Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы (источники) права: понятие и виды.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Формы (источники права) это способы закрепления и выражения правовых норм, через которые право приобретает общеобязательный характер. Виды: Такими формами является: правовой обычай; юридический (судебный прецедент); нормативно-правовой акт; религиозные источники; правовой договор; правовая доктрина Правовой обычай - является исторически первой формой или источником права, под которым понимается правило поведения, сложившееся в результате его многократного и длительного применения, признаваемый и защищаемый государством. Правовым обычаем становится тот, который отвечает интересам государства или определенной группе лиц. Юридический (судебный) прецедент - это решение суда или другою компетентного органа по конкретному делу, письменное или устное решение суд или административного органа, ставший нормой, эталоном образца при рассмотрении всех подобных последующих дел в будущим. НПА - Это юридический документ, создаваемый органом государственной власти в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения, а так же вводящие в действия, изменяющиеся или отменяющие правовые нормы. Религиозные источники - это морально-этические установки, регулирующие поведение верующих, закрепленные в религиозных источниках и признаваемые государством в качестве общеобязательных. (Ирак) Правовой договор - это двух или многостороннее соглашение, выражающее согласованную волю участников и содержащее обязательное предписание для них. Правовая доктрина - научные труды юристов, созданные в процессе изучения правовой деятельности и лежащий в основе принятия решений органами государственной власти и их должностными лицами. Это происходит главным образом при применении права судами.
Закон, подзаконные акты Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения. Характерными чертами закона являются следующие: 1) принятие уполномоченным органом или путем народного голосования (на референдуме); 2) регулирование значимых общественных отношений в жизни общества, государства и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные); 3) принятие при строгом соблюдении специальной процедуры – законодательного процесса, который указан в Конституции РФ; 4) обладание высшей юридической силой, так как законы занимают второе место после Конституции РФ в пирамиде нормативно-правовых актов; 5) стабильность – порядок принятия закона, а также внесения в него изменений и отмены предусмотрен особым порядком; 6) общеобязательность – нормы закона должны исполняться всеми субъектами правоотношений. Верховенство закона закреплено в Конституции РФ, предусматривающей, что: 1) закон не может противоречить Конституции РФ, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить закону, иначе они будут признаны недействительными; 2) закону подчинены в своей деятельности органы государственной власти – в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом; 3) обязательное соблюдение законов распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц; 4) в пределах собственного правового регулирования субъекта Федерации закон занимает такое же положение в системе источников права, как и федеральный закон в федеральной правовой системе. Основными видами законов в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются: 1) Федеральные законы: а) федеральные конституционные законы; б) федеральные законы. Для регулирования вопросов, указанных в Конституции, принимаются именно федеральные конституционные законы. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.; 2) законы субъектов Федерации – они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставахсоответствующего субъекта. Закон имеет определенную структуру, реквизиты: 1) наименование органа, его принявшего, и самого закона; 2) номер; 3) дата издания и вступление в законную силу; 4) преамбула; 5) содержание; 6) указание на те законы, которые он отменяет; 7) порядок опубликования и вступления в силу; 8) лицо, подписавшее его. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки: 1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним; 2) должны быть изданы компетентным органом; 3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов; 4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения. К подзаконным нормативным актам относятся: 1) на федеральном уровне: а) указ Президента РФ; б) постановление Правительства РФ; в) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов; 2) на уровне субъектов Федерации: а) акты органов субъектов Федерации, б) акты органов самоуправления; в) уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации. Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.
Правотворчество Правотворчество – государственно – властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на: 1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой; 2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа; 3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ. Таким образом, правотворчество - весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою природу, свое социальное назначение Процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными или иными юридическими нормами и направлены на принятие, изменение, обнародование нормативно-правового акта. Каждый вид нормативно-правовых актов связан с компетенцией государственных органов определенного уровня, поэтому подготовка, рассмотрение и принятие каждого вида актов в иерархии актов обладают специфическими признаками. В правотворческом процессе следует выделять два этапа: подготовку нормативно-правового акта и его принятие, которые, в свою очередь, распадаются на ряд стадий. Правотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке нормативно-правового акта. В данном случае необходимо решение компетентного государственного органа, который часто связывают с реализацией права законодательной (правотворческой) инициативы. Принятие решения о подготовке нормативно-правовых актов обычно заранее включается в планы их подготовки, однако оно может быть реализовано в виде поручения государственным органам или общественным организациям. Подготовка текста нормативно-правового акта требует соответствующей предварительной работы: определение круга привлекаемых специалистов, создание рабочей группы, выявление общественной потребности в правовом регулировании данного вопроса. При подготовке текста проекта обычно используется отраслевой или ведомственный подход, когда привлекаются специалисты и организации соответствующего профиля. Очень часто дается общее поручение нескольким ведомствам, включая и юридические органы (Министерство юстиции, МВД, прокуратура, суды и т.д.). Очень важно подвергнуть проекты законов юридической экспертизе, т.е. заранее должны быть определены возможные последствия принятого акта (экономические, политические, социальные, юридические, криминогенные), а также должна быть определена его стоимость, просчитаны возможные финансовые затраты и т.п. Обсуждение текста проекта нормативно-правового акта предполагает предварительное ознакомление с его содержанием, что обычно осуществляется с широким привлечением заинтересованных сторон. Формы обсуждения могут быть самыми различными: совещания, расширенные заседания подготовительных комиссий, обсуждение в печати, на радио и телевидении, рецензирование проекта учебными и научно-исследовательскими учреждениями, получение отзывов и заключений. Согласование нормативно-правового акта предполагает получение соответствующей визы или предложений со стороны заинтересованных ведомств, прямо не участвующих в разработке проекта, но по роду своей деятельности имеющих к нему непосредственное или косвенное отношение. Доработка проекта нормативно-правового акта осуществляется рабочей или подготовительной комиссией, которая учитывает поступившие предложения и замечания, редактирует текст. Второй этап – принятие нормативно-правового акта – следует рассматривать как официальный, так как обычно эта процедура строго определена регламентом правотворческих органов, которые организуют дальнейшую работу. Внесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа следует связывать с реализацией права законодательной инициативы. Законопроекты вносятся на рассмотрение парламенту. Они представляются с пояснительной запиской, отражающей аргументированную характеристику их целей, задач, основных идей, а также ожидаемый эффект и экономическое обоснование. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта нормативно-правового акта в повестку парламента. Обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе часто предполагает два или более чтений, если он не будет принят самим органом в первом чтении. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и обязательно содоклад соответствующего комитета или рабочей группы правотворческого органа. Затем идет официальное обсуждение, причем каждое предложение или замечание фиксируется; соответствующее реагирование заинтересованных органов обязательно. В результате обсуждения проект отклоняется или одобряется, либо устанавливается срок второго чтения. Внесенные поправки к проекту рассматриваются соответствующими комитетами или комиссиями, которым поручена доработка проекта. Голосование проекта следует рассматривать как наиболее важную стадию правотворческого процесса. Очень часто эта процедура отражается в конституционных нормах. Законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов парламента, если иное не предусмотрено конституцией. Подписание законопроекта осуществляется председателем парламента и президентом. После подписания законопроекта в обязательном порядке производится государственная регистрация нормативно-правового акта. Опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресата представляет собой заключительную стадию правотворческого процесса. Опубликованием следует считать не только его публикацию, но и официальное распространение и в иной форме (оглашение по радио, телевидению, путем рассылки официальных текстов и т.п.). Законотворчество — деятельность представительного (законодательного) органа государственной власти, связанную с выявлением потребности в законодательном регулировании, разработкой и принятием. Особенности законотворчества в том, что оно: а) связано с принятием особого вида правового акта — закона; б) осуществляется высшими представительными органами власти; в) должно строго соответствовать установленным законом процедурам. Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.008 с.) |