При первом подходе ценность информации определяется по снижению состояния неопределенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При первом подходе ценность информации определяется по снижению состояния неопределенности.



Статистическая теория информации исходит из того, что информация понимается как мера уменьшения неопределенности знания после получения сообщения. Т.е., получение сообщения эквивалентно получению дополнительного знания, которое меняет ранее созданную картину.

Информация называется полезной, если она уменьшает неопределенность решающего алгоритма, также не имеет смысла говорить о полезной информации, содержащейся в сигнале, если не указаны задача, которая решается, начальное состояние решающего алгоритма и свойства декодирующего алгоритма.

Во втором подходе ценность информации определяется по достижению поставленной цели;

Одной из первых работ по проблеме ценности информации явилась статья, в которой предлагалось принять за меру ценности информации количество информации, необходимое для достижения поставленной цели. Так если до получения информации вероятность достижения цели равнялась Ро, а после ее получения Р1, то ценность информации определяется как логарифм отношения Ро1. Ценность информации при этом измеряется в битах. Этот критерий логически связан с теорией информации К. Шеннона, где под количеством информации имеется в виду снятая неопределенность.

Для систем с ясно определенной целью ценность информации можно выразить через приращение вероятности достижения цели. С технической точки зрения можно сформулировать так: для увеличения производительности экономической системы в k раз необходимо расширить пропускную способность каналов и объем создаваемых, передаваемых и обрабатываемых сообщений приблизительно в k2 раз.

Третий подход рассматривает ценность информации с точки зрения приращения тезауруса, т.е. в данном случае под ценностью информации понимается мера расширения, развития тезауруса воспринимаемой стороной при приеме и интерпретации сообщения. Тезаурус - систематизированный словарь понятий с указанием смысловых связей между ними.

Свойства информации

Качество информации – обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Основные свойства информации с точки зрения потребителя.

1. Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) пользователя.

2. Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного пользователя) характеризовать отображаемый объект и\или процесс.

3. Своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.

4. Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок.

5. Доступность – свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем.

6. Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации.

7. Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

8. Однозначность (адекватность) – свойство, характеризующее невозможность различной (неоднозначной) трактовки информации. Для систем использующих ЭВМ это свойство имеет очень большое значение.

 

При создании систем автоматизированной обработки информации для изучения свойств и особенностей информации и информационных потоков конкретной предметной области проводится синтаксический, семантический и прагматический анализ информации.

Синтаксический анализ позволяет установить важнейшие параметры информационных потоков, включая количественные характеристики для выбора комплекса технических и программных средств для их обработки.

Семантический анализ позволяет изучить информацию с точки зрения смыслового содержания ее отдельных элементов, находить способы языкового соответствия (язык человека - язык ЭВМ) при однозначном распознавании вводимых в систему сообщений.

Прагматический анализ позволяет определить степень полезности информации, выявить практическую значимость сообщений. Учитывая, что полезность информации является функцией времени и что одна и та же информация в разное время может быть полезной или бесполезной, принятые критерии оценки полезности увязываются с достоверностью и своевременностью поступающих сообщений.

Понятие знаний.

Знания рождаются и функционируют в обществе, проявляясь во всех информационно-коммуникативных интеллектуальных процессах. Они имеют различные формы существования и представления. Например, квалификация - это " живые" знания, неотделяемые от живых носителей (людей) и проявляющиеся в опыте, т.е. в умении человека осуществлять ту или иную полезную работу - физическую или интеллектуальную.

По определению Даниэла Белла «знание – это совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, которая передается другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме».

Денхем Грей трактует понятие знания как абсолютное использование информации и данных, совместно с потенциалом практического опыта людей, способностями, идеями, интуицией, убежденностью и мотивациями.

С появлением систем искусственного интеллекта появилось новое понятие - "база знаний", поэтому появилась необходимость соотнести понятия "данные и база данных" с понятиями "знания и база знаний".

Данные и структура базы данных в определенной степени отражает знания о предметной области и ее структуре. Можно выделить основные признаки знаний:

1. Одним из важных признаков знаний является структурированность, которую можно рассматривать как свойство декомпозиции сложных объектов на более простые и установление связей между простыми объектами, что означает использование отношений "часть-целое", "класс-подкласс", "род-вид" и т.п. Отношения подобного рода встречаются в иерархических, сетевых и реляционных базах данных.

2. Для такого признака знаний, как связность, практически нельзя найти аналогов среди названных выше баз данных. Знания наши связаны не только в смысле структуры, они отражают также закономерности относительно фактов, процессов, явлений и причинно-следственные отношения между ними.

3. Человеку свойственна познавательная активность, т.е. знания человека активны. Это принципиально отличает знания от данных.

Если данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства, то знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.

При обработке на ЭВМ данные трансформируются, условно проходя следующие этапы:

· данные как результат измерений и наблюдений;

· данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники);

· модели (структуры) данных в виде диаграмм, графиков, функций;

· данные в компьютере на языке описания данных;

· базы данных на машинных носителях.

Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности. Они получаются эмпирическим (empeiria – опыт) путем.

При обработке на ЭВМ знания трансформируются аналогично данным:

· знания в памяти человека как результат мышления;

· материальные носители знаний (учебники, методические пособия);

· поле знаний – условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих;

· знания, описанные на языках представления знаний (см. далее);

· базы знаний [3].

Знания могут быть классифицированы по следующим категориям:

поверхностные – знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами предметной области;

глубинные – абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и процессы в предметной области.

Кроме того, знания можно разделить на процедурные и декларативные.

Исторически первичными были процедурные знания, т.е. знания, «растворенные» в алгоритмах. Они управляли данными. Для их изменения требовалось изменять программы. Однако с развитием искусственного интеллекта приоритет данных постепенно изменялся, и все большая часть знаний сосредотачивалась в структурах данных (таблицы, списки, абстрактные типы данных), т.е. увеличивалась роль декларативных знаний.

Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, т.е. знаниями считаются предложения, написанные на языке представления знаний, приближенному к естественному и понятному неспециалисту [3].

 

Экономическая информация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.18.83 (0.009 с.)