ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательная техника и е роль в правотворчестве.



Под законодательной техникой, отмечается, например, в одних источниках, понимается «система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов».

Законодательная техника, формулируется в других источниках, определяется как «система правил познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона».

В числе закономерностей развития законодательной техники выделяются также такие, которые связаны с созданием, особенно в кризисные периоды развития общества и государства, не только и даже не столько «чисто» отраслевых законов, сколько сложных, многоотраслевых законодательных комплексов. Само собою разумеется, что последнее с неизбежностью требует участия в этом процессе не только высококвалифицированных юристов, но и представителей других профессий— социологов, экономистов, филологов, демографов и др.

Среди закономерностей развития законодательной техники и ее использования в процессе правотворчества на уровне государства в целом, а также на уровне регионов и субъектов федерации в федеративных государствах выделяются такие закономерности, которые непосредственно ассоциируются с необходимостью разработки методов моделирования жизнедеятельности различных регионов в системной увязке как с другими регионами или субъектами федерации, так и с федерацией в целом.

Говоря о законодательной технике, необходимо обратить внимание на ее весьма важную для законодательного процесса и качества принимаемых законов служебную роль.

Своим непосредственным объектом воздействия законодательная техника имеет форму закона — его внутреннюю структуру, логику и порядок расположения нормативного и иного материала, язык предлагаемого юридического текста, процедуру рассмотрения, обсуждения и принятия законов и т.д. Однако она оказывает значительное влияние через форму законодательных актов также и на их сущность и содержание. Основные требования, предъявляемые к законодательной технике, самым непосредственным образом «вписываются» в систему требований, предъявляемых ко всей законодательной деятельности.

 

Правовые отношения: понятие, виды и место в системе общественных отношений.

Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Виды правовых отношений, как правило, различаются:

по своему функциональному назначению;

своей непосредственной принадлежности к отраслям права;

субъектному составу;

характеру выполнения юридических обязанностей;

составу их участников;

длительности.

Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить:

государственно-правовые отношения;

гражданско-правовые отношения;

уголовно-правовые отношения и др.

По своему функциональному назначению они делятся:

на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;

охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.

По субъектному составу правовые отношения делят:

на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей;

относительные, в которых точно и поименно определены все участники.

По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения:

на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;

пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.

По длительности можно выделить:

кратковременные правовые отношения;

длительные правовые отношения.

Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Но также широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей. По данному критерию различают правоотношения:

односторонние;

двусторонние;

многосторонние.

Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей.

Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.

 

49. Содержание правоотношений.

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право — это установленная и обеспеченная нормой права возможность субъекта реально воспользоваться им в конкретном правоотношении. Субъективное право включает три возможности поведения носителя субъективного права: а) действовать самому; б) требовать поведения от другого участника этого правоотношения; в) опереться на помощь, защиту компетентных государственных органов в случае препятствий для реализации субъективного права.

Юридическая обязанность – это установленное нормой права должное поведение субъекта в конкретном правоотношении.

В одном случае лицо должно: 1)воздерживаться от совершения определенных действий 2)в других случаях наоборот совершать активные действия предписанные нормой права, в целях удовлетворения интересов управомоченного, 3) также есть обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение.

Субъективное право и юридическая обязанность – не само поведение субъектов права, а лишь то, что им дозволено или наоборот запрещено.

55 Применение права – это властная организующая деятельность компетенктных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Субъекты применения права.

Одна из важнейших особенностей применения права, отражающая его властно-государственный характер, состоит в том, что применять юридические нормы могут только специальные (компетентные) органы.

Большинство правоприменительных органов – органы государства[6]. Значительное число их административные органы, осуществляющие иногда довольно глубокую индивидуально-правовую деятельность (при социализме – в связи с необходимостью обеспечения планового руководства экономическим и социальным развитием, справедливым, на социалистических началах, распределением материальных благ из общественных фондов и др.).

 

Необходимо указать на то особое место, которое занимают среди субъектов применения права органы правосудия – суды. По самой направленности своей деятельности, ее организации и формам они призваны судить (и способны судить) "о праве", т.е. о самой правомерности поведения участников общественных отношений, с введением в действие всех вытекающих отсюда государственно-правовых последствий – назначением наказания за преступление, принудительным изъятием имущества и т.д.

 

С этой точки зрения, отмечая немалое науковедческое и политико-правовое значение понятия "применение права", научно-строгое воплощение в нем идеи законности, нужно иметь в виду и другое. Данное понятие имеет и отрицательную сторону: охватывая "на равных" индивидуально-правовую деятельность всех властных субъектов, оно несколько затеняет главное на данном участке правовой деятельности – единство права и правосудия. По самой сути специфически правовых закономерностей правовой надстройки индивидуально-правовая деятельность должна быть воплощена, прежде всего, в правосудии, в судебной деятельности. Именно она при прогрессивных социально-классовых условиях способна обогатить нормативное содержание правовой системы. Не случайно, поэтому К. Маркс, подчеркивая необходимость деятельности по применению закона к конкретному случаю, говорил о том, Что здесь "требуется также и судья"

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.01 с.)