Николай Кузанский.(1401-1464) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай Кузанский.(1401-1464)



План занятия.

1. Понятие Возрождения.

2. Характерные черты Гуманизма.

3. Философские направления в рамках Гуманизма.

4. Философские учения основных представителей итальянского гуманизма.

5. Гуманистическое движение в Северной Европе.

6. Реформация как один из путей западноевропейского возрождения.

7. Влияние философии Возрождения на развитие медицинских знаний.

 

Содержание занятия.

1. Понятие Возрождения.

В культурологии термином возрождение обозначаются эпохи обновления в культуре. В результате такого обновления происходит переход от традиционной статичной культуры, которая ориентирована на повторение и воспроизведение культурных ценностей к творческому динамическому типу культуры, где традиция не удовлетворяет и возникает потребность в своем собственном личном осмыслении привычных ценностей. Обновление культуры базируется на обновлении человеческого духа, на возрождении человеческой личности – творческой и свободной.Для Западной Европы периодом обновления культуры считаются XV-XVI в.

В этот период обновление культуры шло двумя путями:

I. Гуманизм.

Зародился в Италии в конце XIV в., затем распространился по всей Европе. С Гуманизмом соотносится термин Возрождение, понятый в узком смысле, т. е. как возрождение античности в Италии. Именно в этом смысле впервые этот термин встречается у Я. Бургхарда в XIX в.

II. Реформация.

С 1516 г охватывает «северные страны» - Германию, Голландию, Швейцарию, Англию.

2. Характерные черты Гуманизма.

Гуманизм - направление европейской культуры XV-XVI в., ориентированное на изучение гуманитарных дисциплин, непревзойденными образцами которых считались произведения античных авторов, а также ориентированное на всестороннее развитие человеческой личности и утверждение человеческого достоинства.

Позже этот термин стал употребляться в более широком смысле - для обозначения мировоззрения, утверждающего ценность человеческой личности и необходимость уважения к ней. Не следует путать гуманизм и гуманность. Гуманность - это человеколюбие, сердечность, доброта, сострадание, т.е. человеческая черта. Гуманизм - это убеждение в том, что человек является свободным, самоценным существом.

Слово «гуманист» впервые появляется в XV в. Так называют себя люди, занимающиеся поэзией, риторикой, историей, философией, то есть теми дисциплинами, которые Цицерон называл гуманитарными, т. к. они наиболее пригодны для формирования человека, его духовной природы. Непревзойденными образцами гуманитарного знания, считались произведения античных писателей, поэтов, философов. Гуманисты активно искали и популяризировали их труды. Большая часть античных текстов, которыми располагает современная наука, были найдены и введены в научный оборот именно гуманистами.

Гуманизм зарождается в литературной среде. Начало гуманистического периода связано с творчеством великого итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374г.) Памфлетом «О своем и чужом невежестве» Петрарка задал программу критики всей системы средневекового знания. Философские тексты впервые стали объектом критического историко-филологического исследования, а не вневременным источником авторитетных цитат.

Следует заметить, что гуманизм данной эпохи отличался, прежде всего, эстетической, а не нравственно-этической направленностью. Развитие личности, к которому стремились гуманисты, включало в себя совершенствование «человеческих» качеств преимущественно эстетического характера. Высоко ценились в гуманистической среде такие качества, как изысканность вкуса, красота, слога, утонченное отношение к жизни, способность вызывать расположение и симпатию. Многие исследователи сходятся в том, что если в сфере эстетики, в сфере искусств, эту эпоху можно назвать Ренессансом, то в нравственной сфере это была эпоха Декаденса, т.е. упадка. Нравственность потеряла свой объективный критерий в лице Бога, и стала восприниматься субъективистски.

Главной чертой гуманизма можно считать антропоцентризм. В отличие от средневекового мировоззрения гуманисты на первый план выдвигали человека, а потом уже говорили о Боге. Понимание человека сближалось с пониманием Бога. Бог – творец мира природы, человек – творец мира культуры. Бог создал человека подобным самому себе, т.е. творцом и как бы передал ему свои полномочия – человек продолжает дело Бога на земле, сам Бог отодвигается на второй план.

С точки зрения гуманистов, сущность человека, его отличие от всех других существ, состоит в его способности творить, создавать то, чего не было в природе и создавать что-то новое в себе. Человек свободен в том смысле, что не ограничен рамками природы так жестко как животное и, совершенствуя себя, может становиться подобным Богу. Эта мысль наиболее ярко выражена в знаменитой «Речи о достоинстве человека» Пико Делла Мирандола (1462-1494), ставшей манифестом гуманистического антропоцентризма. «Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа, и поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанность ты имел по своему желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, нестесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого Я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души в высшие божественные».

Человеческая личность определяется не благодаря происхождению, а через личные заслуги. Главная идея гуманизма состоит в том, что человек должен самоопределиться. То, чем он может стать, зависит от него самого, а не от Бога. Человек должен осуществить себя. Высшая цель - это полная и всесторонняя реализация своих творческих способностей, не ограниченная церковными традициями.

Идея самоопределения человека породила универсализм гуманистов – многие из них были одновременно поэтами, художниками, философами, учеными. В этом плане наиболее показательна личность Леонардо да Винчи ( 1452-1564) - художника, архитектора, инженера, математика, анатома, музыканта.

Гуманисты создали новую систему ценностей, в которую вошли творчество, самосовершенствование, стремление к славе, наслаждение радостями земного существования. Манифест гуманистической этики – трактат Лоренцо Валлы (1407-1457) «Об удовольствии или истинном благе». В нем Валла критикует средневековый аскетический идеал, сходный с идеалами стоицизма. Монашеские обеты бедности, безбрачия, послушания, по мнению Валлы, лишь проявление рабского страха перед наказанием и указывают на нравственную неустойчивость личности. Правильное пользование деньгами, брак, разумное пользование свободой – не меньшие добродетели и столь же спасительны для человека. Высшее благо для человека – наслаждение от положительного удовольствия. А это есть идеал эпикуреизма. Положительным же является все то, что не противоречит природе, т. е. не противоречит чувству самосохранения. Например, обжорство, пьянство, лень – удовольствия, которые вредны для человека, разрушают его личность, от всего остального же не стоит отказываться.

Важное место в новой системе ценностей занимает гимн красоте человеческого тела. Человек рассматривается как неразрывное единство бессмертной души и смертного тела. Духовное и материальное, небесное и земное – равноправные начала в человеке. Реабилитируется телесное начало, считавшееся в средневековье полюсом греха. Одной из целей искусства становится изображение совершенного человеческого тела.

Для гуманистического движения был характерен антиклерикализм – резко критическое отношение к служителям Церкви и официальной церковно-схоластической учености. Гуманисты образовывали кружки независимые от церкви и университетов, многие из них жили на доходы от собственной профессиональной деятельности или пожертвования влиятельных лиц. Для них было свойственно вольнодумство по отношению к Церкви. По существу, гуманистическая философия существовала на водоразделе христианства и язычества. Философы пытались объединить в единое целое христианские идеи, теории античных философов, оккультно-мистические учения (сочинения Гермеса Трисмегиста, Зороастра, «Халдейских оракулов», еврейскую Каббалу). Большое внимание уделялось магии и алхимии. Такой синтез приводил мыслителей этой эпохи к пантеизму – отождествлению природы и Бога. Природа толковалась философами Ренессанса как божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми силами начало всех вещей.

3 Философские направления в рамках Гуманизма.

В философской мысли возрожденческого гуманизма можно условно выделить три направления, связанные с удельным весом тех или иных разделов философского знания и трактовкой структуры мира.

1) Собственно гуманистическое направление. Средневековому теоцентризму противопоставлялся интерес к земному предназначению человека; социально-этическая проблематика выступала здесь на передний план. Наиболее видные философы данного направления Колюччо Салютати (1331-1404), Леонардо Бруни (1374-1444), Лоренцо Вала (1407-1457), Пьетро Помпонацци (1462-1525), Эразм Роттердамский (1469-1536).

2) Неоплатоническое направление. Преобладала онтологическая проблематика, разыскивались новые пути синтеза аристотелизма и платонизма. К этому течению относятся философские учения Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499) и Пико делла Мирандолы (1462-1494).

3) Натурфилософское направление. В области онтологии характеризуется полным отождествлением Бога и природы, в области антропологии - взглядом на человека как на исключительно природное существо. Представлено трудами Николо Макиавелли (1469-1572), Джордано Бруно (1548-1600), Бернардино Телезио (1509-1588), Мишеля Монтеня (1533-1592).

 

4. Философские учения основных представителей итальянского гуманизма.

Марсилио Фичино (1433-1499).

В 1462 г. организовал во Флоренции «платоновскую академию», которая не была организованной школой, а скорее союзом ученых и поклонников платоновской философии.

Марсилио Фичино развивал неоплатоническое учение о всеохватывающем присутствии Бога, с ярко выраженной тенденцией к мистическому пантеизму. Для Фичино мир - это открытый для познания прекрасный облик Бога. Существует единый круг движения от Бога к миру и обратно, который называется тремя именами: «поскольку он берет начало от Бога, именуется красотой, поскольку, приходя в мир, охватывает его – любовью, поскольку, возвращаясь к своему Создателю, соединяется с ним – наслаждением» (Комментарий к «Пиру» Платона) Космос для Фичино есть Единое, пронизанное красотой и объединенное любовью. «Все связуется в Едином» и «все находится во всем» - основные максимы мышления не только ренессансного неоплатонизма, но и всей философии итальянского гуманизма.

Человек, по мнению Фичино, это единственное существо в котором проявляются все стороны божественного единства, поэтому он составляет «истинную связь Вселенной», «скрепу мира». Новое в понимании человека в ренессансном неоплатонизме заключалось в той ценности, которая придавалась идее активности личности, вытекающей из человеческой свободы, служившей знаком величия человеческой природы и предметом восхищения.

Кроме Марсилио Фичино самым известным участником Флорентийской академии был Пико дела Мирандола(1462-1494). Его мировоззрению были присущи черты пантеизма, сходные с воззрениями Фичино.

В своем учении он переосмысливал христианство, как высшее, но тем не менее, частное проявление «всеобщей религии». Развивал идею согласия философии и теологии, античной мысли и христианства, каббалы и магии как различных сторон единой истины, отстаивая свободу философского мышления и критикуя догматизм схоластического философствования. В произведениях Пико делла Мирандолы ярко прозвучал один из важнейших тезисов всей философии гуманизма – судьба человека находится в руках самого человека, поскольку он наделен свободой воли. Основной путь для совершенствования человека, для приближения к божественным существам – познание. Причем познание с помощью всех имеющихся в арсенале средств: философии, теологии, мистики, магии. Характерно, что именно философию Пико считал первой и важнейшей ступенью познания, поскольку философия готовит человека к высшему знанию, очищает его разум, смиряет страсти, успокаивает душу. Пико утверждал, что философия, как и познание вообще, не является достоянием избранных, наоборот, философией должны заниматься все люди: «Без философии нет человека».

 

Джордано Бруно (1548-1600).

В его философском учении неоплатоническое «Единое» полностью сливалось с понятием Вселенной. Вселенная – едина, бесконечна, не сотворена, неподвижна: непрерывные изменения в ней совмещаются с постоянством природных законов. Внутренняя способность материи к образованию форм именуется «душой мира». Вся природа одушевлена и движет саму себя.

В учении о бесконечной Вселенной Джордано Бруно выявил мировоззренческое значение открытого Коперником гелиоцентризма. Бесконечность Вселенной означала: 1) отсутствие во Вселенной фиксированного центра,2) физическую однородность Вселенной (все небесные тела состоят из одних и тех же элементов, имеют один и тот же вид движения, одну и ту же форму), 3) признание самодвижения Вселенной, 4) признание возможности существования различных форм жизни и бесчисленных миров во Вселенной.

Полное отождествление Бога и природы как «бесконечной субстанции» противоречило базовому принципу католического богословия о бесконечности как исключительном атрибуте Бога. Новая космология Д. Бруно отрицала основное для средневековой космологии деление мира на элементарный, подлунный, тленный мир и нетленный, небесный. Идея смертности индивидуальной души, оценка человеческого разума как части природы – опровергали саму суть христианской антропологии. Эти мировоззренческие открытия Д. Бруно стоили ему жизни – по приговору инквизиции он был сожжен как еретик.

Пьетро Помпанацц (1462-1525).

Помпонацци был представителем аристотелизма, составлявшего антитезу «общему тону» эпохи Возрождения, который был задан платонизмом.

Его «Трактат о бессмертии души»(1516) явился выдающимся событием философской жизни Италии XVI в. В трактате обосновывался (со ссылкой на Аристотеля) вывод о смертности индивидуальной души и отрицание ее творения непосредственно Богом, чторазрушало незыблемые опоры христианского персонализма. По мысли Помпонацци, убеждение в бессмертии души лишь понижает уровень нравственности человека, так как в этом случае человек поступает нравственно только из страха пред вечными мучениями, а страх противоречит самим основам добродетели. К Аристотелю апеллирует Помпанацци и в трактате «О причинах естественных явлений, или о Чародействе»(1520). Помпонацци отрицает существование и демонов, и ангелов, считая, что так называемые «чудеса» не противоречат природе и могут получить естественное объяснение. Чудеса, не поддающиеся рациональному объяснению, есть результат творчества умных политиков, придумавших их для воспитания народа.

 

Николо Макиавелли (1462-1527). Видный политическийдеятель, министр иностранных дел Флорентийской республики. Его можно назвать одним из наиболее трезвых умов своего времени. Из своих рассуждений он практически исключает проблему Бога, его интересуют в основном социально-философские, политические проблемы. Политику он впервые рассматривает автономно, отдельно от религии и этики. То, какой она должна быть, выводится из опыта, а не из теологических или этических предпосылок. Подход к политике сугубо прагматический, его цель дать конкретный ответ на то, как должны поступать политики в современных ему государствах, а не в вымышленных, утопических. В своем главном произведении «Государь» он говорит о том, что человек является творцом самого себя. Сила воли, мужество и настойчивость дают возможность воздействовать на свою судьбу. Доблестный правитель отличается, по Макиавелли, именно тем, что он сам определяет себя, что он действует сообразно времени и применяет различные средства для достижения практической пользы, которые могут при необходимости идти вразрез с общепринятой моралью. «Добродетель» для государя это все, что ведет к сохранению его власти. Государь должен приобрести умение отступать от добра, быть скупым, жестоким, бесчеловечным, если этого требуют обстоятельства. Для государя даже вредно обладать такими качествами как милосердие, верность слову, человеколюбие, но очень полезно делать вид обладания ими. Государь должен соединять в себе качества льва и лисицы. Он должен быть не только жестким и решительным, но и хитрым. «Государь должен обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам». По Макиавелли, действия не только правителя, но и вообще любого человека должны определяться прежде всего практической пользой, а не абстрактными духовными идеалами.

 

5. Гуманистическое движение в Северной Европе.

Главным центром гуманистической мысли была Италия, но гуманистическое движение в той или иной степени захватило всю Европу, приобретая в каждой стране своеобразные оттенки. В северных странах – Германии, Нидерландах, Англии, гуманистические идеи распространились в самом начале XVI в., но очень скоро на их место встала Реформация. Так что гуманистическое движение существовало здесь лишь первые два-три десятилетия XVI в. Северное Возрождение существенно отличалось от итальянского. Во-первых, оно выступало за возрождение религии (и являлось в этом смысле предвестником Реформации). Во-вторых, выступало против аморализма, отстаивало необходимость благочестия и общественной добродетели. Главными представителями северного гуманизма были Эразм Роттердамский и Томас Мор.

Томас Мор (1478-1535)

Был другом и последователем Эразма. Бессмертную славу принесла Мору его «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Дословно в переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». Хотя уже Платон говорил об «утопическом государстве», термин этот был введен именно Мором. В идеальной стране, которую он описывал, отсутствовала частная собственность, разделяющая людей; все граждане были равны между собой; работали не весь день, оставляя время для развлечений; вели здоровый образ жизни; были миролюбивы и религиозны, но при этом отличались религиозной терпимостью. «Утопия» Томаса Мора была не социальной программой, а скорее мечтой, но ее ценность состояла в том, что она, во-первых, указывала на социальные недостатки – в форме намеков автор впервые дал развернутую критику существующего строя; во-вторых, определяла те принципы, которым надо следовать, чтобы избавить общество от недостатков.

В учении Мора проявился оптимизм, свойственный Гуманизму, вера в то, что люди, следуя разуму, могут избежать зла и создать идеальное общество.

 

6. Реформация как один из путей западноевропейского возрождения.

Реформация – это движение, направленное против католицизма, и имеющее целью исправление христианства, его возвращение к первоначальным идеалам.

Признанными лидерами реформации были Мартин Лютер (в Германии), Жан Кальвин (в Швейцарии). Началом Реформации считается 1517 г., когда М. Лютер прибил к воротам церкви 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями - отпущениями грехов, которые практиковала католическая церковь. Реформаторы считали, что в течение средних веков в католицизме появилось много бесполезного и даже вредного. Перевес оказался на внешних формах почитания Бога. По мнению сторонников Реформации необходимо было вернуть христианству ощущение живой личной веры, характерное для раннего христианства. Надо отметить, что в отличие от Гуманизма, который был элитарным явлением, и его влияние распространялось в основном на ученых-интеллектуалов, Реформация была движением всенародным и всколыхнула все слои населения. На протяжении нескольких десятилетий в Европе шли религиозные войны между католиками и сторонниками Реформации - протестантами.

В результате Реформации возникла третья христианская конфессия – протестантизм.

Особенности протестантизма.

1) Протестантизм признает только Священное Писание (Библию), все созданное людьми (Священное Предание - учение отцов Церкви) является истинным только в той мере, в которой соответствует Писанию. Отсюда вытекает возможность критики и изменения основных христианских догматов.

2) Каждый человек имеет право по-своему понимать Священное Писание.

3) Спасение достигается не с помощью молитв, обрядов, не посредством Церкви, а только личной верой в Бога.

4) Между Богом и людьми не может быть никаких посредников. Посредническая роль Церкви отрицается. Нет веры в святых и богородицу.

5) Поскольку каждый имеет право толковать Библию по своему, протестантизм оказывается расколотым на множество течений и сект.

6) Богослужение упрощено, храмы в большинстве случаев лишены каких бы то ни было изображений. Вера, чисто духовное общение человека с Богом противопоставляется внешним формам религии.

Реформация, в результате которой возник протестантизм, означала обновление, возрождение религиозной жизни, и повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Причем главная роль здесь, также как и в Гуманизме отводилась личности, личной связи человека с Богом. Спасение представлялось зависящим именно от внутренних усилий личности, а не от исполнения обрядов. В связи с этим Реформацию и Гуманизм можно рассматривать как два пути западноевропейского возрождения. При этом нельзя забывать, что Реформация содержала и много противоположного Гуманизму. По сути дела она была протестом не только против католической церкви, но и против вольнодумства гуманистов. Реформаторы были солидарны с гуманистическим признанием индивидуального человеческого «я», но категорически отвергали родовое возвышение человека и его обожествление. Признавалось, что человеческая деятельность, человеческий опыт очень важны, но все равно это лишь опыт существа, способности которого принципиально ограничены, несравнимы со способностями Бога. Возражая гуманистам, Реформация подчеркивала, что Бог трансцендентен по отношению к миру и несоразмерен конечному греховному человеку.

Утверждавшееся новое мировоззрение породило контрреформацию – идеологическое и политическое контрнаступление католической церкви. В 1542 г. папа Павел III благословил святую службу – суд инквизиции, которая стала рассматривать все дела, связанные с вопросами веры. Усилению католической реакции особенно способствовал Тридентский собор (1545-1563), на котором были преданы анафеме учения протестантов, введена церковная цензура, ужесточены церковные правила. В целях борьбы против распространяющегося протестантизма в 1540 г. Игнатием Лойолой был создан орден иезуитов. Гонениям стали подвергаться не только выдающиеся мыслители возрождения (Д. Бруно, Т. Компанелла), но и многие простые люди – в Европе развернулась охота на ведьм.

Такова эпоха возрождения, прославившаяся своими культурными достижениями, и в то же время полная суеверий; эпоха свободомыслия и в то же время эпоха реакции, гонений, насилия над личностью.

7. Влияние философии Возрождения на развитие медицинских знаний.

В эту эпоху культура и наука постепенно приобретают светский характер. Рассматривая взаимосвязь философии Возрождения с медицинскими знаниями, целесообразно обратиться к характеристике основных направлений научной мысли данного периода; борьбе со схоластикой; утверждению опытного метода в науке. Идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм (от лат. humanus — человеческий). В центре мировоззрения гуманистов был человек.

В широком кругу разнообразных интересов и знаний выдающихся людей эпохи Возрождения медицина занимала почетное место. Крупные деятели этой эпохи интересовались медициной. Врачи, в свою очередь, обладали самыми разнообразными знаниями.

Внимание к человеку, превращение его в основной объект научного интереса породило живой интерес к строению человеческого тела. Следует отметить, что бурное развитие анатомии и физиологии в XVI-XVII вв. (А.Везалий, У.Гарвей и др.) происходило именно как следствие возросшего интереса к человеку (а не из потребностей медицинской практики). Недаром столь серьезно занимались анатомическими исследованиями крупнейшие представители изобразительного искусства: Л. да Винчи (1452-1519), М.Буо­нарроти (1475-1564), Р.Санти (1483-1520) и др. Развитие анатомо-физиоло­гических знаний происходило в противостоянии с галенизмом, ставшим важнейшим компонентом схоластики в медицине. Так, А.Везалий (1514-1564) вскрыл более 200 ошибок в галеновской анатомии, М.Сервет (1509-1553) и У.Гарвей (1578-1657) правильно описали кровообращение. Их открытия подверглись жесткой критике со стороны консервативной университетской профессуры, прежде всего медицинского факультета Парижского университета.

Огромную роль в познании человеческого тела и окружающего мира сыграл микроскоп, изобретенный в 1595 г. З.Янсеном, благодаря которому появилась новая ученая специальность – «микроскопист». Микроскопистами XVII в. были сделаны многие фундаментальные открытия в биологии и медицине: клетка (Р.Гук, 1635-1703), простейшие, бактерии, сперматозоиды, эритроциты (А. ван Левенгук, 1632-1723), микроскопическое строение кожи и внутренних органов человека, а также животных и растений (М.Мальпиги, 1628-1694).

Развитие теоретической медицины было в этот период тесно связано с идеологической борьбой. Так, в 1553 г. испанский философ-богослов и врач М.Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения именно в своей богословской книге «Восстановление христианства», многие положения которой входили в противоречие с догматами церкви. При этом для подтверждения своих философских воззрений Cepвет использовал современные ему достижения естествознания. Книга была объявлена еретической, а ее автор был отправлен Ж.Кальвином на костер вместе со своей книгой. А.Везалий был обвинен в ереси (так как утверждал, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер). Позднее он за свои исследования был по инициативе католической церкви осужден на смерть; впоследствии этот приговор был заменен паломничеством в Иерусалим, ко гробу Господню. На обратном пути в результате кораблекрушения Везалий погиб.

Так как гуморальная теория Гиппократа перестала удовлетворять врачей, появились попытки объяснить работу живого организма с позиций физики (механики) и химии (алхимии) – ятрофизика (ятромеханика) и ятрохимия. С позиций ятромеханики, организм подобен машине (сердце – насос, конечности – рычаги, теплота – за счет трения и т.п.), а все жизненные процессы можно объяснить лишь при помощи механики и математики. Основные положения этого учения четко изложены в сочинениях итальянских физиологов Дж.А.Борелли (1608-1679) «О движении животных» и С.Санторио (1561-1636) «О статической медицине».

Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии в частности) оказала деятельность выдающегося английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), который во многом определил пути дальнейшего развития медицины. В своем труде «О достоинстве и усовершенствовании наук» он сформулировал три основные задачи медицины: «первая состоит в сохранении здоровья, вторая – в излечении болезней, третья – в продолжении жизни». Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении болезней природных факторов и развитии бальнеологии.

Современник Бэкона, французский ученый Р.Декарт (1596-1650) был не только выдающимся философом и математиком, но также выполнил ряд физиологических исследований. Так, он в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам. Декарт изучал также физиологическую оптику.

Ятрохимики, в свою очередь, считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней. Наиболее выдающийся ятрохимик Т. фон Гогенгейм, более известный как Парацельс (1493-1541) считал весь мир химической лабораторией, управляемой Великим алхимиком, т.е. Богом. Организм – микрокосм – устроен так же, все жизненные процессы носят химический характер, а управляет ими архей (душа) с подчиненными ему силами (энсами). Основа здоровья – правильное соотношение в организме трех начал: серы, соли и ртути. Большое значение имела борьба Парацельса за освобождение медицины от галенизма, схоластики, за утверждение опытного метода в познании и медицинском образовании.

Важным событием в медицинской науке стала первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Дж. Фракасторо (1478-1553) – итальянским врачом, физиком, астрономом и поэтом. Он сформулировал учение о «контагии» – живом размножающемся специфичном заразном начале, передающимся от больного организма к здоровому; по Фракасторо, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Он также впервые выделил в особую группу заразные болезни.

Противоречивый характер носили взгляды врача, изобретателя и философа Дж.Кардано (1501-1576), находившегося под влиянием Эмпедокла с его учением о любви и вражде и Николая Кузанского: он признавал существование вечной одушевленной первоматерии, сочетал идею развития сложных организмов из простых с принципом креационизма, возможность сливаться с Богом в состоянии экстаза – с понятием о математике как единственном пути достижения истины.

 

Темы докладов и рефератов.

 

1. Возрождение как синтез античности и средневековья.

2. Гуманисты о человеке, его достоинствах, природе и назначении.

3. Человек и Бог в учении Николая Кузанского.

4. Соотношение политики и морали в философии Н.Макиавелли.

5. Особенности мировоззрения Леонардо да Винчи.

6. Ренессансный неоплатонизм: Марсилио Фичино и Пико дела Мирандола.

7. Философский натурализм Джордано Бруно.

8. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения.

9. Особенности гуманистического движения в Северной Европе.

10. Гуманизм и Реформация: два пути западноевропейского возрождения.

11. Особенности теологии Мартина Лютера.

12.Специфика медицинского знания в эпоху Возрождения.

13. Борьба со схоластическим подходом в медицине Возрождения.

14. Развитие представлений о строении и функциях организма человека и их связь с религиозно-философскими проблемами XV-XVII вв.

Литература к занятию, докладам, рефератам.

Источники.

Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970. Т.2.

Бруно Джордано. Избранное. Самара: Агни, 2000.

Валла Л. Об истинном и ложном благе, о свободе воли. М., 1989.

Гарвей У. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных.–Л.,1948.
Данте А. Божественная комедия. М.: Художественная литература, 1977. Кампанелла Т. Город Солнца. О наилучшем государстве. М., 1994.

Коперник Н. О вращении небесных сфер. М., 1994.

Кузанский Н. Соч. в двух томах.–М.,1979–1980.

Макиавелли Н. Избран.соч.–М.,1982.

Монтень М. Опыты.–М.,1979.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Леонардо да Винчи. Суждения. М., 2005.

Лютер М. Избранные произведения. - СПб, 1997
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.).–М.,1985.

Эразм Роттердамский. Философские произведения.–М.,1986.

 

Исследования:

Античное наследие в культуре Возрождения: Сб. ст. М., 1984.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.–М.,

1989.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. М., 1979.

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV века). М., 1983.

Брагина Л. М., История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. спец. –М.2001

Гончаров Н.И. Зримые фрагменты истории.–Волгоград,1988

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. М.2009.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения.–М.,1986.

Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание.–М., 1989.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.–М.,1978.

Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. М., 1979.

Осиновский И.Н. Томас Мор. Утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1978.

Перевезенцев С. В., Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М. 2001

Ревякина Н. В., Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново. 2000

Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры.–М.,1986. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М., 1978.

Типология и периодизация культуры Возрождения: Сб. ст. М., 1987.

Утопический роман XV-XVII вв. М.: Художественная литература, 1971.

Философия эпохи Возрождения и Реформации. Хрестоматия. СПб. 1996

Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.

Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

 

Приложение.

Лоренцо Валла.

О наслаждении. [2]

КНИГА 1.

ГЛАВА XYIII

<…> Но вернусь к делу. Ты, Катон, считаешь, что следует стремиться к добродетели, я призываю к наслаждению. Оба этих понятия сами по себе противоположны, и между ними нет никакой связи. Лукан говорит: как удалены от земли звезды и огонь от моря, так полезное от справедливого. Полезное - то же самое, что вызывающее наслаждение, справедливое - то же, что и добродетельное. Однако некоторые отличают полезное от вызывающего наслаждение; их невежество настолько явно, что они не нуждаются в опровержении. Как же назовется полезным то, что не будет ни добродетельным, ни вызывающим наслаждение? Ничто не является полезным, что не ощущалось бы; то же, что ощущается, приятно или неприятно. Вернее ли [рассуждают] те, кто разделил всякое благо на справедливое и вызывающее наслаждение (т. е. заключающее в себе пользу)?

С самого начала следует заявить, что стремиться к той и другой цели блага обеим одновременно нельзя (ибо не могут быть одна и та же цель и один результат у таких противоположных вещей, как здоровье и болезнь, влажность и сухость, легкое и тяжелое, свет и мрак, мир и война), если не встать на ту позицию, что добродетельные качества являются не частями высшей добродетели, а служат для получения наслаждения. Так здраво полагает Эпикур, с которым согласен и я.

ГЛАВА XIX. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ И ДОБРОДЕТЕЛИ.

Прежде всего нельзя допустить, чтобы мы обошли молчанием определение того предмета, о котором идет речь. Это необходимо делать в начале любо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.145.52 (0.095 с.)