Тема 5: человек и техносфера. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5: человек и техносфера. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.



План занятия:

1) Устный контроль (экспресс-опрос)

2) Письменный контроль (тестирование и письменный ответ)

Рейтинговая оценка:

ü до 5 баллов за участие в опросе (баллы текущего контроля)

ü до 5-10 баллов за тест и письменный ответ (баллы текущего контроля)

Контрольные вопросы:

1) Охарактеризуйте структуру техносферы, ее основные компоненты, виды техносферных зон, современные принципы ее формирования. Назовите источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов. В чем суть закона о неизбежности образования отходов жизнедеятельности?

2) Что такое опасные и вредные факторы? Приведите примеры. Как классифицируют негативные факторы среды обитания человека? Назовите типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды, виды опасных и вредных факторов техносферы. Какие опасные и вредные факторы можно выделить в выбранной вами профессиональной деятельности (экономика и управление)?

3) Охарактеризуйте уровни допустимого воздействия вредных факторов на человека и среду обитания. Как реализуется сочетанное и комбинированное действие вредных факторов?

4) Каковы критерии и параметры безопасности техносферы? Назовите методы повышения безопасности техносферы. В чем, на ваш взгляд, заключаются задачи экономики и менеджмента в обеспечении безопасности в техносфере и каков должен быть вклад экономики и менеджмента в решение проблем безопасности и экологии техносферы?

5) Какие существуют структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания? Какие есть естественные системы защиты человека от негативных воздействий?

6) Охарактеризуйте химические негативные факторы (вредные вещества) и методы защиты от них человека и среды обитания. Приведите примеры.

7) Охарактеризуйте биологические негативные факторы (вредные вещества) и методы защиты от них человека и среды обитания. Приведите примеры.

8) Охарактеризуйте физические негативные факторы (вредные вещества) и методы защиты от них человека и среды обитания. Приведите примеры.

9) Что такое информационная защита? Каковы основные методы обеспечения психологической и эмоциональной устойчивости при восприятии информационных потоков?

10) Кратко охарактеризуйте региональный комплекс естественных, антропогенных и техногенных негативных факторов Забайкальского края.

11) Какие существуют знаки безопасности и для чего они применяются? Приведите примеры.

12) Каковы основные принципы защиты от опасностей? Какие типовые методы защиты от негативных факторов реализуются в сфере вашей профессиональной деятельности (экономика и управление)?

Методические указания:

ü Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса по темам 2, 3 и 4 разделов. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ».

ü Тестовая проверка по темам раздела проводится после экспресс-опроса, задания разбиты на варианты. В завершение тестовой проверки каждому студенту будет предложен один контрольный вопрос из перечня для развернутого письменного ответа.

ü При подготовке ответов обратите внимание на пункт 2.1 «Темы и краткое содержание курса», темы 3 – 10.

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.1994 № 68-ФЗ в ред. ФЗ от 07.05.2009 N 84-ФЗ)

Федеральный закон «О пожарной безопасности» (от 21.12.1994 № 69-ФЗ в ред. ФЗ от 25.11.2009 №267-ФЗ)

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997 № 116-ФЗ в ред. ФЗ от 30.12.08 № 313-ФЗ).

Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 304 от 21.05.2007

Учебники

Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Дашков и К, 2005. – 214 с.; 2006. – 476 с.; 2009. – 452 с. + Словарь терминов.

Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) – М.: Юрайт, 2010. – 671 с.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова.– М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.; 2005. – 606 с.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.; 2008. – 461 с. + Словарь терминов.

Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Сидорова. – М.: Кнорус, 2009. - 496 с.

Занько Н.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.

Дополнительная литература

Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология – М.: Кнорус, 2008. – 400с.

Воронов Е.Т. и др. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации мирного времени: Учебное пособие. – Чита: ЧитГТУ, 2003. – 209 с.

Каракеян В.И., Никулина И.М. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2009. – 370 с.

Лобачев А. И. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшее образование, 2009. – 367 с.

Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Кн.1 Личная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 479 с.

Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 396 с.

Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с.

Хван Т. А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д, Феникс, 2004. – 416 с.

Тема 6: Экстремальные ситуации

План занятия:

1) Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями

2) Обсуждение докладов и подведение итогов

Рейтинговая оценка:

ü до 10 баллов за доклад с презентацией (баллы текущего контроля)

ü до 5 баллов за сообщение без презентации или дополнения по теме (баллы текущего контроля)

ü до 3 баллов за участие в обсуждении темы (баллы текущего контроля)

Вопросы для самостоятельной подготовки презентаций или сообщений:

1) Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении и на объектах экономики. Рекомендации по поведению при угрозе террористического акта и захвата заложников.

2) Толпа и массовая паника. Рекомендации по поведению в толпе, охваченной массовой паникой.

3) Эмоциональная реакция на опасность. Стадии психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях.

Методические указания:

ü В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.

ü Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.

ü При подготовке сообщений обратите внимание на Раздел 2.1 Темы и краткое содержание курса. Содержание сообщения не должно содержать много теоретического материала, в большей степени необходимо отразить ПРАКТИЧЕСКИЕ аспекты организации защиты в ЧС и рекомендации по действиям населения. Важным моментом при подготовке является подбор КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРОВ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ за последние годы в России и мире.

ü Время выступления – 10-12 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.

ü Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 06.03.2006 №35-ФЗ с изм. от 30.12.2008)

Закон РФ «О безопасности» (от 05.03.1992 № 2446-1 в ред. от 26.06.2008)

Учебники

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.; 2008. – 461 с. + Словарь терминов.

Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 208 с.; 2008. – 304 с.; 2009. – 303 с.

Занько Н.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.

Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охране труда / Под ред. Кукина П.П. и др. – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с.

Дополнительная литература

Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Сидорова. – М.: Кнорус, 2009. - 496 с.

Лобачев А. И. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшее образование, 2009. – 367 с.

Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Кн.1 Личная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 479 с.

Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 396 с.

Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с.

Интернет-источники

Национальный антитеррористический комитет // Официальный сайт. – Режим доступа: www.nak.fsb.ru

Пси-фактор. Центр практической психологии. Библиотека. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/

Контрольный семинар

Тема 7: Комфортные условия жизнедеятельности. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации. Управление безопасностью жизнедеятельности.

План занятия:

1) Устный контроль (экспресс-опрос)

2) Письменный контроль (тестирование и развернутый письменный ответ)

Рейтинговая оценка:

ü до 5 баллов за участие в опросе (баллы текущего контроля)

ü до 5-10 баллов за тест и письменный ответ (баллы текущего контроля)

Контрольные вопросы:

1) Что включает понятие комфортных или оптимальных условий жизнедеятельности? Какова взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека? Какое влияние оказывает климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека?

2) Охарактеризуйте принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности. Какие и как должны обеспечиваться оптимальные условия деятельности по вашему профессиональному профилю (экономика и управление)? Приведите примеры создания комфортных световых и климатических условий на рабочем месте (выбор систем вентиляции, кондиционирования и освещения, создание цветового интерьера).

3) Укажите психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Приведите примеры. Каковы психологические причины ошибок и создания аварийных и опасных ситуаций? Что относят к особым психическим состояниям и чрезмерным формам психического напряжения?

4) Назовите виды трудовой деятельности. Как классифицируют условия труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса, по факторам производственной среды? Какие можно выделить психофизиологические особенности труда в сфере вашей профессиональной деятельности (экономика и управление)?

5) Что такое эргономика? Что изучает инженерная психология? Дайте характеристику системе «человек — машина — среда». Как проявляется совместимость человека и машины. Какова, на ваш взгляд, роль профессиональной области знаний (экономика и управление) в совершенствовании и организации условий труда?

6) Какова должна быть оптимальная организация рабочего места? Назовите требования к организации рабочего места пользователя компьютера и офисной техники. Укажите особенности и приведите примеры организации рабочих мест в сфере профессиональной деятельности (экономика и управление).

7) Что называют чрезвычайной ситуацией (ЧС), экстремальной ситуацией? Что такое авария, катастрофа и стихийное бедствие? Приведите примеры. Назовите причины и фазы возникновения ЧС. Каковы роль и место профессиональной области знаний (экономика и управление) в прогнозировании и профилактике чрезвычайных ситуаций?

8) Какие выделяют ЧС по масштабам? Приведите примеры. Какова классификация ЧС по природе (источнику) возникновения? Приведите примеры. Как классифицируют чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности?

9) Каковы общие черты ЧС природного характера? Охарактеризуйте поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного характера. Назовите основные мероприятия защиты при угрозе и во время стихийных бедствий.

10) Какие инфекционные заболевания людей относят к опасным и особо опасным и почему? Укажите качественные и количественные характеристики массовых заболеваний. Приведите примеры. Какие мероприятия предпринимают при угрозе возникновения и во время ЧС биологического характера?

11) Каковы особенности и поражающие факторы техногенных аварий? Что называют потенциально опасным объектом (ПОО)? Какие виды техногенных аварий выделяют в соответствии с видами ПОО?

12) Что такое пожар и взрыв, каковы их основные поражающие факторы? Основные причины и источники пожаров и взрывов. Назовите основные виды взрывчатых веществ. Какие виды пожаров выделяют? Какие существуют категории ПВОО?

13) Назовите группы мер по предотвращению пожаров, укажите пассивные и активные методы пожарной защиты, системы пожаротушения, первичные средства пожаротушения. Укажите особенности обеспечения пожарной безопасности и пожарной профилактики в сфере профессиональной деятельности (экономика и управление).

14) Что относят к аварийно химически опасным веществам (АХОВ)? Как их классифицируют по степени и способам воздействия на организм человека?

15) Назовите общие меры профилактики аварий на ХОО. Что такое химически опасная обстановка и зоны химического заражения? Перечислите основные способы защиты персонала, населения и территорий от химически опасных веществ. Каковы основные действия при утечке хлора и аммиака?

16) Дайте характеристику Забайкальского края с точки зрения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: укажите наиболее характерные природные стихийные явления, потенциально опасные техногенные объекты региона.

17) Назовите виды экстремальных ситуаций, правила поведения и обеспечения личной безопасности. Какова основная эмоциональная реакция на опасность? Назовите формы реакции человека на острые стрессовые воздействия ЧС и типы поведения человека в ситуации эмоционального напряжения. Назовите и охарактеризуйте стадии психоэмоциональной реакции людей в экстремальных ситуациях.

18) Что такое толпа? Каковы основные механизмы формирования толпы? Какие выделяют виды толпы, в чем их опасность? Что такое паника, каковы основные условия ее формирования? Как обезопасить себя в толпе, охваченной массовой паникой?

19) Охарактеризуйте терроризм, характер и особенности террористических действий, меры борьбы с терроризмом.

20) Каковы основные принципы и способы организации защиты населения в мирное и военное время? Назовите особенности действий профессиональных кадров в сфере экономики и управления в условиях чрезвычайных ситуаций различных видов.

21) Как организуется оповещение и эвакуация населения при ЧС? Какова классификация средств индивидуальной защиты? Какова классификация защитных сооружений гражданской обороны?

22) Что такое устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях? Каковы основные принципы и способы повышению устойчивости объекта экономики в ЧС?

23) Как организуются аварийно-спасательные и других неотложные работы при чрезвычайных ситуациях?

24) Охарактеризуйте системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны.

25) Назовите органы государственного управления безопасностью, органы надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.

26) Как осуществляется кризисное управление в чрезвычайных ситуациях? Что включает система гражданской обороны? Каковы ее основные задачи и организационная структура? Каковы цели единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций? Какие силы и средства, уровни выделяют в ее структуре?

27) Как организован мониторинг, диагностика и контроль засостоянием окружающей среды, промышленной безопасности, условий и безопасности труда в Российской Федерации?

28) Укажите современные рыночные методы экономического управления безопасностью и основные принципы регулирования различных аспектов безопасности.

29) Каково социально-экономическое значение охраны труда и экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охране труда?

30) Назовитеэколого-экономические и социально-экономические составляющие ущерба от чрезвычайных ситуаций. Для чего необходимо страхование рисков и какие виды страхования рисков выделяют?

Методические указания:

ü Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса по темам 5, 6, 7, 8 разделов. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ».

ü Тестовая проверка по темам раздела проводится после экспресс-опроса, задания разбиты на варианты. В завершение тестовой проверки каждому студенту будет предложен один контрольный вопрос из перечня для развернутого письменного ответа.

ü При подготовке сообщений обратите внимание на Раздел 2.1 Темы и краткое содержание курса.

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон «О гражданской обороне» (от 12.02.1998 №28-ФЗ с изм. от 19.06.2004)

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне» и статью 21 Федерального закона «Об обороне» (от 23.06.2007 № 103-ФЗ)

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.1994 № 68-ФЗ в ред. от 07.05.2009 N 84-ФЗ)

Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 06.03.2006 №35-ФЗ с изм. от 30.12.2008)

Закон РФ «О безопасности» (от 05.03.1992 № 2446-1 в ред. от 26.06.2008)

Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №547 от 4 сентября 2003 г. (в ред. от 01.02.2005 №49, от 15.06.2009 №481).

Постановление Правительства РФ «Оединой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 30.12.2003 (в ред. т 16.07.2009 №577)

Учебники

Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Дашков и К, 2005. – 214 с.; 2006. – 476 с.; 2009. – 452 с. + Словарь терминов.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова.– М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.; 2005. – 606 с.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.; 2008. – 461 с. + Словарь терминов.

Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 208 с.; 2008. – 304 с.; 2009. – 303 с.

Занько Н.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.

Каракеян В.И., Никулина И.М. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2009. – 370 с.

Дополнительная литература

Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Сидорова. – М.: Кнорус, 2009. - 496 с.

Лобачев А. И. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшее образование, 2009. – 367 с.

Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Кн.2 Коллективная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 333 с.

Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с.

Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охране труда / Под ред. Кукина П.П. и др. – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с.

Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: Учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2008. – 368 с.

Интернет-источники

Управление по делам ГО и ЧС НГУ / Учебные пособия – Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/otd_sl/gochs/posobiya/posobiya.htm

4. Перечень тем практических и самостоятельных заданий

4.1. Практические работы (выполняются обязательно, текущий контроль)

Рейтинговая оценка:

ü до 5 баллов за работу №1 (баллы текущего контроля)

ü до 7 баллов за работу №2 (баллы текущего контроля)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Нормативно-правовые акты по обеспечению жизнедеятельности в РФ» (см. также тему 1 в п.3 Планы практических занятий)

Методические указания:

Работа выполняется на занятии. Все материалы (задания, нормативно-правовые акты) выдаются преподавателем. Электронный вариант задания:

1 папка БЖД для ЭФ 2011

1 папка Методические указания

2 файл Практическая работа №1

Есть нормативно-правовые акты в электронной версии материалов курса:

1 папка БЖД для ЭФ 2011

1 папка Материалы лекций и семинаров

1. Отметьте верные варианты в предложенных заданиях, используя Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 11 ноября 1994 г. (в ред. 2009 г.):

А. ФЗ определяет:

а) общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан;

б) частные для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан;

в) конкретные меры по защите граждан и объектов экономики в ЧС.

Б. Цели ФЗ:

а) прогнозирование ЧС, эвакуация людей и материальных ценностей, возмещение ущерба от ЧС;

б) предупреждение ЧС, снижение размеров ущерба и потерь, ликвидация ЧС;

в) определение экстремальных ситуаций, определение потерь, спасение людей.

В. Количество основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), определенных данным ФЗ:

а) 10; б) 14; в) 13.

Г. Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС:

а) быть проинформированными о риске и мерах защиты; иметь право на возмещение ущерба здоровью и имуществу; иметь право на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

б) получать письменную информацию о ЧС и денежные средства согласно заявлению; пользоваться стационарными лечебными учреждениями МЧС;

в) получать закрытую информацию о ЧС, компенсации, льготы и медицинское обслуживание на правах ликвидаторов ЧС.

Д. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС:

а) изучать меры безопасности при ЧС; уметь оказывать первую медицинскую помощь;

б) разрабатывать меры безопасности при ЧС; оказывать помощь спасателям МЧС в ликвидации ЧС;

в) соблюдать меры безопасности, не допускать нарушений, которые могут привести к ЧС; изучать и знать основные способы защиты от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и постоянно совершенствовать свои знания.

Е. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств:

а) организаций, находящихся в зоне ЧС;

б) объектов, попавших в зону ЧС, и спонсоров;

в) организаций, находящихся в зоне ЧС, средств органов исполнительной власти, бюджетов страховых органов и других источников.

2. Отметьте верные варианты, используя постановление Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

А. Укажите правильную классификацию ЧС:

а) местные; б) локальные; в) объектовые; г) локальные;
территориальные; местные; локальные; муниципальные;
региональные; территориальные; местные; межмуниципальные;
федеральные. региональные; региональные; региональные;
  федеральные; федеральные. межрегиональные;
  трансграничные.   федеральные.

Б. Составьте классификационную схему ЧС на основе критериев,

1) указанных в Постановлении

- количество людей, пострадавших в этих ситуациях,

- размер материального ущерба,

- границы зон чрезвычайных ситуаций.

2) указанных в ст. 24 ФЗ№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

- финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Определите, к какому типу ЧС (согласно Постановлению Правительства РФ №304), относится предложенная Вам конкретная ситуация (одна из пяти, см. набор ситуаций)

Примеры ситуаций

1. 8 октября 2009 года в Вологодской области произошло обрушение конструкций цеха Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь». Погибли двое рабочих, еще один находится в больнице в тяжелом состоянии.

2. 13 июля 2009 года под Самарой в районе села Печерское на мель село нефтеналивное судно «Бельская-75». Специалистами МЧС было установлено, что в водную акваторию поступило более 5,8 тонны мазута марки М-100 – химического вещества 3 класса опасности. Согласно заключению экологической экспертизы, в результате разлива мазута произошло загрязнение воды, берега, дна реки Волги Саратовского водохранилища расстоянии от 15 до 20 километров ниже по течению от места аварии. Ущерб Саратовскому водохранилищу превысил 9,5 миллионов рублей. Благодаря действиям всех служб и организаций удалось предотвратить распространение мазутного пятна в соседние области.

3. 17 августа 2009 года в машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС хлынула вода, уничтожив три гидроагрегата и повредив все остальные. Крупнейшая в России ГЭС была остановлена. Погибли 75 человек, 13 пострадали. Ущерб от аварии превысил 7,338 миллиарда рублей, включая экологический ущерб. Сумма, которая потребуется на восстановление ГЭС, составляет около 20 миллиардов рублей.

4. 24 мая 2005 года, на подстанции «Чагино» в г. Москве произошла крупная энергоавария. В результате на длительное время были лишены электричества южные районы столицы, а также ряд населенных пунктов Московской, Тульской и Калужской областей. Без электричества остались более 2 млн. человек, была парализована работа множества служб и организаций. Общий материальный ущерб столицы от той аварии составил 1,7 миллиарда рублей.

5. В результате продолжительных ливневых дождей, которые прошли 20-23 августа 2009 года на территории республики Дагестан, пострадало 8 районов и 4 города. Полностью разрушены или пришли в негодность для проживания 239 и пострадало (подтоплено) около 3000 частных домостроений. Ориентировочный ущерб, нанесенный хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса, составляет 172 млн. рублей.

4. Подберите примеры реальных ЧС, произошедших в РФ в период с 2005 по 2010 гг., в соответствии с составленной Вами в задании 2 схемой (5 ситуаций). Используйте новостные ленты информационных агентств, периодическую печать, отчеты МЧС.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 «Основные направления и мероприятия организации гражданской защиты в РФ» (см. также материалы курса в электронной версии)

Методические указания:

Работа выполняется самостоятельно. Все подготовленные материалы будут необходимы на семинарском занятии по соответствующей теме. Электронный вариант задания (см. материалы курса в электронном виде):

1 папка БЖД для ЭФ 2011

1 папка Методические указания

2 файл Практическая работа №2

Есть вспомогательные материалы в электронной версии курса:

1 папка БЖД для ЭФ 2011

1 папка Материалы лекций и семинаров

1. Вы – глава администрации условного города N. Используя теоретический материал и нормативно-правовые акты, составьте перечень мероприятий и алгоритм действий по организации эвакуации населения из вашего города в случае возникновения ЧС мирного или военного времени.

2. Вы – директор крупного предприятия (объект экономики). Используя теоретический материал и нормативно-правовые акты, составьте блок-схему / алгоритм действий по организации работы штабов ГО и комиссий по ЧС (КЧС) на объекте экономики при возникновении ЧС природного или техногенного характера.

3. Составьте блок-схему по требованиям в области пожарной безопасности для объектов экономики и населения. Укажите особенности обеспечения пожарной безопасности и пожарной профилактики в сфере вашей профессиональной деятельности (экономика и управление).

4. Составьте план и алгоритм действий по организации антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении и на объектах экономики.

4.2. Вопросы для подготовки эссе (выполняется обязательно, текущий контроль)

Рейтинговая оценка:

ü до 5 баллов за одно эссе

1. Безопасность и теория риска: возможно ли достижение абсолютной безопасности?

2. Культура безопасности личности и общества как фактор обеспечения безопасности в техносфере.

3. Задачи и вклад экономики и менеджмента в решение проблем безопасности в техносфере.

4. Культура безопасности как фактор устойчивого развития.

5. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности.

6. Организация защиты в ЧС: сравнение российского и зарубежного опыта.

7. Психологическая устойчивость в ЧС: проблемы и наиболее эффективные пути выработки.

8. Негативные факторы и методы защиты от них в выбранной сфере профессиональной деятельности (экономика и управление).

9. Особенности создания комфортных световых и климатических условий и организации рабочих мест в сфере профессиональной деятельности (экономика и управление).

10. Роль профессиональной области знаний (экономика и управление) в совершенствовании и организации условий труда.

Методические указания:

В течение семестра студент обязан написать ОДНО эссе в соответствии СО СВОИМ ВАРИАНТОМ (распределяется на занятии): 1-ый вариант – в.1; 2-ой вариант – в.2; 3-ый вариант – в.3; 4-ой вариант – в.4 и т.п.

Эссе (рассуждение на заданную тему, 2 - 3 стр.) должно включать:

- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;

- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.

Эссе выполняется на отдельных листах.

Рекомендации по написанию эссе – см. п. 4.4. и 4.5.


4.3. Премиальное задание – подготовка эссе (выполняются по желанию, для премиальных баллов)

Методические указания:

В течение семестра студент может написать еще 1 – 3 эссе в дополнение к обязательному.

Рекомендации по написанию эссе – см. п. 4.2, 4.4 и 4.6.

Вопросы для подготовки эссе

Рейтинговая оценка:

ü до 5 баллов за одно эссе

1. Первая медицинская помощь: необходимо ли всеобщее образование в этой сфере?

2. Может ли терроризм считаться глобальной экономической проблемой?

3. Здоровый образ жизни как фактор обеспечения личной и общественной безопасности.

4. Экологическая безопасность Забайкальского края и пути ее обеспечения.

Рейтинговая оценка:

ü до 10 баллов за одно эссе

5. Состояние техносферной безопасности в Забайкальском крае, основные проблемы и пути их решения.

6. Характеристика Забайкальского края с точки зрения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Региональный комплекс естественных, антропогенных и техногенных негативных факторов Забайкальского края.

8. Региональная система управления безопасностью и нормативно-правовые акты Забайкальского края, регламентирующие вопросы безопасности.

9. Роль профессиональной области знаний (экономика и управление) в управлении безопасностью жизнедеятельности.

4.4. Общие требования к самостоятельным работам:

ü Темы для самостоятельной работы по курсу предлагаются студентам в начале семестра.

Студенты обязательно должны выполнить:

- практическую работу №1 (п.4.1)

- практическую работу №2 (п.4.1)

- 1 эссе в соответствии со своим вариантом (п. 4.2)

Для повышения рейтинга (премиальные баллы) студент может выбрать еще самостоятельные работы (темы, формы и общее количество определяются студентом):

- 1-3 эссе (п. 4.3)

ü Самостоятельная работа, оформленная в виде ПРЕЗЕНТАЦИИ Microsoft PowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается. (см. также п.4.5. Как подготовить презентацию)

Файл презентации должен быть предоставлен на CD или с флеш-карты.

Название файла должно совпадать с Ф.И.О. докладчика.

Объем работы – 12 - 20 слайдов. Материал должен быть представлен в виде основных определений, положений, тезисов, схем, таблиц, рисунков, фотографий.

Слайд №1 должен содержать следующую информацию:

- Название ВУЗа и кафедры, где выполнена работа.

- Название доклада.

- Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов.

- Фамилия, Имя, Отчество, учёная степень, звание, должность научного руководителя.

Последний слайд, используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе.

Все слайды (кроме первого) должны содержать порядковый номер, расположенный в правом верхнем углу.

Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название.

Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне».

Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт.

Рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.

Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – 15 строк текста.

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.

Использование звуковых эффектов в ходе демонстрации презентации не желательны.

ü Самостоятельная работа, оформленная в виде ЭССЕ, должна соответствовать изложенным в методических указаниях требованиям к эссе, в противном случае балльная оценка снижается. Работа предоставляется на кафедру в письменном виде на отдельных листах. Объем работы – 2 – 3 страницы (см. также п.4.7. Как подготовить и написать эссе).

Как подготовить презентацию

1. Подготовительный этап, сбор информации

- Перед началом работы необходимо определить тему вашего доклада. Написать план и основные тезисы.

- Разбить тезисы на отдельные параграфы, по которым можно сделать раскадровку.

2. На что стоит обратить внимание перед началом работы

При разработке презентации надо иметь в виду следующее:

- Определить, для чего нужна презентация: для проверки во внеурочное время или для выступления на семинарах, докладах. В первом случае наполнение (как текстовое, так и иллюстративное) должно быть наиболее полным, т.к. презентация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.202 с.)