ТОП 10:

Интегрированный государственный экзамен



Интегрированный государственный экзамен

По специальности «международные отношения»

(«истории международных отношений» + «актуальные проблемы международных отношений и внешней политики государств» + «внешняя политика Республики Беларусь»)

 

Блок: история международных отношений

1. Причины Первой мировой войны. Международные отношения во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.).

2. Образование СССР и его внешняя политика в 1920-е -1930-е гг.

3. Версальско-Вашингтонская система международных отношений (1919-1939 гг.).

4. Создание и деятельность Лиги Наций в 1920-1930-е гг.

5. Международные отношения на начальном этапе Второй мировой войны (1939-1941 гг.).

6. Международные отношения в 1941-1942 гг. Формирование антигитлеровской коалиции.

7. Международные отношения в 1943-1945 гг. Конференции в Москве, Каире, Тегеране, Ялте. Решения великих держав о послевоенном мироустройстве.

8. Потсдамская конференция и ее решения. Вступление СССР в войну с Японией в 1945 г. Окончание Второй мировой войны.

9. Геополитические итоги Второй мировой войны. Подписание мирных договоров с союзниками Германии.

10. Образование ООН и основные направления деятельности организации.

11. Проблема мирного урегулирования на Дальнем Востоке. Подписание мирного договора с Японией (Сан-Франциско, 1951 г.).

12. «Холодная война» в международных отношениях в конце 1940 – 1950-е гг. Образование НАТО и ОВД.

13. Политика разрядки в конце 1960-х – 1970-х гг. и ее кризис. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

14. Германский вопрос в 1945-ом -1960-е гг. Берлинские кризисы.

15. «Новая восточная политика» ФРГ в конце 1960-х – начале 1970-х гг.

16. Интеграционные процессы в Западной Европе во второй половине 1940-х -1960-х гг. ЕОУС.

17. Интеграционные процессы в Западной Европе в 1970-е -1980-е гг.

18. Индо-пакистанский конфликт в конце 1940-х – начале 1970-х гг.

19. Образование КНР и и проблема Тайваня в международных отношениях.

20. Арабо-израильский конфликт в 1940-е -1960-е гг.

21. Арабо-израильский конфликт в 1970-е -1980-е гг.

22. Международные отношения на Среднем Востоке в 1970-е -1980-е гг. Исламская революция в Иране 1978-1979 гг., ирано-иракская война.

23. Агрессия США против народов Индокитая в середине 1960-х – начале 1970-х гг.

24. Гражданская война в Афганистане и участие в ней СССР (1979-1989 гг.)

25. Корейская война 1950-1953 гг. Проблема объединения Кореи в 1950-е -1980-е гг.

26. Международно-политическое значение революции на Кубе. Карибский кризис 1962 г.

27. Изменение доктринальных основ внешней политики СССР в 1985-1991 гг. Парижская Хартия для новой Европы 1990 г. Ликвидация ОВД и СЭВ.

28. Кризис просоветских режимов в странах Восточной Европы в 1970-х – конце 1980-е гг.

29. Воссоздание единого германского государства.

30. Попытки трансформации СССР в обновленную федерацию советских республик в 1990-1991 гг. Распад СССР и создание СНГ.

 

Блок: актуальные проблемы международных отношений и внешней политики государств (1991-2015 гг.)

1. Проблема международного терроризма во внешней политике США. США и НАТО в начале XXI в.

2. Особенности взаимодействия США со странами АТР на современном этапе.

3. Особенности взаимодействия США со странами Евросоюза.

4. Политика США в отношении стран Средней Азии и Ближнего Востока на современном этапе.

5. Российско-американские отношения на современном этапе.

6. Особенности взаимодействия США со странами Латинской Америки. Образование и деятельность НАФТА.

7. Основные направления и особенности внешней политики Великобритании на современном этапе.

8. Основные направления внешней политики Германии на современном этапе.

9. Основные направления внешней политики Франции на современном этапе.

10. Взаимоотношения НАТО и России на современном этапе.

11. Основные направления внешней политики Италии на современном этапе.

12. Интеграционные процессы в Латинской Америке (ОАГ, МЕРКОСУР, УНАСУР).

13. Основные направления внешней политики Бразилии на современном этапе.

14. Основные направления внешней политики Венесуэлы на современном этапе.

15. Куба в международных отношениях в 1990-х – начале 2000-х гг.

16. Предпосылки африканских региональных конфликтов. Трайбализм.

17. Место и роль стран Африки в современных международных отношениях. Деятельность Африканского Союза.

18. Особенности внешней политики КНР на современном этапе.

19. Проблема Тайваня в современных международных отношениях.

20. Особенности внешней политики Японии на современном этапе.

21. Проблема урегулирования ситуации на Корейском полуострове и «ядерная угроза».

22. Интеграционные процессы в АТР на современном этапе.

23. Мирные инициативы международного сообщества в области палестино-израильского урегулирования 2002-2015 гг.

24. Восстания в арабских странах (2010-2012 гг.) и их влияние на безопасность в регионе.

25. Гражданская война в Сирии и ее влияние на международные отношения.

26. Индо-пакистанские отношения и проблема нераспространения ядерного оружия.

27. Особенности внешнеполитического курса Исламской Республики Иран. Проблема ядерной программы Ирана.

28. Контртеррористическая операция в Афганистане 2001 г. Проблемы послевоенного урегулирования.

29. Военная кампания в Ираке (2003): причины, ход, результаты и последствия для региональной безопасности.

30. Политический кризис в Украине (2013-2015 гг.): характер противоречий, позиции сторон, проблемы урегулирования.

 

 

Блок: внешняя политика Республики Беларусь (1991-2015 гг.)

1. Международное признание Республики Беларусь, установление дипломатических отношений с зарубежными государствами.

2. Внешнеполитические приоритеты Республики Беларусь.

3. Развитие сотрудничества Республики Беларусь с ООН.

4. Развитие диалога Республики Беларусь с ведущими европейскими организациями (ОБСЕ, Совет Европы, Евросоюз).

5. Республика Беларусь и НАТО.

6. Республика Беларусь и Движение Неприсоединения.

7. Республика Беларусь и проблемы расширения ЕС.

8. Проблемы международной и национальной безопасности во внешнеполитической деятельности Республики Беларусь.

9. Белорусско-российские отношения. Проблемы и перспективы Союзного государства.

10. Участие Республики Беларусь в интеграции на постсоветском пространстве. Проблемы реформирования СНГ.

11. Сотрудничество Республики Беларусь с Украиной.

12. Взаимоотношения Республики Беларусь с Молдовой.

13. Взаимоотношения Республики Беларусь с государствами Центральной Азии и Закавказья.

14. Взаимоотношения Республики Беларусь со странами Балтии.

15. Достижения и проблемы белорусско-польского сотрудничества.

16. Взаимоотношения Республики Беларусь с государствами Центральной и Юго-Восточной Европы (Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария).

17. Белорусско-германские отношения.

18. Взаимоотношения Республики Беларусь с Великобританией.

19. Белорусско-французские отношения.

20. Белорусско-итальянские отношения.

21. Взаимоотношения Республики Беларусь со странами Южной Европы.

22. Внешнеполитические отношения Республики Беларусь с США.

23. Взаимоотношения Республики Беларусь с государствами Латинской Америки.

24. Развитие диалога Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой.

25. Белорусско-индийские отношения.

26. Белорусско-иранские отношения.

27. Белорусско-венесуэльские отношения.

28. Расширение связей Республики Беларусь с государствами Ближнего Востока. Белорусско-израильские отношения.

29. Взаимоотношения Республики Беларусь с государствами Африки.

30. Участие Республики Беларусь в урегулировании политического конфликта в Украине.

Блок: история международных отношений

Образование СССР и его внешняя политика в 1920 –е – 1930-е гг.

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации. Возникновение и нарастание конфронтации. Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления. Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей. Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик. Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем - В. В. Куйбышев. Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь. Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации. Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.После образования ССРБ 1 января 1919 года встал вопрос о взаимоотношениях с РСФСР. В свете советско-польской войны летом 1919 года принимается соглашение об объединении усилий РСФСР, Литы, Латвии, Украины и Беларуси в противостоянии – оформляется военный союз. Обе республики признают необходимость проведения тесного объединения и в январе 1921 года эти необходимости обретают ‑­законодательное закрепление в договоре между РСФСР и ССРБ, в котором признается независимость и суверенность каждого государства. В августе 1922 года ЦК РКП(б) создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях, а на проходившем в декабре 1922 года IV всебелорусском съезде советов принимается постановление о необходимости объединения республик. 30 декабря 1922 года открывается первый Съезд Советов СССР, который юридически оформляет образование СССР. В соответствии с общесоюзной Конституцией Белорусская ССР, как и другие советские республики, передала часть своих полномочий СССР. В отношении разграничения компетенции СССР и союзных республик говорилось, что «суверенитет союзных республик ограничен в пределах, указанных Конституцией СССР. Вне этих пределов республики осуществляют власть самостоятельно». Главенствующую роль в осуществлении внешней политики советской Беларусии, как и прочих советских республик, играли органы РСФСР.

 

3. Версальско-Вашингтонская система (1919-1939 гг.).Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 гг. Версальским мирным договором 1919 г., договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922 гг. Европейская (Версальская) часть этой системы была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США, Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в Европе составляли:

Версальский мирный договор (1919) и тесно связанные с ним: Сен-Жерменский мирный договор (1919), Нёйиский мирный договор (1919), Трианонский мирный договор (1920),Севрский мирный договор (1920).Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но также не была универсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, изоляционизм США и пр.

Версальская система — это система послевоенного устройства мира. характерной черта-антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей, но Пилсудский вместо этого подписал соглашение с одним из руководителей Центральной Рады и польские войска вступили на территорию Украины. Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, в результате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир с Польшей. Польша также захватила Западную Украину и Западную Белоруссию.

Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем. 13 декабря 1921 — «Договор четырёх государств» (Великобритания, США, Франция и Япония) касался взаимных гарантий неприкосновенности островных владений её участников в бассейне Тихого океана (закрепление статус-кво); «Договор пяти государств» (Британия, США, Япония, Франция и Италия) запрещал строительство военных кораблей, «Договор девяти государств» (США, Британия, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай) принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности Китая. Он обязывал всех участников придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и развитии промышленности на всей территории Китая. Договоры, заключённые на Вашингтонской конференции, дополняли систему договоров, подписанных в 1919—1920 между странами-победительницами и странами, которые проиграли мировую войну.В 1919—1922 — сложилась Версальско-Вашингтонская система международных договоров, призванная формально закрепить итоги Первой мировой войны.

Особенности:

Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.

 

Образование ООН и основные направления деятельности организации.

Решение о создании новой универсальной международной организации, цель которой – предупреждение угрозы возникновения войны в любом регионе мира и развитие межгосударственного сотрудничества – было принято на Ялтинской (Крымской) конференции глав государств антигитлеровской коалиции (от СССР – И.Сталин, от США – Ф.Рузвельт, от Великобритании – У.Черчилль), проходившей с 4 по 11 февраля 1945 г. Ранее конкретные предложения по этому вопросу были выработаны на конференции представителей СССР, США, Великобритании, состоявшейся 21 августа – 28 сентября 1944 г. в г.Думбартон-Оксе (США). Именно эта конференция сформулировала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила ее структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласие на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей. Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение созвать 25 апреля 1945 г. в г.Сан-Франциско (США) конференцию Объединенных Наций для выработки Устава новой международной организации – ООН.

Учредительная конференция по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Ее созыв еще до окончания Второй мировой войны символично свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания по основным вопросам создания негосударственной организации, призванной обеспечить мир на планете. В работе конференции приняли участие делегации от 50 стран: 282 делегата и 1,5 тыс. вспомогательного персонала. На открытие конференции прибыли министры иностранных дел ведущих государств антигитлеровской коалиции – В.Молотов (СССР), Э.Иден (Великобритания), Г.Стеттиниус (США). Единственным вопросом повестки дня была разработка устава ООН. Состоялось 7 пленарных заседаний, а работа в комиссии шла в течение 2 месяцев.

Устав ООН официально вступил в силу с 24 октября 1945 г. Именно эта дата считается Днем рождения ООН. По Уставу ООН главными составляющими этой организации являются: Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Советы, Опекунский Совет, Международный Суд и Секретариат. Руководит работой Секретариата Генеральный секретарь ООН. С момента учреждения ООН и до сегодняшнего дня сменилось уже 7 Генеральных секретарей:

ООН стремится не только предотвратить новую мировую войну, но и улучшить социальное, экономическое, культурное и экологическое развитие Земли. С 1946 г. в Париже (Франция) действует особый специализированный орган ООН – ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки- и культуры), которая активно борется за сохранение памятников мировой культуры. Стремясь содействовать распространению в мире идей гуманизма и демократии, Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1948 г. приняла Всемирную Декларацию прав человека.

 

 

Образование КНР и ее внешняя политика в 1950-1970 гг

В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем коммунистической партии Китая оказались значительные территории. Гоминьдановское правительство пыталось препятствовать наступлению Народной армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся три года (1946—1949 гг.). Общенародный революционный подъем ускорил развал гоминьдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.

21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, Закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.
КПК, стала правящей партией.

Высшим органом государственной власти -Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), -смормировавший центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта

В стране начался восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития. В 1953—1954 гг. -всеобщие выборы в демократические органы власти — собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята Конституция КНР В соответствии с Конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями — постоянный Комитет ВСНП. Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности.
В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.
Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию.

Первым значит. событием после образования КНР было заключен. в нач. 1950 г. договора о дружбе, и сотрудничестве и взаимопомощи. с СССР сроком на 30 лет. По условиям договора СССР передавал Китаю КВЖД, выводил войска из Порт-Артура, предоставлял. КНР льготный кредит в размере 300 млн.долл.и оказывал всестороннюю помощь экономике Китая. КНР принимает обязательства военного союз. СССР на Дальнем востоке. 1954-новая конституция, согласно которой высшим органом гос. Власти становится Всекитайское. Собрание. Народных. Представит. Был введен пост председат. КНР. СССР берет на себя расходы по вооружению Китая. До нач. 60-х СССР рассматривался в качестве союзника, Китая. направил св. добровольцев в КНДР, где они сражались против. США и Юж. Кореи. Одновременно К. пытался развивать отношения со стран. всего «3 мира». В 62г. К. вступил в погранич. конфликт с Индией. После 9 Съезда КПК (весной 1969) стало ясно, что Китай собирается воевать, и если раньше враг №1 –США, то сейчас враг №2- СССР. В ответ СССР ввел войска в КНР. У Китая с нач. 70-х улучшились отношения с США, президенты Никсон и Форд посетили Китай в 1972 и 75. В 1972 Япония и КНР устанавливают дипотношения. К. осуждал. советский гегемонизм и внеш. полит-ку. 9 сент. 76г. скончался Мао Цзэдун.

С СССР: с нач. 60-х- рост соперничества. Мао обвинил Хрущева, что он заинтересован только укреплением влияния только св. страны. СССР прекратил оказание эк. помощи К. В 69г- воен. конф-т на границе по р. Уссури. В к.70-х нов. рук-во Дена Сяопина стрем-сь к улучшен. отношений. Но из-за поддержки СССР вьтнам-кой оккупац. Камбоджи, и вторж-я в Афг., отнош-я ухудшились. К. считал, сто СССР стрем-ся «окружить» его. В ответ Кит. оказ-л поддержку Камб-же и афг. моджахедам. С приход. Горбачева – улучшен. отнош-й. Обе страны поддерж-ли вывод войск из Камб-жи, из Монгол. были выведены сов. войска. В 89г. визит Горбачева в Пекин. С США: с 60-х Мао пришел к выв., что США может оказать противовес СССР. Но мешало норм-ции отн-й то, что США поддерж-ло партию Гоминьдан (Чан Кайши), поблема Тайваня, К. окружали америк. воен. базы. После погранич. конф-тов с СССР, К. сближ-ся с США. Сша перестала препятст-ть вступлению К. в ООН. В 79г- установл-е дип. отн-й. Быстро развив-сь торг. связи и культ. обмен. В 89г. после расстрела студенческ. демонстрац., США обвин. К. в несоблюд-и прав чел-а. С Яп.: 50-60-е: напряж. отн-я, т.к. Яп. признавала гоминьд-кое правит-во. Но Яп. остав-сь торг. партнером. В 72г- дип. отн. вместе боролись против экспансии СССР в АТР. Яп. предост-ло огромн. кредиты. С Индией: в 50-х хорош. отн-я, но после подавления восстан-я буддистов Китаем, отн-я обострились: столкновения на границе. В 71г. во время индо-пакист. конф-та, К. поддерж. Пакистан. Отношения улучшились только после смерт. Мао. Погранич. ? пытались решить мирным путем на переговорах в 80-е. В к.80-х ? был решен. С Евр. отн-я (особенно торговые) улучшились только в 70е гг. В 84г. с ВБ подписано согл-е об установлении суверен-та Кит. над Гонконгом. С Португалией согл-е о возвращен. Аомыня. С Вьетн.: с начала Вьетн. войны К. оказ-л ему поддержку, но с 70-х начали оказ-ть поддержку Камб-же. СССР поддерж-л Вьетнам. После того, как Вьет. захватил Камб-жу в 78г, К. пересек Вьетн. границу и захватил часть тер-рии, но вскоре вывел войска. К. поддерж-л антивьетн-кий реж-м. Только в 90-х гг. произошла норм-ция отн-й.

Суэцкий Кризис.

Переговоры между Израилем и Египтом о мирном договоре начались ещё в ходе войны в сентябре 1948 года. Египет предлагал мир в обмен на часть Негева или весь Негев, но Израиль отверг эти предложения. Подобные предложения Египет выдвигал на тайных переговорах вплоть до 1952 года. В июле 1952 года в Египте Совет Революционного Руководства под предводительством генерала Мухаммеда Нагиба в ходе «Июльской революции в Египте» сверг короля Фарука. Позже государство возглавил один из членов Совета полковник Абдель Насер.

В 1954—1955 гг. отношения между странами обострились, в особенности после того, как в 1955 году анти-израильские диверсии боевиков-фидаинов были возглавлены и стали обеспечиваться египетскими силовыми структурами.

С другой стороны, в 1954 году израильская разведка «Моссад» пыталась устроить в Египте серию терактов против западных целей (Операция Сусанна) с тем, чтобы обвинить в них египетских исламистов и левых и испортить отношения Египта с Англией и США. После провала операции в Израиле разгорелся внутриполитический скандал, названный «делом Лавона».

В 1955 году Великобритания и США предложили план мирного урегулирования между Израилем и Египтом, согласно которому в обмен на мирное соглашение Израиль передал бы Египту часть южного Негева (для создания коридора между Египтом и Иорданией. также принял бы часть палестинских беженцев, а другим выделил бы компенсацию. Этот план носил название «План Альфа». Египет в ответ потребовал весь Негев, а Израиль отказался уступать даже его южную часть. 1 сентября 1951 года Совет Безопасности ООН обязал Египет открыть Суэцкий канал для израильского судоходства. Египет отказался выполнить это указание.

26 июля 1956 года Г. Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Консервативные кабинеты Лондона, Парижа (Франция владела значительным пакетом акций канала) и Израиля решают осуществить в Египте переворот и скинуть Насера. Существовал и прецедент (переворот в Иране в августе 1953). Согласно принятому в конце июля 1956 решению, Великобритания и Франция развернули подготовку к интервенции. Великобритания призвала 20 000 резервистов, Франция направила свои войска на Кипр. Начались секретные переговоры обоих стран с Израилем, разработка совместных планов интервенции. Пользуясь международным кризисом, израильские войска вторгаются в Египет. Утром 30 октября 1956 года египетские подразделения вошли в соприкосновение с израильскими войсками. Египт призвали остановить военные действия и согласиться на занятие английскими и французкими войсками стратегических пунктов. В это время Израиль захватил Сектор Газа, Рафах, Аль-ариш и заняла большую часть Синайского полуострова. Израиль обвинили в нарушении договора о перемирии. 7 ноября 1956 Генеральная Асамблея ООН 64 голосами проголосовала за сформирование международных сил ООН для контроля за выводом войск Англии, Франции и Израиля с египетской территории.

 

Попытки трансформации СССР в обновленную федерацию советских республик в 1990-1991 гг. Образование независимых государств на территории СССР и создание СНГ.

В 1990-1991 годах в СССР прошел так называемый «парад суверенитетов»: все союзные республики и многие автономные республики в составе союзных приняли Декларации о суверенитете. В числе первых была Россия (РСФСР). Республики заявили о приоритете республиканских законов над союзными. Это породило «войну законов». Республики переводили под свой контроль местные экономики, отказывались платить налоги в союзный бюджет.

В результате было взорвано единое законодательное поле, разрывались экономические связи между регионами. Больная экономика СССР оказалась у края пропасти.

Первой в январе 1990 года независимость объявила Нахичеванская АССР, входившая в состав Азербайджана. Это произошло сразу после кровавых событий в Баку, когда части Советской Армии подавили выступление политической оппозиции.

12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Это не означало выход из состава СССР, но декларация утвердила приоритет Конституции и Законов РСФСР над законодательными актами СССР.

До августовского путча о своей независимости объявили также Литва и Грузия. А Эстония, Латвия, Молдавия и Армения отказались вступать в новый Союз, который предполагалось создать 20 августа 1991 года. Они объявили о переходе к независимости.

Таким образом, до путча ГКЧП большинство союзных республик еще изъявляли готовность войти в новый Союз Советских Суверенных Государств и не объявляли о своей независимости. Но после путча, который произошел 19-23 августа 1991 года, все кардинально изменилось. «Парад суверенитетов» достиг апогея.

Первой после путча была Украина: она объявила о своей независимости 24 августа 1991 года. В оставшиеся дни августа суверенитет провозгласили Белоруссия, Молдавия, Киргизия, Узбекистан, в сентябре-октябре – Таджикистан, Армения, Азербайджан, Туркменистан, в декабре – Казахстан.

25 декабря 1991 года президент СССР объявил о своей отставке.

26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.

Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их как самостоятельных государств.

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.

Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной. В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. Эта декларация является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества. В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия.
В августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя. Молдавия и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются. Грузия вышла из состава 18 августа 2009 г.

 

 

Особенности взаимодействия США со странами Латинской Америки. Образование и деятельность НАФТА.

Государства Латинской Америки во многом сближает историческое прошлое, страны некогда были колониальными территориями.

Сближающих факторов горазда больше, чем в иных частях света: религия, язык (испанский, португальский), схожие национальные традиции, этническая память о борьбе с колонистами.

Однако наиболее мощным фактором является – экономический. В данном случае высока роль ОАГ, НАФТА, МЕРКОСУР.

Организация американских государств (ОАГ) постоянно усиливает свое влияние впроцессах политической и экономической интеграции в Западном полушарии.

НАФТА — Североамериканская ассоциация свободной торговли создана в 1992 г. В нее вошли США, Канада и Мексика. Предполагалось, что к 2005 г. в нее войдут все страны континента от Аляски до Огненной Земли, но слишком «разные весовые категории» оказались у стран — участниц проекта, и создание самого большого общего рынка застопорилось.

МЕРКОСУР создана в 1991 г. Первоначально в нее вошли Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай. Присоединение к группе в 1996 г. Чили значительно изменило ее геополитический облик: она вышла в Тихоокеанский регион, возросли ее политические и экономические возможности, потенциал противостояния мега блокам.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.023 с.)