Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование и его основные стадии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правовое воздействие обозначает единство общего влияния права на социальную жизнь и поведение людей. Совокупность элементов правового воздействия образует его механизм, состоящий из правовых принципов, правотворчества, механизма правового регулирования, правовой культуры. Правовое воздействие выступает как нормативно-организационное влияние права на социальные. «Правовое воздействие - это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)». Правовое регулирование - это воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения с целью их упорядочения. Под правовым регулированием общественных отношений мы понимаем лишь одну из форм воздействия права на общественные отношения; воздействие при помощи специфически-правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации. Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, требующие правового воздействия. Метод правового регулирования раскрывает способы правового воздействия. Метод правового регулирования состоит из следующих элементов: - нормативное обеспечение за участниками общественных отношений возможности приобретать права и обязанности; - условия (фактические обстоятельства), приводящие в действие юридические нормы; - субъективные права и обязанности; - меры юридического обеспечения поведения субъектов правоотношений. Различия между правовым воздействием и регулированием состоят в том, что предмет правового воздействия включает в себя предмет правового регулирования. Правовое регулирование как специально-юридическое воздействие связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, прежде всего, через правоотношения. Правовое воздействие не всегда связано с конкретными юридическими предписаниями. Правовое регулирование одновременно является и правовым воздействием, является одной из форм воздействия права на общественные отношения. Правовое регулирование — процесс постоянный, непрерывный, в нем участвуют различного рода субъекты: государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения, граждане. Постоянно издаются правовые решения, заключаются договоры, исполняются обязанности, соблюдаются запреты, осуществляются права. В то же время совершаются правонарушения (нарушаются запреты, не исполняются обязанности, происходит злоупотребление правами), возникают различного рода правовые конфликты и споры, требующие правового разрешения. В процессе правового регулирования можно выделить три стадии (этапа): общенормативное регулирование; возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов; стадия их реализации. На первой стадии происходит формирование нормативного регулятора, т. е. норм права путем принятия нормативных актов (законов, постановлений и т. п.). На первой стадии (этапе) правовое регулирование носит общий характер. На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к отдельной ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер. На этой стадии они детализируются применительно к отдельной ситуации, конкретному отношению, «привязываются» к персонально определенным субъектам. Например, на основе конкретных юридических фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т. д.), подтверждаемых соответствующими документами, выносится решение о назначении пенсии конкретному гражданину в соответствии с законом о пенсиях. У гражданина возникает право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения — обязанность выплачивать пенсию. Однако в случае если право на пенсию конкретизировано, размер пенсии определен, а пенсионных денег временно нет, то есть лишь правовая возможность их получить. Чтобы она превратилась в реальность, необходимо совершение обязанным субъектом (органом социального обеспечения) и уполномоченным гражданином определенных действий (выдача денег одним, получение другим). Это и будет третья, завершающая стадия реализации субъективных прав и обязанностей, следовательно, реализация самих норм права, заключительный этап их действий. Таким образом, нормы права реализуются в действиях, в поведении, в деятельности разнообразных субъектов права, и ни в чем другом они реализоваться не могут. Различают четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. Формы реализации связаны со способами регулирования. Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании от действий, запрещенных правом. Исполнение вытекает из позитивной юридической обязанности, заключается в совершении соответствующих обязанностям активных (позитивных) действий (уплата денег за проданную вещь по договору купли-продажи, уплата налогов и т. д.). Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего права. При исполнении и соблюдении норм права, связанных с запретом (пассивная обязанность) и активной обязанностью, у адресатов норм права отсутствует свобода выбора, — они должны поступать только в соответствии с запретом или обязанностью. В случае использования субъективного права (дозволения) у адресатов нормы есть определенная свобода выбора. Во-первых, здесь существует альтернатива — использовать или не использовать свое субъективное право. Адресат нормы (субъект права) сам распоряжается своим субъективным правом. Он может и не воспользоваться им, например отказаться участвовать в выборах, не требовать от должника долг, не подавать искового заявления в суд и т. д. Во-вторых, уполномоченный субъект может выбрать разные варианты осуществления своего права: проголосовать из числа многих кандидатов за одного из них по своему выбору или проголосовать против всех; потребовать от должника лишь часть долга, отсрочить уплату долга; подав исковое заявление в суд, может изменить его требования, увеличив или уменьшив сумму иска. Все три указанные формы реализации называются непосредственными, в том смысле, что при этих формах субъекты прав реализуют нормы права (запреты, обязанности, субъективные права), не обращаясь за содействием в органы государства, совершают соответствующие действия самостоятельно, без разрешения этих органов. Однако в ряде случаев нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства государственных органов. И тогда мы имеем дело с такой формой реализации, как применение права. Правоприменение — особая форма реализации права, оно имеет место в тех случаях, когда первые три формы оказываются недостаточными для реализации норм права. Применение — это властное вмешательство в общественные отношения государственных органов. Оно состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении властного, обязательного для субъектов индивидуального решения. Такое решение необходимо, когда права и обязанности не могут возникнуть, окончательно сформулироваться без него, когда возникает спор о праве, когда совершено правонарушение. Применение, следовательно, возможно на второй стадии регулирования или на третьей, когда права и обязанности у конкретных субъектов возникли, но не реализуются в силу каких-то препятствий. Например, должник не платит долг, налогоплательщик — налог, и т. д. В таких случаях, по заявлению соответствующей стороны, компетентный государственный орган (например, суд) выносит властное, обязательное для субъектов решение, которым под угрозой принуждения обязывает совершить определенные действия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.006 с.) |