улучшения защитных и маскирующих свойств местности в отделеппи оборудуются одиночные окопы (рис. 92), траншея иди перекрытая ш.ель для личного состава и окоп для боевой уашпны. Окон с круговым обстрелом (рис. 93) должен бы;ь такой глубины, чтобы из вооружения машины, стояп..ей па дне, миж:ю было вести огонь поверх бруствера.

Ьслн окоп для ЬМП (ЬТР) устрашается в мерзлых или скальных груш;':-;, ти для отрыв.М! котлована применяют взрывчатые веп^с-к';: (Ги). Командир о! деления выделяет двух — четыре че.^'ук для о;|)1,'п;-л| турфов, гогсвггг четыре за()яда с чеп^' \'';.!!; ^'••м;! 0!рез|^:м!1 /[.тонирующего шнура

Н КаГ1С10ЛНМ]!-Д1Ч1)'1;1 I •.!^•;^:'!.

В ОТлрЬП!Л'.'!;:\';Ч;!;1 •;.|;'.':'; ИЛПГДО'! 110:1 ГОТОВЛ"Н НЫС ЗВрЯДЫ,

вставляя в од!!1" тро;пдг:^.ю шашку каждого заряда конец детонирующего 'пн\'р.'! с клююдем-детонатором^ Л(^'гой ко­нец шнура и1,п>о;'5!т;'а 1!".пе!^\иост11. Осторожно, без ударов комьями гр\''!т:) ['о з-"1;;1.\! шу;;;1'?)1 засыпают Командир от­деления нрпсп^д'"^^'"! ^-.'об''гпле |\о":.!1-,1 детс'!'"1'уюш2го шну­ра к капсюлю-детпиато-.у зажигател^лч.н трубки и приказы­вает всем хити в \кр'д"пе или отойти иа безопасное удаление (300 м). Убедившагь, что в радиусе до 300 м никого нет, он поджигает зажигателЕдг/ю тр\'бк\- и тоже уходит в укрытие. После взрыва к котловану подходит только командир. Он осматривает кптлопап и, е^ли!-:"е запялы взорвались, вызы­вает отделегпе, коуорое (уучпуго разр^пнивает бруствер и маскирует скоп.

При выполнении бо;д"тх задач разведчики устанавливают противотанковое п ^ротп "''пехотные мипдд. Чаше всего при­меняются пго-п^.т'"'"'' ^ь'?1 пптт^огусечицные мины с уси­лием:'раб--п!'-.;1^ '.";•-- "ОО;:,(- (2^-5 кН) ТЛЦ-Б (лере-вянш^н коп;;\'^) г; ТЧ-"" /^;ет:^лл^^т:'•скпй корпус). При уста­новке мппы ^:":<V.•;1':' I" •??•,-'гп.";'-1'', для п0" месго, устано-вигь "ину, 'уулу^ 1-;. г •••'; [:•'•.• ^•;•;^! взрь'г".тпь и перевести его в блгпое П!;.'!'!/'^'";!!"' ' •!;',';!: л, г; (кто "п(-'п^:'а<'птельн\ ю чску, нажат;, ду ":!••;!:;!!:'у:^^•\• взр!/и;пе.л; а;, юпить ее


Рис. 92. Одиночны" окопы:

в—для стрельбы из автомата стоя; б— для сгру.чь^ы из пулемета стоя; в— пер? крытая июль на отделение (экипаж)


Рис. 93. Окоп с круговым обстрелом:

а—для СГР; б—для БМГТ (БРМ)


подлицо с крышкой, замаскировать мину, как показано на ^с. 94.

Рис. 94. Противотанковая мина ТМ-57:

а—общий вид; б—разрез; /—металлический корпус мины: 2 — на­жимная крышка; 3 — взрывчатое вещество: 4, 5 — промежуточные де­тонаторы; 6 — взрыватель: 7 — гнездо для бокового взрывателя; в— установка мины в грунт

^Противопехотные мины при взрыве наносят поражение жи­вой силе противника фугасным действием — мины НМД 6М, ПМН (рис. 95) и осколками—мины ПСЖЗ-2М и ОЗМ-4 (рис. 96) с радиусом сплошного поражения 4 и 13м соответ-'твенно. Фуг.чсные мины при взрыпе попажаюг, как правило, ог0 человека, оскилочиые могут портить несколько 4ело-


Рис. 95. Противопехотные мины фугасные ПМД-6М и ПМН:

а — общий вид; б — разрез; / — крышка мины: 2 — изрыиатель; 3 — корпус мины; 4 — взрыичатое исщсстии; 5 — предохранительная чека

Перед обезвреживанием мин их стаскивают с места кош­кой с расстояния 25—30 м, чтобы убедиться, что они не


Рис. 96. Противопехотные ми­ны осколочные: а — ОЗМ-4; 6 — ПОМЗ-2М; в — схема установки мины ПОМЗ-2М; / — установ-эчный колышек; 2 — мина ПОЛ13-2М; 3 — проволочная растяжка; 4 — колышек растяжки


установлены на неизвлскаемость. У невзорвавшихся при ста-скивании мин вывертывается взрыватель.


Ми';ы иностранных армий

' Противотанковые л-ииы ^рмии США делятся на про-^и;; 1-гусеничные М19 с >;ластм<)--со1шм корпусом н прот"!;о..),;пЕ- рвые М.21 (рис. 97). Если мина находится в бо.-вом поло-

Рис. 97. Протцйотсзнкппыс мины армия США:

Д—МН1К1 ЛЦи. 6—М11И1.^21

жении, то стрелка предихг'.:!Ч1 г.-ля совмещена со ел'-'... <.Агтес1ч>', при безопасном [!о\''1;/кен1!и ми;н>1—^о ^.к:,,:. «5а^е». На взрыв п"^' \}:[}^а Л\1^!5место этих сло^ \,..-' их начальные букьь; «Л» и «^''\'. 11изрь;в миг.^л и; г.. х^-Ди





 


Рис. 98. Противппр\отн!,'р мины армии С1ИЛ:

•-ннаМЗб; б-^.,н. \И4- ^-•..-.1 \^'., /-;--•.:„: • цатя/кн^й 1;}ю1,|..'|.-.>и,.;—1";;.',^ ^,:.и!.|


при наезде на нее гусеницей (колесом), а иротиводнище-

вой—при зудевши и и за штырь взрывателя любой точкой машины.

Для обезвреживания противотанковой мины необходимо снять маскировочный слой, сдвинуть мину с места кошкой стрелку предохранителя поставить на слово «ба/е» или бук­ву «5», вывернуть взрыватель из мины,

рис. 99. /ЧпКЬГ СЮГ)1ф;!''Ы И лопупгк!!:

Я —ОГ--Г, I? '.;1 '.11Ш„,1;(, 1(111;,!;!. •- ], '~1 - УИ.!);)) Г;!|111С ЦП ЛОВИЦЫ, ОДЕЖДЫ. (.|)> ЖГЯ!•;;.'• Ч1И>"'.1;|: б'—():г:р1.П;аН11(

замиляр^цаиио;'! ди^-ри ]1|)и (|о.\к-иц>1 ^чщкч


Боспая подгоТоии;!

 

 


Наиболее распространенными противопехотными минами /Ьугасного действия являются американские мины М14, Л125 ^'пластмассовым корпусом и осколочного действия выпры­гивающая мина М16 с металлическим корпусом (рис, 98). Противопехотные мины обезвреживать нельзя. Они уничто­жаются зарядами ВВ или гусеницами боевой машины.

Противотанковые и противопехотные мины, устанавливае­мые с помощью самолетов, вертолетов, ракетных и артилле­рийских систем, обезвреживанию не подлежат, а при необ­ходимости уничтожаются на месте обнаружения.

Разведчики должны быть особенно внимательны при дей­ствиях в районах, оставленных противником, где часто при­меняются мины-ловушки и мины-сюрпризы (рис. 99).

Подрывные работы

Подрывные работы выполняются разведывательным отде­лением самостоятельно для ироделываии'-; проходов в за­граждениях противника, разрабогок твердых и мерзлых

Рис. 100. Тротиловые подрывные шашки:

в—большая; б—малая; в — буровая; г — сосредоточенные заряды

грунтов, уничтожения и порчи оружия и боевой техники, разрушения объектов. Для подрывных работ применяются ВВ в виде тротиловых шашек и сосредоточенных зарядов (рис. 100), а также пластичное ВВ (Пластит-4), представ­ляющее собой однородную тестообразную массу в виде брус­ков массой 1 кг.

Заряды ВВ взрываются огневым, электрическим, механи­ческим или химическим способом. Отделение обычно приме­няет огневой способ, при когором используются капсюли-Детонаторы, огнепроводный шнур и спички.

"^"^ль-детонатор предназначен для взрывания подрыв- Х шашек и зарядов. Он представляет собой открытую с од-


;;0;0 КОНИ;! НИЛННДрПЧеСКуЮ с!,'!!ОМ ИИ НОВУЮ ГИЛЬЗу, В НИЖНеЙ

':.и; кигорон занрессоиано Ь^> повышенной мощности а 1;^|)ху слон инициирующего В В, очень чувствительного к и^ещшим воздействиям. С капсюлями-детонаторами необ-:,о 'имо обращаться осторожно, оберегая их от удара, тое->;"';, сплющивания, нагревания, пламени н искры. Каисюли-,:,.г'-;;аторы хранятся и переносятся в специальных пеналах и.'-..)робо",ках отдельно от зарядов ВВ. Капсюли-детонаторы с;'|;''щп1;с ми, помятостями, с налетом в вид-- пудри на гиль-з-' или загрязненные в обращении опас"ы, применять их вос-прсщаекя.

0>пепроводный. шнур предназначен для взрызания кап­сюля-детонатора н состоит из норохо!--!! сердцевины с од-;1ой направляющей нитью в середине н ряда внутренних и наружных оплеток, покрытых водсиспро;^ц;л':«ым составом. Огиспрсводный шнур бывает в нласти';;. и оболочке серо-в-'то-белого цвета (для взрывов под вп;л"'^ п сырых местах), в асфальтированной или двойней асф?э,;:;тпро;;аннг'п—темно-серого цвета (при работе в '^хих мес'.х>. С ьопос'^ горения огнепроводного шнура на воздухе гг';ю щз.чтсльно равна 1 см/с. Под водой шнур горит на глу^.,:' д". 5 м. Огнепро-водпын [ииур отрезками по 10 м свер''ь'' •' •; -:. •')ухты и в та­ком виде хранится на складах и достаь,;я..л. "'' I-, месту работы. Огчепроп' дный шпур хранигся в сухих !! 1,^ 'л --.!,,;ых месгах, оберегается от сырости, жяры, сопрг!:?'';!^;',.^'^ с маслами, жир''^;'. бензином или кс;"осиипм, от '"л Лп-^с^их поврсж-д^.::;:^. П.Ьур, нмстошгй трещииь', персл(^:м, следы подмочки и.щуп^' новреждения, для взрывных п^от не годен.

1'|дг оп-свом способе взрыЕ;?!7^!" за;^'."''" "'^'"'•'«^дится за-;ки'ател1);'ой трубкой, состс^ящей и-^ '"• ""';?-д;'?',>нятора и ог неправо, тного шчура. Зажигателыгл тр-'^^!, ^"'^упзю"!';^ в воп'-;;а в готовом виде, им^ют меха-!",•'•: •'Г "ч? теро^чд.'^ воспламенитель и п^драздрляются но три тта я' наимеч^-шему времени замедления: 50 с, 150 с \\ 3'Ю с. Очи герме­тичны, могут применяться для взрыва в ".'-те. Зажигательные трубки могут изготовляться и в войсках (рис. 101).

Для одновременного взрыва неско,'"-^их зарядов приме­няется детонирующий шнур. Его сердцевина состоит из взрывчатого вещества, заключенного в нитяную оплетку, по­крытую влагоизолирующеп оболочкой красного цвета. От огня детонирующий шпуп может загореться и медленно го­реть, при простреле пулей он может взогздться. Его следует оберегать от механических поврежд^кчй, действия влаги и

ОГ!7" Х'1'^?""1-1!-1'"' ГЧНУ1''4 НЛ ^ПЛ^тт'-' '-•,п^^^.•"•7т^п."т.'-ст

Подрысапие различных объектов прои.тгюдптся по следую­щим пг^илам. Чтобы нс;е0ить с'п'лг!Д1 л: -г толщиной до 2 см» берется один ряд малых тротнловых шашек, при тол-


шине листов более 2 см число рядов малых гратилог.ых шашек берется равным половине толщины л'лета в санти­метрах.

\ I* ^-ЛГ @аа) у^^агй^ гтт^'^ ^•.,;•г-, ^^^^^й3 1^^;^

1?^- —"••*' '^ а ^*^ь»а^-

а г

. —^й^ /^^^

^.У^Ц -З-»'. _, V,/ ^ / у. —'• V - ^| .•:^

У-^У) ^ \ \ 1 У^^^Й^'^

у^ \ V ^^ ^^

^^ д / ''% е

с:^^..^-^

___,<-,**д''11' -.^<'\ _^;',5-2 ^1 ^' 'Щ

1 щ

^^^^^^й?^аав^:?^ \^~-^7 30 | У ^'^-^у

-<—^ 110 | 'ц

-<-————————-Ч

Рис. 101. Изготовление за/кпгательпой трv^кг:

а—отрезание огн;|.ин1);ии;ги шнур;); б—к-1[1цы ш:!,,.'.!. 'лргзаи-ные для и^готовле.ни трубкм; в — конец шпуру, о1"с]Ч1^: ый шол^н-той; г — изнлсчение капсюля.^-п.ж-ггп^а из:^' -ю^м^ I) —ппо^ шчу-ра в капсюл!.-де'к на: ир; е —иОжитис к<и;ск.:.;-лет^':1-п ^ри; я'— правильно введен'г.'I!!! шнур в;;а'!ск'ль-дет(Я)'.чт1 р: ч — г^-ка. ьп ^.уп-сюль-детонатор;; — из"ля11ия места соелине;ин 1Ш!'>р<1 с капсю­лем-детонатором; к— готовая за/кигатетчшя 1|)убка

Броневые плиты перебиваются зарядами, увеличенными в два раза по сравнению с зарядами, рассчитанными для пере-бивания стальных листов. Полученный заряд оасполагается по всей ширине перебиваемого элемента. О:' должен плотно прилегать к перебиваемому элементу; при неполном приле­гании заряда величина воздушного зазора, высота заклепоч­ных головок, толщина сварного шва включаются в расчет­ную толщину перебиваемых элементов.

Стальные тросы диаметром до 2,5 см перебиваются двумя малыми тротиловыми шашками, а тросы диаметром 2,5— 4 см—двумя большими. Обе шашки взрываются одновре­менно с помощью равных отрезков детонирующего шнура.


Деревянные элементы (бревна, сван, прогоны, телеграф­ные столбы, деревья) перебиваются наружными зарядами которые прочно прикрепляются к подрываемому элементу,' вплотную, без зазора. Для более плотного прилегания за-' ряда дерево можно стесать. Для перебивання деревянных элементов применяются заряды массой 0,4 кг при диаметре 20 см, 1,2 кг при диаметре 30 см, 2,6 кг при диаметре 40 см. Деревья на корню перебиваются зарядами, увеличенными в два раза. При валке деревьев заряд прикрепляется с той стороны, в которую нужно свалить дерево.

Для разрушения свайной опоры низководного моста каж­дая свая подрывается отдельным зарядом или все сваи пере­биваются одним сосредоточенным зарядом, расположенным в середине опоры. Масса одного такого заряда принимается 25 кг при расстоянии между крайними сваями в опоре 4 м и 50 кг при расстоянии 6 м. Выбивание бетона из железо­бетонных балок осуществляется наружными сосредоточен­ными зарядами массой 0,4 кг при толщине 20 см, 3 кг при толщине 40 см, 10 кг при толщине 60 см, 45 кг чрн толщине 100 см. При выбивании бетона из железобетонных плит ука­занные величины зарядов должны быть соответственно уве­личены в три паза.

Артиллерийские орудия и минометы выводятся из строя взрывами зарядов, размещаемых в казенной части каналов стволов или над затворами. Масса заряда зависит от калибра орудия и принимается 0,4 кг для калибров до 50 мм, 2 кг для калибров до 100 мм, 7 кг для калибров до 300 мм.

Танки выводятся из строя взрывами зарядов массой 1 кг, располагаемых на двигателях у цилиндров, в местах соеди­нения башни с корпусом (башня после взрыва заклинивает­ся), и зарядов массой 4 кг, располагаемых на одной или обеих гусеницах у ведущих колес. Все другие машины выво­дятся из строя взрывами зарядов массой 0,4 кг, располагае­мых у цилиндров двигателей и у коробки передач в нижней части, а также зарядов массой 1 кг, располагаемых у кар­данных валов.

Самолеты и вертолеты выводятся из строя взрывами за­рядов массой 0,8—1 кг, располагаемых у двигателей и баков с горючим, взрывами зарядов массой 1—3 кг, располагае­мых у муфт тяговых и подъемных винтов.

Разрушение железнодорожного пути осуществляется пере-биванием рельса малой тротиловой шашкой.

При огневом способе взрывания перед поджиганием за­жигательных трубок подается команда «Приготовиться», по которой подрывники становятся у зарядов и подготавлива­ются к поджиганню. Поджигание производится по команде «Огонь», а отход подрывников—по команде «Отходи». По


этой команде должны отходить все подрывники, в гом числе «не успевшие поджечь трубки.

К отказавшим зарядам разрешаегся подходягь только одному человеку не раньше чем через 15 мин с момента, когда по расчету должен был произойти взрыв, и при исполь­зовании детонирующего шнура—не раньше чем через 30 мин. Пои подходе к отказавшим зарядам наблюдать, нет ли при­знаков горения шнура или самих зарядов. При обнаружении признаков горения подходить к заряду запрещав гся.

Переправы

Разведывательное отделение при преодолении водных преград может использовать переправы различных видов:

десантные—на переправочно-десантных средствах, паром­ные—на паромах, мостовые—по наведенным или стацио­нарным мостам, вброд на мелководных участках, но льду в зимнее время. Погрузкой (выгрузкой) техники на перепра-вочно-десантные средства и паромы руководят начальники этих средств, командуя механику-водителю фляжками. От­деление находится вне машины. Предельная глубина водной преграды для переправы вброд на БМП (БТР) и в пешем порядке при скорости течения до 1 м/с—не более 1 м, от 1 до 2 м/с—не более 80 см с учетом погружения в грунт дна.

Для переправы по льду отделение в направлгнии движе­ния пробивает ряд лунок через 20—25 м и*замеряет толщину только прозрачной части льда. Для БМП (БТР) она должна быть равна сумме числа 20 и числа, выражающего массу машины в тоннах, например: для БМП необходимая тол­щина льда равна 20+13==33 см. йтот расчет можно приме­нять при — 10°С и ниже. При температуре —5"С расчетную толщину увеличивают на 10%, а при 0°С—на 257о. Для переправы личного состава в колонну по одному на дистан­ции не менее 5 м достаточно толщины льда 4 см.


7. ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ Работа на радиостанциях

Для подготовки к работе радиостанции Р-И8 (рис. 102)

необходимо открыть батарейный отсек, вставить заряженную батарею 10 НКГЦ-1Д, отсек закрыть; взвести антенну, вста-

/^^.'^^зшэ^^

/[Й^ЭЖ.ЯУ ^^ ^^^''МШ^

^1 1^' '^1! ^ "^ -- /^О^Ак'•" 'I-

у^,/. е^.

||^1|| ^ б ___|^1 ®311|1Й

.^^^р'^"!.^ ^Ё^-^г^^^1.^^- •^ г—^гб—^о •Щ

^У 11'ОМ '^ ^ "'(^" И

&^ |——^^.г '^.^^ с'<^2-^-.,.^Ф-- ^Л>

а.———' б

Рис. 102. Радиостанция Р-148:

а — компликт; 6 — манипуляюр, '; — гсуе^няя панель

вить ее в ^ятеннос} гнездо и закрепить поворотом гайки ан­тенного замка по часовой стрелке; переключателями уста­новить необло;ц!'.'1\то частоту; включить питание радиостан­ции, пост»;з-п1 переключатель на манипуляторе з положение «Вкл.». Радиостанция готова к работе в режиме приема.

Дл:; передачи достаточно па манипуляторе нажать тан-гснту. Сели при этом загорится лампочка манипулятора,


ужно заменить аккумуляторную батарею. Она разряжена "иже нормы. Для подавление шумов переключатель м^п-„дятора ставят в положение «ШП».

Э 10 II '2 Ч ^!5 '6 '7 '|3,'9

\ в. ^^^--^^^^^:"~^^^'1-^——— ^

^^^^^г^

"

^0 29 И ^щ3^ " "

Рис. 103. Радиостанция Р-123М (общий вид приемопередатчика):

/—выключатель «Питание'»; '! — и^г-.лючи;\'ль ^[^[^яла.»: 3—кнг»''\'1 «.-Тип. иыг.шд;

4— переключатель «Контроль напря.-,:еииГ!»: о- загл:,шла «Ре1 л.е шси;.»; й—р:.ч.ч! «Шумы»; 1— ручка «:Ус'1 спинка ч;!^;. •!.!/>. ^—[и'1'о'\лк)чатель \}: л-Л\ •• раС..;;ы «С!'.'- ПЛекс — Д. прием»; 9 — заглушка «К^;)р;.'к'1 ирэ: 14ш,".;,пя чя. • т, // —.чаглуш •л;

12— пробка; 13— свет^вон индикатор: /-, - - |^;ио'1; /,•)-—р \ ч к л <• 11 т^ ^.:.а а [;ч •.••1Н;,!--:

16— фиксатор; 17— лампа снетоячго Тс.1".,"^: /^—П1.1)е::.'11('ч.; г^ль •;: • «•'па.^.цкг;, !ч— Прибор-индикатор; 20—ко/кух; -'/— гнез^' антенны::':? — за/ю.'.; ^ля»; -','> - П).:- ТОВОе табло; 24 — амортизационная ра','а:.)5—ру1|•.а «Гг'';'.'.^!.^-;ь ';.6— нсрг^-.люч:!-

ТеЛЬ «фиксир. ЧаСТОТЫ—ПЛПГ.НЫН !-п:'.1Ч',ПЛЧ1Ц>: '.'7--ф:',\-.СЛ';^\1 Ч^СГГГ: I',1.'— I,;;''!'1^

ка люка; 29 — колодка ТПУ Р-124: •ЧИ - разъем «Пи:ан1]г.'; „/—.милушка '<!<ал:|:'-р:]тч|) ••>

Радиостанция никакой дополнительной пастг-опкн [ес тре­бует. Наилучшим способом проверки ее работосчо^ об^о:"!п является вхождение в связь на сокращенных ['.асст^япнях - (^—15 м). Выявленные при этом неисправности по возмож­ности устраняют, как рекомендуется ниже:

— если в телефоне не прослушиваются шумы, заменить манипулятор или его кабель;

— корреспондент периодически плохо слышит передавае­мую ему информацию—проверить и при необходимости по­чистить контакты аккумуляторной батачеи и токосъемников, закрепить антенну.

При подготовке к работе радиостанции Р-123 (рие. 103) роизводится настройка ее обычно сразу па четьое частоты в следующем порядке:

У^ановить антенну, падать шлемофон и псд!:.;ло''пть ^'0 к нагрудному переключателю аппарата Л-1 (Л-2):


— открыть крышку 28 п убедиться, что фиксаторы 27 завинчены до установки их прорезей вдоль красной окруж­ности;

— включить питание выключателем 1 и освещение шка­лы выключателем 2\

поставить ручку 8 в положение «Симплекс», переклю­чатель 26 в положение 1;

отверткой ослабить винт 27 первой частоты, ручкой 7 установить нужную частоту против штриха на шкале 10, за­тянуть винт 27 первой частоты до первоначального положе­ния;

— в соответствии с поддиапазоном, в котором находится установленная частота, переключатель 18 первой частоты поставить в верхнее положение, если частота в нервом йод-диапазоне (20,0—35,75 МГц), и в нижнее положение, если частота во втором поддиапазоне (35,75—51,5 МГц); при пра­вильной установке тумблера загорится лампа 77;

— ослабить фиксатор 16, нажать тангенгу нагрудного переключателя на передачу и вращением ручки 15 добиться максимального отклонения стрелки прибора 19\

— поставить переключатель 26 в положение 2 и ана ло-гпчным порядком настроить вторую, а затем трегыо и чет­вертую частоты. В дальнейшем любая из четырех подготов­ленных частот устанавливается без настройки.

Обнаруженные неисправности радиостанции устраняюгся следующим образом:

— при включении питания не горят лампы 17 светового табло—проверить, включена ли аккумуляторная багарея машины; заменить предохранитель 8А блока питания радио­станции;

— при включении на передачу нет самопрослушивания—• проверить, поставлена ли ручка 8 в положение ^Симплекс»;

заменить предохранитель ЗА блока питания радиостанции;

— самопрослушивание есть, антенна настраивается, но связи нет—проверить установку частоты и поддиапазона;

проверить наличие антенны и исправность провода анген-ного ввода;

— при выходе на одну из фиксированных частот ручка 15 вращается безостановочно—выключить радиостанцию; пере­ключателем 26 установить номе}) частоты, на которой но осгаиавливаегея ручка /5; отвернуть фиксатор 16 против хода часовой стрелки до упора; плавным и медленным вра­щением ручки 15 в одном направлении с небольшими пово­ротами ее влево и вправо добиться песетановления работо­способности механизма (в этот момент слышен характерный щелчок, восстанавливаеюн.механизм в пределах двенадцагп


оборото8 РУ41^)' за^яп}"]:ь фиксатор ]6, включи гь '.пгпшпе радиостанции и проверить работу механизма.

При подготовке к работе радиостанции Р-173 с рабочим диапазоном 30—76 МГц, поступающей на замену радиостан­ции Р-123, для установки десяти заранее подготовленных частот необходимо:

— включить питание радиостанции;

_ нажать кнопку «Табло» и зафиксировать ее в нажа­том состоянии, передвинув стопор в положение «Запись»;

_ нажать кнопку заранее подготовленной частоты с но­мером 1, па табло ЗПЧ появится цифра 1, соответствующая номеру заранее подготовленной частоты;

— нажать кнопку «Сброс», при этом погаснет табло «Ча­стота, КГц»;

— набрать заданную частоту, нажимая последовательно пять кнопок с соответствующими цифрами, которые будут высвечиваться на табло «Частота, КГц»; при ошибочном на­боре частоты нажать кнопку «Сброс» и повторить набор ча­стоты;

— нажать кнопку заранее подготовленной частоты с но­мером 2 и повторить операции по набору частоты, остальные заранее подготовленные частоты устанавливаются аналогич­но. Для набора десятой заранее подготовленной частоты на­жать кнопку с номером 0, а затем повторить операции по набору частоты;

— набрав все десять подготовленных частот, передвинуть.стопор «Запись—Работа» в положение «Работа», при этом табло «Частота, КГц» погаснет, а кнопка «Сброс» заблоки-руется.

Для настройки радиостанции на заданную частоту нужно нажать кнопку требуемой заранее подготовленной частоты, на табло ЗПЧ загорится соответствующий номер. Радиостан­ция включится на передачу, и начнется автоматическая на­стройка, о чем свидетельствует загорание индикатора ПРД. Окончание свечения индикатора свидетельствует об оконча­нии автоматической настройки радиостанции, радиостанция переходит в режим приема и готова к работе.

При появлении помех, вызванных работой системы зажи­гания боевой машины или возникающих при ее движении, необходимо включить тумблер «Подавитель помех». Если ачество приема улучшится, оставить его включенным. Если

лючение тумблера не привело к улучшению качества при-„ ' ^^лер выключить. Его основное положение—вкклю-

ДИМ^" работы на Радиостанции Р-130 (рис. 104) необхо-ПОлк-шЙ3301^^ "^Рэиную антенну, надеть шлемофон и чить ^о к аппарату А-1 (А-2), на котором переклю-


ч,)толь нпстанить в положение «Р-13СБ. Ручку 8 посгавить и н^'к-л'еине «Дискретно» и ручками 7 установить заданную часгслу, Переключатель 10 поставить в положение ШМ (на

5 6

\_—^,---__.^^^„^^^„~ ^^^^^^^^^^^У

щ'-'' -^^^^^ж?^^^^^^^ Н^^е^^^й^я (^^^.,.^ (Здпл. 1-

Ь^^ ^ ^ ^Р ^л^/^ЧУ '^У-.-к.

'^^^и»<1000 @„_—д^ ^й^-.^^^^^в

^^Й'^"'^;| ^^^1

^%:5":V^ °° \°./^о эГ/шм/вкЛ. бп ^ ^^: ^/"Л^^ТТ? -^>^>^/^У7;7^^ ^^{?%$3— Ч

^/[///,.У-:--'1// ЕЛ^-' МТ Л-"/ЧТ,^Т^^Ш" АТ-^/1'лНИЯ. Э |%й%{ -[Р^^^1

\ \ \\ Ю

Риг. 104. Передняя пянель рлдпостлнцпп Р-130:

/—переключи: "ль «Рг);1 работы»: ',' — переключзтел;-. <Л\ощность»; 3 — ручка регу­лировки \р').'чя игредячи: 4— ныключачель «Де/к. гр!к!м»; 5—индикаторный при­бор; 6 — ла'.точка «Настроцка'»; 7 — ручки установки частоты; в—ручка дискрет­ности устаио.чки частоты; 9 — выключатель питания: 10 — переключатель; // — пере­ключатель «Контроль»

радпостлициях первого выпуска), переключатель 2— на «100%», переключатель 1 — в положение ОМ, выключатель 4 «Деж. прием»—в положение «Выкл». Включить питание радиостанции. Через дпе-три минуты переключатель / по­ставить в положение «Настр». Начнет работать мотор, затем загорится лампочка 6 «Настройка».

После окончания автоматической настройки усилителя мощности (мотор остановится, лампочка 6 погаснет) произ­вести настройку выносного согласующего устройства ВСУ-Т:

переключатель // установить в положение 1 и вращением ручки настройки антенны на ВСУ-Т добиться максимального отклонения стрелки индикаторного прибора 5. Переключа­тель / перенести в положение ОМ, переключатель // в по­ложение 3 («Уровень передачи»). Нажать тангенту нагруд­ного переключателя на передачу и ручкой 3 установить стрелку прибора 5 в красный сектор. Радиостанция готова к работе в телефонном режиме,


Пои подготовке к работе датчика быстродействия Р-ОН.Л Упис 105) включить питание, переключателем 11 «1\п-щю^ "о прибору проверить напряжение цепей датчика (-+-4 ь,

ц •" ^ /^

(П^гЙ^^^®!!!)!!^ /ШЩ Г^^йй^ЖгУш;;

Т^Й ^РЯ^С'

^ ^1^ 1'й1Н^11^\

/^< 1111^ л ^\У\ ^

Рис. 105. Датчик бьч-тродшствпя Р-014Д-

7-кнопкн набора адргса и текста; -' -огсе1\ Л1\Б: „^ ^ '''''"^''Тп'? п!^ ния; 4 -кнопка «Пробела 5 - кнопка К И (кош-и цени), й--.,п^гс1 111 •ир"

верка); 7-кнопка ПИ (передача 1.;|.4.ор^;и."ш; д-кгош-я П^ ^.чг •-^ зондирующих команд); У — кнопка У (уг.рни.-.счия);,«— г,-г'. \•^^-•^•). I жима работ; //—переключатель «К.щтр^ль»;.-—ии.'л".! I'?'•---' I ^.. "•|

-6,3 В, -20 В). Стрелка прибора 12 должна быгь в закра­шенном секторе. Установить'датчик в исходное состояние на­жатием кнопки У.

Набрать, нажимая и отпуская кнопки наборного устрой­ства, информацию вида 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0, II. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. О, П, КЦ. При нажатии кнопки до гжча гас­нуть, при отпускании загораться соотзетстпуощая лампа. При отпускании кнопки КЦ кратковременно загораются лампы П и К. Установить датчик в исходное положение на­жатием кнопки У. Проверить позначно записанную инфор­мацию, нажимая и отпуская кнопку ПР. При этом должны загораться лампы в соответствии с набранной информацией.

'Установить датчик в исходное попоженге нажатием кноп-^ У. Переключатель 11 «Контроль» у^танопить в положе- яяе К, переключатель 10 «Режим» в иоложеЕ!'1" 2. Нажать кнопку ПИ. Стрелка прибопа 12 ленчик;) лял ь;и колебался И Должна гореть лампа К,,.счешк- г. \ —<-,;.


Для ил бора адресной команды и цифрового сообщения необходимо установить датчик в исходное состояние нажд-тием кнопки У; набрать три цифры заданной адресной ко­манды, затем заданное цифровое сообщение; если объем ад­ресной команды и сообщения меньше 62 знаков, необходимо нажать кнопку КЦ. При этом должны загореться две лампы П и К. Если запоминающее устройство датчика адресной командой и цифровым сообщением заполнены полностью, то нажатием любой кнопки наборного устройства или кнопки КЦ надо погасить световое табло.

В процессе записи новой информации ранее записанная автоматически стирается. В случае необходимости стирания ранее записанной информации без записи новой нажать кнопку У, затем КЦ.

Для проверки адресной команды и цифрового сообщения установить датчик в исходное состояние нажатием кнопки У;

с помощью кнопки ПР наборного устройства провести про­верку записанной ранее адресной команды и цифрового сооб­щения. После каждого нажатия и отпускания кнопки ПР на световом табло датчика должен высвечиваться один знак в той последовательности, в которой он был записан рапее.

Погасить световое табло нажатием кнопки У, если в по­следующем будет передача информации, запись или провер­ка с первого знака.

Для замены одиночных или группы знаков в записанной информации перевести датчик в исходное положение нажа­тием кнопки У; нажимая кнопку ПР и считая число нажа­тий, найти корректируемый знак и определить, какой он по счету; нажать кнопку У; с помощью кнопки ПР начат?, про­верку сначала и остановиться на знаке, расположенном перед корректируемым; с помощью кнопок набора записать необ­ходимую информацию. Запись новых знаков сопровождается высвечиванием их на световом табло.

Для зондирования радиоканала и передачи сообщения необходимо установить датчик в исходное состояние нажа­тием кнопки У; выдать в радиоканал зондирующую команду, нажав и отпустив кнопку ПЗ на наборном устройстве дат­чика, при этом горит лампа К и колеблется стрелка прибора;

получив разрешение на передачу, установить датчик в ис­ходное состояние; нажать и отпустить кнопку ПИ. Передача сообщения должка сопровождаться горением л.ампы К и колебанием стрелки контрольного прибора.

Радиостанция Р-НЗ (рис. 106) предназначен для веде­ния связи в КВ-дпапазоне частот (1,5—1° °99 МГц) между РГ и начальником разпедкп дивизии (командиром отдель­ного разведываюлыюго батальона).


О я?. у = ^?; 5 ^ ^^^-'^ 5 ° | -л ^ = (- ^ I в: Й я "ё^&я ^..1^ 1Р1^ !Щ^ и '- я ^ у О I У с V И с 1 >, 2 ц К'- п 1 ^ Я I"; • - — ц-\ ^ ^ к 5 5 -'•} д Г^.^1 111^. ^1111 II 1й^ 1^1° & 1 >"-о и. га ^ •• °-~- ° ГО -<.- 3 1 я ^ (1^„. ^ ^ ^ги к ^"^ к 2,.0.:" I- _ ^ у^ А ^—1 у! и ^ 2°§ ^(Х Я" 1 ^|!^ И ё.^^ О. 1Гр "о. = а С; Я 3 д<; я Сч ^ 1" -. 1 1 '• 1^5^ й 1?^.-" с- •& ° 2 а 2 к-0 ё 5 ^ о я. 5^^? ё ^е-ё-^ . р- г-1 г~ ^ ^ К \- с- яс( и 5 ^1'ТО. а»о°>^5 0' ^Й-- 33 ^ у 2 -г." ^ 'о 3- = К^- И 2'^^ ^ёк^ 1 §.. У^" с з =я5^ «К-Й с 1 ^И^ Г' 1^ ^ й§^Г5 О.0 О I § - 1||^1 '"?"4 ^ Й •а И с р--й С;?' Я 1- 5'-- ^ в я ^ з к Я ^ У с.) И Ч с^"^ ^1 с:кг я [ 1 о га ^ е(' соО я ^з д; ^. я О от »•. - у & ^ я <и _ " с о о, с? 3-'° | 1 2 = ^ 1 ' 1 - д 3 I 01 у 3 5:-^-


Радиостачигя обосисчип.чет работу па передачу в режиме ЧТ с аппаратурой Р-014, подключенной к розетке БД. Масса рабочего комплекта 11 кг. Рабочий комплект состоит из приемопередатчика с ремнями, антенной упаковки в чехле с ремнями, дополнительной аккумуляторной батареи с рем­нями, сумки радиста, сумки с аккумуляторными батареями, сумки с документацией.

Радиостанция работает со следующими типами антенн:

«Штырь—2 м», «Штырь—4. м» и «Симметричный вибратор». Для обеспечения максимальных дальностей радиосвязи при выбранном типе антенны (табл. 3) необходимо соблюдать следующие правила:

Таблица 3
    Дальность связи, км
Тип антенны        
    днем ночью
«Штырь—2 '„•»        
«Штырь •— 4 \^ в диапазоне ча^от: 1,5—7.949 10—12 6—8
7/'оч - г'.0^ «Сим-метр,;'тип вибратор» 30-40, 15—20 До 300 15-20 10—15 До 300
 

Таблица 3

Дальность связи, км

Тип антенны

днем ночью

«Штырь-2 '„•» 10—12 6—8

«Штырь -— 4 л;-> в лпллазопе чз^от:

]5-7!)')4 30-40, 15—20 7/'оч-л".п^ 15—20 10—15

«Сим-мстр.пнш! вибратор» До 300 До 300

— при наличии возвышенности устанавливать антенну радиос-плл:1;и по возможности на самой высокой ее части;

— и;.и установке радиостанции в лесу выбирать участок с невысокими деревьями;

— избегать установки радиостанции со штыревыми ан­теннами вблизи высоких зданий;

— избегать установки радиостанции вблизи высоковольт­ных линий электропередачи, радиостанций большой мощно­сти, радиолокационных станций, рентгеновских установок;

— при выборе рабочих частот учитывать наличие помех со стороны радиостанций большой мощности, радиолокацион­ных станций и других устройств, создающих помехи;

— при работе с антенной «Симметричный вибратор» на­правление на корреспондента должно быть перпендикулярно

П.7 О С V- О С Т I \ Л V Ч Р И Э. Р. Т С 11 М.

М е р ы б е з о п а с н ости при работе с радиостанцией:

—?:е касаться штыревых антенн и антенных изоляторов при работе ':а передачу;

— не работать на антенну «Симметричный вибратор», поднятую на м^тгу, во время грозы;


— не производить подъем антенн и. местах, где возмож­но касание их с линией электропередачи или с другими при­родами;

— не производить подъем и опускание а;;! сил при силь­ном обледенении мачты, изоляторов и полотен антенн;

— не применять оборванные и сращенные оттяжки;

— при работе с аккумуляторами необходимо соблюдать меры предосторожности в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторов.

Работы по сборке и разборке радиостанции, подключе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.133 (0.017 с.)