Политология в системе социальных и гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология в системе социальных и гуманитарных наук



Предмет политологии

1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.

3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.

Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения. Политология исследует их как институты политической организации общества, реализующие всеобщий интерес.

Проблемы политологии

1. Политическая власть, ее сущность, структура и субъекты.

2. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены.

3. Правовое государство и гражданское общество.

4. Формы правления и территориального устройства.

5. Типы избирательных систем, выборный процесс.

6. Политические конфликты и способы их разрешения.

7. Современные политические технологии.

8. Международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.

1. Политическая философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют различные политические системы и институты – власть, государство, права и свободы человека.

2. Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.

3. Политическая социология. Изучает политическое поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.

4. Политическая психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на политическое взаимодействие, связи и отношения.

5. Политическая антропология. Изучает зависимость политики от социобиологических качеств человека.

6. Политическая география. Устанавливает связь политических процессов и географических, природных факторов.

7. Прикладная политология. Рассматривает конкретную политическую проблему.

Политология в системе социальных и гуманитарных наук

Политические процессы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, историей, социологией, экономикой, теорией права и т. д.

Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность. Философия дала политологии возможность использовать теорию познания при исследовании определенных политических проблем, политология философии – анализ общества как целостной социальной системы и места в ней того или иного политического явления. Среди важнейших целей политической философии – выявление соответствия общепризнанных политических ценностей реальным интересам людей, установление критериев добра и зла, справедливого и несправедливого, что надо сохранить и что изменить, одобрить или отвергнуть в политике.

История представляет примеры развития политической жизни общества. В исторической науке существует самостоятельный раздел – политическая история, изучающий мир политического в прошлом. Политология же, изучая исторический опыт развития общества в прошлом, постигает закономерности развития политической жизни. Э. Фримен, известный английский историк, писал: «История – это прошлая политика, и политика – это сегодняшняя история». История развития политической мысли также является предметом политологии. Для исторической науки характерно изучать события в хронологическом порядке. Политология обобщает опыт прошлого, выделяет основополагающее, типичное, закономерное, повторяющееся в развитии общества и делает выводы. История имеет дело преимущественно с уже происшедшими процессами и феноменами, свершившимися фактами. Объект изучения политологии – живая реальность, окружающая действительность, затрагивающая интересы групп людей.

Социология дала политологии методологию исследования, кроме того, предоставляет ей конкретные данные, характеризующие общество как целостную социальную систему. Социологические данные используются политологией для анализа политических явлений и их связи с явлениями общественной жизни. Исследуются результаты социологических опросов, выявляющие настроения в обществе, мотивы тех или иных поступков, предпочтения отдельных индивидуумов и социальных групп в отношении власти, ее функционирования, политических партий и общественных движений, выборной системы и т. д.

По некоторым вопросам политология соприкасается и с правовыми дисциплинами, изучающими правовую систему общества, механизмы власти, принципы и нормы конституции. Дисциплины права носят более прикладной, практический характер, политология же изучает теоретические, потенциальные аспекты права.

Связана политология и с экономикой. Экономические отношения в зависимости от конкретных условий развития того или иного общества влияют на развитие его политических отношений. Политика, в свою очередь, способна оказать влияние на экономику: позитивные международные отношения, например, способствуют хорошему товарообороту, негативные могут спровоцировать эмбарго (запрет на ввоз продукции какого-либо государства).

Функции и методы политологии

Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.

1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.

2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.

3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.

4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.

5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

Методы политологии

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).

4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».

5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.

7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

Типология власти

Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.

Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):

– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);

– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;

– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);

– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.

Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.

Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:

– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);

– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);

– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).

Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.

Типология власти по широте охвата различных структур:

– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;

– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);

– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);

– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).

Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:

– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;

– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;

– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;

– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).

Легитимность власти

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

 

 

– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);

– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);

– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.

Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимности.

1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. Патриархальные устои рассматриваются как нерушимые, несоблюдение их ведет к применению карательных санкций.

2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером являются современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.

3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения политических реформ или революционного преобразования общества. История человечества знает множество подобных лидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образ лидера создается не только за счет выдающихся личностных данных, но и формируется целенаправленно аппаратом управления (при помощи СМИ, различных акций и т. д.).

Выделяют три уровня легитимности власти:

– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

Разделение властей

Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.

Проблема баланса властей всегда была ключевой в политологии. Английский философ Джон Локк считал, что верховной должна быть законодательная власть, а все остальные – подчиняются ей и вытекают из нее. Французский политолог и философ Шарль Монтескье писал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью... Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую».

Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:

законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.);

исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например);

судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.).

Парламент – высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного государства представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания. В Англии в Палату лордов входят пэры наследственные, пожизненные и не передающие титул по наследству, а также представители англиканской церкви.

Исполнительная власть в лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона.

Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган. В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ, в США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд США.

В Российской Федерации законодательная власть представлена Президентом РФ и Федеральным Собранием (Государственная Дума и Совет Федерации). Функции исполнительной власти выполняет Правительство РФ. Гарантом конституционности деятельности первых двух властей выступает Конституционный Суд РФ.

Античность

Античные мыслители понятием «политическое» охватывали все важнейшие сферы жизни общества: религию, семью, образование, культуру, искусство и т. д. Быть членом общества означало быть гражданином и действовать согласно его законам, не принося вреда окружающим. Греческий полис сочетал в себе гражданский коллектив и государство. Интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан; при их столкновении более важными оказывались первые. Аристотель считал, что жизнь отдельного человека политически, экономически и социально определялась его принадлежностью к тому или иному полису. Общество-государство рассматривалось как единое целое.

Средние века

В Средние века такие институты человеческого общества, как семья, собственность, труд и др., приобрели статус элементов государства. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной и религиозной сфер жизни общества. В свою очередь, общество составляло неразрывное целое с государством, т. е. с политической сферой. Судьба каждого человека неразрывно связана с группой, организацией, например крепостное право с сохранением сельской общины. В XVII в. еще отсутствует понятие права, так как конфликт между отдельным индивидом и государством еще не проявил себя.

Новое время

Эпоха Нового времени ознаменовала собой процесс формирования идеи о личности с особыми неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут не совпадать с интересами государства. Появляется осознание противоречий и конфликтов между обществом и государством, формируются институты, ценности и отношения гражданского общества. Мыслители Нового времени открыли личность и осознали неизбежность вечного конфликта личности и общества. Характерная для Античности и Средневековья идея тождества частного и общественного уже отвергается, а утверждается идея первичности общества по отношению к государству. Идея индивидуальной свободы человека, личности сделала актуальным вопрос о свободе члена общества, независимого от государства и каких-либо форм внеэкономического принуждения.

XVIII–XIX вв.

Ко второй половине XVIII–XIX вв. происходит формирование капиталистической системы с такими ее основополагающими элементами, как частная собственность, рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство. Осуществляется разграничение между социальной и политической целями, экономическими, социальными и политическими функциями. Тема «гражданское общество против государства» стала основополагающей в работах мыслителей того времени: Дж. Локка, А. Фергюсона, И. Канта и др. Главная цель государства – защита общества, государство – инструмент общества, с помощью которого оно актуализирует себя. Наиболее радикальную концепцию гражданского общества сформулировал Т. Пейн в памфлете «Права человека»: власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества.

Понятие демократии

Демократия в переводе с греческого означает «народовластие». Демократию рассматривают в различных смыслах:

– как политический режим, организацию политической системы;

– как процесс становления демократических структур и отношений.

Демократический режим

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима:

– население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;

– реальное осуществление правового государства;

– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

– легитимность государственной власти;

– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

– во всех сферах общественной жизни господствует закон;

– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

– политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

– гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).

Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером.

Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, на практике, как правило, не реализуются;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Образцами тоталитарных режимов являются нацистский тоталитаризм Гитлера, сталинский режим. Английский писатель и публицист Дж. Оруэлл в романе-антиутопии «1984», написанном в 1949 г., изображает «идеальное» общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы – прототипы этого идеала.

Формы государства

Территория, население, власть – это характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации.

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма государства определяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов.

Формы государства

1. По форме правления (порядку образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношениям друг с другом и населением) государства подразделяются:

– на монархические;

республиканские.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях (ОАЭ, Катар) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент. Республики существуют парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия, Аргентина) и смешанные (Франция).

2. По форме государственного устройства (территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами) государства делятся:

– на унитарные;

– федеративные;

– конфедеративные.

Унитарное государство характеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая конституция, единое гражданство, единое право (Греция, Ирландия, Люксембург).

Федеративное государство – это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования называются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление (штаты, края, области и т. д.). При федеративном устройстве территория государства не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации – это государственно-правовые объединения юридически независимых государств. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры и т. д. Создаются совместные органы управления. Является неустойчивой формой территориального устройства, так как взаимосвязи входящих в конфедерацию субъектов слабы и неустойчивы (Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали Объединенную Арабскую Республику).

Президентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

– зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

– на президентские;

– парламентские;

– смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.

Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

В США, которые являются президентской республикой, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, так называемая «система сдержек и противовесов». Законодательное собрание и президент, глава исполнительной власти, государства и правительства, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Прочная легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту основываются на получении президентом полномочий непосредственно от избирателей. Президент назначает правительство с одобрения законодательного собрания страны (парламента) – Конгресса. Также президент обладает правом выбирать кандидатов на министерские посты, приглашать в состав кабинета независимых специалистов и политиков от оппозиционных партий. Традиционно правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах.

Парламентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

– зависимость от воли избирателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.106 с.)