Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение и взаимосвязь государства и права

Поиск

Они тесно связаны между собой, сущ-ют и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии ПиГ в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) Г, т.е. согласно этому подходу Г является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется Г (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не Г, а право является определяющим фактором. Г зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового Г). Г должно быть подчинено праву.

Вопрос о происхождении П и Г свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении П и Г. Мыслители различных времен и народов по разному объясняли и объясняют когда и в силу каких причин возникают Г и П. Одни считают что Г и П это вечные спутники человеческого общества поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор пока существует общество. По мнению др. исследователей (большинство) ГиП возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития. Наиболее распространеными теориями ГиП являются: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, макрсиско-ленинская и др. Теологическая она не разграничивает процесс возникновения общ-ва, ГиП. Общ-во а вместе с ним ГиП возникают одновременно и являются творением божественного разума. Все что сущ-ет на земле по воле бога. ГиП вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. Патриархальная теория (древняя) - согласно этой теории Г возникает в результате разростания семьи. Согласно этой теории глава семьи - патриарх, становится главой Г - монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми - своими подчиненными. Договорная теория выр-ся в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Согласно ей - Г - результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления Г люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общ-ва, либо война всех против всех, либо всеобщее благоденствие Золотой век. Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании Г передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Марксисткая теория (классовая, экономическая) -происхождение семьи, частной собственности и Г". С точки зрения марксиской теории Г и возникает как результат раскола общества на антогонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение ГиП как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам.

Принцип права

Принципы права это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам пра вовая система адаптируется к важнейшим интересам и по требностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (от раслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуали зации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

К числу принципов, прямо не сформулированных в за коне, относятся принципы ответственности за вину, нераз рывной связи прав и обязанностей.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отра жают эту соразмерность, если отвечают принципу справед ливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста тус всех граждан, т.е. равные конституционные права и еди ную для всех правосубъектность.

Содержание принципа законности.

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек тивных прав в судебной порядке.

Правовой статус личности

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Правовой статус личности это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во вза имоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре право вых систем. Различают общий (международный), конститу ционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, сво боды, обязанности и гарантии, выработанные международ-ным сообществом и закрепленные в международно-право вых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

Конституционный (базовый) статус личности объе диняет главные права, свободы, обязанности и их гаран тии, закрепленные в основном законе страны. Его харак терным признаком является стабильность, которая обуслов лена особенностями самой человеческой жизни и предпола гает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства матери альных и духовных ценностей, свободное развитие личнос ти. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивос-тью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве.

Стабильность конституционного статуса личности зави сит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок при нятия, отмены соответствующих норм и внесения в них из менений закреплен в законе.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комп лексной отраслью правовой системы гражданским, тру довым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает спе цифику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъектив ные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности по ложения конкретного человека в зависимости от его возра ста, пола, профессии, участия в управлении государствен ными делами и т.п.

Правовой статус (положение) личности в правовом демо кратическом государстве должен: 1) соответствовать международно-правовым стандартам (нормам) о правах и свободах; 2) характеризоваться широтой и полнотой прав и свобод. В правовом статусе должны присутствовать права политиче ские (активное и пассивное избирательное право, право зани-мать должности в гос-ом аппарате, свобода слова, объединений, митингов, демонстраций и др.); социально-эко номические (право на частную собственность, на труд, спра ведливую оплату труда, здоровье, образование, жилище, со циальное обеспечение и др.); культурные (на участие в куль турной жизни, пользование достижениями культуры, право творчества, защита авторских прав и т. п.); личные права и сво боды (неприкосновенности личности, частной жизни, жили ща, переписки, свободы выбора места жительства, работы, передвижения и т. д.); 3) предусматривать равенство прав, свобод и обязаннос тей при равенстве прав и неравенстве обязанностей право вое равенство становится формальным; 4) устанавливать гарантии прав и свобод для обеспечения их реальности, фактической осуществимости. Важное место здесь принадлежит созданию экономических предпосылок для реализации прав и мерам суд-ой защиты прав; 5) не допускать, исключать использование прав и свобод в ущерб интересам общества, государства и другим личностям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.193 (0.008 с.)