Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра «почему шарик Не упал. »

Поиск

Оборудование: два шарика, два кубика.

Ход занятия. Педагог ставит на стол перед ребенком два набора - шарик на кубике. Один шарик совершенно неза­метно для ребенка прикреплен гвоздиком к кубику. Педагог говорит: «Будем играть с этими игрушками» - и толкает ку­бик, на котором незакрепленный шарик. Затем спрашивает ре­бенка: «Почему упал шарик?» Выслушав ответ ребенка, педа­гог спрашивает: «Упадет ли второй шарик, если сделать то же самое?» Педагог толкает другой кубик. Шарик, закрепленный


на гвоздике, не падает. Педагог спрашивает: «Почему на этот раз шарик не падает?» Ребенку дается возможность исследо­вать кубик и обнаружить причину, которая удержала шарик от падения, и объяснить, почему шарик не упал. Игра повторя­ется несколько раз.

ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО В КОРОБОЧКЕ!»

Оборудование: коробка (типа готовальни), закрыва­ющаяся при помощи выдвижного штифта; две разные предмет­ные картинки (рис. 10).

Ход занятия. Педагог кладет в открытую коробку не­знакомую для ребенка картинку и закрывает коробку, но штифт остается выдвинутым. Он предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. После этого педагог кладет в коробку вторую картинку, захлопывает ее и незаметно для ре­бенка задвигает штифт. В случае затруднения педагог помога­ет ребенку найти причину, почему коробка не открывается: «Посмотри, что там мешает открыть коробочку? Давай вместе посмотрим. Вот, здесь что-то есть - это штифт. Давай его выд­винем. А теперь открывай коробочку». Ребенку предоставля­ется возможность самостоятельно несколько раз открыть и зак­рыть коробочку с помощью штифта.

Примечание. Определение причины нарушений привычно­го хода явлений уже есть элемент логического мышления, хотя и разворачивается он в наглядно-действенном плане.

ИГРА «УГОСТИ КУКЛУ ЧАЕМ!»

Оборудование: кукла; кукольный деревянный стол; кукольная посуда.

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку угостить куклу чаем. Кукла сидит на стульчике за столом. У стола - три ножки, а четвертая, отломанная, лежит недалеко от стола. По­суда находится на другом столе. (Условия: когда на стол, за ко­торым сидит кукла, ставят посуду, стол падает). Ребенок дол­жен обнаружить причину падения стола, т.е. отсутствие одной ножки, найти ее и вставить на место. Педагог предлагает ре­бенку напоить куклу чаем. Он уточняет, что для этого надо на стол поставить посуду. Ребенок берет по одному предмету и ста­вит на стол. Когда стол падает, педагог спрашивает: «Что слу­чилось? Почему упал стол?» При затруднении он помогает ре­бенку найти причину падения стола - нет одной ножки. Вместе ищут ножку, вставляют ее на место, а затем ребенок угощает куклу чаем. Затем педагог спрашивает: «Что случилось со сто­лом? Почему он упал? Что ты сделал, чтобы стол не падал?»

 

ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Оборудование: комнатное растение, лейка, тряпочка, Ход занятия. Педагог приглашает ребенка в комнату для занятий. На столе стоит комнатное растение. В дальнем углу комнаты стоит ведро с водой. (Условие: в стороне, на дру­гом столе стоит лейка, на дне которой имеется отверстие). Пе­дагог просит ребенка полить цветок. Ребенок набирает воду в лейку, а вода выливается через отверстие. Ребенок должен об­наружить причину выливания воды и найти вспомогательное средство- тряпочку — и догадаться закрыть ею отверстие, по­лить цветок. В случае затруднения педагог помогает ребенку рассмотреть лейку, обнаружить причину нарушения обычного действия: вода выливается через отверстие. Затем педагог по­могает ребенку закрыть отверстие тряпочкой, и ребенок поли­вает цветок.

После выполнения задания педагог обобщает: «Если вода выливается из лейки, то надо искать, что случилось».

 

ИГРА «КАЧЕЛИ»

Оборудование: детские качели; один набор игрушек -утенок и цыпленок; второй - кошка и мышка (рис. 11).


Рис. 11

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку рассмотреть первую пару игрушек - кошку и мышку. Затем он просит ре­бенка покатать эти игрушки на качелях. Сторона качелей, где сидит кошка, опущена, а где мышка - поднята вверх. Педагог объясняет, что покататься игрушкам не удается: «Кошка - тя­желая, а мышка - легкая». Потом просит ребенка посадить на качели вторую пару игрушек - утенка и цыпленка, качели на­ходятся на одном уровне, и можно катать игрушки. После это­го педагог помогает обобщить: «Утенок и цыпленок - легкие, одинаковые, их можно катать на качелях».

ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАЙКЕ ДОМИК!»

Оборудование: грузовая машина, зайка, строительный набор, гаечный ключ (пластмассовый).

Ход занятия. Педагог показывает ребенку зайку и предлагает построить ему домик. Строительный набор находит­ся на другой стороне комнаты, поэтому его надо перевезти на грузовой машине. (Условие: одно колесо в машине не укрепле­но). Машину начинают везти, колесо отскакивает, и машина наклоняется на бок, не едет. Ребенок должен обнаружить, что колесо отскочило, а затем укрепить колесо гаечным ключом.

В случае затруднения педагог помогает ребенку найти при­чину, почему наклонилась машина, и устранить поломку. Он обращает внимание ребенка на то, что укреплять гайки надо гаечным ключом. Затем игра разворачивается: ребенок пере­возит кирпичики для постройки домика для зайки.


ИГРА «ПОКАТАЙ ИГРУШКИ НА КАЧЕЛЯХ!»

Оборудование: один набор игрушек - мишка и ежик; второй - зайка и белка.

Ход занятия. Педагог говорит ребенку: «Вот эти иг­рушки хотят кататься на качелях: давай их рассмотрим вни­мательно, какие они». Дает ему в руки по очереди игрушки до парам так, чтобы ребенок мог сравнить их по весу. Затем педагог спрашивает ребенка: «Кто же будет кататься на каче­лях?» Ребенку дается возможность самому выбрать пару иг­рушек и посадить их на качели. Если он выбирает неправиль­но, ему дают возможность самому убедиться, кого с кем можно сажать на качели, т.е. выбрать пару игрушек, которых мож­но посадить на качели. В конце игры педагог уточняет: «По­чему ты выбрал эту пару игрушек для качелей?» Он помогает ребенку понять, что для качелей надо подбирать пару игру­шек, близких по весу.

 

ИГРА «ЗАКРОЙ ЯЩИК!»

Оборудование: игрушка-зайка, ящичек.

Ход занятия. Педагог дает ребенку маленькую игруш­ку-зайку и предлагает ему придумать загадку и загадать ее сво­ему сверстнику, который скоро должен войти в учебную ком­нату. Чтобы сверстник не увидел зайку, его надо спрятать в ящик. Незаметно для ребенка педагог заранее вставляет в пазы, в которые задвигается крышка ящичка, палочку, ме­шающую закрыть его. Ребенок, пытаясь закрыть ящик, стал­кивается с тем, что крышка не задвигается. Он должен осоз­нать, что ему что-то мешает, и найти причину помехи, а затем устранить ее.

Примечание. Определение причины нарушения привычно­го хода явления уже есть элемент логического мышления, хотя и проявляется в практическом плане. Постепенно педагог до­водит до сознания детей последовательность действий в опре­деленной ситуации.

Важно подчеркнуть, что в процесс решения проблемных практических задач поэтапно должна включаться речь ребен­ка. На начальном этапе речь педагога помогает ребенку дей­ствовать целенаправленно по отношению к заданию, дает ему возможность осознавать собственные действия. Затем ребенок должен сделать отчет о своих действиях. В случае затрудне­ния организуется наблюдение ребенка за действиями своего


сверстника, а затем он составляет рассказ о последовательных действиях сверстника. В дальнейшем ребенок рассказывает о своих предстоящих действиях в решении наглядно-практиче­ской задачи, т.е. у него формируются элементы планирую­щей речи.

Таким образом, развивая ориентировочно-познавательную деятельность ребенка, необходимо активно формировать основ­ные функции его речи. Такой подход позволяет сформировать взаимосвязь между действием и словом, подготовить предпо­сылки для развития наглядно-образного мышления, так как слово помогает детям закрепить опыт действия, а затем и обоб­щить способ этого действия, что способствует формированию полноценных образов- представлений.

Глава II

ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

 

Раздел 1

Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках

У ребенка дошкольного возраста появляется возможность решать наглядно-образные задачи благодаря сформированным к этому времени: представлениям о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности лю­дей; умению анализировать задачу; зрительной ориентировке в условиях практических проблемных задач; основным функ­циям речи - фиксирующей, сопровождающей, планирующей. Все это формируется у проблемных детей благодаря целенап­равленной коррекционной работе по развитию восприятия и на­глядно-действенного мышления.

В методике по развитию наглядно-образного мышления де­тей важное место занимает формирование тесной связи между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственны­ми представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

В процессе формирования наглядно-образного мышления иепользуются следующие педагогические приемы: специаль­но созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; наблюдения за действиями сверстни­ков, а затем словесный отчет о последовательных действиях; прием припоминания; организация целенаправленных на­блюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста; составление на фланелеграфе сюжета соответственно прочитанному тексту; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадыва­ние загадок и др.

мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припомина­ния: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высо­ком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шка­фа, а затем рассказать о выполненном действии. После органи­зации практической ситуации ребенку снова предлагают рас­смотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч.

ЗАДАНИЕ «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: сюжетная картинка: на столе стоит клетка с кроликом. Недалеко находится стол, на котором - бан­ка с морковкой. Горлышко в банке - узкое, в банке - вода. Око­ло стола стоит задумчивый мальчик. Рядом на столе лежат предметы: вилка, ложка, деревянная палочка (см. рис. 8).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В слу­чае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в нагляд­но-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыс­лению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ре­бенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать мор­ковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

ЗАДАНИЕ «НАПОИ ПТИЧКУ!»

Оборудование: сюжетная картинка: на детском столе -птичка, к лапке которой привязана тесьма, рядом - «ложная» (не привязанная) тесьма. В углу стола - тарелочка с водой. Не­далеко стоит мальчик и смотрит на птичку (см. рис. 6).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку. Педагог объясняет: «Птичка хочет пить. Мальчик не зна­ет, как ее напоить. Расскажи мальчику, как это сделать». В тех случаях, когда ребенок пытается взять в руки птичку и подне­сти к тарелочке, либо тарелочку к птичке, надо сконцентриро­вать его внимание на целостном восприятии ситуации: «Давай рассмотрим, что здесь нарисовано». Педагог жестом указыва­ет на птичку, потом на тесемки, тарелочку и говорит: «Поду­май, как можно приблизить птичку к тарелочке? А теперь рас­скажи мальчику, как надо достать птичку».

Серия 1

Задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению

На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как цело­стную, умение воспроизводить в знакомых ситуация мыслен­ное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт.

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в кото­рой находится высокий шкаф, детский стол, большой и малень­кий стулья. На полу, на ковре, сидит маленький мальчик, иг­рушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу ручками (рис. 12).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи

ЗАДАНИЕ «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: сюжетная картинка: на столе стоит клетка с кроликом. Недалеко находится стол, на котором - бан­ка с морковкой. Горлышко в банке - узкое, в банке - вода. Око­ло стола стоит задумчивый мальчик. Рядом на столе лежат предметы: вилка, ложка, деревянная палочка (см. рис. 8).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В слу­чае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в нагляд­но-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыс­лению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ре­бенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать мор­ковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

ЗАДАНИЕ «НАПОИ ПТИЧКУ!»

Оборудование: сюжетная картинка: на детском столе -птичка, к лапке которой привязана тесьма, рядом - «ложная» (не привязанная) тесьма. В углу стола - тарелочка с водой. Не­далеко стоит мальчик и смотрит на птичку (см. рис. 6).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку. Педагог объясняет: «Птичка хочет пить. Мальчик не зна­ет, как ее напоить. Расскажи мальчику, как это сделать». В тех случаях, когда ребенок пытается взять в руки птичку и подне­сти к тарелочке, либо тарелочку к птичке, надо сконцентриро­вать его внимание на целостном восприятии ситуации: «Давай рассмотрим, что здесь нарисовано». Педагог жестом указыва­ет на птичку, потом на тесемки, тарелочку и говорит: «Поду­май, как можно приблизить птичку к тарелочке? А теперь рас­скажи мальчику, как надо достать птичку».

 

ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один - цветущий, другой - увяда­ющий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Не­далеко на столе находится лейка с водой (рис. 13).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят расска­зать девочке, как полить цветок. В случае затруднения педа­гог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказыва­ет о наблюдаемых действиях, т.е. фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.

Примечание. Прием наблюдения за реальными действиями сверстника помогает ребенку узнать в изображенной ситуации реальную, только что им наблюдаемую, а следовательно, осу­ществить перенос с предметных действий на действия с образа­ми-представлениями.

 

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ ШАРИК!»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в кото­рой стоит высокий шкаф, на нем - воздушный шарик с вере­вочкой. Девочка стоит на ковре и смотрит на шарик. Недалеко находятся две скамейки - высокая и низкая (рис. 14).

Рис. 14

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть кар­тинку и рассказать, что там изображено. Затем просят: «По­моги девочке, расскажи ей, как достать шарик». В случае затруднения педагог помогает ребенку рассмотреть и понять целостную ситуацию, изображенную на картинке. В этих целях педагог задает ему следующие вопросы: «Как ты ду­маешь, что хочет девочка? А где находится шарик? А какой шкаф? Девочка какого роста? Что поможет девочке достать шарик? Какую скамейку ей надо взять? Куда эту скамейку надо поставить? А что потом девочке надо сделать, чтобы достать шарик? Теперь расскажи девочке все по порядку, как достать шарик».

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»

Оборудование; сюжетная картинка: в комнате стоит мальчик, в руках у него игрушка, напротив, на гвоздике, вы­соко висит ключик. Недалеко от мальчика стоят две лавки -большая и маленькая (рис. 15).

Рис. 15

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи мальчику, как достать клю­чик». В случае затруднения ребенку задают уточняющие воп­росы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчи­ку надо сделать, чтобы достать ключик».

ЗАДАНИЕ «ПОМОГИ ДОСТАТЬ ИГРУШКУ!»

Оборудование: сюжетная картинка - в комнате стоит мальчик, в руках у него ключик, напротив, на гвоздике, высо­ко висит прозрачный пакетик с машинкой. В углу, далеко от мальчика, стоят два стула - большой и маленький (рис. 16).


Ход занятия. Воспитатель предлагает ребенку рассмот­реть картинку и говорит: «Мальчик хочет поиграть с машин­кой, завести ее, но не знает, как ее достать. Подскажи мальчи­ку, как достать машинку». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать машинку? Почему ему надо взять большой стул? Куда он его поставит? А потом что он будет делать?» Если подсказки не помогают ребенку, воспитатель использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушки, когда они находились высоко. А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы он достал ма­шинку».

ЗАДАНИЕ «ПОМОГИ ДЕТЯМ УКРАСИТЬ ЗАЛ!»

Оборудование: сюжетная картинка: в детском саду, в зале, воспитатель держит много шаров в руках и смотрит вверх, на высокую планку. Около воспитателя стоят дети, у них в руках по одному шарику, они тоже смотрят вверх на планку. Вдали стоят две скамейки - высокая и низкая (рис. 17).


 

 

 

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и говорят: «Скоро праздник, воспитатель и дети хотят укра­сить зал, повесить воздушные шары. Их надо укрепить на планке. Но воспитатель и дети не знают, как это надо сделать. Расскажи им, как укрепить шары на планке».

В случае затруднения педагог задает вопросы: «Какого ро­ста воспитатель? А где находится планка? Может ли воспи­татель повесить шар, стоя на полу? А что ему может помочь? А какую скамейку он возьмет? А дети как будут вешать ша­рики? Почему им нужна высокая скамейка?» Если это не по­могает ребенку, используется прием припоминания: «Вспом­ни, как ты вешал шарики в зале? А теперь расскажи все по порядку, что надо сделать воспитателю и детям, чтобы пове­сить шарики?»

ЗАДАНИЕ «КАК ПОСТРОИТЬ ПОЕЗД?»

Оборудование: сюжетная картинка: в комнате, на ковре сидит задумчивый мальчик, а перед ним стоит паровоз и три вагончика с кубиками, отдельно друг от друга. У паровози­ка и вагончиков видны сцепления (колечки), недалеко■ нахо­дятся винтики, которыми надо укрепить эти сцепления. Рядом с ними лежат предметы, имитирующие орудия труда - моло­ток, гаечный ключ, отвертка (рис. 18).

Рис. 18

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть сюжет­ную картинку и рассказать мальчику, как присоединить вагон­чики между собой и присоединить к паровозику. В случае затруднения педагог помогает ему проанализировать сюжет, задает вопросы: «Где паровоз? А где вагончики? Что хочет маль­чик перевезти в вагончиках? Что ему надо сделать, чтобы получился поезд? Как надо соединить вагончики между собой? А к паровозу как их присоединить? Что находится рядом с ва­гончиками? Зачем нужны винтики? Чем их лучше укреплять, завинчивать? Расскажи мальчику, что ему надо делать». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, то организу­ется наблюдение за реальными действиями сверстника. Затем ребенку предлагают рассказать о выполненных действиях. После целенаправленного наблюдения ребенка снова просят рассказать мальчику, как построить поезд.


 

ЗАДАНИЕ «КАК ДОСТАТЬ КОЛПАЧОК?»

Оборудование: сюжетная картинка: две девочки, одна из которых сидит на ковре и собирает большую пирамидку, на­девает колпачок на пирамидку; другая заглядывает под шкаф, туда закатился колпачок от ее пирамидки. Рядом лежат обруч, клюшка, кукла, кубик (рис. 19).

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как девочка должна достать колпачок от пирамидки. В случае затруднения он помогает ребенку по­нять ситуацию, изображенную на картинке: «Кто здесь нари­сован? Что делают девочки? Что хочет достать девочка из-под шкафа? Чем она достанет колпачок?» Если ребенок не может ответить на вопросы и понять ситуацию, изображенную на кар­тинке, организуется ситуация наблюдения за действиями свер­стников. Затем ребенку снова предлагают выполнить задание в наглядно-образном плане.

Приемы наблюдения и припоминания, а также уточняющие вопросы педагога помогают ребенку как в восприятии и пони­мании целостной ситуации, изображенной на картинке, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа.

Серия 2

Задания на формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов

Здесь важно научить ребенка устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необхо­димость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно усло­виям задачи. Сначала ребенку надо определить внутренние вза­имоотношения между предметами, осмыслить внутреннюю логику действий, а затем найти недостающее звено.

ЗАДАНИЕ «В ПЕСОЧНИЦЕ»

Оборудование: сюжетная картинка: лето, около песоч­ницы стоит девочка, рукой тянется к песку. Внизу изображе­ны предметы: сачок, совочек, удочка, ведерко (рис. 20).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и ответить на вопросы: «Кто нарисован на картинке? Во что

девочка хочет поиграть? Что ей для этого нужно?» В случае за­труднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки и просит его выбрать нужные предметы для девоч­ки. Если и после этого ребенок затрудняется ответить, исполь­зуется прием припоминания: «Чем ты берешь песок, когда де­лаешь куличики? Во что ты насыпаешь песок? Посмотри на картинки и скажи, что надо взять девочке, чтобы делать кули­чики?»

ЗАДАНИЕ «ВЕСНА»

Оборудование: сюжетная картинка: весна, ряд ма­леньких, только что посаженных молодых саженцев. Рядом стоит мальчик с саженцем в руке. Внизу изображены предме­ты: топор, совочек, молоток, ножницы, лопата, палочка, пила (рис. 21).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и ответить на вопросы: «Какое время года нарисовано? Что хочет сделать мальчик? Что ему надо взять, чтобы посадить де­ревце?» В случае затруднения педагог обращает внимание ре­бенка на предметные картинки, а затем уточняющими вопро-

сами подводит его к пониманию ситуации, изображенной на картинке: «Что весной делают с молодыми саженцами? Что мальчик хочет сделать с этим деревцем? Что надо ему сделать сначала, чтобы посадить деревце?»

ЗАДАНИЕ «РЫБОЛОВ»

Оборудование: сюжетная картинка: мальчик, заду­мавшись, сидит около водоема, одна рука его тянется к воде, а другая держится за голову. Около него стоит ведро. Внизу изоб­ражены предметы: палочка, палочка с веревочкой, сачок, удоч­ка, палочка с колечком, скакалка (рис. 22).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что он хотел делать около реки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы ловить рыбу». В случае затруднения, педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки, а затем задает уточ­няющие и дополнительные вопросы: «Что мальчик хотел де­лать около реки? Зачем ему ведро? Что он забыл взять? Чем люди ловят рыбу? Расскажи мальчику, что ему надо взять для рыбалки».


ЗАДАНИЕ «ЗИМОЙ»

Оборудование: сюжетная картинка: зимний пейзаж, мальчик в лыжном костюме с лыжными палками в руках, сто­ит на снегу. Внизу изображены предметы: скакалка, санки, лыжи, удочка, детская машинка, велосипед (рис. 23).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и просят помочь мальчику: «Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься». В случае затруднения ребенку указывают на предметные картинки и задают уточняющие воп­росы: «Какое время года здесь изображено? Что мальчик дер­жит в руках? Что он хотел делать? Что он забыл взять? Расска­жи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься по снегу».

ЗАДАНИЕ «ПОСТРОЙ ЗАБОР ВОКРУГ ДОМА!»

 
 

Оборудование: сюжетная картинка: детский домик, вокруг которого мальчик пытается строить забор из колышков. Внизу изображены предметы: камень, молоток, зонтик, нож­ницы, гаечный ключ (рис. 24).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть кар­тинку и помочь мальчику: «Расскажи мальчику, как строить забор». При этом обращают внимание на предмет­ные картинки.

В случае затруднения педагог использует прием припоми­нания: «Чем удобно забивать колышки, гвозди? А чем ты заби­ваешь гвозди? Ты видел, чем забивали колышки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы построить забор».

 

ЗАДАНИЕ «ПОМОГИ РЫБКАМ!»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в кото­рой стоит девочка и смотрит на аквариум. В аквариуме - водо­росли и камешки. Недалеко от аквариума стоит банка с водой и рыбками. На столе, возле банки, лежат палочки с рабочими концами - крючком, сачком, колечком, вилкой (рис. 25).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и помочь рыбкам. Педагог говорит: «Девочка хочет опустить рыбок в их домик, в аквариум, но не знает, как это сделать.


Расскажи девочке, как достать рыбок из банки и переложить их в аквариум». Если ребенок все-таки пытается решать зада­чу практическим путем, т.е. пытается взять рыбку в руку и поднести ее к аквариуму, то необходимо организовать ему наблюдение за действиями сверстника. После чего ребенок рас­сказывает, как надо достать рыбок из банки и опустить их в аквариум.

ЗАДАНИЕ «КАК ДОСТАТЬ ШАРИК?»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, на ков­ре двое детей - маленький мальчик сидит около желобка и при­готовился ловить шарик, а около стола стоит задумчивая де­вочка и смотрит на шарик в банке с водой. Недалеко от банки лежат разные предметы: палочка с крючком, сачок, палочка с колечком, вилка, ложка (рис. 26).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть ситуа­цию, изображенную на картинке, и рассказать о том, во что хотят поиграть дети. В случае затруднения педагог помогает ребенку воспринять и понять целостную ситуацию, изображен-



ную на картинке. Он задает уточняющие вопросы: «Кто изоб­ражен на картинке? Что хочет мальчик? Во что дети хотят по­играть? Что хочет достать девочка? Чем она достанет шарик? Расскажи девочке, как достать шарик из банки». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, используется прием припоминания или наблюдения за действиями сверстников.

ЗАДАНИЕ «ДОРИСУЙ!»

Оборудование: у педагога две картинки. На одной изображены различные предметы: палочка, веревочка, полу­круг, круг, веточка, треугольник. На другой - мальчик или де­вочка, в руке палочка или веревочка (рис. 27).

Ход занятия: Педагог показывает картинку и объяс-

няет: «Художник нарисовал мальчика (девочку), который (ко­торая) идет на прогулку, но он не успел дорисовать то, что у

[ него (у нее) в руках». Педагог предлагает детям самим приду­мать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, на кар­тинке изображен мальчик с палочкой, можно сказать, что он идет на прогулку с лопаткой, цветком, шариком. Затем пред-



лагает детям нарисовать тот предмет, который забыл нарисо­вать художник. Каждому ребенку дают лист бумаги, на кото­ром изображена часть предмета. Ребенок дорисовывает тот предмет, который назвал. Педагог расставляет детские рисун­ки на полотне рядом с изображением персонажа.

Примечание. Занятие можно проводить неоднократно, ме­няя картинки, на одном занятии дают 2-3 картинки. При этом можно предложить детям вначале нарисовать предмет, а потом его назвать.

ЗАДАНИЕ «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Оборудование: восемь парных сюжетных картинок, на одних изображен персонаж, который выполняет какое-либо действие, а на других - этот же персонаж, но без предмета-ору­дия. Внизу сюжетной картинки - ряд предметных картинок, изображающих недостающие предметы. Предлагаются следу­ющие сюжетные картинки: первая пара - «Мальчик везет за веревочку машинку, в ней находятся игрушки», «Мальчик смотрит на такую же машинку, но там нет веревочки»; вторая




пара - «Девочка везет в коляске игрушки: куклу, Буратино, Незнайку», «Девочка держит в руках игрушки: куклу, Бура­тино, Незнайку»; третья пара - «Бабушка спицами вяжет но­сок», «Бабушка держит клубок, а спиц у нее нет»; четвертая пара - «Мальчик катает маленькую девочку на санках», «Маль­чик и маленькая девочка стоят»; пятая пара - «Девочка веша­ет кукольное белье на веревку, прикрепляя прищепками, рядом стоит таз на табуретке», «Девочка стоит около таза с бельем»; шестая пара - «Три девочки прыгают через скакалки», «Две девочки стоят, а третья пытается прыгать без скакалки»; седь­мая пара - «Женщина пришивает иголкой пуговицу к рубаш­ке», «Женщина держит рубашку и пуговицу»; восьмая пара -«Девочка несет портфель в руках», «Девочка держит книги и тетради в руках» (рис. 29 а, б, в, г). Предметные картинки: веревка, длинная веревка для белья и прищепки, кукольная коляска, спицы, иголка с ниткой, санки, скакалки, портфель (рис. 30 а, б, в, г).

Ход занятия. Педагог показывает ребенку первую пару сюжетных картинок: на одной - «Мальчик везет за веревочку машинку, в ней находятся игрушки», на другой - «Мальчик смотрит на такую же машинку, но там нет веревочки». Педа­гог дает ребенку рассмотреть эти картинки и говорит; «Посмот­ри внимательно, чем отличаются эти картинки. Чего не хвата­ет одному из этих мальчиков? Найди нужный ему предмет». Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, педагог учит его сравнивать эти картинки. Он берет палочку и, указывая на каждый персонаж и предмет, изображенные на картинках, по­могает ребенку сравнить: «Вот, видишь, здесь - на первой кар­тинке - мальчик везет игрушки. А тут, на второй картинке, что делает мальчик? Почему он не везет машинку? Чего здесь не хватает? Что забыли привязать к машинке?» Педагог берет предметную картинку и подкладывает ее к сюжетной. Далее ребенку по очереди дают сравнивать все пары сюжетных кар­тинок, предоставляя возможность самому находить недоста­ющий предмет и называть его.

После того как дети рассмотрят по очереди все сюжетные картинки и найдут недостающие предметы, педагог говорит: «Каждый раз, когда человек что-то делает, ему нужен какой-нибудь предмет. Например, чтобы пришить пуговицу, что ему надо? А чтобы связать носки? Что нужно, чтобы принести воды? А в чем удобно катать игрушки? Что нужно, чтобы покататься по снегу, по льду? Что нужно ученику, чтобы удобно носить учебники?» и т. д.






 

ЗАДАНИЕ «СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ!» (ПО ОБРАЗЦУ)

Оборудование: восемь парных предметных картинок. На них - одни и те же предметы, изображенные по-разному: одни из них можно использовать, другие - нет (шар с веревоч­кой - шар без веревочки; флажок с древком, флажок без древ­ка; зонтик с палочкой, зонтик без палочки; кружка с ручкой, кружка без ручки; ведро с ручкой, ведро без ручки; сачок с па­лочкой, сачок без палочки; машинка с веревкой, машинка -без веревки (рис. 31).

Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком две кар­тинки - образцы: шарик с веревочкой и шарик без веревочки -и говорит: «Картинки надо разложить в два ряда. Вот здесь -указывает жестом на первую картинку - надо класть все похо­жие на эту, а в другой ряд - показывает на шарик без веревоч­ки ~ надо класть все, похожие на эту». Затем помогает ребенку правильно разложить следующую пару картинок - флажок с древком и флажок без древка. Далее дает ребенку по одной кар­тинке вперемежку, независимо от правильности выполнения задания, ребенка не останавливает и ошибки не исправляет. После того как ребенок разложил картинки, педагог спраши­вает: «Какие картинки ты разложил в этот ряд, а какие - в этот?» Если ребенок допустил ошибку, педагог говорит: «По­смотри внимательно, ты ошибся, исправь». В случае затрудне­ния педагог помогает ребенку сравнить две-три пары картинок, обращая его внимание на разницу в картинках. Потом помога­ет ребенку обобщить: «В этом ряду все предметы, с которыми можно действовать, играть, а здесь - все предметы, с которы­ми играть и действовать нельзя».

Примечание. Кроме перечисленных заданий, можно пред­ложить детям сказки В. Сутеева - «Палочка-выручалочка», «Еж и гриб». При этом необходимо закрепить представления детей о том, что в различных ситуациях один и тот же предмет (палочка) может быть использован в различных проблемных практических ситуациях.






Серия 3

Задания направлены на формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями

На этом этапе необходимо учить детей устанавливать при­чинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках.

ЗАДАНИЕ «УВЯДШИЕ ЦВЕТЫ»

Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -увядшие цветы в вазе, стебли их не достают до воды. (Причи­на - стебли не достают до воды; следствие - цветы завяли). На второй - девочка смотрит на букет живых цветов. Рядом нахо­дятся две банки: одна с водой, другая без воды (рис. 32 а, б).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и рассказать, что произошло с цветами. В случае зат­руднения педагог задает уточняющие вопросы, направленные на выявление связей между объектами и явлениями, изобра-

 
 

же



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.018 с.)