Научные основы изучения курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные основы изучения курса.



Научные основы изучения курса.

 

История государства и права России изучает

политические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. История государства и права России рассматривает конкретные политические и правовые явления (прежде всего фактический материал) для установления закономерностей, общих поступательных тенденций развития российского государства и права. В этом история государства и права неразрывно связана и с общей историей России, и с теорией государства и права. Отличия состоят в том, что история изучает более широкий круг вопросов развития человеческого общества в хронологической последовательности, а теория государства и права – общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций. История государства и права использует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.

Задачами истории государства и права России являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

Историко-правовая наука использует методы как общефилософские, общесоциологические, так и свои специфические. Общефилософские методы – диалектический метод (метод материалистической диалектики). Специфическими методами истории государства и права являются: хронологический метод – изучение движения явлений во времени, в их хронологической последовательности и выявление закономерностей путем сопоставления фактов и явлений; сравнительный метод – сопоставление развития государства и права одного народа с развитием политико-правовых систем других народов; системный метод – рассмотрение историко-правовых явлений в системе с другими явлениями общественного развития.

Периодизация отечественной истории государства и права. Период Древнерусского государства (IX—XVI вв.) – возникновение и становления Русского государства, период феодальной раздробленности, период централизации русских княжеств.

Период сословно-представительской монархии (XVI—XVII вв.) – развитие сословно-представительской монархической системы правления в России.

Период абсолютизма (XVII в. – 1917 г.) – периоды становления, развития, кризиса и крушения самодержавия.

Советский период (1917—1991 гг.) – возникновение советского государства, период Гражданской войны, период новой экономической политики, период индустриализации, период Великой Отечественной войны, период либерализации, период кризиса советской системы.

Современный период (с 1991 г.) – период становления и развития РФ после распада СССР.

 

 

Система гос. упр-я в Киевской Руси.

 

Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.

При великом князе состоял княжеский совет, имевший серьезное влияние. Иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры и иные важнейшие дела. Существовало также вече, выросшее из древнего народного собрания. Основу военной организации составляла княжеская I дружина. Дружинники жили обычно на княжеском дворе или вокруг и были также советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Важным элементом политической системы стала | церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, затем в 988 г. он крестил Русь, введя христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность государству и т. д.

Первоначально существовала десятичная система управления. Впоследствии тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Изначально десятичная система не отделяла центральное управление от местного, позже такая дифференциация возникает.

В центральном управлении складывается дворцово-вотчинная система – соединение управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Со временем князья поручают своим дворцовым слугам какие-либо сферы управления, связанные с их первоначальной деятельностью.

На местах управляли удельные князья, а также представители центральной власти – наместники и волостели.

Специальных судебных органов не существовало, их функции выполнялись представителями администрации. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия, например вирники. Судебные функции осуществляли церковные органы, действовал также вотчинный суд.

Русская Правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.

Правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

Феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» – денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязаны были работать на хозяина.

Существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины – «холопы» или «челядины» – и несвободные женщины – «рабы». Челядь была почти полностью бесправной, Русская Правда приравнивает ее к скоту.

 

Реформы Избранной Рады в 50-е гг. 16 в.

Она была образована в 1549 г. Её возглавил вотчинник из Костромы А. Адашев. В состав рады входили: Адашев, Макарий, Сильвестр, князья Курбский, Воротынский и др.

Они создали условия для изменения сущности самодержавной монархии. Были созданы органы гос. управления (приказы). Принят новый судебник, реорганиз-но местн. самоуправл-е.С одной стороны, реформы завершали процесс гос.централи зации.С др.- создавали предпосылки формир-ния элементов гражд. общ-ва.Избр. рада прекратила свою деят-ть в 1560 г.

Военная реформа

 

Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей, Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.

Судебник 1550 г.

 

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.

Второй закон, относящийся к проблеме землевладения, провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносили удар по основным группам привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направлена против податных привилегий духовных феодалов.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам.” 1 Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Стоглав

 

Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для пополнения их населения со стороны.

 

Земельные реформы

 

наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства “избранной рады” был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.

 

В ходе переписи земель в основных районах Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения.

Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налогов содействовали развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.

 

Земская реформа

 

ведение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”. 2 Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства,

18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач стала защита феодальной собственности от хищения.

 

Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу.

 

В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы.

Исходя из реформ центрального аппарата власти стали ясно вырисовываться очертания приказного управления.

Варианты централизации упр-я в Московском гос-ве в 16 в.

На рубеже XV—XVI вв. завершился процесс объединения земель Северо-Восточной Руси под властью Москвы.

По своей форме Российское государство первой половины XVI в. было сословной монархией. Свою власть в стране великий князь фактически делил с удельными и служилыми князьями, боярской Думой как органом власти феодальной аристократии и церковью как органом власти духовенства.

В первой половине XVI в. наблюдается тенденция ограничения власти кормленщиков: 1) Сроки кормлений сократились до 1—3 лет. 2) Получает распространение и укрепляется институт городовых приказчиков, которые занимаются военно-административным управлением на местах. Назначаемые великим князем из поместного служилого дворянства, городовые приказчики не зависели ни от наместника, ни от боярской Думы, а подчинялись непосредственно великому князю. 3) В 1539—1541 гг. началась губная реформа.

Важным событием в политической жизни страны было принятие 16 января 1547 г. Иваном IV титула царя. Люди средневековья представляли мировую политическую систему в виде строгой иерархии. Согласно византийской доктрине, центром Вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи. На Руси “царями” называли византийских императоров.

 

Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория “Москва — третий Рим”. Согласно ей московские князья выступали прямыми преемниками властителей “второго Рима” — Византии.

 

За период с середины XV до середины XVI в. территория России увеличилась более чем в 6 раз. Население страны в конце XV в. составляло примерно 5—6 млн. человек, в середине XVI в. — около 9 млн. человек (по другим данным — 6—7 млн. человек).

В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие владения, должна была уступить место новому аппарату власти.

Государственная централизация, как показывает исторический опыт, является необходимым этапом поступательного развития общества и внутренней закономерностью эволюции самой государственности. Оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией — сложная теоретическая и практическая проблема, которая должна решаться по-разному для тех или иных обществ и тех или иных стадий их истории,

Ряд факторов не позволяет охарактеризовать сложившуюся в тот момент систему управления страной как централизованную: 1) неразвитость общегосударственных органов власти (дворец и казна) и отсутствие в них строгого разграничения функций; 2) центральные органы управления не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей; 3) сохранявшиеся удельные княжества; 4) кормленщики; 5) местничество; 6) относительная самостоятельность церкви.

 

Видимо, есть два способа управления большими территориями: первый — когда значительную роль играет местное самоуправление, выбранное населением и отчасти контролируемое из центра. Второй способ — сверху донизу всеведущая административная власть, которая подавляет всяческое самоуправление. В ряде стран Запада пошли первым путем: короли плюс парламенты, городские и провинциальные общины, суды и т.п. Россия в период правления Ивана Грозного (1533—1584 гг.) окончательно выбрала второй путь.

 

Последствия смуты.

1. Временное усиление роли сословно-представительных ор­ганов власти: Боярской думы и Земского собора (за царст­вование Михаила Романова (1613-1645) известно 10 созывов Земского собора)

2. Экономическая разруха и обнищание народа

3. Ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за годы Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря - Швеции)

 

4. Воцарение новой династии Ро­мановых (1613-1917)

Расстройство местничества ослабило старую аристокра­тию (боярство) и усилило позиции служилого дворян­ства

18 марта 1584 г. умер Иван Грозный. На престол вступил Федор Иванович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством. Власть сосредоточилась в руках Бориса Годунова.

Борис Годунов. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб царевич Дмитрий (сын Ив. Грозного). Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преобладание на соборе сторонников Бориса Годунова предопределило его победу. Борис Годунов вел успешную внешнюю политику. Он стремился укрепить авторитет России и царской власти. В 1589 году утверждается патриаршество, русская церковь стала самостоятельной. Годунов развернул большое строительство. Также происходило становление крепостного права.

Против царя выступили все слои населения. Этому способствовал и голод 1601-1604 гг. Этим воспользовался московский монах Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу под видом чудом спасшегося царевича Дмитрия. В 1604 г. он с польским отрядом выступил походом на Москву, города сдавались без боя. Борис Годунов внезапно умирает в мае 1605 г, его сына убивают. Лжедмитрий I провозглашается царем, однако он не выполнил обещание, данное полякам. Поляки грабили русские земли и в мае 1606 г. в Москве вспыхнула антипольское восстания. Лжедмитрий I убит, а царем провозгласили Василия Шуйского.

Василий Шуйский. После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский (1606-1610). Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи (целовал крест) обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против властей. В 1606—1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которое многие историки считают пиком Крестьянской войны начала XVII в.

Из Польши весной 1608 г. выступил Лжедмитрий II и в 1609 г. в районе Тушино разбил свой лагерь. Шведы, которых нанял Шуйский, разбили тушенцев. В 1609 г. Поляки начали открытую интервенцию России, и подошли к Москве. В 1610 г. Шуйский был, свергнут, власть захватили бояре («Семи боярщина»), которые сдали Москву полякам и пригласили на престол польского королевича Владислава.

Первое ополчение. В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин П. Ляпунов. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей-бояр подожгли город. Войска дрались на подступах к Кремлю. Здесь в районе Сретенки был тяжело ранен князь Д.М. Пожарский, руководивший передовыми отрядами. Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.

Второе ополчение. Минин и Пожарский. Осенью 1611 г. посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. Возглавили ополчение К. Минин и князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю. Здесь было создано временное правительство России "Совет всея земли". Летом 1612 г. со стороны Арбатских ворот войска К. Минина и Д.М. Пожарского подошли к Москве и соединились с остатками первого ополчения. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д.М. Пожарского был возведен храм в честь иконы Казанской богоматери. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа.

 

В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции.

Высшим органом церковного управления и суда является московский митрополит, который в 1589 г. был возведен в сан патриарха. Смысл этой акции состоял в том, что если митрополит, хотя бы формально подчинялся константинопольскому патриарху, то с учреждением московской патриархии ее глава - патриарх по своему сану стал равен константинопольскому патриарху. Иными словами, Русская православная церковь становилась полностью независимой (автокефальной) и ее центром и в формально-юридическом смысле становилась Москва. Поэтому учреждение Московской патриархии являлось как бы завершающим актом, утверждавшим суверенитет Русского централизованного государства. Поместный собор и патриарх являлись не только высшими органами духовного суда, но их акты были источниками церковного (канонического) законодательства. Церковному суду подлежало все духовенство и зависимое от церкви население, кроме дел об измене, «душегубстве, татьбе и разбое с поличным». По ряду дел (например, преступления против нравственности, разводы и т.п.) церковному суду подлежали и все светские люди.

После пресечения царской власти, когда правительство «семибоярщины» открыто предавало интересы народа иностранным интервентам, глава Православной церкви патриарх Гермоген выступил с призывом к возрождению русской государственности. Усилению роли церковных властей способствовал и тот факт, что с 1618 г. (после возвращения из польского плена) страной фактически правил отец юного царя Михаила Романова патриарх Филарет, присвоивший себе даже титул «великого государя».

Последняя попытка поставить власть патриарха выше царской была предпринята в середине XVII в. патриархом Никоном (тоже носившим титул «великого государя»). Однако часть верующих не согласилась с церковными реформами патриарха Никона. Следствием этих реформ явился церковный раскол. Он определялся не столько богословскими факторами, сколько явился формой социального протеста против политики правительства и особенно усиления феодального гнета. Эта попытка окончилась его

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, но в условиях большого значения религии в общественной жизни населения, быту и т.д. Эти нововведения Никона болезненно принимались верхушками, особенно сельскими, патриархальным крестьянам, и особенно низовым звеном духовенства. Обряд "троеперстия", произношение "аллилуйя" трижды, вместо двух, поклоны во время богослужения, Исус вместо Иисус так и не были восприняты всеми верхушками. Однозначно, хотя нововведения были приняты не только по инициативе Никона, но и одобрены церковными соборами 1654 -55 годов.
Недовольство нововведениями церкви, а так же насильственные меры их внедрения явился поводом к расколу. Первым за "старую веру" против реформ и действий патриарха выступил протопоп Аввакум и Даниил. Они подали записку царю в защиту двуперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений книг по греческим образцам, оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древнего благочестия", а её книги печатаются в типографиях католиков.

Вопросы государственного устройства и управления в документах декабристов.

 

Александр 1 стремился сохранить проекты реформ в тайне от общества. Либеральные дворяне ставили перед собой цели, во многом схожие с целями царя, стали создавать тайные организации для борьбы против власти. Общество и власть разошлись. Причина возникновения движения – понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Первое тайное общество – “союз спасения” 1816 г.: Пестель, Муравьев, Трубецкой, Рылеев, Якушин. 2 основные идеи переустройства российского общества: ликвидация крепостного права, уничтожение самодержавия. Введение конституции для ограничения самодержавной власти, введение конституционной монархии.

 

1818 г. – “Союз благоденствия”: Муравьев, Пестель, Якушин, Лунин. Необходимость свержения монархии, ликвидации крепостничества, введение конституционного правления, выполнение этих требований насильственным путем. Распущен в 1821 г.

 

1821 г. – Южное общество: Пестель, Ивашев.

 

1822 г. – Северное общество: Муравьев, Трубецкой, Лунин.

 

Осн. конституционные проекты – Пестеля и Муравьева. Муравьев выступал за констит. монархию, где исполнительная власть принадлежит императору, а законодательная – парламенту (народное вече). Необходимость отмены крепостного права, личного освобождения крестьян, выделение крестьянам приусадебного участка по 2 десятины пахотной земли на двор. Федеративное устройство. Избир. право огран. высоким имущественным цензом. Введение гражд. свобод, отмена сословных привилегий, облегчение военной службы солдат. Пестель был за парламентскую республику с президентской формой правления, где исполнительная власть принадлежит державной думе в составе 5 чел., а законодательная – однопалатному парламенту. Ежегодно один из членов державной думы становится президентом. Всеобщее избират. право. Конфискация части помещичьей земли в общественный фонд для наделения наделом тружеников. Введение гражданских свобод, отмена сословных привилегий, облегчение военной службы солдат. 14 декабря произошло восстание декабристов. В “Манифесте” были сформулированы требования: уничтожение самодержавия, отмена крепостного права, введение демократических свобод, отмена рекрутского набора, телесных наказаний, военных поселений. Восстание было разгромлено. Значение восстания: первая программа будущего устройства страны. Причины поражения: слабая пропаганда, неподготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий. Восстание внушило властям страх перед революцией, боязнь любых серьезных преобразований.

 

Земская реформа 1864 г.

Земская реформа 1864, Положение о губернских и уездных земских учреждениях, буржуазная реформа, вызванная необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития, стремлением царизма привлечь на свою сторону либералов в борьбе с революционным движением.

Проект З. р. разрабатывался с 1859 комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 — П. А. Валуев). Подписанное царём "Положение" о земских учреждениях отразило различные интересы дворянских группировок. Согласно "Положению" 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественный (ценз) и сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, т. о., отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, т.к. полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), "попечением" о развитии местной торговли и промышленности и т.п.

З. р. проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского (в 1882 ликвидированы). Многие национальные и др. районы Российской империи земств не имели. Несмотря на ограниченность З. р., она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную. "Контрреформы" конца 80-х — начала 90-х гг. значительно сузили деятельность земств.

Городская реформа 1870 г.

Городская реформа 1870, Городовое положение 16 июня 1870, одна из буржуазных реформ в России. Имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был утвержден царём Александром II и опубликован. Г. р. заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными — избранные думами городской управы. Члены городских дум выбирались на 4 года и назывались "гласными". Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в Петербурге — 250. Управы состояли из 2—3 человек под председательством городского головы, который являлся одновременно и председателем городской думы. Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Таким образом, рабочие, мелкие служащие и лица умственного труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избирательного права. Выборы в городские думы производились по так называемой трёхклассной избирательной системе, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов. Тысячи мелких налогоплательщиков избирали в думу такое же количество гласных, как несколько десятков крупных промышленников и купцов. Система имущественного ценза обеспечивала преобладание в думе крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

Компетенция городского общественного управления была ограничена местными хозяйственными вопросами: внешнее благоустройство города, торговля и промышленность, здравоохранение и народное образование и т. п. Городские доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с промышленных, торговых и др. предприятий. Думы и управы подчинялись губернатору (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и министерству внутренних дел. При всей своей ограниченности Г. р. всё же была шагом вперёд по сравнению с дореформенной организацией городского управления.

Новое Городовое положение 11 июня 1892 (см. "Контрреформы") ещё более увеличило представительство крупной буржуазии и дворян в городской думе и по существу превратило городское самоуправление в подсобный орган правительства по вопросам местного хозяйства. Но и в таком урезанном виде царизм не решился провести Г. р. в Польше, Средней Азии и Финляндии.

Президентство и Федеральное собрание в системе гос. упр-я РФ.

Научные основы изучения курса.

 

История государства и права России изучает

политические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. История государства и права России рассматривает конкретные политические и правовые явления (прежде всего фактический материал) для установления закономерностей, общих поступательных тенденций развития российского государства и права. В этом история государства и права неразрывно связана и с общей историей России, и с теорией государства и права. Отличия состоят в том, что история изучает более широкий круг вопросов развития человеческого общества в хронологической последовательности, а теория государства и права – общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций. История государства и права использует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.

Задачами истории государства и права России являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

Историко-правовая наука использует методы как общефилософские, общесоциологические, так и свои специфические. Общефилософские методы – диалектический метод (метод материалистической диалектики). Специфическими методами истории государства и права являются: хронологический метод – изучение движения явлений во времени, в их хронологической последовательности и выявление закономерностей путем сопоставления фактов и явлений; сравнительный метод – сопоставление развития государства и права одного народа с развитием политико-правовых систем других народов; системный метод – рассмотрение историко-правовых явлений в системе с другими явлениями общественного развития.

Периодизация отечественной истории государства и права. Период Древнерусского государства (IX—XVI вв.) – возникновение и становления Русского государства, период феодальной раздробленности, период централизации русских княжеств.

Период сословно-представительской монархии (XVI—XVII вв.) – развитие сословно-представительской монархической системы правления в России.

Период абсолютизма (XVII в. – 1917 г.) – периоды становления, развития, кризиса и крушения самодержавия.

Советский период (1917—1991 гг.) – возникновение советского государства, период Гражданской войны, период новой экономической политики, период индустриализации, период Великой Отечественной войны, период либерализации, период кризиса советской системы.

Современный период (с 1991 г.) – период становления и развития РФ после распада СССР.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.364 с.)