Виды правосознания и правовой культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды правосознания и правовой культуры



ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

I. ПО СУБЪЕКТУ (НОСИТЕЛЮ)
Правосознание одного человека (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ) Правосознание соц. группы (ГРУППОВОЕ) Правосознание всего общества (ОБЩЕСТВЕННОЕ)
II. ПО УРОВНЮ ОБОСНОВАННОСТИ
Правосознание простых людей-неюристов - обыденное, полученное опытным путем (ЭМПИРИЧЕСКОЕ) Правосознание юристов-практиков, получивших образование. Наиболее важно в рамках МПР (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ) Правосознание ученых - научное, доказанное методами науки   (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ)

 

ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

I. ПО ФОРМЕ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ВСЕГО ОБЩЕСТВА
Совокупность правосознания и правомерного поведения человека. Совокупность правосознания и поведения членов данной соц. группы. Это собственно правовая культура - качественное состояние правовой действительности общества.
II. ПО УРОВНЮ (ТОЛЬКО ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ)
ОБЫДЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
Правовая культура неюриста. Правовая культура юриста-профессионала. Правовая культура юриста-ученого.

 

 

Правовая культура: понятие и структура

Правовая культура (лат. cultura - возделывание, поклонение, созидание) - это достигнутое людьми и обусловленное всеми условиями жизни общества качественное состояние его правовой действительности.

Признаки:

1) Она - часть общей культуры, т.е. всего, что создал человек, всего антропогенного ландшафта Земли.

2) Понятие правовой культуры включает в себя оценочный компонент, т.е. здесь право понимается как культурная ценность. Право - это межкультурная ценность, интегрирующая между собой Восток и Запад.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Уровень правосознания общества (Правовой менталитет) Уровень знаний о праве, отношение к праву и навык правового поведения.
2. Уровень правовой деятельности и юридической практики 2-1: теоретическая деятельность ученых-юристов; 2-2: юридическое образование; 2-3: правоприменительная деятельность гос. органов; 2-4: правотворческая деятельность гос. органов; 2-5: толкование права; 2-6: уровень юр. техники.
3. Уровень юридического массива Качество правовых актов, в особенности НПА, но также актов толкования и применения права. Уровень юр. техники этих актов.
4. Состояние механизма правового регулирования Эффективно ли государство воплощает нормы права в правоотношения.
5. Состояние правопорядка Все ли важные отношения урегулированы правом, и все ли граждане соблюдают закон.

 

Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Правовое воспитание - целенаправленное воздействие определенных субъектов на правосознание и правовую культуру с целью ее повышения. Субъектами правового воспитания могут быть гос. органы, общ. объединения, граждане и даже сам воспитуемый. Объектом правового воспитания может быть личность, соц. группа или все общество. Содержание правового воспитания - приобщение объекта к политико-правовым ценностям своего общества. Принципы правового воспитания: а) научность; б) последовательность; в) системность; г) комплексность и разноплановость.

Формы правового воспитания - это конкретные формы его содержания:

1) Правовое обучение - передача и усвоение правовых знаний в дет. саду, колледже, вузе и т.д.

2) Правовая пропаганда - распространение правовых идей в СМИ, через беседы, дискуссии и конференции.

3) Приобщение к юридической практике.

4) Самовоспитание - наиболее важная и эффективная форма. Собственно, весь процесс правового воспитания существует для того, чтобы заставить человека самовоспитываться.

Методы правового воспитания - это способы осуществления его содержания. Это а) убеждение; б) поощрение; в) угроза принуждением; г) педагогические методы - деловые игры, семинары, задачи; д) воздействие на эмоции.

 

 

Понятие и виды деформации правосознания

Деформация правосознания (лат. deformatio - потеря формы, искажение) - это изменения отрицательного характера, приводящие к нарушению восприятия права человеком.

Виды деформаций правосознания:

1. Правовой идеализм (юр. фетишизм) - "положительная" деформация правосознания, заключающаяся в преувеличении роли права в жизни общества, переоценке его возможностей и уверенности, что оно само по себе всесильно.

2. Правовой инфантилизм - наиболее мягкая деформация правосознания, заключающаяся в незрелости правовых знаний и оценок, слабом познании права при том, что сам человек уверен в обратном, считая себя минимум С.С. Алексеевым.

3. Правовой нигилизм (лат. nihil - ничто) - серьезная и самая распространенная деформация правосознания, при которой человек отрицает полезность права и его социальное значение, перестает осознавать его силу.

По виду правовой нигилизм может быть (1) активным (человек нарушает законы) или пассивным (сидит и ругает их); (2) бытовым (основанным на невежестве), философским (основанным на идее) или рациональным (основанным на личной пользе - отсюда правовой популизм и правовая демагогия).

Причинами правового нигилизма является а) слабость и несовершенство законодательства; б) низкий уровень правовой культуры личности. Соответственно, пути его преодоления будут состоять в улучшении законов и проведении правового воспитания.

4. Перерождение правосознания - крайняя степень его искажения, состоящая в том, что человек признает силу и пользу права, но при этом негативно относится к нему, отвергает и нарушает.

 

 

Юридическая практика: понятие, структура и виды

Юридическая практика - это совокупность всей деятельности гос. органов в сфере права, рассмотренная в сочетании с накопленным в ходе этой деятельности социально-правовым опытом. Это вид социальной практики, т.е. деятельности по созданию вещей или нематериальных благ. В отличие от теоретической деятельности юристов-ученых, юр. практика направлена на фактическое преобразование правовой действительности.

Структура юридической практики:

I. Статическая компонента - социально-правовой опыт, накопленный практикой прошлого. Это, в первую очередь, правоположения, т.е. документы, объединяющие в себе опыт юр. практики. Они могут быть обязательными или рекомендательными. Их выпускает, например, Судебный Департамент РФ.

II. Динамическая компонента - практика, осуществляемая сейчас.

СУБЪЕКТЫ а) субъекты юр. практики - компетентные гос. органы; б) участники юр. практики - содействующие субъекту физические и юридические лица. ДЕЙСТВУЮТ а) юр. действия, объединяемые в юр. операции; б) юр. средства - совокупность правовых и технических средств, с помощью которых осуществляется практика; в) юр. способы, объединяемые в юр. методы, а те - в юр. тактику; г) результат юр. деятельности - итог вышеозначенных действий. НА ОБЪЕКТ Объект юр. практики - это общественные отношения или блага, на изменение и преобразование которых направлены действия субъектов.
Следователь и свидетели устанавливают личность подозреваемого с целью разрешения дела и наказания преступника.

Виды юр. практики:

I. По форме (существуют вместе): внешняя юр. практика (документальное оформление) и внутренняя юр. практика (процессуальное оформление).

II. По содержанию: правотворческая, правоприменительная, правоинтерпретационная и др.

III. По субъекту: законодательная, судебная, административная и др.

Функции юр. практики: а) функция формирования права; б) функция конкретизации права; в) воспитательная функция; г) информационная функция.

 

 

Современное состояние ТГП

Говоря о современном состоянии ТГП, следует уточнить, что мы говорим о ней не как об учебной дисциплине, а как о науке.

Основной проблемой современной ТГП является сочетание несочетаемого. Дело в том, что ТГП достаточно успешно развивалась в советское время на основе идеологии и методологии марксизма и материализма (1). После распада СССР ученые стали делать попытки обновить ТГП с помощью или либерально-демократических теорий (2) или юснатурализма (3; см. вопрос 27), пытаясь сочетать их с марксизмом.

Некоторые ученые смешивают юснатурализм с позитивизмом (4; см. вопрос 28), при этом не пользуясь интегративной теорией права. Все вышеописанные смешения безуспешны, получается сочетание несочетаемого, эклектика, противоречащая формальной логике. Если же ничего не смешивать и продолжать развивать ТГП как в советское время, то получается эпигонство (подражание) и наука вообще не развивается.

Все это происходит оттого, что ученые путают цели, в излишнем субъективизме (самолюбии). Они хотят, чтобы люди "поверили" в их личные взгляды и стали, скажем, позитивистами или юснатуралистами. А настоящая задача ученых - объективно показать, что есть право.

Теперь о ТГП как об учебной дисциплине. В отличие от науки, она развивается более успешно и сейчас особенно востребована для людей юридической профессии. Без нее невозможно стать грамотным юристом, широко знающим предмет "своей", узкой науки. ТГП - это общая методология и гносеология юр. наук (см. вопрос 3 - функции 1 и 2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.01 с.)