Современные федерации можно группировать по разным признакам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные федерации можно группировать по разным признакам.



Например, выделают федерации договорные и конституционные. Если федерации формируется снизу вверх, на основе соглашения между входящими в нее регионами, то такую федерацию можно назвать договорной (США, Швейцария, Танзания). В таких федерациях субъекты отличаются высоким уровнем политической автономии.

Федерации, формирующиеся при сильном влиянии центральных властей, на основе Конституции, называют конституционными (Германия, Индия, Пакистан, Мексика).

Различают федерации симметричные и асимметричные. Симметричная федерации означает однородность и равноправие составляющих ее субъектов.

Асимметрия может приобретать в федерациях различные формы: наряду с субъектами федерации могут присутствовать другие территориальные образования (провинции и территории в Канаде, штаты и ассоциированное государство Пуэрто-Рико в США) или же федерация включает только субъекты. Однако фактически такие субъекты имеют разные статусы (например, в РФ такие формально равные субъекты федерации, как Ярославская область и республика Карелия, фактически по своему статусу отличаются). Иногда в федерациях особым статусом пользуются резервации для коренного населения (они находятся в составе штатов, но их положение регулируется федеральным законодательством, такие резервации есть в США, Австралии).

Симметричная федерация более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статуса субъектов.

В асимметричной федерации можно выделить следующие положительные моменты.

Следует отметить, что такого рода асимметрия лучше соответствует языково-культурному, этническому, историко-географическому, социально-экономическому разнообразию регионов. Кроме того, позволяет реализовать право нации на самоопределение без разрушения единства страны.

По идее, федерация должна образовываться «снизу вверх», и разные субъекты вправе делегировать центру разный объем полномочий, так как изначально субъект является как бы суверенным государством.

Асимметричная федерация в России – объективная реальность, с которой следует считаться. Субъекты РФ принципиально различаются между собой, и их уравнивание может привести к росту сепаратистских настроений. Асимметричность соответствует историческим традициям России (составе России существовало и Царство Польское, и Великое княжество Финское, и Бухарское ханство).

При этом асимметричная федерация не лишена недостатков, главным из которых является то, что субъекты фактически обладают разным объемом полномочий и неравны между собой. Это не позволяет стране развиваться равномерно, вырастает диспропорция между субъектами РФ.

Международный опыт позволяет некоторым авторам* выделить следующие типы федераций: западно-европейская (классическая - германская), североамериканская, латиноамериканская, островная, афро-азиатская, нигерийская и российская. Эти типы федераций отличаются по своим специфическим траекториям развития, причем к некоторым типам тяготеют формально унитарные государства, использующие в своем устройстве принципы федерализма.

"Западноевропейский" тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария – старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью. К этому же типу можно отнести многие “полуфедеральные” западноевропейские государства – Испанию, Великобританию, Финляндию, Италию и др.

25.Демократический государственно-правовой режим.
Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. Предполагает широкое и непременное участие народа в управлении делами государства. В условиях демократического режима народ признается единственным источником власти, которую он осуществляет как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Закрепленная в Конституции ФРГ формула “Вся власть исходит от народа”, является типичной для многих демократических государств. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ является единственным источником власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (но не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом “никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону” (ч. 4 ст. 3 Конституции).

При демократическом режиме государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека, обеспечением легальных (законных) возможностей свободного выявления и учета интересов всех групп населения через демократические институты – выборы, референдумы, деятельность общественных объединений и т.д. Принимая решения на основе выявленного мнения народа (населения), соответствующий властный орган связан им, не может и не должен поступать вопреки народному волеизъявлению. Если властные структуры формируют решения по важным вопросам жизни общества и государства именно таким образом, основываясь на выявленном мнении населения, то складывается плебисцитарная демократия – явление, с которым российская действительность “знакома” лишь поверхностно.

Важнейшие показатели демократизма государственного режима: наличие политической оппозиции правящему режиму и легальность ее деятельности; политический и идеологический плюрализм в обществе; гарантированность прав и свобод личности; наличие условий для ее свободного развития и достойного уровня жизни; построение государственного механизма на основе принципа разделения властей; значительная роль представительных органов; доминирование при принятии государственных решений убеждения, согласования, компромисса и др.

Демократические режимы имеют свои разновидности и подразделяются на либерально-демократические (режим либеральной демократии) и режим социальной демократии. Особенности этих режимов заключены в характере взаимоотношений государства и общества.

Режим либеральной демократии возникает в условиях буржуазно-демократических революций и характеризуется ограничением роли государства административно-полицейскими функциями (это обязательно правовое государство), его невмешательством в экономическую и социальную жизнь общества (модель монетаристского государства). Такой режим в большей мере отвечает интересам преимущественно имущих слоев общества. Но безучастие государства к тем группам и слоям общества, которые испытывали экономическую и социальную нужду (большая часть общества), не способствовало реальному использованию ими предоставленных прав и свобод (в том числе и политических). Такие права носили формальный (не реализуемый) характер.

Режим социальной демократии возникает в условиях переоценки западными государствами ценностей либеральной демократии. Он утверждается после Второй мировой войны. Его сущность заключается в том, что государство, не отвергая либеральных ценностей, в то же время приобретает социально ориентированный характер. Такое государство имеет своей целью оказывать влияние на распределение материальных благ, руководствуясь в своей деятельности общими интересами общества и принципами социальной справедливости.

26.Антидемократический режим.
Форма политического режима - совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима:

· 1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

· 2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

· 3. Огосударствление всех общественных организаций;

· 4. Личность лишена каких-либо прав;

· 5. Реально действует примат государства над правом;

· 6. Наличие милитаризация общественной жизни;

· 7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

· 8. Наличие цензуры;

· 9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

· - авторитарный – разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется контролирующим лицом или группой лиц при минимальном участии населения;

· - тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности.
27.Механизм государства и принципы его организации и деятельности.
Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.91 (0.038 с.)